Прграмма развития личности ребенка

СОДЕРЖАНИЕ
- Информационная карта программы
 - Краткая аннотация программы
 - Описание программы, ее обоснование
- Актуальность
 - Цели и задачи программы
 - Критерии и показатели эффективности
программы - Диагностический этап. Методы и
методики исследования - Прогностический этап.
 
 - Этапы внедрения. Содержание и формы
работы объектов и субъектов
воспитательной деятельности.- Индивидуальная работа:
- развитие интеллектуально-познавательной
сферы подростка; - развитие эмоционально-волевой
сферы подростка; 
 - развитие интеллектуально-познавательной
 - Социальная деятельность.
 - Работа с семьёй.
 
 - Индивидуальная работа:
 - Оценка достижения намеченных
результатов. - Список литературы
 - Приложения
 
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
1.  | Полное название программы  |  Программа индивидуального  | 
2.  | Специализация проекта  |  «Формирование и развитие  | 
3.  | Цель программы  | Создание условий для развития  | 
4.  | Авторы программы (Ф.И.О., род занятий,  | 
  | 
6.  | Сроки реализации программы  | 2005/6 – 2009/10 учебный год  | 
7.  | География проекта  |  Учащиеся 5 – 9 класса средних  | 
9.  | Кадры  |  Классный руководитель, психолог,  | 
2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Социальное воспитание детей – один из
 важных факторов стабилизации общества. Оно
 должно обеспечить достижение двух целей:
 социализации подрастающего поколения и
 саморазвития человека как субъекта
 деятельности и как личности. Воспитание –
 целенаправленный процесс формирования
 личности – обеспечивает вхождение
 подрастающего поколения в жизнь общества,
 становление активного субъекта.
Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары
 пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный
 подход в обучении и воспитании». В учебном
 заведении постоянно проводятся
 разнообразные эксперименты в области
 воспитания, исследования социально-педагогических
 механизмов воздействия внеучебной работы
 на личность школьника и формирование
 социальных качеств, таких как социальная
 активность, мобильность коммуникативность,
 целеустремлённость.
Развитие системы образования
 выдвинуло на первый план задачи укрепления
 позиций личностно-ориентированной
 педагогики, предполагающей создание
 благоприятных условий для саморазвития и
 самореализации каждого ребёнка.
Школу можно представить в виде дерева,
 которое растёт на общественной почве и даёт
 ему свои плоды. Каждый школьный класс –
 отдельная ветвь на стволе этого дерева. И
 каждый листик – это отдельный ученик со
 своими мыслями, чувствами и поступками.
Составители программы работают с классом
 с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13
 мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника,
 11 ударников. Класс имеет самый высокий
 показатель успеваемостипо школе.
В классе ведется работа по проблеме
   «Формирование и развитие гармоничной
 личности в ученическом коллективе».
Классный руководитель совместно с
 психологом стремится построить такую
 воспитательную систему, в которой классный
 коллектив способствовал бы оптимальному
 развитию интеллектуальных и творческих
 способностей каждого ребёнка, раскрытию
 его потенциальных возможностей. Поэтому
 основной воспитательной задачей мы считаем
 реализацию личностно-ориентированного
 подхода к обучению и воспитанию, а,
 следовательно, создание такой атмосферы в
 классе, чтобы каждый ребёнок мог
 почувствовать себя успешным, и стремился к
 личностному росту. А для этого необходимо
 мотивировать школьника на саморазвитие,
 самовоспитание и самосовершенствование,
 так как сегодня востребована творческая
 личность с активной жизненной позицией.
 Представленная программа носит
 универсальный характер и может быть
 использована классным руководителем с
 учетом особенностей отдельного ученика.
Результаты эксперимента и связанного с
 ним исследования могут быть значимыми на
 школьном образовательном уровне, так как
 это должно способствовать апробации новых
 способов обеспечения развития личности
 обучающегося и его способностей к
 саморазвитию, самоопределению и
 самообразованию.
3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.
3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальным является целенаправленное
 накопление опыта педагогической поддержки
 в образовательных системах
 гуманистического типа, который может быть
 использован при разработке воспитательной
 системы классного коллектива и личности
 отдельного ученика в социальном окружении.
3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий
 для развития ребёнка с учётом его
 индивидуальных особенностей и, опираясь на
 сильные стороны личности, развивать слабые.
Задачи программы:
- формирование социальной активности,
мобильности личности, - формирование коммуникативных и
лидерских качеств; - Формирование целеустремлённости и
целеполагания; 
В процессе работы мы руководствовались
 следующими «Заповедями воспитания»:
- не воспитывай в плохом настроении;
 - определи, чего хочешь от ребёнка, узнай,
что он думает по этому поводу; - предоставь возможную самостоятельность;
 - не подсказывай готового решения, а
показывай возможные пути к нему; - не пропусти первый успех ребёнка;
 - делай своевременные замечания;
 - оценивай поступок, а не личность.
 
А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.
Педагогические задачи программы :
- организация разнообразной, творческой,
личностно и общественно значимой
деятельности ученика в классе; - создание условий для сохранения и
укрепления здоровья ученика; - создание благоприятного нравсвенно-психологического
климата в коллективе, обеспечение
условий защищённости каждого его члена; - создание условий для самоутверждения
каждого воспитанника в формах
общественно приемлемого поведения,
обретение каждым необходимого для него
уважения, социального статуса в среде
сверстников; - психолого-педагогическое просвещение
воспитанников, обучение их способам
делать правильный выбор; - воспитание чувств, привитие
оптимистического мировосприятия. 
3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
 ПРОГРАММЫ
Для оценки результативности
 создаваемой воспитательной программы, нами
 определены критерии и показатели ее
 эффективности.
Первый критерии- самоактуализация
 личности учащихся. Получаемая в
 соответствии с данным критерием информация
 позволяет оценить влияние воспитательной
 деятельности на развитие личности ребенка,
 на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность
 учащегося, педагогов и родителей его
 жизнедеятельностью в школе. Он может
 рассматриваться в качестве мерила степени
 комфортности и защищенности детей и
 взрослых, благополучия жизни в школе.
Третий критерии – конкурентоспособность
 учащегося. С помощью этого критерия можно
 анализировать результаты учебно-воспитательных
 достижений не только на основе изменений,
 происходящих с конкретным учеником, но и в
 сравнении с другими учащимися класса.
3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Если педагогика хочет воспитывать
 человека во всех отношениях, то она должна
 прежде узнать его тоже во всех отношениях
К.Д. Ушинский.
В современных условиях, на наш взгляд,
 необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы
 действовать с какими-либо шансами на успех,
 надо знать тот материал, на который
 предстоит воздействовать, и сделать это
 воздействие целенаправленным. Поэтому на
 основе анализа индивидуальных
 особенностей личности составляется
 программа индивидуального развития
 ребёнка.
Подобные программы составляются на
 каждого ученика в классе, а успехи и
 достижения заносятся в портфолио ребенка.
В качестве примера мы приводим
 программу индивидуального развития
 ученика 7 Б класса.
В классе много способных учеников, но не
 все стремятся проявить активность. К этой
 группе относился и ученик, для которого
 составлена эта программа развития.
В характеристике выпускника начальной
 школы у данного ученика отмечаются
 следующие особенности : общительный,
 пользуется авторитетом среди
 одноклассников, имеет чётко выраженное
 собственное мнение. Было отмечено, что
 недостаточно развита учебная мотивация,
 организованность, волевые качества. Ученик
 проявляет интерес к предметам естесвенно-математического
 цикла, но недостаточно уделяет внимания,
 таким как физическая культура, музыка, труд.
Данные характеристики подтвердились
 результатами психолого-педагогических
 исследований.В результате на первый
 план выходят следующие задачи в
 формировании личности данного ученика.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Развитие самостоятельности и творчества
при изучении всех предметов, - Привитие интереса к спорту,
 - Воспитание волевых и лидерских качеств
 
Формирование навыков научной
организации труда,
Из-за большого размера статья была
 опубликована не полностью. Полную статью
 можно получить по ссылке.
 (Прим. ред.)
Источник
МОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР
ученика МБОУ «Среднекибечская СОШ»
Семёнова Дмитрия Евгеньевича
Авторы:
Классный руководитель
Спиридонова Лиана Александровна
Актуальность.
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач – индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для индивидуального развития ученика Семенова Дмитрия. Этот ученик выбран не случайно. Уже с начала 1 класса я заметила, что Диме трудно управлять своими чувствами, он слишком эмоциален. К тому же у него наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Также есть подозрения, что мальчик страдает дислексией и дисграфией.
Обоснованность программы.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.
Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:
Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.
Цель программы:
Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.
Задачи:
– воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
– создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок;
– стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы;
– формирование потребности к здоровому образу жизни;
– привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности.
Ожидаемые результаты
1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.
2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора.
3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности.
4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Этапы и сроки реализации программы:
I этап – организационно-подготовительный (сентябрь, 2012 – декабрь, 2012)-1 класс ;
II этап – диагностический (январь, 2013– май, 2013-1 класс;
III этап – коррекционно-развивающий (сентябрь, 2013 – март, 2016)-2,3, 4 класс;
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2016 – май, 2016)-4класс.
Основными принципами работы программы являются:
учёт современных требований;
учёт возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностно-ориентированный подход;
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Основные методы работы по реализации программы:
- беседы, викторины, нацеленные на развитие свойств и качеств личности;
 - анкетирования, тесты с целью диагностирования различных параметров;
 - Упражнения по развитию специфических качеств;
 - Экскурсии, походы с классом;
 - Посещение уроков предметников целью наблюдения;
 - Индивидуальные и групповые занятия;
 - Беседы с родителями, посещение семьи;
 - Коллективно-трудовая деятельность в классе, в школе.
 - Риски в процессе реализации программы
 
1.Снижение успеваемости ученика.
2.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья.
3. Излишняя психологическая напряженность ученика.
4. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников.
Стратегия устранения рисков
1.Индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.
2.Индивидуальная работа с учителями, работающими в данном классе. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Активное взаимодействие с социальным педагогом, психологом школы и другими специалистами.
4. Использование здоровьесберегающих технологий.
Направления работы по коррекции дисграфии:
• развитие пространственных и временных представлений
• развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов
• количественное и качественное обогащение словаря
• совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов
• усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений
• обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимами и др.
Этапы реализации программы.
I этап – организационно-подготовительный
Цель : сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка.
Методы: собеседование, анкетирование, изучение документации, наблюдение.
Деятельность на данном этапе:
Мероприятие  | Ответственные  | Сроки проведения  | 
Ознакомление с медицинской картой ребёнка.  | Классный руководитель  | Сентябрь 2012  | 
Оформление личного дела учащегося.  | Классный руководитель  | Сентябрь 2012  | 
Беседа с родителями.  | Классный руководитель, социальный педагог  | Сентябрь 2012  | 
Посещение на дому.  | Классный руководитель, социальный педагог  | Октябрь 2012  | 
Наблюдение «адаптация ребёнка к школе», на уроках, во время перемен, прогулок, внеклассных мероприятий.  | Классный руководитель, социальный педагог  | Сентябрь – декабрь 2012  | 
Поручения в классе.  | Классный руководитель  | Октябрь 2012  | 
Ожидаемый результат: полное представление о личности ребёнка.
II этап – диагностический
Цель :психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка.
Методы: анкетирование, тестирование, психолого-педагогическая диагностика, наблюдение.
Деятельность на данном этапе:
Выявление индивидуальных особенностей личности ребёнка
Состояние здоровья  | Физически здоров, но наблюдается гиперактивность.  | 
Состав семьи  | Семья полная, благополучная, материально обеспеченная.  | 
Учебно-познавательные возможности  | Любознателен, стремится много узнать.  | 
Отношение к учебной деятельности  | Не любит чтение и письмо.  | 
Тревожность  | Средняя  | 
Волевые качества  | Слабоволен, поддаётся чужому влиянию.  | 
Темперамент  | Сангвиник.  | 
Внимание  | Неустойчивое  | 
Память  | Медленно запоминает, преобладает зрительная память.  | 
Мышление  | Есть задатки креативного мышления.  | 
Речь  | Медленная  | 
Воображение и творчество  | На высоком уровне  | 
Положение в коллективе  | Принят  | 
Трудовая активность  | Снижена  | 
Поведение в школе  | Нарушает дисциплину, бегает, кричит.  | 
Отношение к окружающим  | Толерантен  | 
Психолого-педагогическая карта учащегося
1.Общие сведения о ребенке:
Семёнов Дмитрий, 8 лет
Дата рождения29.06.2005.
Ученик 2 класса
Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастной норме;
Состояние здоровья: в норме, основная группа здоровья
Психологическая атмосфера в семье:
- Родители: мать –Семёнова Татьяна Александровна, образование высшее; отец – Семёнов Евгений Валерьевич, милиционер.
 - Тип семьи – полная, благополучная.
 - Характер взаимоотношений родителей с ребенком: доверительный.
 - Организация режима труда: мама контролирует сына, так как он сам постоянно забывает все поручения.
 
2. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:
- В данной школе Дима обучается с первого класса, пользуется авторитетом у многих детей, но не явный лидер;
 - Отношение с одноклассниками: общается со всеми, но особенно дружит с Костей Александровым. Своим положением в классе доволен.
 - На замечания учителей реагирует адекватно.
 
3. Учение:
Дима может учиться на хорошо по всем предметам, кроме русского и родного языка. Дима может самостоятельно играть, рисовать, выполнять домашнее задание, но не любит читать. Предпочитает конструировать из бумаги, заниматься оригами, но у мальчика пропала мотивация к учебе. Ему требуется внимание и одобрение со стороны взрослого. Письменные задания может выполнять самостоятельно, но с грамматическими ошибками, а за устными заданиями нужен контроль, так как читает с трудом.
4. Труд:
Отношение к труду уважительное, выполняет все поручения, но требует внимание и одобрения. К общественным поручениям относится добросовестно, но в силу неустойчивости внимания быстро забывает про них.
5. Особенности поведения:
Ведет себя подвижно, может подраться с одноклассниками сам того не замечая, но на замечания реагирует адекватно;
6. Особенности характера и темперамента:
Диме присущи такие черты направленности личности: по отношению к труду- добросовестность, по отношению к учебе – может забыть сделать домашнее задание или сделать его небрежно, забыть тетрадь или дневник, по отношению к людям – доброта, отзывчивость, уважение к старшим и девочкам. Проявляет черты холерика-сангвиника, очень подвижен и эмоционален, требует внимания, одобрения и контроля со стороны взрослых, устает от длительной однообразной деятельности.
Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом,
хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства.
Рекомендации:
- Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности.
 - Воспитывать уверенность и самостоятельность.
 - Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе.
 - Стараться помочь развивать устную и письменную речь.
 - Поощрять за личную инициативу.
 
III этап – коррекционно-развивающий
Цель : реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей)
- Методы: методы формирования сознания – Убеждение:
 - Рассказ;
 - Объяснение;
 - Разъяснение;
 - Этическая беседа;
 - Инструктаж;
 - Пример.
 
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – Упражнения:
- Приучение;
 - Педагогическое требование;
 - Поручение;
 - Воспитывающие ситуации.
 
Методы стимулирования – Мотивация:
- Поощрение;
 - Наказание;
 - Соревнование.
 
Деятельность на данном этапе:
п/п  | Основные направления развития уч-ся  | Формы, приёмы, методы работы  | Предполагаемый результат  | 
1  | Формирование познавательного интереса  | 
  | 
  | 
2  | Формирование специфических качеств.  | 
  | 
  | 
3  | Развитие способностей к учебным предметам  | 
  | 
  | 
4  | Развитие речи. Учимся говорить по-русски  | Работа по учебнику: 
 
  | 
  | 
5  | Развитие коммуникативных умений, формирование толерантности  | 
  | 
  | 
6  | Воспитание коллективизма  | 
 
 
 
  | 
  | 
7  | Воспитание трудолюбия  | 
  | 
  | 
8  | Приобщение к здоровому образу жизни  | 
  | 
  | 
IV этап – заключительный
Цель : обобщение результатов, анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.
- Методы: анализ, сравнение, сопоставление. Карта творческих достижений учащегося, промежуточное диагностирование, мониторинг успеваемости, собеседование с родителями, создание ситуации успеха.
 
Деятельность на данном этапе:
Составление карты достижений ученика:
диагностика познавательной деятельности ученика;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
исследование эмоционально-личностной сферы;
Ожидаемый результат:
- Участие в классных, общешкольных мероприятиях;
 - Повышение качества знания по предметам;
 - Развитие навыков чтения;
 - Улучшение грамотности;
 - Приобретение навыков общения в коллективе;
 - Увеличение уровня воспитанности;
 - Приобщение к здоровому образу жизни.
 
Источник