При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме

Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.

https://programmamama.com

Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС

К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.

Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.

Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»

Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.

В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».

Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.

Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!

Источник

Если пограничный уровень или ниже нормы, то смотрим особенно внимательно. Своеобразие нужно кратко описать на психологическом языке.

2. Описание основных индивидуально психологических особенностей ребенка (ребенок всегда индивидуален).

Представляются наиболее яркие индивидуальные черты и особенности ребенка, отличающие его от сверстников, потому что родители их часто не видят

3. Психологическая квалификация характера и черт ребенка, описание сути установленных психологических проблем.

Это конкретное психологическое неблагополучие ребенка на основе его особенностей. Надо указать не только на затруднения, а найти их ядро и выразить на языке психологических понятий.

Эти понятия обладают объяснительной силой в отношении проблем ребенка (идентификация проблем) и дают направление деятельности.

Система диагностических категорий не носит исчерпывающий характер. (см энцикл словарь)

А. Венгер выделяет психологический синдром (синдром – это совокупность системы синдромов)

4. Указание на причины или условия возникновения установленного психологического неблагополучия или вариантов развития.

Группы причин:

а) из области системы значимых взаимоотношений;

б) из области нервно-психического благополучия. Психологи должны указывать и это в качестве предположения. Если для нарушений не находим обоснования в психологической картине, то ищем их в ослаблении нервно психического здоровья.

Позднее Выготский (1932) дополнил указанные требования к ПД еще одним важным требованием: не только определять уровень достигнутого, актуального развития, но и исследовать «зону ближайшего развития», т.е. характеризовать состояние развития ребенка «как со стороны созревшего, так несозревшего процесса».

возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов:

  1. Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
  2. Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами.
  3. Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода – ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
  4. Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания).
  5. Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка – то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
  6. Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: “Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?” ВД – учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее.

Если мы не знаем что отвечать, то можно обратится к такой модели: (если кто помнит, это круг

4 сферы развития ребенка:

  1. Познавательная сфера
  2. Эмоционально-личностная
  3. Сфера взаимоотношений
  4. Деятельность

Ну и конечно не забываем про треугольник:

1) ССР

2) НО (познавательные, регулятивные (произвольность), эмоционально-личностные)

3) ВД

Жалоба – это выражение недовольства по поводу проблем ребенка. Жалоба всегда имеет вектор, локус, она ориентирована на кого-то или что-то. Часто содержит самодиагностику, сопровождается попыткой объяснить причину этих трудностей.

· Субъективная жалоба – по направленности на кого: на ребенка, его поведение, на семейную ситуацию, на супруга, супружеские отношения по вопросу воспитания, на самого себя («кричу на ребенка»), на третьих лиц – бабушка, няня, учитель

· Объективная жалоба – по направленности на что: а) на индивидуально-психологические особенности ребенка, например, неорганизованность; б) нарушение психосоматического здоровья; в) проблемы психологического и умственного развития; г) нарушение взаимопонимания в семье (не слушается, грубит) и т.д.

Виды запросов:

· Конструктивный запрос – конкретный, понятный

· Неконструктивный запрос –недопустимо общий, неконкретный, нереалистичные установки («хочу всегда поступать правильно» – надо уточнить в чем сомнения, трудности)

· Манипулятивный запрос – изменить кого-то: ребенка (сделайте так, чтобы мой ребенок меня слушался), членов семьи, желание управлять чужим поведением, делегирование ответственности психологу («сделайте мне ребенка послушным»)

Говоря о проблемах младшего школьного возраста как фазы онтогенеза фактически имеется в виду проблемы двух возрастных отрезков:

· Кризиса семи лет как критического возраста (по терминологии Выготского)

· Проблемы младшего школьного возраста (литический возраст по терминологии Выготского)

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Кризис семи лет – это переломный, критический возраст, которым открывается весь период школьных возрастов.

Особенность его заключается в том, что нет четких границ, когда он начнется (он не начнется ровно в день рождения ребенка и не начнется 1 сентября, все индивидуально), и когда закончится (в качестве критерия окончания кризиса семи лет можно было бы принять появление у ребенка проблем, связанных с особенностями формирования и функционирования ведущей деятельности младшего школьного возраста – учебной деятельности)

Проблемы и трудности (являются отражением постепенного вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития), связанным с самим фактом поступления в школу, их возможные причины:

· Трудности, связанные с новым режимом дня. У ребенка появляются «режимные» обязанности – вовремя быть в школе, соблюдать расписание занятий, уделять время подготовке домашнего задания даже в ущерб естественным потребностям (в игре и отдыхе) Наиболее значимы для детей, не посещавших сад. У них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности).

· Трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах). Наиболее значимы для детей, не посещавших детский сад.

· Трудности, локализующиеся в области взаимоотношений с учителем. Наиболее значимы для детей, не посещавших детский сад.

· Трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка (изменяется социальная позиция ребенка в семье – ему, как правило, выделают особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, для подготовки уроков. Изменяется отношение к нему всех членов семьи). Неготовность родителей к новым обязанностям ребенка как ученика и его новым правилам.

Таким образом, трудности «школьной части» кризиса семи лет являются продолжением трудностей подготовки к школьному обучению и следствием неполной работы взрослых по подготовке ребенка к школьному обучению по оперативному изменению его семейной ситуации, навыков самоорганизации деятельности и т.д.



Источник

Возрастные нормы психического развития детей

от рождения до семи лет

       Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые  должны возникать на каждом этапе развития ребенка.                                                

      Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

     На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

    К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

    С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.  

     К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

     Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.                                                                                                  

     Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.  

                        С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.  

     Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

     Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.  Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

    Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы.  К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.  К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок  должен достичь определенных результатов.

Источник