Презентация развитие воли у ребенка

Презентация развитие воли у ребенка thumbnail
  • Скачать презентацию (0.89 Мб)
  • 50 загрузок
  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме “Развитие воли в дошкольном возрасте”. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    8

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Развитие воли в дошкольном возрасте

  • Слайд 2

    Дошкольный возраст – период возникновения воли, то есть сознательного управления своим поведением, своими внешними, а затем и внутренними (умственными) действиями. В развитии воли можно выделить три взаимосвязанных аспекта: развитие целенаправленности действий, обособление цели и мотивов и возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

  • Слайд 3

    Умение удерживать цель появляется в дошкольном возрасте. Легче всего это сделать, когда цель и мотив совпадают (достать игрушку, чтобы поиграть). Труднее, если цель требует усилий (убрать игрушки), а мотив (получить похвалу) не вызывает ярких эмоций. Интересно, что усиление мотива у младших детей может не улучшить, а дезорганизовать поведение. Так, если обещаем за быструю уборку дать яркую игрушку и игрушку эту малыш видит, он не сможет убирать, будет просить игрушку.

    Целенаправленность действий наблюдается в младенческом возрасте, когда ребенок упорно пытается достать предмет, просит его. Это еще не волевое поведение, поскольку цель задает сам предмет, а не ребенок. Внутренняя целенаправленность в соответствии с замыслами и интересами появляется к концу раннего возраста, но ребенок еще не может отвлечься от посторонних раздражителей, он забывает цель.

  • Слайд 4

    Воля связана с развитием мотивов и их соподчинением, произвольность определяется как осознанность своего поведения, саморегуляция. В процессе взаимодействия со взрослым культурные средства и образцы действия становятся собственными средствами ребенка. Одним из таких средств является планирование действий в речи. Вначале планирует взрослый, а ребенок выполняет его «пошаговую» инструкцию. Потом они вместе планируют, что будут делать вначале, что – потом. Далее взрослый спрашивает, что будет делать ребенок и в какой последовательности.

  • Слайд 5

    К 5-6 годам замечено планирование собственных действий ребенком в громкой речи. Вначале это наблюдается в игре (обговаривают последовательность сюжета), в изобразительной деятельности, позднее – в трудовых поручениях. Но по-настоящему планирование действий в речи, а тем более в уме, закрепляется уже в школьном возрасте как средство саморегуляции поведения. Дошкольник создает себе правила и выполняет их сознательно в основном в игре, где он стремится делать «как бывает».

  • Слайд 6

    Формирование воли можно условно выразить схемой:Я хочу – Я могу – Я знаю, как сделать.

  • Слайд 7

    В нем можно выделить три этапа.1. Взрослый демонстрирует новое действие или отношение, ярко выражает свой интерес, «заражает»ребенка.2. Ребенок начинает замечать действия и отношения взрослого и открывает возможность собственных действий: пытается делать то же, включается в игру со своей ролью, поддерживает разговор и т. д. При этом взрослый снижает свою активность, как бы уступая место ребенку3. Взрослый стимулирует действия ребенка одобрением, вниманием, помощью, и тогда предмет их совместных действий становится мотивом собственных действий ребенка.

    То есть мотивы – способность к саморегуляции -осознанный план и способ действий. Эти компоненты волевого действия легче всего усваиваются при условии эмоциональной вовлеченности взрослого в общую с ребенком деятельность. Смысл и мотивы деятельности передаются через эмоциональное заражение и пояснения взрослого.Взрослый не есть усредненный абстрактный носитель образцов. Его влияние осуществляется в ходе развития форм общения с ребенком через совместную деятельность и общие переживания. Приобщение к новому культурному содержанию происходит не сразу, не одномоментно.

  • Слайд 8

    Так дети становятся любителями помогать маме в уборке, помогать папе в работе на даче, любителями чтения, шахмат и т. д. Везде просматривается общий механизм приобщения через заражение – открытие – стимулирование. При этом в детском возрасте стимулирование должно сохраняться долго. Без заинтересованного внимания взрослых активность детей значительно снижается.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Источник

Тема: развитие воли младших школьников § Воля. § Главная функция воли. § Степени осознанности Тема: развитие воли младших школьников § Воля. § Главная функция воли. § Степени осознанности волевых действий. § Структура волевых актов. § Волевые качества человека. (целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность. ) § Воспитание воли

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков

Главная функция воли Сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции Главная функция воли Сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Согласно теории И. П. Павлова, только человек обладает возможностями волевого торможения своей деятельности. В данном случае «тормоз» не менее, а часто более сложное волевое усилие, чем активизация. Если человек может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержаться все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания. Сознательность действий – характеризует волевое поведение. Волевое поведение всегда связано с преодолением препятствий – внутренних или внешних, но главное условие волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, осознание необходимости ее достичь.

Степени осознанности волевых действий § иногда человек не может объяснить ради чего он делает Степени осознанности волевых действий § иногда человек не может объяснить ради чего он делает что-то и чаще всего это при эмоциональном возбуждении – это импульсивные действия (степень осознания их снижена). Воля заключается в том, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Т. о воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Структура волевых актов § § Побуждение к совершению действий - осознание цели действия и Структура волевых актов § § Побуждение к совершению действий – осознание цели действия и связанного с ней мотива. Влечение и желания – в зависимости от степени осознанности потребностей. Желания всегда осознаны, влечение – не ясно, смутно. Влечение рассматривают как переходное состояние и представленная в нем потребность, либо угасает, либо осознается и превращается в желание. Не всякое желание приводит к действию, оно не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком. Т. е. фильтруется через систему ценностей, получает определенную эмоциональную окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание будущего действия и построение его плана. Иногда у человека возникают несколько несогласованных и даже противоречивых желаний – т. е. происходит борьба мотивов – какое же желание удовлетворить. Борьба мотивов заключатся во взвешивании всех «за» и «против» желаний. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения – заключающиеся в выборе цели и способа действия. Для осуществления этого действия необходимо сознательное волевое усилие – особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов чела, необходимую для выполнения задуманного действия. Это волевое усилие может получить двоякое выражение: оно может проявиться во внешнем волевом действии, а в другом случае наоборот, оно заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия – внутреннее волевое действие.

Волевые качества человека § К основным волевым качествам человека можно отнести целеустремленность, самообладание, самостоятельность, Волевые качества человека § К основным волевым качествам человека можно отнести целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Целеустремлённость § это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация Целеустремлённость § это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

Самообладание § это волевое качество, характерное для людей, которые управляют своими мыслями и чувствами, Самообладание § это волевое качество, характерное для людей, которые управляют своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.

Самостоятельность § это волевое качество; оно заключается в возможности человека не поддаваться влияниям различных Самостоятельность § это волевое качество; оно заключается в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели. Если человек необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, если он без особой нужды обращается за помощью или предпочитает действовать по привычному для него шаблону, а не самостоятельно и творчески, то нельзя признать, что у него развито такое волевое качество, как самостоятельность. Бывают, однако, случаи когда негативизм (необоснованное стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как самостоятельность. Негативизм – признак не силы, а слабости человека.

Решительность § это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и Решительность § это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Если человек в какой-либо сложной обстановке не принимает решения действовать определенным образом, потому что растерялся, если он надеется на счастливое стечение обстоятельств или на неожиданную помощь, то назвать его решительным нельзя. Такой человек, как правило, неуверен в своих силах, недооценивает возможности и силы других людей и, как правило, сомневается в успешном исходе дела.

Настойчивость § это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно Настойчивость § это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей. Без настойчивости, без того чтобы стоять на своем и бороться за выполнение принятого решения, не может быть решительности, самостоятельности, самообладания и целеустремленности.

Энергичность § это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим Энергичность § это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Направляя свою деятельность на достижение поставленной цели, энергичный человек, как правило, не отступает перед трудностями, они его не размагничивают, а наоборот, мобилизуют. Такой человек всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.

Инициативность § это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и Инициативность § это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется главным образом намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Инициатива, как правило, связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет.

Исполнительность § – это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом Исполнительность § – это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.

Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния (активность, Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т. п. ) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим свойством личности, от которого зависит действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков. Современные психологи по-разному рассматривают волю. Это зависит от того, с каких философских позиций они выступают и как объясняют категории свободы и необходимости. Но как бы разнообразны и противоречивы эти взгляды ни были, в общей сложности они сводятся к двум основным направлениям.

Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния (активность, Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т. п. ) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим свойством личности, от которого зависит действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков. Современные психологи по-разному рассматривают волю. Это зависит от того, с каких философских позиций они выступают и как объясняют категории свободы и необходимости. Но как бы разнообразны и противоречивы эти взгляды ни были, в общей сложности они сводятся к двум основным направлениям.

Сторонники так называемого индетерминизма считают, что человек абсолютно свободен, а его действия и поступки Сторонники так называемого индетерминизма считают, что человек абсолютно свободен, а его действия и поступки никем и ничем не ограничены. По их мнению, человек обладает волей, которая является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия, стоящие на его жизненном пути. Придерживающихся этой позиции, по существу, объединяет признание воли, не зависящей от материальных условий жизни человека. Это не научное – идеалистическое направление. Оно не в состоянии правильно ответить на вопрос о том, что такое воля, и показать ее роль в жизни человека, так как пытается рассмотреть волю вне времени и пространства, вне зависимости ее от законов существования природы, человеческого общества и психики человека. Такое истолкование воли не помогает, да и не может помочь человеку решать практические задачи, например в области формирования личности, воспитания воли и т. д.

Сторонники другого направления - детерминизма, в отличие от индетерминизма, подчеркивают закономерную зависимость человека от Сторонники другого направления – детерминизма, в отличие от индетерминизма, подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен. Это направление прогрессивное, так как оно признает материальность мира, его единство. Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть о том, что она возникает и развивается по законам общественным, а не биологическим. Именно в силу этого обстоятельства существование организма человека, и в частности функционирование его нервной системы, в том числе и физиологические механизмы волевых действий, в принципе зависят от образа жизни человека и характера его деятельности. А это, как известно, определяется тем обществом, членом которого является человек.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоционально-волевой сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Воспитание воли § Вся жизнь школы с ее строгим распорядком работы и повседневным контролем Воспитание воли § Вся жизнь школы с ее строгим распорядком работы и повседневным контролем за учебой и поведением детей уже способствует волевой подготовке их к труду. Но каждому учителю следует проявлять особую заботу о воспитании воли учащихся и знать условия, необходимые для ее формирования. Прежде всего необходимо умение преодолевать трудности. Для этого учебный процесс должен строиться так, чтобы выполнение задания требовало некоторых усилий, без которых не может быть укреплена воля. Важно, чтобы учебный процесс вызывал интерес у детей. Но если все учение будет построено на одной занимательности и при первом же затруднении учитель будет спешить на помощь школьнику, то воля ребенка не будет воспитываться. В. А. Сухомлинский считал, что воспитание воли начинается с мысленной подготовки цели перед самим собой. Непосильные трудности не помогут волевому воспитанию. Убедившись в невозможности выполнить задание, ученик оставит работу, у него появится чувство неуверенности в своих силах и начнет развиваться привычка не доводить дело до конца. Это ведет к слабоволию.

Воспитание воли § Таким образом, первое важное условие воспитания воли – это трудные, но Воспитание воли § Таким образом, первое важное условие воспитания воли – это трудные, но посильные задания. Чтобы у школьника развивать усилия к преодолению трудностей, учитель должен создавать побуждения к учению, так как без сильного желания невозможно добиться поставленной цели Стимулом для преодоления учащимися трудностей должна быть разумная требовательность учителя. Важно, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от выполнения заданий. Это чувство появится только в том случае, если их усилия будут завершаться успехом. В случае неудачи учителю надо ободрить ученика, внушить ему, что неуспех имеет временный характер и что при настойчивом труде ребенок добьется нужных результатов.

Воспитание воли § С первых дней учения в школе детей следует приучать к самостоятельной Воспитание воли § С первых дней учения в школе детей следует приучать к самостоятельной работе, необходимой для воспитания воли. Но делать это надо постепенно. Если неуверенного робкого ребенка сразу предоставить самому себе, то его растерянность и страх перед неудачей еще более возрастут. Для укрепления воли робких или недостаточно сообразительных, но старательных детей необходимы одобрение и похвала учителя. У самоуверенных и смелых детей надо воспитывать чувство особой ответственности за все, что они делают.

Воспитание воли § Большую помощь в воспитании воли детей может оказать хороший, дружный детский Воспитание воли § Большую помощь в воспитании воли детей может оказать хороший, дружный детский коллектив. Обещание, данное не только себе, но и всем товарищам, выполнить бывает легче, так как не сдержать слово перед коллективом особенно стыдно. Полезны также и беседы с детьми.

Воспитание воли § Добиться воспитания у детей волевых качеств только в стенах школы нелегко. Воспитание воли § Добиться воспитания у детей волевых качеств только в стенах школы нелегко. Это слишком длительный процесс, а ученики сравнительно немного времени проводят под руководством учителя. Поэтому необходима совместная работа педагога с родителями. Родителям надо давать рекомендации о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям, напоминать о режиме дня, об укреплении здоровья школьника, о приучении его к посильному участию в работе по дому. Очень важно, чтобы у детей складывались правильные понятия о волевых качествах

§ Выполнила Афанасьева О. С. § Выполнила Афанасьева О. С.

Источник