Презентация сенситивные периоды развития ребенка

Презентация сенситивные периоды развития ребенка thumbnail

Слайд 1

С ензитивные периоды развития ребенка Презентацию подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад № 32» Веревкина И.В.

Слайд 2

– от лат. sensus – чувство, ощущение. Сензитивные периоды развития: – это возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира – это наиболее благоприятный период становления способностей в процессе обучения и воспитания – это периоды наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов среды СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

Слайд 3

История изучения сензитивных периодов В.Н.Татищев (1686- 1750), Н.И.Новиков (1744-1818) обратили внимание на отличия психики детей от психики взрослых. А.Н.Радищев (1749-1802) писал о том, что психика ребенка является функцией материальных органов тела, нервов и мозга, с развитием которых она формируется. В трудах К.Д.Ушинского (1824-1871) описана целостная психологическая концепция человека. Н.К.Крупская (1869-1939) описала психологические особенности школьников в сочетании с конкретным показом содержания и методов их обучения, поднимала проблему диагностирования.

Слайд 4

Мария Монтессори: « Помоги мне сделать это самому! » Наиболее полно и подробно описала сензитивные периоды развития «Никогда более ребенку не удается так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период». Ребенок от 0 до 3 лет – «духовный эмбрион» В возрасте 3-6 лет ребенок является «строителем самого себя».

Слайд 5

Сензитивный период развития речи В возрасте от 0 до 4,5 месяца ребенок : – ощущает речь как нечто особенное – способен смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи – учится подражать звукам В возрасте около 1 года: – ребенок сознательно выговаривает первое слово – испытывает нехватку слов – хочет говорить, но пока не может В возрасте около 1.5 лет: – непосредственно выражает свои чувства и желания – говорит на языке чувств

Слайд 6

Сензитивный период развития речи В возрасте 2,5 – 3 лет: – речь ребенка эгоцентрична; – монологи постепенно становятся внутренними. В возрасте 3.5 – 4 лет: – употребляет речь целенаправленно – осознает силу собственной мысли – учится читать, особенным образом выражая свои мысли «Если детям приходится что-то делать вне рамок сензитивного периода, т. е. под принуждением, то к результату они приходят позже или не приходят совсем».(М.Монтессори)

Слайд 7

Сензитивный период восприятия порядка Этот период длится от 0 до 3 лет, наибольшая интенсивность: около 2 – 2.5 лет. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий ( запускаются ” внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Внешний порядок обуславливает появление внутреннего ( порядок в мыслях, чувствах, движениях).

Слайд 8

Сензитивный период сенсорного развития Длится от 0 до 5.5.лет Работают все каналы восприятия: малыш рассматривает , ощупывает , извлекает звуки, нюхает , пробует на вкус, сравнивает. Формируются сенсорные эталоны. Происходит познание мира во всем многообразии

Слайд 9

Сензитивный период восприятия маленьких предметов Длится от 1.5 до 5.5 лет Развитие мелкой моторики запускает такие процессы, как связь с речевым центром , развитие зрительно-моторной координации ловкости и точности движений развитие кисти и пальцев рук и многое другое

Слайд 10

Сензитивный период развития движений и действий Длится в среднем от 1 года до 4 лет Психофизическое развитие ребенка (крупная моторика ) – важный показатель общего психического развития. Физические движения влияют на развитие головного мозга. Последствия этого влияния стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка

Слайд 11

Сензитивный период развития социальных навыков Длится от 2.5 до 6 лет. Формирование навыков вежливого общения и основам этикета Формирование другими (неправильными) способами поведения происходит само собой.

Слайд 12

Сензитивный период развития музыкального восприятия Длится от 2 до 5 лет Дети воспринимают мелодию, ритм и высоту звуков

Слайд 13

Итак: сензитивные периоды развития характеризуются: Медленным (пологим) началом, которое трудно заметить Совпадением с «зоной ближайшего развития» Заметным этапом наибольшей интенсивности Совпадением с оптимальными сроками обучения Невозможностью повлиять на время возникновения и продолжительность Незаметным спадом

Источник

1

2 Сенситивные периоды-это Сенситивные периоды-это возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сенситивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других – к другим.

3 1. Перинатальный период266 дней стадия зиготы стадияот момента оплодотворения до 14 дней эмбриона от 14 дней до 2 месяцев анатомическая и физиологическая дифференцировка органов Стадия плодаот 3 месяцев до момента родов развитие систем и функций, необходимых для жизни во внешней среде (с 7-го месяца плод при­обретает возможность выжить в воздушной среде)

4 2. Детство стадия первого детства от рождения до 3 лет развитие функциональной независимости и речи стадия второго детства развитие личности ребенка и когнитивных про­цессов с 3 до 6 лет стадия третьего детства приобретение основных когнитивных и соци­альных навыков 6-12 лет

5 3. Отрочество пубертатный возраст лет половое созревание, формирование новых представлений о себе ювенильный возраст лет приспособление подростков к семье, школе, сверстникам юность лет переход от отрочества к зрелости, свойственно чувство психологической независимости и соци­альной безответственности

6 4. Зрелость стадия ранней зрелости лет интенсивная личная жизнь, профессиональная деятельность зрелый возраст лет стабильность и продуктивность в профессиональном и социальном отношении Завершающий период зрелости лет отход от активной жизни Первая старость лет преклонный возраст после 75 лет

7 Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

8 Мария Монтессори выделяла следующее сенситивные периоды:. Сенситивный период развития речи (0-6 лет) Сенситивный период восприятия порядка (0-3 года) Сенситивный период сенсорного развития (0-5,5 лет) Сенситивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет) Сенситивный период развития движений и действий (1-4 года) Сенситивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет) Система Марии Монтессори Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста ( ) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

9 СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ (0-6 лет) Возраст Возможности и поведение ребенка Описание и рекомендации 0-4,5 месяца *способен выделять речь из всех поступающих звуков; *поворачивает голову к говорящему; *начинает подражать звукам и строить из них последовательности. Важно, чтобы родители разговаривали с ребенком, чтобы малыш слышал живую речь. около 1 года*начинает осознанно произносить первые слова и понимает, что с их помощью можно выразить мысль; * хочет говорить, но слов еще не достаточно Постоянное общение с ребенком, проговаривание своих действий способствует скорейшему развитию речи и увеличению словаря ребенка.

10 ВозрастВозможности и поведение ребенка Описание и рекомендации около 1,5 лет *начинает выражать свои чувства и желания по принципу «приятно- неприятно»; *воспринимает языковую грамматику и может грамматически правильно строить предложение. В этот период ребенок особенно чувствителен к нормам языка, поэтому крайне важно, чтобы родители говорили с ним правильно, без сюсюканья, без применения «детских слов». 2,5 – 3 года* эгоцентрическая речь (малыш разговаривает сам с собой, комментирует свои действия). Внимательно отнеситесь к такой речи, она позволит услышать, о чем думает ребенок, узнать особенность его мышления, проследить последовательность или непоследовательность его мыслей.

11 3,5 – 4 года * употребляет речь * живо интересуется буквами, как символическим отображением звуков, обводят их изображения; 4-4,5 лет * способен спонтанно начать писать слова, предложения и даже маленькие рассказики. Для возникновения спонтанного письма необходима предварительная косвенная подготовка интеллектуальных и двигательных способностей 5 лет* учится читать под действием только лишь своего желания, и не требует принуждения со стороны. ВозрастВозможности и поведение ребенка Описание и рекомендации

12 0-3 года Наибольшая сензитивность приходиться на возраст в среднем около 2-2,5 года * начинает строить внутренний порядок в самом себе путем переноса внешнего порядка во внутренний. Важно, чтобы в этот период малыш чувствовал порядок в трех сферах: 1) Порядок в окружающей 2) Порядок в отношения людей к предметам. 3) Порядок во времени.. 4) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА (0-3 года)

13 СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (0 – 5,5 лет) 0-5,5 лет Состоит из коротких периодов, когда наилучшим образом развиваются восприятия цвета, формы, веса, размеров предметов и т.д. *развивает чувственное восприятие: зрение слух, обоняние, осязание, вкус. Мышление развивается на основе сенсорного воспитания. Развивающие сенсорные материалы позволяют детям развивать свои способности к восприятию внешнего мира: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство.

14 СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ (1,5-6,5 лет) 1,5-6,5 летЧасто боязнь того, чтобы ребенок не подавился, рождает родительские запреты на такие игры, что само по себе неверно, т.к. именно в этот период особенно важен для развития мозга ребенка. Играя с маленькими предметами, малыш развивает мелкую моторику, совершенствует координацию «глаз-рука», учится самостоятельному обращению с бытовыми предметами, развивает внимательность и терпеливость, стимулирует разрастание нервных связей в головном мозге, тем самым развивая интеллект и речь.

15 СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (2,5-6 лет) 2,5-6 лет* быстро усваивает формы общения и хочет их применять Это наилучшее время научить ребенка культурным формам общения. Ему интересно то, как общаться с разными людьми и как делать это вежливо.

16

17 Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сенситивен) для развития психики в определенном направлении. Сенситивные периоды (каждый детский возраст по-своему сенситивен!) Указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития И на огромные потенции детства.

18 С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

19 Выводы к которым пришла Мария Монтессори в своих наблюдениях 1. Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, родителям и педагогам необходимо знать, какой сенситивный период за каким следует. 2. У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность – индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие – наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.

20 3. Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередного сенситивного периода, в дальнейшем ему будет сложно наверстать упущенное. 4. Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сенситивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка.

21 5. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется: Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; Пиком – сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить; Спадом – более или менее медленным завершением.

22 М. Монтессори описывала следующие Сенситивные стадии общего развития ребенка

23 В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям. От 0 до 3 лет – «духовный эмбрион» (по мнению М.Монтессори)

24 1. В этот период идёт активное развитие органов чувств. Ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др. Ребёнок от 3 до 6 лет – «строитель самого себя» (по мнению М.Монтессори) 2. Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества.

25 В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе. Ребенок от 6 до 9 лет – «исследователь» (по мнению М.Монтессори)

26 В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами. Ребенок от 9 до 12 лет – учёный (по мнению М.Монтессори)

27 Монтессори-класс включает в себя множество зон зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику; зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Детишки также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением; зоны языковая, географическая, математическая, естественно- научная: умственное развитие ребенка. Двигательные упражнения – в основном на линии. В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания. Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори- школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и др. Монтессори-класс

Источник