При диагностике развития личности ребенка показателями могут быть

При диагностике развития личности ребенка показателями могут быть thumbnail

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, психологические тренинги, деловые игры, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Диагностика личностного развития учащихся.

Оценка личностного развития учащихся начальной школы проводится в трех направлениях:

  • определение уровня и структуры мотивации;

  • диагностика самооценки в плане общего отношения к себе, а также отношение к различным сторонам своей личности (например, оценка волевых качеств);

  • отношение к другим и характер взаимоотношений с окружающими.

  1. Диагностика мотивации учебной деятельности (методика Н.Г. Лускановой ) важна для понимания причин реализации или не реализации потенциальных возможностей (способностей) в успешности. При низкой общей мотивации к учению важна вероятность того, что успешность также будет невысока, или будет иметь тенденцию к снижению в будущем (к среднему звену).

    Важно также по результатам диагностики выяснить причину негативного отношения к школе.

    Это может быть:

    • высокая сложность материала при невысоком интеллектуальном потенциале учащихся;

    • высокий темп освоения программы при замедленном типе восприятия;

    • большой объем информации для осмысления и запоминания, особенно при большой дополнительной нагрузке (внешкольные увлечения);

    • несоответствие типа восприятия и темповых реакций ученика и учителя, а также отсутствие взаимопонимания с учителем;

    • несложившиеся отношения в коллективе, отсутствие друзей;

    • неправильное поведение родителей в плане сопровождения учебного процесса, некорректное отношение к успехам и неудачам.

  2. Диагностика самооценивания и отношения к различным сторонам собственной личности (методика «Лесенка самооценки» ) также важна для понимания развития ребенка. Заниженная самооценка может быть причиной неуверенности в себе, в собственных силах и возможности достижения результатов в какой-либо области. Результаты оценивания личностных качеств могут служить дополнительной информацией для учителя в плане взаимопонимания с учащимся.

  3. Характер взаимоотношений с окружающими, наличие у ребенка друзей (или их отсутствие) также может быть причиной общего снижения мотивации и изменения отношения к школе (социометрия).

Показатели тревожности, эмоциональный фон и энергетика ребенка, а также данные по проективным рисуночным тестам снимаются при наличии личностных проблем и при индивидуальной работе с ребенком по запросу родителей или классного руководителя (тест Тэммл, Дорки, Амен; цветовой тест Люшера; проектировочные рисуночные тесты).

3

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагности-

ческие исследования

Достижение воспитатель-

ного результата

1-го уровня

1 раз в конце учебного года

Смыслоообразование.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

1. «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» (Н. Лускановой)

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Самоопределение.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

1. « Выявление уровня развития самооценки» методика В.Г. Щур

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Морально-этическая ориентация.

Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Решение предложенных ситуаций с целью оценки собственного поведения и поведения других с точки зрения нравственных, культурных норм.

2. Тест. Выявление удовлетворённости учащихся образованием.

3. Тест. Выявление отношения родителей к образовательному процессу.

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Сводная характеристика

достижений и положительных качеств обучающихся класса

Накопительная оценка: портфель достижений

Диагностика действия смыслообразования использовалась

“Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета с выбором ответа.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?

    • не очень

    • нравится

    • не нравится

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома

    • бывает по-разному

    • иду с радостью

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю

    • остался бы дома

    • пошел бы в школу

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится

    • бывает по-разному

    • нравится

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы

    • не хотел бы

    • не знаю

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю

    • не хотел бы

    • хотел бы

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто

    • редко

    • не рассказываю

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю

    • хотел бы

    • не хотел бы

  9. У тебя в классе много друзей?

    • мало

    • много

    • нет друзей

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся

    • не очень

    • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

2

1

3

3

1

3

4

3

1

5

3

1

6

1

3

7

3

1

8

1

3

9

1

3

10

3

1

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Читайте также:  Лучшие книги по развитию ребенка 5 лет

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Результаты: высокий уровень школьной мотивации

хорошая школьная мотивация

школа привлекает внеурочной деятельностью

низкая школьная мотивация

школьная дезадаптация.

Диагностика действия самоопределения была использована методика В.Г. Щур “Лесенка”.

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа.

Критерии оценивания

  • 1-3 ступени – низкая самооценка – у _учащегося класса

  • 4-7 ступени – адекватная самооценка – у _учащихся класса

  • 8-10 ступени – завышенная самооценка – у _ учащихся

Диагностика морально-этической ориентации детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”.

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

А Нравится

Б Не очень нравится

В Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А. Нет

Б. Иногда

В. Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

Обработка данных:

  • За первый ответ (А) – 2 балла,

  • За второй ответ (Б) – 1 балл,

  • За третий ответ (В) – 0 баллов

Анкета для учащихся

“Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова)

Цель: поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.

Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:

Хорошая жизнь – это _________________________________________________

Счастливый человек – это тот, кто…____________________________________

Больше всего я ценю в людях…________________________________________

Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________

2. Назови самые большие твои желания:

Первое желание_____________________________________________________

Второе желание______________________________________________________

Третье желание ______________________________________________________

3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

– на уроке;

– в общественных делах;

– на занятиях кружка, клуба, секции;

– при проведении досуга;

– нигде;

4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

– дома;

– в классе;

– в кружке, клубе, секции;

– в компании друзей;

– нигде;

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Процедура проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – скорее, согласен;

2 – трудно сказать;

1 – скорее, не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Утверждения

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащегося школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 10). Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это, соответственно, свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащегося школьной жизнью.

Методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым)

Цель: получение информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты: Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 – в полной мере;

4 – в значительной степени;

Читайте также:  Игры на развитие внимания и памяти для ребенка 6 лет

3 – на достаточном уровне;

2 – в незначительной степени;

1 – практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей точке зрения.

Утверждения 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи) 5 4 3 2 1

2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах) 5 4 3 2 1

3. Ответственнсть (умение держать слово) 5 4 3 2 1

4. Воля (умение не отступать перед трудностями) 5 4 3 2 1

5. Хорошие манеры поведения 5 4 3 2 1

6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей) 5 4 3 2 1

7. Образованность 5 4 3 2 1

8. Ум (способность здраво и логично мыслить) 5 4 3 2 1

9. Высокие жизненные запросы 5 4 3 2 1

10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения) 5 4 3 2 1

11. Честность в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

12. Доброта в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

13. Чуткость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

14. Справедливость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

15. Терпимость к взглядам и мнениям других 5 4 3 2 1

Обработка полученных данных. При обработке результатов следует названные в анкете качества разделить на три группы: а) качества 1-5 образуют блок поведенческих качеств; б) качества 6-10 – блок жизненной компетентности; в) качества 11-15 – блок морально-психологических качеств. Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителя по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

Формирование личностных результатов происходит через уроки, классные часы, выставки, экскурсии, родительские собрания:

Уроки нравственности

1.Активность и пассивность

2.Ответственность и безответственность

3.”Тление и горение”

4.Поступок и проступок

5.Разумная и неразумная любовь

6.Красивое и безобразное

7.Зло и добро

8.Творчество – способ преобразования мира

Уроки толерантности

1.Кто я? Мои силы, мои возможности.

2.Что такое идеальное “Я”

3.Расскажи мне о себе

4.Я изменяюсь

5.Смысл жизни

6.Имею право

7.Талант и упорство

8.Мое будущее

Экскурсии и выставки

1. Краеведческий музей: экскурсия “История моего родного села, края.

2.Презентация выставки собственных рисунков.

3.Посещение музея детского творчества.

4. Посещение Детской школы искусств.

Творческий отчет класса

Классные часы:

Правила поведения в школе

Правила поведения в школьном автобусе

Каждой вещи свое место.

Мои обязанности в школе и дома.

Трудовые обязанности ребенка в семье.

О чем может рассказать дневник школьника.

Родительские собрания :

1.Значение творчества в жизни человека

2. Культура речи

3.Преобразование пространства средствами искусства

4.”Посеешь привычку-пожнешь характер, посеешь характер-пожнешь судьбу”

Источник

Диагностика как условие развития личности ребенка в системе работы классного руководителя

Фефилова Эльза Раульевна,

Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №10» г. Набережные Челны.

«В луже можно увидать и звезды»

Народная мудрость

Современный учитель, классный руководитель особенно, сегодня поставлен в такие рамки необходимых знаний, без которых, и, правда, не обойтись. Не хочу говорить, что учительский цех мельчает или становиться просто урокодателем, и это не обо всех, но… Вы часто встречаете учителей, которые при встрече говорят: «какие у меня замечательные дети?» Такой учитель сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! Он может рассказать о семье и его родителях.

Чтобы все усилия учителя были не напрасны, все его действия, сам процесс целеполагания был обоснован, необходимо очень хорошо знать обучаемого ребенка. Конечно, современная школа сейчас, имея специалистов – психологов, социальных педагогов, применяя новые технологии, много знает о наших подростках. Но это чаще всего по запросу администрации или ИМЦ или Управления Образования. Учитель сам должен ощущать, какую информацию о причинах той или иной проблемы с ребенком, детским коллективом, ему нужно иметь, знать как это информацию использовать и дальше строить свою работу: заниматься целеполаганием, выбирать формы и методы достижения цели, отслеживать результаты, корректирова и дальше опять поэтапно двигаться к цели.

К диагностике учебно-воспитательнго процесса я пришла не сейчас и не сразу. Когда начинала свою педегогическую деятельность, то у меня многое не получалось: дисципина на уроке, низкое качество знаний, конфликты, как с родителями, так и с учениками, в классе коллектива не было. Почему так получалось? Задавала себе вопрос. Стала интересоваться литературой по психологии, педагогике. Прошла квалификационные курсы по психологии при ИНПО.

Можно увидеть, понять особенности каждого ребенка, знать его настроение, характер, темперамент, узнать, как старшеклассник воспринимает социальную среду. Как ему помочь смотреть на мир открытыми глазами, как научить его жить, избегая конфликтов с самим собой и с окружающим миром, как научить ребенка себя и оценивать, и контролировать, и самовоспитывать.

В нашем городе лет 10 тому назад были освобожденные классные воспитатели. Они бывали и на уроках своих классов, вели подробные дневники наблюдения, индивидуальных бесед, разговоров со своими подопечными. Но сейчас их нет. Классные руководители сегодня на ряду с большущей организационной и воспитательной работой в детском коллективе, еще ведут и уроки. Следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится очень трудно. Но аморально сегодня воспитательную деятельность проводить нецеленаправлено, ради того, что бы организовать парадную игру или открытый классный час. В сложный период масштабных общеобразовательных преобразований в Российском государстве нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися.

Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы – поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Не зная психологических особенностей подростка на этом периоде развития, не понять и не объяснить многие ситуауции и изменения с подростком. Как правильно дать рекомендациии его родителям и подсказать, как направить подростка? Здесь не может быть одинаковых подходов, оценок. Каждый ребенок неповторим! Вот здесь большая роль диагностики. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности:

– познавательную,

– игровую,

– спортивную,

– творческую,

– коммуникативную,

– досуговую.

Но все это невозможно быть достигнутым, если педагог не владеет той суммой диагностических технологий, помогающих узнать ребенка, помочь ему крепко «встать на ноги».

Построение воспитательной системы в нашей школе позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Уже с начальной школы учитель располагает развернутой программой и наблюдаемыми изменениями, возникающими проблемами у ребенка. И классному руководителю при приеме 4-5 класса надо хорошо познакомиться с каждым ребенком, его семьей, родителями, их отношением к школе, уровнем педагогического образования, прежде чем брать новый класс. Надо продолжать преемственность в средних и старших классах, развивать заданную систему и принципы, поддерживать «портрет» класса.

Читайте также:  Особенности социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте

В то же время вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течение 7 лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника школы.

Согласно современному подходу в образовании способности человека зависят не только от его биологических особенностей, но и от эффективного участия в общественном процессе. Как об этом написано в психологическом словаре: «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности». От способностей зависит и способы действия. Поняв и придя к этому, вначале знакомства с новым классом, а у меня их было 7 выпусков, всегда начинала знакомство с детьми через изучение демографических данных об ученике и его семье, а следом, изучение способностей, самооценки, взаимооношений в коллективе.

В школе в начале учебного года проходит операция « Быт», которая часто вызывает сметение и недовольствие среди учителей. Что такое ответить на 30 вопросов о социуме твоего ученика, в целом класса! Но как потом эту информацию о занятости учеников, о составе семьи, уровне образования и место работы родителей можно использовать не только для статотчета, а в работе классного коллектива? Даже информация о том, есть ли в семье бабушка, какие – то домашние питомцы, родительская библиотека, кто из родителей увлекается рыбалкой или вязанием – все пойдет в копилку к классному руководителю и поможет в проведении классного часа «Мои домашние питомцы», «Любимая бабушка, с праздником!», организация похода с рыбалкой или клуб для девочек «Учусь быть хозяйкой».

Не могу я пропустить и данные о здоровье и физическом развитиии ребенка. В нашей школе у каждого ученика есть Карта здоровья, где записываются данные о АД, изменения со зрением, особенности организма. Это можно использовать и в посадке детей в классе, в организации учебного поцесса (например: перенагрузка домашним заданием, созданием комфортного положение на уроке, взаимоотношения с учителем – предметником, участие в спортивных состязаниях)

При первоначальной диагностики применяю простейшие формы: анализ анкет, бесед, метод незаконченного предложения, метод «если бы у тебя была волшебная палочка..», творческие работы, библиотечные формуляры и др. Но много информации о своих одноклассниках рассказывают сами дети, отвечая на простейшие вопросы: какой твой сосед по парте? Что ты знаешь о нем? «Арсений – веселый и у него веселый папа», «Полина всегда грустная, она любит своего пинчера Нору». Этот же метод использую при определении лидерских качеств. Интересно, что в моих в классах бывает до 13-16 детей с лидерскими качествами, что создает определенную проблему, т.к. каждому необходимо выразить свои наклонности, воплотить свою энергию в дело. Есть возможность проявить себя в органах самоуправления класса, школы. Поэтому, классному руководитю есть над чем поработать.

В нашей школе в первичной диагностике проводится определение уровня воспитанности личности ребенка, класса, которая проходит в начале учебного года, в конце года. Классные руководители 1-5 классов применяют методику Н.П.Капустиной, по которой ребенок оценивает себя вместе с родителями, в среднем звене и в старших классах – методику М.И.Шиловой и Н.П.Капустиной, где на основе наблюдений учитель определит вместе с учениками уровень воспитанности. Под этим определением понимается степень сформированности важнейших качеств личности ребенка. Но мало получить данные, самое главное, что дети, оценивая себя вместе с взрослым, определяют свою самооценку. Знакомство с точкой зрения детей на разные жизненные ситуации, обсуждение проблем помогает формировать их отношение к окружающему миру.

Развитие оценочных способностей учит детей ориентироваться и в себе, и в людях. Показатель «Уровень самооценки» очень важен для педагога и родителей, да и для ребенка, конечно же. «Завышенная оценка», что чаще бывает в среднем звене, меняется с возрастом. Жизненные обстоятельства, новые интересы, друзья – все на это влияет. А вот показатель – «Заниженная оценка» он чаще всего стабилен. Ребенок испытывает неуверенность, агрессивность, неудовлетворенность. В моей практике такие дети встречались, чаще всего это дети необласканные родителями, «аутсайдеры» в коллективах. Очень много приходилось прикладывать усилий, чтобы открыть этим детям другой, добрый, необычный мир иных отношений, повернуть к ним детей класса.

Когда лет 15 назад я впервые стала изучать ближе детей, то впервые сделали с детьми каждому ребенку свой дневник «Познаю себя», куда ребята записывали свои ответы, таблицы, эссе-рассуждения, пожелания. Мы с ними договорились, что дневники эти я никому не показываю, даже родителям. В тетрадях я писала для них отзывы, рекомендации. Эти дневники при окончании школы со своими пожеланиями они оставили школьному музею, любят их открывать на Встречах выпускников, смеяться и вспоминать о школьных годах и переживаниях, трудностях подростковой жизни.

Показатель уровня воспитанности: «высокий», «средний», «низкий», как класса, так и отдельно каждого ребенка, это непросто цифры. Конечно, цифры не могут отпределить все точно о человеке. Но можно определить группы детей, которым для решения их проблем нужно особое внимание. Например: показатель воспитанности «Долг и ответственность» после подведения итогов оказался на уровне «не проявляется». На таком же уровне оказалось еще несколько человек. Обычно, составляя программу “зоны ближайшего развития”, поле педподдержки, продумываешь шаги изменения отношения вместе с самим ребенком, родителями. Намечаешь сроки исполнения программы развития, продумываешь действия для ребенка и родителя, составляешь текущие дела внутри класса по проблеме. И так с каждым подростком и его семьей, найдя время для откровенного и доверительного разговора. Конечно, здесь надо очень-очень много терпения.

Стаж моей работы в школе уже 38 лет. И среди моих учеников нет преступников, все они добрые и хорошие люди. О своих школьных годах мои дети вспоминают с теплотой. Они часто бывают в своей родной школе. А как бы я им помогла, если не знала их проблемы, мечты, не знала их самих.

Выступая на научно-практической конференции в местном пединституте с темой «Диагностика личности ребенка как условие ее развития», впервые услышала мнение от педагогов: «личность развивается сама, нельзя в процесс ее формирования вмешиваться». Так роль педагога и состоит – направить, поддержать, научить. И в этом немаловажную роль играет диагностика личности ребенка.

«Трудное ли дело – воспитание?», – спросили как-то А.С. Макаренко после лекции. Он, задумавшись, ответил: «Нет, воспитание – очень лёгкое и счастливое дело. Еслионо … хорошо организовано».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Источник