Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Презентация основные этапы развития речи у ребенка thumbnail

Слайд 1

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Автор: учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна ГБОУ д/с №399 МОСКВА 2012г.

Слайд 2

Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов: доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев) 1 – 1,5 г. 1,5 – 2 г. 2 – 3 г. 3 – 5 лет 6 – 7 лет

Слайд 3

Доречевой период 1 месяц Ребёнок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Кричит, когда голоден, когда хочет спать, когда у него болит живот или промокли пелёнки. 2 месяца Ребёнок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки.

Слайд 4

Доречевой период 3 месяца Хорошо заметен так называемый “комплекс оживления”. Когда к ребёнку обращаются, он улыбается, оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки, гласные и звукосочетания.

Слайд 5

Доречевой период 3 – 6 месяцев Ребёнок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен – что является одним из показателей нормального нервно – психического развития. В этом же возрасте (3 месяца) появляется гуление – мягкая голосоподача, отражающая физиологический комфорт ребёнка.

Слайд 6

Доречевой период Ребёнок издаёт звуки, напоминающие сочетания гласных (“а”, “э”, “ы”) и согласных (“г”, “х”). Например: “гы”, “эга”. Гуление – есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному. Тренирует дыхание, артикуляцию (правильное положение органов речи).

Слайд 7

Доречевой период 5 месяцев Ребёнок начинает петь – длительно тянет звуки, похожие на гласные, причём их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Услышав человеческий голос или другой звук, поворачивает голову и смотрит в ту сторону. Повод для обращения к оториноларингологу: ребёнок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивается на голос. А также, если ребёнок перестал гулить, но не начинает лепетать.

Слайд 8

Доречевой период 6-8месяцев Появляется лепет – многократное повторение «цепочек» слогов. Ребёнок несколько раз повторяет один и тот же слог, например: “ба-ба-ба”, “ля-ля-ля”. Лепет не у всех детей; может запаздывать. Тренирует голос, дыхание, артикуляцию; подготавливает механизм слогообразования. В этом же возрасте ребёнок охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки.

Слайд 9

Понимание речи. Дети больше реагируют на общую ритмико-мелодическую структуру слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.

Слайд 10

10 месяцев Ребёнок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые, и отзывается на своё имя.

Слайд 11

1 год Ребёнок, прощаясь, машет ручкой «пока-пока». Правильно реагирует на вопрос: «Где мама?»; «Где папа?». На требования «дай!», «покажи!» либо выполняет, либо качает головой в знак отрицания. Произносит множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: «тя-бя-ти», «ма-ти-тя» и т. д. По интонации эти последовательности похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова (“мама”, “папа”, “дядя”, “дай” и т. д.)

Слайд 12

Важные диагностические параметры речевого развития ребёнка к 1 году жизни: – первоочерёдное усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания/, хорошее понимание обращённой речи, завершение лепетной стадии и появление первых слов, сформированность базовых навыков глотания и жевания.

Слайд 13

1 год – 1,5 года Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции. Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания). Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д. Поведение не регулируется речью взрослых.

Слайд 14

1,5 – 2 года Понимание речи – удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции. Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи /интонация требования, вопроса/. Словарь – до 200 слов.

Слайд 15

1,5 – 2 года Активно используются изобразительные, указательные жесты . Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /тенденция к смягчению/ К 2 годам появляется фраза . Поведение не регулируется речью взрослого.

Слайд 16

2 – 3 года Активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?» Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Чем раньше ребёнок задал вопрос “почему?”, тем полноценнее его умственное развитие, чем позже – тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.

Слайд 17

2 – 3 года Словарь – до 1000 слов. Звукопроизношение – появляются свистящие звуки ([С], [С’],[З], [З’], [Ц]). Осваиваются основные грамматические категории. Не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения. «Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы /показатель нормального речевого развития/.

Слайд 18

2 – 3 года Речь ситуативная . Активно развивается самокоммуникация, эгоцентрическая речь /показатель нормального речевого развития/. Большой интерес к детским текстам: стихи, сказки. Хорошо запоминают. Поведение хорошо регулируется речью взрослого.

Слайд 19

3 – 5 лет Заканчивается формирование фонетико- фонематической стороны. Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. Активное становление монолога /описание, повествование/.

Слайд 20

3 – 5 лет Эгоцентрическая речь свёртывается во внутренний план. Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением. Формируется чувство языковой нормы. Сформированы предпосылки к овладению чтением.

Слайд 21

Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.

Читайте также:  Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка

Слайд 22

Звукопроизношение С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]). С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р’]). Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» – дизартрия), то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.

Слайд 23

К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка. К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом. 6 -7 лет

Слайд 24

Закономерности развития речи в норме Наиболее интенсивно развивается импрессивная речь по отношению к экспрессивной. Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже).

Слайд 25

Становление фонематического слуха у детей в норме (по Н.Х. Швачкину) 1. Период дофонемного развития речи – до 11 месяцев /понимание речи строится не на восприятии специфических языковых средств – фонем, а на улавливании общей ритмико – мелодической структуры слова, фразы/

Слайд 26

2. Период фонемного развития речи – с 11 месяцев до 1 года 10 месяцев 1 стадия. Различение гласных различение А от других гласных; различение И – У, Э – О, И – О, Э – У; различение И – Э, У – О. 2 стадия. Различение согласных – различение наличия согласных /крот-рот/;

Слайд 27

различение сонорных и артикулируемых шумных: М – Б, Р – Д, Н – Г, Й – В; различение твёрдых и мягких согласных: Н- НЬ, М – МЬ, Б – БЬ, Д – ДЬ; различение носовых и ротовых соноров: М – Л, М – Р, Н – Л, Н – Р, Н – Й, М – Й; различение носовых соноров: М – Н; различение плавных ротовых соноров: Р – Л;

Слайд 28

различение соноров и неартикулируемых шумных: М – З, Л – Х, Н – Ж; различение губных и язычных: Б – Д, В – З, Ф – Х, В – Ж; различение взрывных и щелевых: Б – В, Д – З, К – Х, Д – Ж; различение переднеязычных и заднеязычных: Д – Г, С – Х, Ш – Х;

Слайд 29

различение глухих и звонких согласных: П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж; различение шипящих и свистящих: Ж – З, Ш – С; – различение плавных ротовых соноров и Й: Р – Й, Л – Й.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Презентация размещена на www.nsportal.ru

Слайд 31

Использованные источники: презентация Свининой Н.А.; Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.

Источник

Выполнила: Ибрагимова Гелия Рафиковна, воспитатель дошкольных групп при МАОУ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: Ибрагимова Гелия Рафиковна, воспитатель дошкольных групп при МАОУ

Описание слайда:

Выполнила: Ибрагимова Гелия Рафиковна, воспитатель дошкольных групп при МАОУ «Токаевская СОШ» 18 октября 2018 года

2 слайд

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процес

Описание слайда:

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.

3 слайд

Этапы развития речи ребенка Первый этап – предречевой (возраст: от рождения д

Описание слайда:

Этапы развития речи ребенка Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев) Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет) Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет) Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

4 слайд

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев) На этом этап

Описание слайда:

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев) На этом этапе происходит подготовка ребенка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы речевого аппарата.

5 слайд

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти

Описание слайда:

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет) Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

6 слайд

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми

Описание слайда:

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет) На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идет активное развитие грамматического строя речи. У ребенка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных – Л и Р. К 4-м годам ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 5-ти появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, навыки пересказа.

Читайте также:  История развития ребенка модифицированная

7 слайд

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст:

Описание слайда:

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет) На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

8 слайд

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваи

Описание слайда:

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

9 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Курс повышения квалификации

Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-703036

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Этапы развития речи у ребенка
Выполнила работу студентка
1 курса 3 группы Жарких Юлия

Слайд 2
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Выделяются следующие этапы развития речи у детей:

Слайд 3
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).
Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).

Слайд 4
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Описание слайда:

В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного звука в другой – «о-о-а-а-у-у».
В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного навыка.

Слайд 5
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Описание слайда:

С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги (совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими людьми.
К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как – будто эхо).

Слайд 6
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Описание слайда:

В 9-10 месяцев возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма – ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».
К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов, произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание. Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко – сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и т.д.).

Слайд 7
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Второй этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), происходит становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде. Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации. Такую речь называют ситуативная.

Слайд 8
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь.

Слайд 9
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Слайд 10
Презентация основные этапы развития речи у ребенка

Источник

Слайд 1

Основные этапы развития детской речи Учитель-логопед ГБОУ №432 Бочкарева Е.А.

Слайд 2

Этапы развития детской речи

Слайд 3

Этапы развития детской речи Этапы имеют относительный порядок появления, зависящий от созревания тех или иных биологических предпосылок языковой способности (Л. С. Выготский, О. Е. Громова, А. Н. Гвоздев, А . А. Леонтьев, А. Р. Лурия , и др.).

Слайд 4

1. Доречевой этап Сразу после рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции – крик и плач , как рефлекторные реакции. В первые три месяца жизни закладываются основы протознакового поведения ребенка и основы « протоязыка » (жесты, мимика, неречевые звуки, манипуляции). Протоязык является базисом для формирования языка интеллекта.

Слайд 5

1. Доречевой этап Гуление возникает в 2-3 месяца как составляющая «комплекса оживления» при общении со взрослым и при восприятии игровых предметов. В 3 месяца у ребенка появляются звуки, произносимые интонировано, протяжно, и эмоционально-выразительные голосовые реакции (смех и плач). С 4 месяцев ребенок начинает выражать свои функциональные состояния длительным гулением . К 5 месяцам в гулении появляется различная интонация, малыш прислушивается к самому себе во время вскрикивания и лепета и самоподражает .

Слайд 6

1. Доречевой этап Лепет появляется после 5 месяцев. Для развития лепета большое значение имеет состояние речевых движений и уровень развития слухового восприятия. Формируется физиологический механизм слогообразования – появление « протосогласного » (губного или небного) и « протогласного », распадения потока речи на слоговые кванты ( ма , па, ба, ва ).

Слайд 7

1. Доречевой этап Псевдослово появляется в 7 месяцев . Это замкнутая последовательность слогов, объединенная акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов . Первые слова, предметно отнесенные, появляются после 8 месяцев . К 9 месяцам пассивный словарь ребенка содержит несколько коротких высказываний. В 10-11 месяцев ребенок постепенно начинает выделять в словах интонационное и фонемное содержание.

Слайд 8

1. Доречевой этап К 10-12 месяцам созревает артикуляционный праксис , что позволяет ребенку целенаправленно произносить речевые звуки. Постепенно он усваивает интонацию, ритм и мелодику речи. В этот период фонетическое развитие приостанавливается на 3-4 месяца. Словарь резко увеличивается. Появляются первые обобщения. Появляется языковой знак. Ребенок « означивает » окружающий мир, звуковым сочетанием обозначает предмет. Речь становится словесной.

Слайд 9

2. Этап первичного усвоения языка К году ребенок четко произносит первые слова, типа: мама, папа, баба, дядя и т. п. и понимает до 30 лепетных слов (обиходную речь, некоторые словесные одноступенчатые инструкции). Между 1г. 3 мес. и 1г. 6 мес. рост словаря замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. С 1г. 6 мес. до 2 лет происходит бурный рост словаря, связанный с интенсивным развитием предметной деятельности и овладением слоговой структурой слов. К 2 годам ребенок располагает 250-300 словами.

Слайд 10

3. Этап усвоения грамматики В 2 года – 2г. 2 мес. выделяется период физиологического аграмматизма , когда ребенок использует предложения без грамматического оформления. В речи детей 2г. 3 мес. – 3 лет появляются служебные слова. Дети учатся строить предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. В период с 3 до 7 лет отмечается значительный рост словарного запаса – до 4000 слов (по данным Е. А. Аркина). У детей растет опыт речевого общения, формируется чувство языка.

Слайд 11

Этапы развития детской речи Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые с самого раннего детства. «Ведущее средство развития речи детей раннего возраста – повседневное общение с ребенком и искреннее желание общаться» (Е.И. Тихеева). Полноценное общение со взрослым обеспечивает ребенку эмоциональную устойчивость, способствует интеллектуальному и речевому развитию, благотворно влияет на развитие его самосознания и личностного становления в целом.

Слайд 12

Этапы развития детской речи Таким образом, исследования, посвященные изучению детской речи, позволяют констатировать, что процесс овладения речью – это длительный и сложный период. Интенсивному формированию устной речи способствует речевое и предметно-практическое общение детей со взрослыми, активное участие детей в этом процессе – подражание образцам, которые предоставляет взрослый, оперирование словами и словоизменение, самостоятельное образование слов.

Слайд 13

Литература: Гвоздев , А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. – 471 с . Громова , О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: ИКП РАО. – М., 2003. – 234 с . Журба , Л. Т., Мастюкова , Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. – 270 с . Исенина , Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. – 163 с . Леонтьев , А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999. – 287 с . Леонтьев , А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с . Лямина , Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с . Мастюкова , Е. М, Ипполитова , М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. – М.: Просвеще-ние , 1985. – 192 с . Негневицкая , Е. И., Шахнарович , А. М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981. – 111 с . Швачкuн Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия AПН РСФСР. – 1948. – Вып . 13. – с. 101-

Источник