Причинно следственная связь ребенку 3 года

Хотя очень важно постоянно демонстрировать детям причинно-следственную модель мышления в словесной форме уже с самого раннего возраста, они вряд ли самостоятельно примут на этой основе то или иное решение. До тех пор пока детям не исполнится три года, родителям следует отвлекать или просто физически отстранять их от запрещенных занятий. Это особенно важно, если поведение малышей может иметь опасные последствия для здоровья (прикосновение к горячей плите), имущества (попытка разобрать музыкальный центр) или социальных взаимоотношений (намерение кого-то ударить или толкнуть).
В три – четыре года ребенок уже способен подавлять в себе некоторые импульсы. Например, если родители говорят двухлетнему малышу: «Не трогай телевизор», то наивно ожидать, что тот оставит его в покое, особенно если он в это время находится в комнате один. Он еще не может понять, что это может грозить ему неприятностями. Однако в четыре года тот же самый ребенок уже вполне осознает эту простую причинно-следственную связь. В большинстве случаев он уже в состоянии выполнять данные ему указания, даже не находясь под постоянным наблюдением.
Как происходит воспитание причинно-следственного мышления у ребенка?
В возрасте от четырех до шести лет, когда развиваются познавательные способности, ребенок уже может делать определенные прогнозы относительно последствий своих действий и на их основе отказываться от некоторых желаний и намерений. По мере развития данных способностей ребенка у родителей возникает идеальная возможность постоянно и последовательно демонстрировать ему существование причинно-следственных связей. На этой стадии дети уже в состоянии устанавливать их в аналогичных ситуациях. Взрослые могут существенно помочь развитию и укреплению этих ассоциаций, если будут вслух излагать ход своих мыслей при принятии различных решений. Когда ребята будут готовы делать осознанный выбор, родители должны направлять их мысли и действия: «Если ты сделаешь это, то что, по твоему мнению, получится? Что еще можно сделать в этой ситуации? А если ты поступишь иначе, то что произойдет? Какой результат тебя больше устраивает? Какое решение, по-твоему, лучше?»
Постепенно логическое мышление детей становится все более развитым, и они уже могут решать довольно сложные проблемы. Девятилетний мальчик, например, вполне понимает, что если он изо всей силы бросит мяч, то может кого-нибудь сильно ударить, разбить окно или мяч выкатится на проезжую часть. Если он разобьет окно, то мама, возможно, решит оплатить ремонт из его карманных денег. Мальчик учитывает сразу несколько возможных последствий своего броска. Когда дети находятся на такой, достаточно продвинутой, стадии развития, формирование у них навыков причинно-следственного мышления приобретает новые масштабы. Родители могут задавать более сложные мыслительные задачи, развивая способность ребят понимать все возможные последствия и принимать на этой основе осознанные решения.
Формируя у детей навыки причинно-следственного мышления для самостоятельного принятия решений, родители должны учить их применять ту же логику и по отношению к поведению. Объяснение детям последствий их поведения помогает ребятам понять связь между своими поступками и их результатами: «Если я ударю сестру, то мама меня накажет. Мой поступок будет иметь негативные последствия».
Источник
Приветствуем вас, уважаемые родители!
В мире нет ничего случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью. Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу.
Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, которое является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.
Ребенок 5-7 лет владеет достаточным объемом представлений об окружающем мире и может оперировать имеющейся у него информацией, довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и явлениями, которые ему хорошо знакомы.
В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно-следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне, нежели на предыдущих возрастных этапах дошкольного детства.
Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка 5-7 лет.
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.
Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.
Игра «Что тяжелее?»
В этой игре нужно будет разобраться, какие предметы тяжелее других, а какие легче.
Взрослым-то хорошо, для них понятно, что книжка весит больше, чем карандаш, а стол тяжелее стула. Перейдите по данной ссылке и играйте вместе с ребенком:
https://igraem.pro/igry-dlya-malyshej/chto-tyazhelee/
Игра «Найди связь»
Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило.
Например:
Шишка упала с елки. – Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе, выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.
Это варианты предложений, которые можно предложить ребенку:
- Котенок подошел к блюдечку. – Мальчик не выучил уроки.
- Утром отключили воду. – Папа опоздал на работу.
- Дворник чистил весь день дорожки от снега. – Мама опоздала на работу.
- Все прохожие промокли. – Наконец-то вылезли первые первоцветы из земли.
- Мама купила вкусный арбуз. – Папа, наконец-то поменял колесо на машине.
- Многие ученики заболели. – Окна покрыты инеем.
- Мама устроила дома праздник. – Мальчик получил хорошую оценку.
Игра «Что сначала, что потом?»
Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить ребенку определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.
(Кликните на картинку, чтобы увеличить ее в размерах)
Играйте в эти замечательные игры и развивайте воображение ваших детей!
Материал подготовлен Исламовой Р.А. (специалист МАУ ИМЦ «Альтернатива»)
Источник
Меня заинтересовали Эллины советы в ответ на некоторые вопросы об играх и сказках, где ярко выражены причинно-следственные связи. По-моему, вообще материал для целой статьи ;). Но в данный момент хочу задать несколько вопросиков.
1. Признаться, очень удивлялась, когда во многих журналах о детях читала, что, мол, детей до трёх лет нельзя наказывать за совершение таких поступков, как, например, играл со стаканом, уронил, стакан разбился, вода вылилась… т.к. в таком возрасте ребёнок ещё не способен понять,что это именно он натворил, он, якобы, очень даже удивлён происшествием, и ещё больше удивится наказанию. Подумав немного, я в целом приняла эту позицию – действительно, взрослый, по крайней мере, лучше может предсказать ситуацию, значит, вина всё-таки взрослого. Но отбросим вопрос вины. Действительно ли ребёнок (до трёх лет) не может уже случившееся происшествие понять и оценить, что это результат именно ЕГО деятельности? Если нет, то когда это понимание приходит, в три года или раньше (позже)?
2. Как маленькому ребёнку объяснять последствия потенциально опасного действия? “Если ты наступишь на этот люк, может, сейчас ты и не упадёшь, но вдруг там что-то сломалось? и тогда ты провалишься в яму. Да, там, под крышкой яма!” – это не я придумала, вчера слышала на улице, как мама объясняла своей двухлетней дочке. Результат – почти ноль. Запугивать сильно тоже не хочется. К тому же существуют опасности с отсроченным или маловероятным результатом. Помню поднятое Эллой обсуждение рассказа о косточке. Ребёнок однажды проглотит косточку, поймёт, что это не так страшно, как ему говорили, и перестанет верить родителям. А если в следующий раз не пройдёт всё гладко? Или – отсроченный результат – аппендицит через несколько лет?
3. Бросается в глаза, насколько старые (народные) сказки витеиваты, а новые (современные) – прямолинейны. Действительно, может, намного полезнее ребёнка учить причинно-следственным связям исподволь, а не так, что “Видишь, мальчик какой непослушный был? Из-за этого всё и получилось”? Но, наверно, бывают ситуации, когда сказки с сюжетом, похожим на жизнь (жила-была девочка, похожая на тебя), всё-таки очень хорошо работают и не забивают ребёнка своими прямолинейными установкаи?
Прошу прощения за длинный топик.
09.10.2001 14:52:58, Клавка
19 комментариев
1) Понимание, на мой взгляд, приходит тем раньше, чем больше возможности для самостоятельных эспериментов и размышлений над ними дается ребенку с рождения. Уже с 2х лет дочка, входя в темную комнату, первым делом шла включать свет. До этого долго трудилась с настольной лампой, где были 2 шнурочка: дергала за один и с восторгом кричала “Ти-и-мО”, потом за другой и с неменьшей радостью “Си-и-тО”. Это просто один из примеров, но, однозначно, мне кажется, нужно позволять трогать и давать возможность исследовать все предметы в доме и на улице за исключением потенциально опасных, которые нужно убрать, закрыть, и т.д.(имею в виду мелкие или острые предметы, лекарства и проч. в зависимости от индивидуальных пристрастий)
2) Сонечка очень хорошо написАла о том, что после шлепка и грозного окрика происходит переключение на область взаимоотношений. Причем ребенок, как правило, не понимает, за что он наказан, т. к. не видит последствий своего действия. Ну что тут можно сказать?:) Я в случае реальной опасности(ну например, на дороге) брала дочку за руку и говорила “Нет!” Редкие запреты обычно вызывали удивление, а не возражение и повышенное внимание к конкретной ситуации, оставаясь в памяти как табу на подсознательном уровне. Потом можно их уже коротко объяснять “Это опасно!” Ну пробовали трогать свечку, горячую кастрюлю, кактус, ну что тут приводить примеры, учились вообщем. А по поводу предостережений и объяснений… Очень трудно от них удержаться. Стараюсь прикусывать язык и жду окончания “опыта”, и вопросов то нее, если последуют… Мне кажется, если все время объяснять до того, как получен конкретный опыт, ребенок в скором времени либо перестанет их слушать в силу встроенного в него защитного механизма, либо будет всего бояться.
3) Сказки. Думаю, работают на закрепление уже существующего опыта. В ином случае у нас не работают вовсе, вызывая бесконечное “А по-о-се-му?”…А вот истории о девочке Асе, которые муж продуцирует в таком количестве, что я уже подумываю о том, чтобы его записывать, у нее вызывают неизменный интерес. Истории эти связаны с конкретными событиями из ее повседневной жизни и похоже удовлетворяют ее потребность в ревизии происходящего. 11.10.2001 00:51:53, olgaT
Вчера вечером дочка выдала такое заключение:”Да-а, принцессы спят в пижамках, а пираты…- в купальниках!” Вот вам и истории о хороших принцессах и неправильных пиратах:) 11.10.2001 01:21:07, olgaT
:))) 13.10.2001 22:34:22, Клавка
1) ИМХО причинно-следственные связи ребенок изучает с самого раннего возраста, месяцев с 6, точно, а может и раньше. Он изучает мир, я – так, оно – так. Повторения и вариации бесконечные, открытия и эксперименты. И вдруг в эксперимент включается взрослый со шлепком и криком. Изучение природы прекращается, начинается изучение взаимоотношений, если бьют больно и кричат страшно какие уж тут исследования. Взрослые решают примитивные проблемы, общаясь с ребенком, а он исследует мир. 🙁 Потом мы говорим:”Он еще глуп и мал”.
2)Постоянное запугивание и объяснение всех опасностей дает уверенность, что жизнь штука страшная и непредсказуемая. Вроде – крышечка, а там – яма. Пессимизм и нежелание активных действий – продукт такой политики. Правда, к своему счастью, многие дети умеют пропускать мимо ушей родительские предупреждения и весело набивать свои собственные шишки. Но чувствительному и восприимчивому ребенку приходится туго. Один из примеров – мой старший сын Глеб.
Когда годовалый Аркашка уверенно полз по спинке дивана, первой моей реакцией было :”Стой, упадешь!” А потом я сравнила его уверенные движения и свои, скованные страхом. Лучше страховать, чем пугать. Пусть растут ловкими и любознательными.
10.10.2001 12:23:09, Сонечка
По мне так пусть у него пропадет интерес к электрическому току до того, как его стукнет 🙁 11.10.2001 07:58:54, Елена Д.
1) На счет того, когда ребенок начинает понимать причинно-следственные связи, думаю, у всех по-разному, но не раньше 2 лет, это точно. Мы никогда не наказывали, даже позволяли экспериментировать (но не стеклянными стаканами).
2) Что касается безопасности – объяснять нужно, но надо знать, что поймется это все значительно позже и объяснять надо на уровне понимания, т.е. для своего возраста. Мы старались просто обезопасить все опасные места, розетки прятались за другие предметы, если невозможно- закрывались защитными средствами. Для отвлечения от настоящих кнопок использовались игрушечные и т.д..
3) на счет сказок – не знаю, ребенку нравились именно народные, они короткие и сюжет простой, сейчас читаем приключенческие 🙂 10.10.2001 07:11:35, Елена Д.
Просто кстати – а как тогда ваш ребенок узнал, что стеклянные предметы разбиваются? Мне интересно, в каком возрасте и при каких обстоятельствах ребенок это узнает, если сам не разобъет.
Наш, естественно, уже разбил… и не одну банку (я ему банки всегда давала). Под наблюдением, так что ничего страшного не случилось. И мне кажется, не намеренно, даже когда узнал, что они бьются. Но очень интересно.
10.10.2001 12:25:10, Кондратея
Он видел как бьется посуда у нас 🙂 А поскольку ребенок очень чувствительный (мог даже испугаться), то сам этого не делал (нарочно), а насчет случайного разбиения – просто кружки и банки у него были небьющиеся 🙂 А, вообще, на счет интереса – не знаю, ему интереснее всегда было что-нибудь разобрать, посмотреть что внутри, но ни разу он не сломал вещь чтобы посмотреть как она ломается 🙂 Может особое восприятие, я не знаю… 11.10.2001 07:57:01, Елена Д.
Я пока еще не замечаю осознанных намерений (типа вот эту игрушку я разберу, а вот эту грохну на мелкие кусочки). Кондрат просто играет – экспериментирует. Банки я ему даю для “сокровищ”, какие он любит себе устраивать, для завинчивания крышек и вообще для личных вещей. А разбиваются они изредка, чаще когда ребенок берет банку в коридор или ванную комнату. Внутрь самой ванны я, естественно, брать стекло не позволяю.
Я сперва боялась, вдруг он разобьет, потом выяснилось, что когда он разбил пару раз – стал осторожнее обращаться.
11.10.2001 11:01:19, Кондратея
А мой, видимо, научился на чужих ошибках 🙂 (я имею в виду битье посуды), а, может, еще все впереди 🙂 Я помню сама сломала кучу тарелок пока училась ставить их в сушилку (мне было 7 лет). 12.10.2001 10:39:36, Елена Д.
1. Вины тут ни на ком пока:) нет (пока ребенка не наказывают), а одна польза. Ронять, разбивать и разливать очень даже полезно – а как же еще научиться устанавливать причинно-следственные связи? Конечно, разбил – получил по попе тоже причинно-следственная связь, но задерживающая познавательное развитие.
2. Понимание последствий потенциально-опасного для жизни и здоровья действия придет нескоро, поэтому здесь я согласна с Кондратеей – пока лучше предотвращать: давать сливы без косточек:)
3. “Три медведя” – хорошая причинно-следственная сказка, маленькие дети улавливают смысл достаточно легко – своя тарелочка или кружечка очень даже дорога и любима:)
А в каких современных сказках установки прямолинейны? 09.10.2001 17:36:15, Элла Прокофьева
Элла, а с какого возраста все же у детей это формируется? 09.10.2001 17:43:17, Acя
С точки зрения нейропсихологов, в старшем дошкольном возрасте можно уже начинать оценивать эту способность.
С точки зрения некоторых педагогов (ходила к одной на курсы повышения квалификации) можно оценивать и делать выводы – с 3-х лет;)))
А формируется с рождения, и наша задача – создать благоприятные условия. 09.10.2001 18:03:20, Элла Прокофьева
Спасибо! А разница-то как велика, просто ужасно.:-) 09.10.2001 18:23:40, Aся
Мне кажется, здесь некоторое расхождение в интерпретации.
Понимаете, даже младенец может интуитивно чувствовать, что существует некоторая последовательность событий, и что одно событие вызывает другое: если мама всегда отзывается на его призыв о помощи, то в мозге ребенка формируется связь: я плАчу – мама приходит. Но объяснить психологу-диагносту он этого не сможет:)
Трехлетний малыш понимает, что, если выключить свет, то будет темно. Но если мы его спросим, почему в комнате темно, то он не всегда легко ответит: потому что не включен свет.
Объяснить ребенок это сможет годам к пяти.
Вообще, я заметила, что объяснение сложных причинно-следственных связей тяжело дается даже пятилетнему малышу. А годам к шести наблюдается значительный интеллектуальный скачок, связанный с установлением устойчивых ассоциативных связей в мозге.
Однако, что интересно, события из личного опыта ребенку интерпретировать даже сложнее, чем события на картинках. 09.10.2001 19:45:16, Элла Прокофьева
Все три вопроса очень сложны в теории (без приложения к конкретным детям и родителям), но весьма успешно решаются родителями на практике. Практика эта у всех своя.
1. Я верю, что ребенок по крайней мере нашего возраста (полтора года) не понимает причинно-следственных связей ни в каком виде. Ни про себя, ни про других. Дальше видно будет, охотно верю, что до трех лет простирается все то же.
2. Потенциально опасные действия маленькому ребенку никак не объясняю – нельзя, и все тут, – а ребенку побольше (племяннику 3.5 лет) уже умудрялась доступно объяснить. Так и планирую – пока не понимает, значит, и объяснять нечего.
3. Старые сказки мне лично больше нравятся. А прямолинейности ни в какой литературе не люблю.
09.10.2001 16:32:44, Кондратея
Про п.3 Это уже не сказки получаются, а терапевтические метафоры 🙂 А что касается их толкования, то любая сказка проходит через сито восприятия разных людей и понимаются по-разному! Это и хорошо и плохо. Т.е. хорошо, в том случае если мы хотим заложить глубинные установки , напр о добре и зле, жадности и щедрости. А если нам нужно вложить правило ? Примитивное такое как вы писали в п 2. Например, отучить вытаскивать штепсель из розетки и совать его обратно !!! У меня в этих случаях только кватает силы на дедовский способ под названием “по рукам”! И это оправдано! 09.10.2001 16:31:13, *Забава
А не проще ли закрыть розетки, чем давать по рукам? 10.10.2001 11:48:17, olgaT
По моему, проще и эффективнее. У нас ребено теперь может сам выключть пылесос из розетки (под незаметным присмотром), а пока был мелкий – пряталось все, что связано с этой сферой 🙂 11.10.2001 08:02:19, Елена Д.
Источник