Презентация развитие речи ребенка до года
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
(от 1,5 до 3 лет) Подготовила: воспитатель Чеснокова И.А. Развитие речи детей раннего возраста
2 слайд
Описание слайда:
Становление речи проходит три основных этапа: Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. 2. Второй этап — период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. 3. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.
3 слайд
Описание слайда:
Особенности развития речи детей раннего возраста На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие- меньше и менее отчетливо. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.
4 слайд
Описание слайда:
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.
5 слайд
Описание слайда:
Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам -свыше 300 слов).
6 слайд
Описание слайда:
Особенности развития речи детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет
7 слайд
Описание слайда:
К полутора годам: – ребенок говорит отдельными словами; – слова дополняются жестами, мимикой, интонацией; – часто общепринятые слова заменяются на звукоподражания; ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки – м,п,б,к,г,т,д,н,ф,в,х,й.
8 слайд
Описание слайда:
С полутора лет: Быстро растет активный словарь малыша – к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов, он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова во фразу. облегченные слова заменяются правильными. – появляются прилагательные и местоимения. – начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. – речь эмоциональна и выразительна.
9 слайд
Описание слайда:
На третьем году: – осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие сь, зь, ць, ль. – многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) малыш нередко заменяет мягкими свистящими. – интенсивно развивается мышление – внимание становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. – он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы.
10 слайд
Описание слайда:
К трем годам: – пассивный и активный словарь ребенка достигает 1000 – 1200 слов. кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. – ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падежах. .
11 слайд
Описание слайда:
Условия эффективного развития речи детей. Хорошее соматическое здоровье. Нормальное функционирование ЦНС, речевого аппарата, органов слуха и зрения. Обязательное общение с ребенком с самых первых дней его жизни: разговор, рассказывание, рассматривание картинок, игра, обыгрывание игрушек, многократное повторение речевого материала. декламация и пение, сопровождаемые музыкой, чтение детям книжек, ознакомление детей с окружающим миром и т. д. Развитие мелкой моторики. Правильная постановка у них дыхания.
12 слайд
Описание слайда:
Таким образом, необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также ранообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, а также высокий уровень профессионального мастерства педагогов и хорошая подготовка родителей к процессу воспитания и обучения. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать.
13 слайд
Описание слайда:
Нарушения и задержки речи. Причины.
14 слайд
Описание слайда:
Выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Понятно, что это разные вещи. Хотя у одного и того же ребенка может встречаться и то, и другое. С задержкой развития речи в условиях детской поликлиники работает, как правило, целая команда специалистов — психолог, участковый терапевт, невропатолог. С нарушениями же развития речи работают в основном логопеды и, когда это необходимо, невропатологи.
15 слайд
Описание слайда:
Главные виды речевых расстройств: · Дислалия – нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате; косноязычие, при котором звуки произносятся искаженно или с замещениями и пропусками; косноязычие вызывается дефектами речевого аппарата, недостаточной способностью к дифференциации звуков и пр.; гнусавость – носовое произношение всех звуков с изменением артикуляции большинства из них; афазия – утрата речи, возникающая вследствие повреждений аппаратов речи коры головного мозга; дизартрия – расстройства произношения звуков вследствие заболеваний головного мозга или периферической нервной системы; немота , при которой происходит задержка в развитии речи ребенка при сохранности у него слуха и при достаточном для речи умственном развитии; заикание – речь прерывается судорогами мышц речевого аппарата; тахилалия – чрезмерно быстрая речь, возникает при неправильностях речевого воспитания и при невротических состояниях с явлениями общей возбудимости; афония – отсутствие звучности голоса; логопатия – судорожное повторение слога или слова.
16 слайд
Описание слайда:
Факторы задержки речевого развития Внешние факторы – Стрессовые. – Присутствие братьев-сестер. – Билингвизм семьи. – Недостаточное развитие внутри семьи. Внутренние факторы – Наследственный. – Неврологические проблемы. – Дефекты артикуляционного аппарата. – Личностные особенности ребенка. – Проблемы со здоровьем. – Психологические травмы ребенка. – Осложненная беременность.
17 слайд
Описание слайда:
Шесть основных причин задержки развития речи . Причина первая. Задержка или нарушение развития речи может выступать как часть другого, более общего расстройства развития, например, легкой степени умственной отсталости. Дифференциальный диагноз в этом случае может поставить только специалист.
18 слайд
Описание слайда:
Причина вторая. Задержка развития речи может быть вызвана более или менее тяжелым поражением слуха ребенка. Ребенок, который плохо слышит и, следовательно, плохо понимает речь окружающих его людей, практически всегда имеет те или иные нарушения в звукопроизношении, с трудом учится пользоваться собственной речью. Поэтому при любой форме нарушения развития речи у ребенка родителям необходимо обратиться к врачу – сурдологу, чтобы исключить нарушения слуха или своевременно заняться их излечением.
19 слайд
Описание слайда:
Причина третья. Задержка развития речи может являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Недоношенный или ослабленный тяжелым соматическим заболеванием ребенок может выглядеть младше своего возраста, отставать в росте и весе. Иногда речь такого ребенка развита в соответствии с возрастом (а то и опережает его), но иногда он говорит меньше и хуже, чем его сверстники. Впоследствии он “дозреет”, окрепнет и вместе с биологическим созреванием уйдет и задержка в развитии речи.
20 слайд
Описание слайда:
Причина четвертая. Незначительная задержка развития речи может наблюдаться у абсолютно здорового ребенка, как вариант нормы. Известно, что “поздноговорящие” дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 1-2 недели и сразу целыми предложениями. Такой феномен чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Кроме того, известно, что значительную роль в освоении речи играет и наследственный фактор. То есть если поздно заговорил один или, тем более, оба родителя, то вероятность того, что относительно поздно заговорят и их дети, существенно повышается. Но если ребенок к трем годам не говорит простых предложений, то о варианте нормы следует забыть.
21 слайд
Описание слайда:
Причина пятая. Синдром Маугли или педагогическая запущенность. Ребенок растет в таких условиях, что ему просто не удается научиться говорить. Многим приходилось наблюдать пятилетних детей, выросших в социально неблагополучных семьях, которые в своей повседневной жизни использовали всего около тридцати слов. При этом дети оставались психически здоровыми и, после правильно проведенных коррекционных мероприятий, овладевали речью в полном объеме в соответствии со своим календарным возрастом.
22 слайд
Описание слайда:
Причина шестая. Ребенок относительно здоров и социально благополучен, но живет в таких условиях, когда речь ему вроде бы и не нужна. Такая ситуация довольно часто создается в детоцентрических семьях, где все помыслы членов семьи направлены на удовлетворение интересов ребенка, или при чрезмерно тесных контактах ребенка с матерью, когда отец всегда на работе, а мать с ребенком всегда вдвоем в четырех стенах и понимают друг друга не то что с полуслова, а с полувзгляда. Такой ребенок всегда понят окружающими, его потребности удовлетворены, и говорит он мало, вяло и с неохотой. Достаточно часто в анамнезе таких детей обнаруживается родовая травма, пренатальная энцефалопатия, гипертензионный синдром или еще что-нибудь в этом роде. Сами по себе эти неврологические нарушения выражены у ребенка не очень ярко и вряд ли обусловили бы задержку развития речи, но в сочетании с факторами среды…
23 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данная презентация может быть полезна воспитателям, а также родителям. так как описывает становление речи у детей, особенности и условия её эффективного развития в возрасте от 1,5 до 3 лет, условия эффективного развития речи, а также факторы, влияющие на нарушения и возможные причины задержки речи и главные виды речевых расстройств.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-165493
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 1 ГОДА ЖИЗНИ
Слайд 2
Первый год жизни – подготовительный этап формирования речи. Он включает: развитие у детей голосовых реакций, навыков подражания, навыков понимания речи окружающих появление первых осмысленных слов
Слайд 3
. 1. Развитие первичных голосовых реакций Крик новорожденного ребенка – это озвученное дыхание, расправление легких. Позже младенец использует крик, хныканье, плач в моменты, когда он голоден, ему холодно, некомфортно. Это – реакция на состояние, а не просьба о помощи. Подготовительные элементы речи возникают у детей в первые месяцы жизни под влиянием эмоционального общения взрослого с ребенком.
Слайд 4
Взрослый улыбается, ласково разговаривает с ребенком. Постепенно во время такого общения ребенок становится сосредоточенным, прекращает беспорядочные движения, прислушивается, присматриваясь к тому, что показывает взрослый – появляется первая ответная улыбка.
Слайд 5
На втором месяце жизни выражение радости усиливается. Появляется «комплексная реакция оживления» (ребенок смеется, оживленно двигает руками и ногами, гукает: «агу, гы, кхы»)
Слайд 6
На 3 месяце гуканье сменяется певучим гулением ( гласные «а-а-а; у-у-у»). Это хорошая тренировка речевого дыхания. В конце первого полугодия жизни появляется лепет – произнесение слогов (сначала «ба, ма, па», позже «тя, дя»), Между 6 и 9 месяцами возникают повторные слоги «ба- ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя» и др.). Ребенок слышит произносимый им слог и повторяет его многократно.
Слайд 7
2. Развитие подражания речи Постепенно развивается умение повторять предложенный звук. Вначале ребенок лишь внимательно смотрит на рот говорящего, напряженно молчит или, двигая беззвучно губами, открывает и закрывает рот. Взрослый произносит гласные звуки, артикуляцию которых можно видеть (а, о, у), меняет силу голоса, делает паузы, чтобы малыш мог ответить.
Слайд 8
Следует использовать музыкальные игрушки: погремушки, дудочки, колокольчики.
Слайд 9
Ребенок сосредоточивается, когда слышит пение матери, звуки музыкального инструмента или озвученной игрушки. Игра в «Прятки» – взрослый ходит вокруг манежа, прячется за него, окликая с разных сторон ребенка, прячет и показывает звучащие игрушки .
Слайд 10
В 9-10 месяцев ребенок умеет произносить слоги, где одинаковые согласные сочетаются с разными гласными «тетя» ). В 10-12 месяцев ребенок повторяет двухсложные слова с неповторяющимися слогами («Катя, Маня»).
Слайд 11
3. Развитие понимания речи Во втором полугодии у детей вырабатывается связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими – возникает первичная ориентировка в окружающем, умение выполнять некоторые простые действия ( покажи, дай, на, сядь, принеси, сделай ладушки ), произносить первые осмысленные слова.
Слайд 12
Примерно с 5-месячного возраста ребенок узнает своих и реагирует на чужих. При вопросе «Где кукла, мишка, петушок?» он смотрит или указывает на предметы, которые ему всегда показывает взрослый.
Слайд 13
Дети конца первого года жизни различают контрастные слова (мяч – мишка, кукла – машина), но слова, сходные по звучанию (мишка – миска, шар – шарф), еще не дифференцируют .
Слайд 14
В развитии речи важную роль играет эмоциональное общение со взрослым: в процессе кормления, одевания, умывания взрослый улыбается, произносит разные слова, побуждает повторять звуки. Если малыша кормят, одевают, моют молча, то он либо кричит, либо остается безучастным. Позже таких детей трудно научить новым умениям, действиям с игрушками, это становится причиной задержки речевого развития.
Слайд 15
Для развития понимания речи используются такие игры, как «прятки», «догонялки», «ладушки». На первом году с детьми разучивают и некоторые условные жесты: ребенок благодарит – кивает головой, прощается – машет ручкой и т. д. Сначала взрослый сам говорит «До свидания» и машет при этом рукой. Затем машет рукой ребенка. Важно научить ребенка понимать и выполнять несложные действия-поручения (сядь, иди, дай, на, открой, закрой, сними…).
Слайд 16
5. Произнесение первых осмысленных слов . К концу года ребенок должен произносить около 10 слов(мама, папа, баба, ав, дай, на, бах, Катя, сядь…). Многие из понимаемых слов ребенок не может произнести из-за сложности звукового состава. Поэтому в разговоре с детьми можно называть предметы упрощенными словами (часы – тик-так, машина – би-би, собака – ав-ав). Постепенно формируется переход от облегченных слов к общеупотребительным.
Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! МОЛОДЦЫ!
Слайд 18
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫУЧИТЬ ЛЕКЦИЮ, В ПАПКУ-КОПИЛКУ: ПОДОБРАТЬ ИГРЫ, ПОТЕШКИ, ПЕСЕНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Источник