Презентация программы развития ребенка доу

Слайд 1

Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 « Алёнка»комбинированного вида (далее по тексту –Учреждение) на 2016-2020г . Г.Звенигород 2016г.

Слайд 2

Паспорт программы развития Основания для разработки программы, нормативные документы: Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26). Конституция РФ Закон Российской Федерации «Об образовании», вступивший в силу 1 сентября 2013 года . Конвенция о правах ребенка Устав МБДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013 № 1155)

Слайд 3

Цель Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Повышение качества образования и воспитания в Учреждении через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Слайд 4

Задачи Повышение качества воспитания и образования в Учреждения. Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды Учреждения, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности. Развитие физкультуры и спорта для сохранения здоровья детей. Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе. Совершенствование материально-технического и программного обеспечения. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе. Развитие системы управления Учреждения на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

Слайд 5

Концепция программы развития Учреждения Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития Учреждения направлена на: сохранение позитивных достижений Учреждения, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных , обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме , развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

Слайд 6

Основные принципы, которыми будем руководствоваться, выстраивая деятельность дошкольного образования: принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка; принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик; принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых; принцип гуманизации – основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным познавательно – речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности; принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме; принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка; принцип инновационности – определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы; принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.

Слайд 7

Основными задачами развития Учреждения на период до 2020 года выступают : Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения: новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей), новых образовательных технологии (проективная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.), обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологий в образовательный и управленческий процесс Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством. образовательного процесса и здоровьесбережения детей. Повышение качества работы с родителями воспитанников. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды Учреждения, обновление материально- технической базы.

Слайд 8

Целевая программа: «Качество образования» Цель : Совершенствование образовательной деятельности Учреждения через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка- дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников Учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Задачи: Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование Поэтапное обновление ООП в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей. Обновление предметно-развивающей среды ДОО, способствующей реализации нового содержания и достижению новых образовательных результатов Активное внедрение ИКТ в образовательный и управленческий процесс

Слайд 9

Целевая программа: «Зеленый огонек здоровья» Цель : Совершенствование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в Учреждении. Задачи : Обеспечить раннее формирование ориентации ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Обеспечить условия для полноценного физического развития детей в Учреждении. Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов по организации двигательной деятельности детей Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями по воспитанию здорового и физически развитого ребенка

Слайд 10

Целевая программа: «Сотрудничество» Цель : партнерство педагогов и родителей в деятельности Учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход. Задачи: Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе Учреждения положительного опыта семейного воспитания. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Повышение уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей. Изменение позиции родителей по отношению к деятельности Учреждения; Привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности Учреждения.

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!

Источник

Слайд 1

Полная характеристика образовательной программы «Детство» для детей дошкольного возраста

Слайд 2

Уникальность программы «Детство» заключается в том, что впервые в истории отечественного дошкольного образования программу разработал коллектив кафедры учебного университета под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И. Логиновой. Федеральная образовательная программа дошкольного образования «Детство» создана коллективом авторов – преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в 1990г.

Слайд 3

Эти слова определяют три взаимосвязанных линии раз­вития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, при­давая ей целостность и единую направ­ленность. Девиз программы «чувствовать-познавать-творить»

Слайд 4

В ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕ­РАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ ВЫДЕЛЕНО ДВЕ ЧАСТИ — ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ. Основная часть «Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Труд» «Познание» Коммуникация» «Чтение художественной литературы» Художественное творчество» «Музыка» Дополнительная часть (региональный компонент) Знакомство с малой Родиной – родным городом Знакомство с родной страной и миром Этнокультурное образование и воспитание ребёнка Изучение иностранного языка

Слайд 5

Формирование общей культуры детей; Развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств; Формирование предпосылок учебной деятельности; Сохранение и укрепление здоровья; Коррекция недостатков в физическом и (или) психологическом развитии.

Слайд 6

Программа «Детство» предусматривает решение программных об­разовательных задач в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непо­средственно образовательной деятельности, но и при проведении ре­жимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного обра­зования, в процессе взаимодействия с семьями детей. Все задачи программы реализуются в совместной, самостоятельной и специально – организованной деятельности с детьми. Программа ”Детство” состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни), старший (шестой и седьмой годы жизни).

Слайд 7

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Физическая культура » Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными – «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка» « Здоровье » и « Безопасность » Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными 1. Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Интегрируется со всеми областями, особенно с такими как «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», 2. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других. Интегрируется со всеми областями, особенно с такими как «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Художественная деятельность». В каждой образовательной области на соответствующем содержании происходит обогащение опыта и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развиваются добрые чувства и эмоциональная отзывчивость, формируются социальные представления и познание детьми своих возможностей.

Слайд 8

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Труд » Развиваем ценностное отношение к труду Труд взрослых и рукотворный труд 2.Самообслуживание и детский труд Интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Это достигается за счет накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых, и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре. Развитие мелкой моторики, самостоятельность в самообслуживании благоприятны для укрепления физического и психического здоровья, а формирование умения правильно обращаться с предметами и материалами – для реализации цели безопасного поведения. « Коммуникация » Развиваем речь и коммуникативные способности детей Связная речь 2.Грамматически правильная речь 3.Звуковая культура речи 4.Словарь Интегрируется со всеми областями .

Слайд 9

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Познание » Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», .Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе. Ребенок открывает мир природы. Интегрируется с другими обр. областями, в которых на основе представлений о природе происходит развитие эмоций, связанных с природой («Музыка» и «Социализация»), умений отражать объекты природы в рисовании, лепке, аппликации («Художественное творчество»), представлений о безопасном поведении и труде в природе («Безопасность» и «Труд»), о взаимодействии человека с природой («Чтение художественной литературы»). Развитие математических представлений. Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Интеграция состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьшению по количеству, отображению как в овладении математическими умениями, так и речевыми (называние свойств, отношений, простых зависимостей); умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации). Интеграция осуществляется в играх, практической деятельности, в ситуациях, развлечениях.

Слайд 10

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Чтение художественной литературы » Ребенок в мире художественной литературы – Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Художественное творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных ценностных ориентаций « Музыка » Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность – Интегрируется со всеми областями «Художественное творчество» Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество 1.Приобщение к изобразительному искусству 2/. Художественная деятельность и детское творчество «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература»

Слайд 11

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Физическая культура » Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными – «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд». Интеграция возможна в освоении сенсорных эталонов, овладении правилами безопасного поведения, социальным опытом, опытом общения с детьми взрослыми, речевыми умениями (обсуждении движений, вариантов использования различных физкультурных пособий, выражении своих желаний, оценочных суждений, предложений своих вариантов движений, правил), отражении в подвижных играх различных образов, обыгрывании действий сказочных персонажей, героев детских стихов, песен, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активным двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его возможностях, благоприятных условиях жизни. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» СРЕДНЯЯ ГРУППА

Слайд 12

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Здоровье » Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка – «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Музыка» « Безопасность » Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире – «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд» « Социализация » 1. Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Интегрируется со всеми областями. 2. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других. Интегрируется со всеми областями, особенно с такими как «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Художественная деятельность», «Чтение художественной литературы»

Слайд 13

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Труд » Развиваем ценностное отношение к труду 1. Труд взрослых и рукотворный труд 2. Самообслуживание и детский труд Интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», за счет расширения детских представлений о мире взрослых, их трудовой деятельности, неразрывной связи познания этой стороны современного мира с развитием речи детей, формирования основ сенсорной культуры, включения детей в систему социальных отношений, отражения мира взрослых в детской игре. Самостоятельность в самообслуживании, оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для укрепления физического здоровья, развития мелкой моторики. Умение правильно обращаться с предметами и простейшими инструментами, общее представление о бытовой технике, имеющейся в каждом доме, способствуют достижению целей формирования безопасного поведения детей.

Слайд 14

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Познание » Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Социализация», «Коммуникация» Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе. Ребенок открывает мир природы. Интегрируется с обра­зовательными областями «Художественное творчество», «Социа­лизация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуника­ция», «Музыка». Развитие математических представлений. Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Интеграция осуществляется и через содержание образования (представления, знания), его развивающее воздействие на детей (упо­рядочивать, обобщать, сравнивать, пользоваться числами, увеличивать и уменьшать по величине и числу).

Слайд 15

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Коммуникация » Развиваем речь и коммуникативные способности детей 1 .Связная речь 2.Грамматически правильная речь 3.Звуковая культура речи 4.Словарь 5.Подготовка к обучению грамоте 6.Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета) . Интегрируется со всеми областями . « Чтение художественной литературы » Ребенок в мире художественной литературы – «Художественное творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Слайд 16

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция «Художественное творчество» Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество 1.Приобщение к изобразительному искусству 2.Развитие изобразительной деятельности и детского творчества «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература», «Труд» « Музыка » Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность – Интегрируется со всеми областями .

Слайд 17

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Физическая культура » Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными – Целесообразна интеграция с образовательными областями «Здоро­вье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной ли­тературы», «Труд». « Здоровье » Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка – «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество» СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» СТАРШАЯ ГРУППА

Слайд 18

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Безопасность » Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире – «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд» « Социализация » 1. Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Интегрируется со всеми областями. 2. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других. «Труд», «Безопасное поведение», «Коммуникация», «Художественная литература», «Изоб­разительная и музыкальная деятельность», «Познание»

Слайд 19

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Труд » Развиваем ценностное отношение к труду 1. Труд взрослых и рукотворный труд 2. Самообслуживание и детский труд Наиболее ярко выражена интеграция данного раздела программы с образовательной областью «Социализация» « Коммуникация » Развиваем речь и коммуникативные способности детей 1.Связная речь 2.Грамматически правильная речь 3.Звуковая культура речи 4.Словарь 5.Подготовка к обучению грамоте 6.Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета) Интегрируется со всеми областями. « Чтение художественной литературы » Ребенок в мире художественной литературы «Художественное творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Слайд 20

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Познание » 1. Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка» 2. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе. Ребенок открывает мир природы. «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность». 3.Развитие математических представлений. Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребен­ком средств и способов познания.

Слайд 21

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция «Художественное творчество» Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество Приобщение к изобразительному искусству 2. Развитие изобразительной деятельности и детского творчества «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература», «Труд» « Музыка » Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность – Интегрируется со всеми областями

Слайд 22

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Физическая культура » Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными – «Здоро­вье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной ли­тературы», «Труд». « Здоровье » Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка – «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество» « Безопасность » Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире – «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд» СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Слайд 23

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Социализация » 1. Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Интегрируется со всеми областями 2. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других. «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Художественная деятельность», «Чтение художественной литературы», «Музыка» « Труд » Развиваем ценностное отношение к труду 1.Труд взрослых и рукотворный труд . 2.Самообслуживание и детский труд Интегрируется со всеми подразделами программы

Слайд 24

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Познание » 1.Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество» 2.Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе. Ребенок открывает мир природы. («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд». «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» 3.Развитие математических представлений. Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Интеграция состоит в использовании ребенком приемов познания (обследование, количественная и качественна оценка, сравнение, обобщение)

Слайд 25

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция « Коммуникация » Развиваем речь и коммуникативные способности детей 1.Связная речь 2.Грамматически правильная речь 3.Звуковая культура речи 4.Словарь 5.Подготовка к обучению грамоте 6.Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета) Интегрируется со всеми областями « Чтение художественной литературы » Ребенок в мире художественной литературы – Интегрируется со всеми разделами программы

Слайд 26

Образовательная область Раздел образовательной области Интеграция «Художественное творчество» Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество 1. Приобщение к изобразительному искусству 2.Развитие изобразительной деятельности и детского творчества «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка» « Музыка » Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность – Интегрируется со всеми областями

Слайд 27

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Источник