Презентация развитие личности ребенка

Презентация развитие личности ребенка thumbnail

«Развитие личности»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Развитие личности»

Описание слайда:

«Развитие личности»

2 слайд

Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и

Описание слайда:

Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

3 слайд

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах и кач

Описание слайда:

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности. Результатом развития является формирование личности.

4 слайд

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека

Описание слайда:

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как  социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности

5 слайд

 Движущие силы развития личности - это противоречия:

Описание слайда:

Движущие силы развития личности – это противоречия:

6 слайд

Общие (универсальные) противоречия - между потребностями человека (материаль

Описание слайда:

Общие (универсальные) противоречия – между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;

7 слайд

Индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого

Описание слайда:

Индивидуальные противоречия – противоречия, характерные для отдельно взятого человека;

8 слайд

Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются

Описание слайда:

Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека,  Одно из основных внутренних противоречий- расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: “хочу-могу”, “хочу-надо”, “знаю-не знаю” и др.);

9 слайд

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с друг

Описание слайда:

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).

10 слайд

Условия развития личности Деятельность - внешняя и внутренняя активность чело

Описание слайда:

Условия развития личности Деятельность – внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью.

11 слайд

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личност

Описание слайда:

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев):

12 слайд

В младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непо

Описание слайда:

В младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении; В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира; В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) – сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным; В младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) – учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым; В подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) – интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками; В юности (с 15 до 17 лет) – учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

13 слайд

Классификация факторов развития личности (фактор - это причина, движущая сил

Описание слайда:

Классификация факторов развития личности (фактор – это причина, движущая сила какого-либо изменения, явления): наследственность; среда; воспитание.

14 слайд

Факторы развития личности  В научной литературе выделяют три фактора, влияющи

Описание слайда:

Факторы развития личности  В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

15 слайд

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой по

Описание слайда:

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей.

16 слайд

Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследстве

Описание слайда:

Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.

17 слайд

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает во

Описание слайда:

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. 

18 слайд

Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воз

Описание слайда:

Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения.

19 слайд

Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что

Описание слайда:

Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.

Презентация развитие личности ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Презентация развитие личности ребенка

Курс повышения квалификации

Презентация развитие личности ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-240688

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Вопросы:
1. Теоретические подходы к исследованию проблемы
развития личности в дошкольном возрасте.
2. Основные направления развития личности ребенка
дошкольника:
а) развитие внутренних этических инстанций
(морального сознания);
б) развитие морально-потребностной сферы;
в) развитие самосознания ребенка.
3. Половая идентификация как один из механизмов
развития личности ребенка-дошкольника.

2. Теоретические подходы к исследованию проблемы развития личности в дошкольном возрасте в отечественной психологии

Л.С. Выготский
Идея системного подхода в развитии личности
Основные новообразования:
► первые общие представления о природе, о самом себе,
возникает образ детского мировоззрения;
► у ребенка впервые возникают внутренние этические
инстанции, как обобщенные представления о нормах
поведения;
► перестраиваются интересы и потребности ребенка, которые
начинают определяться смыслом данной ситуации,
значением, знаниями, которые ребенок вкладывает в эту
ситуацию.

3.

А.Н. Леонтьев
Дошкольное детство – это период фактического
складывания личности, период развития
личностных механизмов поведения.
Основные новообразования:
► соподчинения мотивов (иерархия мотивов);
► произвольность поведения.

4.

Д.Б. Эльконин
Для более полного понимания процесса формирования
личности в дошкольном возрасте необходимо поставить в
центр рассмотрения вопрос об отношении ребенка и
взрослого
В дошкольном возрасте взрослый выделяется как образец,
впервые возникает возможность действовать и поступать как
взрослый. Это новое отношение между ребенком и
взрослым, при котором образ ориентирует действия и
поступки ребенка, служит основой всех новообразований в
личности дошкольника.

5.

А.В. Запорожец показал значение социальных эмоций
в формировании личности ребенка.
В младшем дошкольном возрасте они возникают в конце
деятельности, после совершения поступка.
В среднем дошкольном возрасте – возникают в процессе
выполнения деятельности.
К концу дошкольного детства они возникают до начала
деятельности, выступая в роли мотивов.
Основное новообразование – эмпатия (сопереживание,
сочувствие, содействие)

6.

Л.И. Божович
Ею выделены этапы развития личности в
онтогенезе, которые автор связывает с кризисами
психического развития
Основные новообразования:
♦ младенческий возраст – аффект окрашенных
представлений;
♦ ранний возраст – система «Я»;
♦ дошкольный возраст – внутренняя позиция.

7.

В.С. Мухина исследовала особенности
самосознания дошкольников, выявила
закономерности в его развитии.
Ею исследовались некоторые механизмы
развития личности дошкольника
(идентификация).

8.

Основные направления развития личности
ребенка-дошкольника:
► 1) развитие морального сознания;
► 2) развитие мотивационно-потребностной
сферы;
► 3) развитие самосознания ребенка.

9. Развитие морального сознания

Ж. Пиаже моральное развитие есть процесс
адаптации ребёнка к требованиям социальной среды
между интеллектуальным развитием
ребёнка и развитием у него нравственности
существует определённое соответствие
в основе развития познавательной и эмоциональной
сфер лежит изменение схем поведения.

10.

Существуют:
схемы в отношении ребёнка к объектам
деятельность ребёнка с предметами
схемы в отношении ребенка к людям
отношения ребёнка со сверстниками и взрослыми

11. Ж. Пиаже выделил две основные стадии в развитии моральных суждений у детей

Первая – стадия «объективной ответственности»,
основанная на «моральном реализме»:
– «парциальность», отсутствие обобщённости;
– скованность морального суждения внешней стороной вещей.
Вторая – стадия «субъективной ответственности». Состоит
в оценке действий на основании мотивов и намерений
человека, связана со становлением «автономной морали».

12. А.В. Запорожец

Изучал особенности формирования моральных представлений,
суждений и оценок при восприятии детьми дошкольного
возраста литературных произведений.
► Младшие дошкольники еще недостаточно осознают мотивы
своего отношения к персонажам и просто оценивают их как
хорошего или плохого.
► В старшем дошкольном возрасте дети уже более
аргументировано подходят к оценке персонажей.
Переход от немотивированной оценки ребенка в
мотивированную моральную оценку, связан с развитием у
детей дошкольного возраста сопереживания и содействия к
героям литературных произведений.

13. Л.П. Князева

Уровни развития моральных представлений:
► 1 – характеризуется тем, что моральные представления детей
диффузны, малоадекватны, дети недифференцируют одно
качество от другого, а используют лишь глобальные оценки
(хороший, плохой).
► 2 – характерно выделение 1-2 признаков, т.е. имеет место
элементарная дифференцировка.
► 3 – характеризуется тем, что на этом уровне дети обобщают
на основе перечисления несколько конкретных признаков.
► 4 – характеризуется тем, что ребенок обобщает на основе
типичного в поведении. Знания детей приобретают характер
системы.

14. Р.Р. Калинина, Н.В. Мельникова

► недостаточный
уровень развития когнитивного
компонента нравственного развития
► развитие эмоционального компонента происходит
вслед за когнитивным, развивается по пути
расширения круга нравственных понятий и
ситуаций, к которым проявляется эмоциональное
отношение
► развитие поведенческого компонента в дошкольном
возрасте идёт в направлении расширения ситуаций,
в которых проявляется нравственное поведение, и
включения более широкого круга людей в этих
ситуациях

15.

В дошкольном возрасте развиваются
следующие потребности:
► в познании,
► в деятельности,
► в общении,
► быть принятыми взрослыми и сверстниками,
► быть признанным и любимым и др.

16.

В дошкольном возрасте возникают новые, типичные для этого
возраста мотивы:
► связанные с интересом к миру взрослых;
► интерес к содержанию и процессу новых осваиваемых ими
видов деятельности (к игре);
► мотивы личных достижений, стремление к
самоутверждению и самовыражению;
► соревновательный мотив: выиграть, победить;
► познавательные мотивы;
► нравственные мотивы, на основе которых выделяются
общественные.

17. Г.Н. Авхач

Цель исследования – изучение особенностей
поведения детей в ситуации двойной мотивации
Чтобы ребенок смог подчинить мотив «хочу» мотиву
«надо», педагогу необходимо учесть 2условия:
► замотивировать деятельность ребенка, то есть
подчеркнуть общественную значимость того, что он
должен сделать;
► обязательно оценить вместе с детьми то, что сделал
ребенок.

18. Этапы развития самосознания

►I
этап – 7мес. Ребенок начинает отделять себя от
окружающих людей. Появляется реакция на чужого
человека – страх. В этом возрасте ребенок еще не
отделяет себя от матери.
► II этап – 1г. – 1г. 2 мес. Формируется схема тела.
Ребенок может показать части тела, которые не
видит.
► III этап – 1 г. 6мес. – 2 года. Ребенок осознает себя
субъектом действия, то есть может управлять
своими действиями.
► IV этап 2 г. – 2 г. 6 мес. Усвоение имени, которое
приобретает личностный смысл. Ребенок выделяет
себя как нечто целое, отличное от других, идет
усвоение местоимения «Я».

19. Этапы развития самосознания

► V этап
– 3 г. Формируется первичная половая
идентичность. Развиваются первые зачатки
самооценки.
► VI этап – 4 – 5 лет. Дальнейшее развитие половой
идентификации, то есть усвоение образцов
поведения присущих данному полу через
подражание родителям своего пола.
► VII этап – 6 – 7 лет. В сознании ребенка
представлены основные звенья структуры
самосознания: притязание на признание, осознание
половой принадлежности, осознание себя во
времени, отношение к своим правам и
обязанностям.

20. Структура самосознания

В.С. Мухина
Я
ПЕТЯ
имею
право
сам
хочу
мальчик
должен
хороший
был
есть
буду

21. Р.Б. Стеркина, Н.Е. Анкудинова

► Для
детей дошкольного возраста характерна
завышенная самооценка, которая с возрастом
становится все более полной, детализированной и
развернутой.
► Самооценка дошкольника во многом определяется
характером деятельности, в которой ребенок себя
оценивает. (Н.Е. Анкудинова)
► Условием развития самооценки у детей является
наличие обучающей, адекватной и развивающей
оценки ребенка взрослым.

22. Генезис половой идентификации в дошкольном детстве исследовали А. И. Захаров и Н. В. Плисенко

Период ярко выраженной половой идентификации у
девочек представлен возрастом от 3 до 8 лет, а у
мальчиков 5-7 лет.
Важным условием развития половой идентификации
выступают эмоционально теплые отношения с
родителями обеих полов.

23.

Факторы, которые позитивно влияют на
развитие половой идентификации:
► позитивная ориентация родителей на пол
ребенка, их осведомленность в вопросах
психосексуального развития детей,
► наличие общения, эмоционально-теплых
взаимоотношений родителей с детьми.

24. Факторы, которые негативно влияют на развитие половой идентификации:

► неполная
семья;
► нарушение половых ролей родителей в семье, когда
лидером в семье выступает женщина, а мужчина
теряет авторитет в глазах детей;
► неадекватные установки по отношению к полу
родившегося ребенка;
► плохие отношения между родителями, наличие
частых конфликтов негативно сказывается на
развитии половой идентификации у девочки,
мальчики индифферентны к таким ситуациям.

25. Показатели нарушений в развитии половой идентификации:

когда в игре ребенок берет на себя роль, характерную для
представителей другого пола;
когда на просьбу педагога нарисовать человека, ребенок
рисует представителя другого пола;
тематика детских рисунков (если девочка рисует
строительство, войны – тревожный факт);
нарушение в поведении детей, когда девочка предпочитает
общение с отцом и его знакомыми общению с матерью,
при этом ведет себя как представитель другого пола:
категорично, решительно, не любит, когда ее обнимают,
целуют и наоборот;
когда ребенок в своих фантазиях, сновидениях видит себя
представителем другого пола.

26. Направления работы педагогов по развитию половой идентификации

общепедагогическое направление – это развитее и
закрепление общегигиенических навыков, беседы о
личной гигиене, о здоровье, о гигиене одежды и ухода за
ней, работа о профилактике раннего детского анонизма,
регулярная зарядка и т.д.;
формирование биолого-анатомических представлений о
человеке: первые представления о двуполости мира,
уточнение представлений о продлении рода. Нужно
говорить правду о его рождении, но в каждом возрасте
своя правда;
историко-культурное направление – формирование
нравственных представлений;
социально-значимое направление (полоролевые игры и
игры-драматизации – моделируются эталоны
взаимоотношений в семье).

27. Личностные новообразования

1)
2)
3)
4)
Внутренние этические инстанции;
Зачатки миропонимания и перестройка
интересов (Л.С. Выготский);
произвольность поведения и соподчинение
мотивов (А.Н. Леонтьев);
Самооценка и формирующаяся на ее основе
«внутренняя позиция» (Л.И. Божович).

Источник

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Выполнила: педагог-психолог МБОУ СОШ № 63 Мазунина Д.С.

Слайд 2

Особенности самосознания и самооценки дошкольников Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Особенности самосознания и самооценки дошкольников Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Слайд 3

В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система, начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе. Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе. В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.

Слайд 4

Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль. Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать своих недостатков, отрицательных качеств. Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. Оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся. Если умение более или менее сформировано, то и оценка его будет более правильной, более адекватной.

Слайд 5

Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка. В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности. Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности.

Слайд 6

Основные виды мотивов поведения дошкольников В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребёнок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Примечательно, что к естественной любознательности дошкольников, их озабоченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения – деловые и личные. Под деловыми понимают мотивы, побуждающие ребёнка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными – мотивы, связанные с волнующими ребёнка внутренними проблемами (хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его дела и поведение). К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста.

Слайд 7

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребёнка одним из наиболее значимым мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребёнок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится, вступить в соревнование, и во что бы то ни стало стремиться в нём одержать победу. Наряду с мотивами данного типа заметную роль в поведении детей начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и некоторые иные. Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребёнок не ждёт такой оценки, а активно сам добивается её, стремится получить похвалу, очень старается её заслужить. Всё это свидетельствует о том, что ребёнок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Слайд 8

Формирование соподчинения мотивов Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать отдельные поступки ребенка и его поведение в целом как хорошее и плохое. Преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое. На протяжении дошкольного периода, соподчинению мотивов происходят большие изменения.

Слайд 9

Для формирования самостоятельности в поведении(а затем и в рассуждении) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. Введение запрета уже вносит существенные осложнения в его действия. Теперь необходимость подчиниться правилу вступает в борьбу с собственным желанием. В каждом случае надо решать, что важнее. Здесь возникает начало непослушания, когда, подчиняясь своим личным побуждениям, ребенок игнорирует требования взрослых.

Слайд 10

В старшем дошкольном возрасте, когда усложняются отношения детей с окружающими, когда все чаще им самим приходится определять свое отношение к чему-то, оценивать свои поступки и обязательных правил становиться больше, столкновение различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно детям выбирать между лично значимыми и общественно значимыми мотивами. К лично значимым относятся различные мотивы личной выгоды, переживаемое ребенком чувство собственного достоинства, боязнь насмешки, пренебрежение со стороны сверстников, чтобы скрыть свое неумение, не подготовленность, пропущенную ошибку, дети иногда идут на обман, умышленно нарушая правила. С другой стороны, ребенок может отказаться от привлекательной игры, ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым.

Слайд 11

Если старший дошкольник потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии» (как это происходит у малышей). Так как одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступках. Это становиться возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это