Презентация роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

Слайд 1
Консультация для родителей «Роль чтения книг в жизни дошкольника» Подготовила: воспитатель МБДОУ Детский сад №1 «Золотой ключик» Чулкова Ольга Ивановна
Слайд 3
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти : «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу : «Ну, почитай ещё страницу» . Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! Валентин Берестов.
Слайд 4
Сейчас достаточно много красочно оформленных книг . Казалось бы дети сами с интересом должны их рассматривать. Но просто рассматривать картинки этого мало. И малыши часто просит взрослых почитать им не только для того, чтобы узнать о чем эта красочная книга , но чтобы поговорить со взрослым. Детям необходимо совместное чтение . Это дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, кругозор, мышление, знакомит с нравственными ценностями. Процесс познания у дошкольников , как правило, происходит опосредованно, через взрослого.
Слайд 5
Первый вид чтения , с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение . В этом виде чтения ведущая роль принадлежит взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого . Ребенок ни минуты не сидит на месте. Постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. И взрослым нужно быть готовыми реагировать на возникшие по ходу текста вопросы. Чтение в первую очередь – это общение и напоминать об этом необходимо только взрослым, а для детей это само собой разумеющееся.
Слайд 6
Это не только разговор с малышом, но и диалог с автором произведения. Не надо отказываться от совместного чтения вслух . Даже когда ребенок научился читать самостоятельно – продолжайте ему читать сами, читайте с ним по очереди, внимательно слушайте, как он читает, устраивайте семейные чтения . Не лишайте его возможности развиваться и не забывайте, что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом. Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим. Дети должны понимать смысл прочитанного.
Слайд 8
Не понимание может происходить по нескольким причинам : недостаточное речевое развитие и потому незнание значения слов; слабое интеллектуальное развитие и, как от сюда, неспособность к обобщению, непонимание причинно-следственных связей. Не все дети спрашивают взрослых, что означает непонятное слово. Поэтому рекомендую родителям , не дожидаясь вопроса ребенка, объяснять ему новые непонятные слова и речевые обороты. Только тогда прочитанные книги будут развивать речь ребенка и пополнять словарный запас. Читаемые тексты необходимо усложнять, от простых коротких сказок к рассказам и повестям. Когда ребенок начнет более пристально следить за приключениями книжных героев. И если ему что-то непонятно в тексте, он начинает проявлять инициативу, спрашивать сам, иначе для него разрушается ход событий.
Слайд 9
Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого. Необходимо не только произносить текст вслух, но и стараться его осмыслить, понять. Совместное чтение художественной литературы, его осмысление должны вылиться в обсуждение прочитанного. Чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле. Знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций. Культура чтения – это важно !
Слайд 10
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить читать, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. В педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Желание научиться читать проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения . Чтобы чтение стало более увлекательным совсем не сложно. Взяв в руки книгу предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение , по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу , не забудьте поделиться своей оценкой прочитанного.
Слайд 12
Детям необходимо читать книжки потому, что : Посредством чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Чтение развивает мышление . Ребенок учится абстрактно мыслить. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. Книга стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни , о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для ребенка очень важно знать, что другие люди чувствуют, думают, и реагируют так же, как он сам. Книги помогают детям понять не только себя, но и других. Читая книги и , видя, что мысли и чувства людей других культур и эпох похожи на наши, дети лучше понимают их.
Слайд 13
Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Совместное чтение способствует духовному общению и сближению родителей и детей . Устанавливаются взаимопонимания, близость и доверительность. Книга объединяет поколения. Книги помогают родителям в решении воспитательных задач. Они заставляют размышлять о добре и зле, учат детей культуре поведения, развивают способность к сопереживанию. Книги увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых плакать и смеяться. Книги приносят утешение и указывают выход из создавшегося затруднительного положения. Они придают силы и вдохновение. Чтение книг это – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Слайд 14
Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте – сказки, и к народным добавляются -авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Слайд 16
Советы для родителей. • Чаще говорите о ценности книги; • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи; • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой; • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины; • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию; • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание; • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи; • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги; • Чаще устраивайте семейные чтения. Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. Родители должны помнить , что будущего читателя надо воспитывать тогда, когда он еще является слушателем.
Слайд 17
Прочтите с детьми : (под г отовительная группа)
Слайд 18
1. Былины «Илья Муромец» 2. «Добрыня и Змей» 3. «Садко» 4. Сказки «Василиса прекрасная» 5. «Волк и лиса» 6. «Снегурочка» 7. «Семь Симеонов – семь работников» 8. « Сынко-Филипко » 9. «Не плюй в колодец-пригодится воды напиться»
Слайд 19
10. « Айога » 11. «Каждый свое получит» 12. «Голубая птица» 13. « Беляночка и Розочка» 14. «Самый красивый на свете наряд» 15. «Белая уточка» 16. Ш.Перро «Кот в сапогах» 17. А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…» 18. А.Ремизов . «Хлебный голосок», «Гуси-лебеди» 19. К.Паустовский . «Теплый хлеб»
Слайд 20
20. В.Даль . «Старик-годовик» 21.П.Ершов «Конек-горбунок» 22.К.Ушинский «Слепая лошадь» 23.К.Драгунская. «Лекарство от послушности» 24.И.Соколов-Микитов. «Соль земли» 25.Г.Скребицкий. «Всяк по- своему» 26.Х-.К.Андерсен. « Дюймовочка », «Гадкий утенок» 27.Ф.Зальтен. « Бемби » 28.А.Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы» 29.С.Топелиус. «Три ржаных колоска» 30.К.Аксаков. « Лизочек »
Слайд 21
31.А.Фройндберг. «Великан и мышь» 31.Д.Самойлов. «У Слоненка день рождения» 32.Л.Левин. «Сундук» 33.С.Маршак. «Кошкин дом» 34.Ш.Перро. «Мальчик-с-пальчик» 35.А.Усачев. «Про умную собачку Соню» 36.Б.Поттер. «Сказка про Демайму Нырнивлужу » 37.М.Эме. «Краски» 38. Проза . А.Куприн . «Слон» 39.М.Зощенко. « Великие путешественники»
Слайд 22
40.К.Коровин. «Белка» 41.С.Алексеев. «Первый ночной таран» 42.Н.Телешов. «Уха» 43.Е.Воробьев. «Обрывок провода» 44.Ю.Коваль. «Русачок-травник», «Стожок» 45.Е.Носов. «Как ворона на крыше заблудилась» 46.С.Романовский. «На танцах» 47.Д.Мамин-Сибиряк. «Медведко» 48.А.Раскин. «Как папа укрощал собачку» 49.М.Пришвин. «Курица на столбах»
Слайд 23
50.Ю.Коваль. «Выстрел» 51 . Поэзия . М.Волошин «Осенью» 52С.Городецкий «Первый снег» 53.М.Лермонтов. «Горные вершины» 54.Ю.Владимиров. «Оркестр» 55.Г.Сапгир. «Считалки , скороговорки » 56.С.Есенин. «Пороша» , « Береза» 57.А.Пушкин. « Зима!Крестьянин , торжествуя …»,«Уж небо осенью дышало…», «Птичка», «За весной, красой природы…» 58.П.Соловьева. «День и ночь », « Подснежник» 59.Н.Рубцов. «Про зайца»
Слайд 24
60.Э.Успенский. «Страшная история », «Память». 61.А.Блок. «На лугу» 62.С.Городецкий. «Весенняя песенка» 63.В.Жуковский. «Жаворонок» 64.Ф.Тютчев. «Весенние воды», «Зима недаром злится…» 65.А.Фет. «Уж верба вся пушистая », т«Что за вечер…» 66.Н.Заболоцкий. «На реке» 67.Л.Станичев. «Осенняя гамма» 68.Б.Брехт. «Зимний разговор через форточку» 69.Э.Лир. «Лимерики»
Слайд 25
70. Я.Аким «Апрель» 71. П.Воронько «Лучше нет родного края» 72. Е.Благинина «Шинель» 73.Н.Гернет и Д.Хармс « Очень-очень вкусный пирог» 74.С.Есенин «Береза» 75. С.Маршак «Тает месяц молодой…» 76.Э.Мошковская «Добежали до вечера», «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки » 77.В.Орлов «Ты лети к нам,скворушка …» 78.И.Суриков «Зима» 79.Н.Некрасов. «Перед дождем»
Слайд 26
80. С.Черный «Перед сном ..», «Волшебник» 81. В.Берестов «Дракон» 82.Л.Фадеева «Зеркало в витрине» 83. И.Токмакова «Мне грустно» 84. Д.Хармс «Веселый старичок », « Иван Торопышкин » 85. М.Валек «Мудрецы»
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Криничное Белогорского района Республики Крым Презентация на тему: «Значение детской книги в развитии дошкольников»
2 слайд
Описание слайда:
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
3 слайд
Описание слайда:
Книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
4 слайд
Описание слайда:
Десять «почему» детям необходимо читать книжки 1. Словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. 2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. 3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. 4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. 5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
5 слайд
Описание слайда:
6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков. 7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения. 8.Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей. 9.Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения. 10.Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
6 слайд
Описание слайда:
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому овладение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрывать его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживанием героев.
7 слайд
Описание слайда:
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
8 слайд
Описание слайда:
Методы и приёмы ознакомления детей с литературой Словесный -Чтение произведений; – Беседа с детьми по содержанию произведения; – Пересказ произведения; – Заучивание наизусть; – Выразительное чтение; – Прослушивание грамзаписи.
9 слайд
Описание слайда:
Наглядный – Показ иллюстраций, картинок, игрушек; – Элементы инсценировок; – Движение пальцами, руками; – Схемы; – Алгоритмы; – Просмотр видеофильмов; – Оформление выставки.
10 слайд
Описание слайда:
Практический – Элементы инсценировки; – Игры – драматизации; – Дидактические игры; – Театрализованные игры, использование разных видов театра; – Игровая деятельность.
11 слайд
Описание слайда:
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребёнка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
12 слайд
Описание слайда:
Культурными и методическими требованиями к речи педагога являются: Строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей и уровню их развития, запасу представлений с опорой на их опыт; Владение педагогами методическим мастерством, знание приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками.
13 слайд
Описание слайда:
Основные требования к оформлению книжных уголков: рациональное размещение в группе; соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы; соответствовали требованиям программы по знакомству детей с литературой; учёт интересов детей; систематическая сменяемость; эстетическое оформление; востребованность.
14 слайд
Описание слайда:
Деловая игра: «Умные книжки – умным детишкам»
15 слайд
Описание слайда:
1.Правильно назовите форму устного фольклорного произведения: Катилася торба с высокого горба. В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница. С кем хочешь водица? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей. (Считалка)
16 слайд
Описание слайда:
Дождик, дождик, пуще! Дадим тебе гущи, Хлеба – Каравай, Хоть весь день поживай! ( Поговорка, припевка) В брюхе – баня, В носу – решето, Всего одна рука, да и та на спине. (Загадка: чайник) На всякое хотенье есть терпенье. (Поговорка)
17 слайд
Описание слайда:
Угадайте современное значение старославянских слов Кружлявый: прыщавый, кудрявый, веснушчатый. Уварахтаться: испачкаться, укутаться, заблудиться. Остолопиться: сердиться, упрямиться, растеряться. Встреснуться: влюбиться, спохватиться.
18 слайд
Описание слайда:
Продолжи чтение текста: Мы едем, едем, едем В далёкие края… (Хорошие соседи, счастливые друзья…) С.В. Михалков Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит… (Приходи к нему лечиться И корова и волчица…) К.И. Чуковский
19 слайд
Описание слайда:
Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать… (В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки) С.В. Михалков У лукоморья дуб зелёный… А.С. Пушкин
20 слайд
Описание слайда:
Добавьте словечко: Книга – твой друг, без неё как без … (рук). Книга в счастье украшает, а в несчастье… (утешает). С книгой жить – век… (не тужить). Будешь читать, будешь много … (знать).
21 слайд
Описание слайда:
Прочитай стихотворение: МЯЧИК (автор: Агния Барто) Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. – Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. читаете, словно: – вы обижены вы маленький ребёнок вы строгий начальник
22 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание и участие!
23 слайд
Описание слайда:
Тема педсовета: «Детская художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1358440
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник