Презентация рост и развитие ребенка 1 класс

Тема: “Возрастные особенности первоклассников”.
СЛАЙД 1
Мы все и учителя, и тем более, вы – родители, с нетерпением и волнением ждали того дня, когда наш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это очень важное событие в жизни ребёнка. Оно и для взрослых очень значимо.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. СЛАЙД 2
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного образования кардинальным образом меняет весь уклад его жизни. Трудности подстерегают ребёнка уже в самые первые дни обучения в школе. Они многолики и прячутся за каждым углом. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.
Так вот, чтобы было поменьше тревог и трудностей родители должны быть очень внимательны на переходе дошкольного и школьного возраста.
Школьный возраст – это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. СЛАЙ Д3
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
СЛАЙД 4
В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первое время (от нескольких недель до полугодия) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
У детей резко изменяется весь уклад жизни ребёнка, его социальное положение в коллективе, семье. СЛАЙД 5 Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе, важнейшей обязанностью – обязанность учиться. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться, взрослеть на протяжении 11 лет.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
СЛАЙД 6
Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. Отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.
СЛАЙД 7
Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала.
Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
СЛАЙД 8
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений. Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность. В первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.
Младшие школьники очень эмоциональны. СЛАЙД 9
Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства,
сдерживать их нежелательные проявления.
СЛАЙД 10
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
СЛАЙД 11
К концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
СЛАЙД 12
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
СЛАЙД 13
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
СЛАЙД14
Источник
1
Физическое и моторное развитие детей при поступлении в 1 класс
2
Критерии школьной зрелости Морфологические: –Абсолютные размеры тела (масса не менее 23 кг); –Пропорции тела (Филиппинский тест); –Смена зубов Физиологические: –Моторика (способность бежать с фазой полёта, способность к прыжку, способность к броску); –Работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, по крайней мере 15 мин); –Чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому, иначе ребенок и педагог живут как бы в разных измерениях
3
«Тише едешь – дальше будешь!» «Ребенок не «готовиться к взрослой жизни», ребенок уже живет полноценной жизнью каждый день, каждую секунду, и к этому надо относиться с полным пониманием и уважением… Ни погонять, ни тормозить развитие ребенка мы не вправе, если хотим, чтобы наши дети росли здоровыми»
4
Физическое и моторное развитие детей при поступлении в 1 класс (по М.М.Безруких и соавт., 2006) Филиппинский тест: Не достает рукой, проведенной над головой, до верхнего края ушной раковины противоположной стороны – не прошел полуростовой скачок Это свидетельствует о незрелости мозговых структур, управляющих процессами роста и регуляцией физиологических функций Как следствие – высокий риск развития соматических и психосоматических заболеваний под воздействием учебных перегрузок
5
! Рекомендовать родителям ! Отложить поступление ребенка в школу на 1 год, так как школьные учебные нагрузки могут оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья и адаптивные возможности ребенка. В случае начала школьного обучения рекомендуется обратить внимание учителя физической культуры на необходимость строгого регламентирования физической нагрузки.
6
Начало смены молочных зубов Ни один из молочных зубов не выпал и не качается, то есть смена молочных зубов на постоянные не началась. Симптом особенно важен при отрицательном результате филиппинского теста и свидетельствует о незрелости мозговых структур, управляющих процессами роста и регуляцией физиологических функций. Высокий риск развития соматических и психосоматических заболеваний под воздействием учебных перегрузок
7
! Рекомендовать родителям ! Отложить поступление ребенка в школу на 1 год, так как школьные учебные нагрузки могут оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья и адаптивные возможности ребенка. При положительном результате филиппинского теста можно прогнозировать повышенную утомляемость на протяжении 1 года обучения, однако при условии щадящего режима и правильного питания возможно благоприятное течение процессов адаптации к школе. В любом случае рекомендуется включать в питание молочные продукты (особенно творог и приготовленные на его основе блюда) как важнейший источник кальция
8
Тепинг-тест за 10 с При нормальной скорости ростовых процессов (положительный результат филиппинского теста, началась смена молочных зубов на постоянные) низкий результат тепинг-теста (менее 23 касаний за 10 с) свидетельствует о недостаточном развитии нервно- мышечной координации и невысокой силе нервных процессов. Это будет отрицательно сказываться на общей работоспособности и на возможности обучения письму. Прогнозируется повышенная утомляемость, низкий уровень внимания и других психофизиологических функций, важных для обучения. При отставании ростовых процессов (отрицательный результат филиппинского теста; отсутствие признаков начала смены зубов) низкий результат тепинг-теста означает общую незрелость центральной нервной системы, неспособность к концентрации усилий, слабость нервных процессов и низкие адаптивные возможности. Повышенный риск развития соматических и неврологических заболеваний, высокий риск неуспешности обучения письму.
9
! Рекомендовать родителям ! При нормальной скорости ростовых процессов рекомендуются индивидуальные занятия с ребенком по развитию мелкой моторики, по координации движений рук, пальцев, динамические нагрузки на мышцы кисти, предплечья и плеча – в игровой форме. Лепка, рисование, игры в «пальчиковый футбол» и т.п. При отставании ростовых процессов рекомендовать родителям отложить поступление ребенка в школу на 1 год, так как отставание в моторном развитии в сочетании с отставанием в физическом развитии являются серьезными противопоказаниями для начала систематического обучения в школе. Необходимы общеукрепляющие процедуры, а также физические упражнения и упражнения по развитию мелкой моторики.
10
Удержание равновесия (поза Ромберга) Низкий результат в тесте удержания равновесия (менее 8 с) означает несформированность двигательных зон коры больших полушарий мозга и мозжечка, а также недостаточное развитие вестибулярного аппарата. При условии нормального темпа физического развития, сохраняется риск возникновения школьных трудностей при обучении некоторым действиям на уроках физической культуры. В сочетании с отставанием в уровне физического развития (отрицательный результат филиппинского теста) или низким результатом в тепинг-тесте риск неблагоприятных адаптивных реакций повышается, что может служить причиной возникновения школьных трудностей.
11
! Рекомендовать родителям ! Следует обратить внимание родителей и учителей физической культуры на возможные риски. Рекомендуется проводить целенаправленную работу по развитию вестибулярного аппарата и функции равновесия с использованием физических упражнений: –плавание, –велосипед, –лыжи, –подвижные игры, –танцы
12
Количество прыжков на месте за 5 с Низкий результат в тесте «прыжки на месте» (менее 10 прыжков за 5 секунд) означает недоразвитие нервно-мышечного аппарата нижних конечностей и/или слабое развитие энергетических ресурсов организма. В обоих случаях прогнозируется высокая утомляемость при физической нагрузке, высокий риск возникновения соматических заболеваний в условиях адаптации. Риск неблагоприятных реакций значительно увеличивается в случае сочетания отставания в развитии нервно-мышечного аппарата ног с другими признаками отставания в морфофункциональном развитии
13
! Рекомендовать родителям ! Обратить внимание родителей и учителей физкультуры на дефицит двигательных возможностей. Для компенсации дефицита и коррекции рекомендуется применение физических упражнений: ходьба, дозированный бег, прыжки (многоскоки), приседания, танцевальные движения. Эффективными средствами развития мышц ног являются такие виды как велосипед, лыжи, коньки, ролики, а также разнообразные подвижные игры. Все они способствуют не только укреплению мышц ног, но и стимулируют развитие общей выносливости, повышение устойчивости организма к простудным и иным заболеваниям.
14
Рекомендуемая литература: Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Такие разные дети: Шаги физического развития. – Екатеринбург: У-Фактория, – 288 с. Сонькин В.Д. Законы растущего организма; пособие для учителя / В.Д. Сонькин. – М.: Просвещение, – 160 с. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: пособие для педагогов и воспитателей / Н. Т. Лебедева. – Мн.: Выш. шк., – 190 с.
15
Благодарю за внимание!
Источник