Препарат при задержке развития ребенка
ЗРР представляет собой патологию, связанную с отставанием от нормального процесса формирования речи. Диагноз может устанавливаться детям разного возраста, до 3-4-х летнего возраста. Причин задержки речевого развития много, поэтому лечение разных форм ЗРР проводится разными лекарствами. Кроме медикаментозных препаратов, важна коррекционная работа логопеда и психолога. По показаниям привлекается ЛОР-врач.
Лечение ЗРР лекарственными препаратами
Медикаментозное лечение ЗРР направлено на стимуляцию высшей нервной деятельности. Лекарства при задержке речевого развития у детей назначаются неврологом. Большинство из них оказывают непосредственное влияние на головной мозг (ГМ), выборочно угнетая или стимулируя происходящие в нем процессы. Выбор лекарств для лечения ЗРР велик. Формы выпуска препаратов также отличаются. До года лучше использовать капли при ЗРР, детям 2-3 лет подходит суспензия, более старшим детям – таблетки. Можно выделить несколько основных групп лекарств для лечения ЗРР.
Группа препаратов | На что влияет | Продолжительность лечения |
Ноотропы | Память, обучаемость, мышление, речь | От 2-х недель до 3-4 месяцев |
Витамины | Стимулируют общий обмен веществ | Месяц непрерывного приема |
Адаптогены | Повышают выносливость организма, снимают чувство усталости, улучшают настроение | 2-3 недели, после чего требуется перерыв |
Антигипоксанты | Снижают потребность нервных клеток ГМ в кислороде | 2-4 недели |
Вазопротекторы | Улучшают микроциркуляцию крови, а также ее реологические характеристики, нормализуют сосудистый тонус | От 2-х недель до 2-х месяцев |
Гомеопатические средства | В большинстве, их действие направлено на стимуляцию работы ЦНС | До месяца |
Могут использоваться и другие лекарства при задержке речевого развития у детей. В большинстве, все они оказывают нейропротективное действие, но принадлежат к разным группам, и отличаются механизмом действия.
- Средства на основе пирролидона – Ноотропил, Пирацетам.
- Лекарства на основе пиридоксина – Энцефабол, Биотредин.
- Аналоги ГАМК – Фенибут, Пантогам.
- Холинергические препараты – Церебролизин.
- Глутаматергические лекарства – Глицин, Акатинол Мемантин.
Ноотропные препараты
Ноотропные лекарства при ЗРР у детей играют большую роль. Они увеличивают интенсивность работы ГМ и улучшают все познавательные функции ребенка, которые важны для нормального обучения. Отмечена их способность стимулировать память и процесс запоминания нового, повышать устойчивость клеток ГМ к недостатку кислорода.
Прием ноотропных лекарств позволяет легче переносить высокие психоэмоциональные нагрузки. Одним из препаратов, позволяющих эффективно лечить задержку речевого развития в детском возрасте является Acefen (Ацефен). Он особенно эффективен, если ЗРР вызывается гипоксией ГМ или черепно-мозговой травмой. Среди его основных действий:
- улучшение метаболических процессов в коре ГМ;
- стимуляция мнестических функций;
- улучшение процесса умственной деятельности;
- увеличение кровоснабжение ГМ;
- умеренная психостимуляция.
Одной из особенностей этого лекарства является то, что его можно совмещать с приемом других ноотропных препаратов – но только по назначению невролога.
Важно! Большинство препаратов этой группы обладают стимулирующим эффектом, поэтому их прием должен осуществляться в первой половине дня. Вечерний прием может вызвать нарушения сна.
Витамины при ЗРР
Витаминные препараты при ЗРР назначаются практически всегда. Они способствуют поддержанию должного уровня интенсивности обменных процессов, принимают участие в синтезе гормонов и ферментов, повышают защитные силы организма. Все витамины группы В оказывают регулирующее влияние на процессы, протекающие в нервной системе.
Поливитаминные комплексы обязательны к назначению при ЗРР еще и потому, что алиментарным путем (с пищей) получить необходимое количество витаминов невозможно. Наряду с такими комплексами могут использоваться и БАДы. Одним из распространенных препаратов, который дополняет медикаментозное лечение ЗРР у детей, стал Эфалекс.
В его составе – полиненасыщенные жирные кислоты, которые играют важнейшую роль в процессе обмена веществ, а также являются составной частью мембран нейронов. Недостаток полиненасыщенных жирных кислот затрудняет проведение нервных импульсов, ухудшает процесс запоминания и обучения, может приводить к гиперактивности.
Адаптогены
Эта группа лекарств помогает человеческому организму приспособиться любым формам стресса. Позволяет быстро восстанавливаться после физических или психологических перегрузок, заболеваний, воздействий токсинов. Все адаптогены «работают» на нескольких уровнях одновременно:
- повышают уровень энергии за счет стимуляции синтеза АТФ;
- защищают митохондрии и мембраны клеток и ДНК от токсинов и разрушения;
- увеличивают снабжение тканей кислородом;
- стимулируют синтезирование белков.
Одним из эффективных адаптогенов, который может использоваться при лечении ЗРР у детей является Sargenor (Сарженор). Это лекарство может назначается с 3-х летнего возраста. Помимо основных действий, присущих этой группе препаратов, Sargenor (Сарженор) стимулирует высвобождение гормона роста, уменьшает молочнокислый ацидоз. Отмечается небольшая ноотропная активность, а также нормализация деятельности ЦНС.
Антигипоксанты
Эти лекарства при лечении задержки речевого развития у детей способствуют лучшей утилизации циркулирующего в крови кислорода, и повышают устойчивость клеток к кислородному голоданию. В педиатрии часто применяется лекарство Элькар. Он не только защищает клетки от гипоксии, но и обладает нейропротективным действием, обеспечивая нейронам возможность нормальной работы при различных интоксикациях.
Курсовой прием этого препарата при ЗРР позволяет восполнить щелочной резерв крови, восстановить процесс ауторегуляции церебрального кровообращения. При наличии в головном мозге очагов с недостаточным кровоснабжением, Элькар способствует увеличению поступления к ним крови, ускоряет процессы репарации тканей ГМ при травмах.
Вазопротекторы
Они назначаются для коррекции микроциркуляции, улучшения состояния кровеносных сосудов, восстановления реологических свойств крови и тканевого обмена. Такие препараты при ЗРР и ЗПР применяются в качестве дополнительной терапии в том случае, если патология вызывается выраженными нарушениями кровообращения в ГМ.
Все лекарства этой группы улучшают состояние сосудистой стенки (укрепляют ее), регулируют системный кровоток, уменьшают проницаемость сосудистой стенки. В педиатрической практике вазопротекторы назначаются с большой осторожностью, поскольку полноценные клинические испытания их воздействия на организм ребенка не проводились. Самым распространенным средством стал Пентоксифиллин. Среди его основных действий:
- уменьшение вязкости крови;
- расширение сосудов;
- повышение концентрации АТФ;
- точечное улучшение микроциркуляции в тех зонах, где она нарушена.
Режим приема и доза препарата рассчитывается неврологом для каждого пациента персонально.
Гомеопатические средства
Медикаментозное лечение задержки речевого развития нередко дополняется назначением гомеопатических средств. Их применение в возрастных дозировках безопасно, поэтому они могут использоваться для лечения детей с первых дней жизни. В качестве комплексной терапии ЗРР чаще всего применяется препарат Церебрум композитум.
Он благотворно влияет на все процессы в ЦНС. На фоне лечения этим гомеопатическим лекарством отмечается улучшение познавательных функций и памяти, облегчается усвоение новой информации. Кроме того, препарат нормализует состояние стенок сосудов, повышает их эластичность, что важно при лечении ЗРР, если ее причина – ишемия ГМ.
Важно! Любое гомеопатическое средство имеет противопоказания, наряду с другими лекарственными средствами. Назначение осуществляется только врачом, который предварительно выявляет возможные противопоказания для приема.
Производные пирролидона
Медикаментозное лечение задержки речевого развития у детей часто проводится этой группой препаратов. Самым распространенным и доступным лекарством стал Пирацетам. Он непосредственно влияет на работоспособность ГМ, защищает нейроны от неблагоприятного воздействия экзо- и эндогенных токсинов, нехватки кислорода. Кроме того, это лекарство при ЗРР способствует улучшению связи между полушариями ГМ, мозговой кровоток, облегчает передачу нервных сигналов между клетками. Среди других его эффектов:
- снижение вязкости крови;
- улучшение процессов обмена веществ в тканях нервной системы;
- нормализация микроциркуляции.
При этом, препарат не оказывает сосудорасширяющего действия, и не влияет на показатели артериального давления.
Производные пиридоксина
Препараты этой группы ингибируют ферменты лизосом, что позволяет стабилизировать состояние клеточных мембран, и восстанавливать работоспособность нейронов. В зависимости от того, какие методы лечения ЗРР выбирает невролог, могут применяться такие препараты, как Энцефабол и Биотредин. Второй часто служит в качестве вспомогательного средства, Энцефабол может назначаться для лечения в качестве основного препарата.
Это лекарство выраженно улучшает деятельность центральной нервной системы. Энцефабол стимулирует познавательные процессы у ребенка, улучшает память, снимает тревожность и раздражительность. Наряду с другими мероприятиями по коррекции ЗРР, это лекарство способствует более быстрому формированию необходимых речевых навыков.
Аналоги и производные ГАМК
Лекарства этой фармгруппы обладают многогранным действием на ЦНС, и многие из них могут назначаться для лечения детей с ЗРР. Особенно эффективны они в том случае, если ЗРР связана с тяжелыми органическими поражениями ГМ. Достаточную эффективность доказал Пантогам. Этот сироп при задержке речевого развития можно давать детям с первых месяцев жизни. Среди основных действий этого лекарства нужно отметить:
- снижение потребности клеток ГМ в кислороде;
- защита нервных клеток от токсического воздействия различных веществ и факторов;
- улучшение памяти;
- противосудорожное;
- седативное.
Этот сироп при ЗРР повышает интерес ребенка к учебному процессу, что позволяет проводить коррекционную работу более интенсивно, сокращая сроки наступления выздоровления.
Холинергические препараты
Неврологи чаще всего назначают Церебролизин. Он отличается мультимодальным действием на ГМ – обеспечивает нейропротекцию, регулирует метаболизм, проявляет нейротрофическую активность. Увеличивая качество аэробного обмена в ГМ, эти уколы при задержке речевого развития у детей понижают потребность нейронов в кислороде. Аналогичным действием обладают все лекарства холинергической группы.
В результате, эти уколы при ЗРР детям помогают стимулировать все когнитивные (познавательные) функции, улучшить все виды памяти, стимулировать умственную (и физическую) работоспособность, повысить интерес к жизни и снять тревожность. Это лекарство может использоваться при ЗРР любой этиологии – как в качестве основного препарата, так и в составе комплексного лечения.
Глутаматергические лекарства
Лечение ЗРР у детей такими препаратами способствует снижению чрезмерной стимуляции нейронов и их разрушению. Основные препараты при лечении ЗРР у детей – Глицин и Акатинол Менмантин. Последний достаточно эффективен, но детям назначается с осторожностью – невролог обязательно оценивает текущее состояние пациента, длительность заболевания, выраженность симптоматики.
Глицин полностью безопасен, и может назначаться для лечения с момента рождения. Таблетки при ЗРР детям нужно рассасывать под языком – это позволяет активному веществу проникать в кровь, минуя ЖКТ.
Глицин таблетки при задержке речевого развития способствует:
- снижению агрессивности, конфликтности, эмоционального напряжения;
- повышению настроения;
- нормализации сна;
- повышению умственной работоспособности;
- уменьшению вегетососудистых нарушений.
Все ноотропные препараты для лечения задержка речевого развития доказали свою эффективность. Но оптимальных результатов лечения удается добиться, если лекарственные препараты при задержке речевого развития у детей сочетаются с физиотерапией, активным участием психолога и логопеда.
Видео
092
Источник
По материалам статьи А. П. Скоромец И. А. Крюкова И. Л. Семичова М. В. Шумилина Т. В. Фомина
Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор)
Как часто я слышу от родителей вопрос: “Пить ли нам…(тут в основном называется какой-либо ноотроп)”. Рассуждая на эту тему, нужно отметить несколько принципиальных положений: 1) логопед не назначает и не отменяет медикаментозную терапию; 2) логопед может порекомендовать обратиться к неврологу для назначения медикаментозной поддержки коррекционного процесса; 3) эффективность медикаментозной поддержки зависит во многом от параллелизации с логопедическими занятиями, таким образом, эффект будет наилучшим от одновременного приема препаратов и занятий; 4) к сожалению, существуют стандартные схемы лечения детей с F.80, зачастую не имеющие ничего общего с конкретным случаем, в связи с этим стоит рассматривать различные варианты гомеопатического, натуропатического лечения.
Однако, бояться принимать ноотропы все же не стоит. В большинстве случаев при сочетании с логопедическими занятиями они все же влияют на положительную динамику. Чтобы не бояться, нужно знать. Давайте рассмотрим, какие препараты чаще всего назначаются неговорящим детям, и каково их действие.
В большинстве случаев, препаратами выбора становятся средства с ноотропным действием (от греч. noos – мышление, разум, интеллект; tropos – поворот, направление). По определению ВОЗ, ноотропные препараты – это средства, оказывающие прямое активирующее действие на ЦНС, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии (кислородному голоданию – наиболее частая причина отсутствия речи) и токсическим воздействиям. Их общее свойство – действие на высшие интегративные и когнитивные функции головного мозга – память, восприятие, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции. При использовании вазопротектеров ноотропный эффект развивается вторично, вследствие позитивного влияния на мозговой кровоток.
В настоящее время для неговорящих детей используются следующие нейротропные средства:
1) производные пирролидона: пирацетам и др.;
2) производные пиридоксина: Биотредин, Энцефабол;
3) производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;
4) препараты, усиливающие холинергические процессы: Глиатилин, Цераксон, Энцефабол, Церебролизин;
5) глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин;
6) нейропептиды и их аналоги: Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Церебрамин, Семакс;
7) цереброваскулярные средства (винпоцетин, циннаризин, Инстенон, Гинкго Билоба, Вазобрал и др.);
8) гомеопатические средства (Церебрум композитум H и др.);
9) витаминоподобные средства (Идебенон, Магне В6 и др.);
10) антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);
11) общетонизирующие средства (Когитум, Элькар, Лецитин и др.);
12) витамины группы В (Нейромультивит и др.).
При повышенной возбудимости ЦНС предпочтение отдается препаратам без возбуждающего эффекта (Пантогам, Пикамилон, Глицин, Фенибут, Кортексин, Церебрум композитум, Мексидол, Энцефабол, Фезам) или сочетание ноотропа с седативным средством (Нервохель, Валерианахель, Лецитин, Магне В6 и др.). В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов.
В любом случае, необходимость и возможность приема тех или иных препаратов определяет невролог, НЕ логопед.
Источник
Дата публикации 18 марта 2020Обновлено 29 октября 2020
Определение болезни. Причины заболевания
Задержка речевого развития (ЗРР) – более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2]. Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три – строят предложения, а в четыре – соединяют их в рассказ.
ЗРР встречается у 8-10 % детей, чаще – у мальчиков [17].
Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:
- расстройство экспрессивной речи – ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
- проблемы с рецептивной речью – не воспринимает речь;
- отклонение в речевой артикуляции – не произносит звуки;
- афазия при аутизме – не говорит и не понимает речь;
- умственная отсталость – нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
- глухота.
ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:
- хроническая внутриутробная гипоксия плода;
- поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
- внутриутробное инфицирование;
- гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
- генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
- недоношенность;
- родовая травма;
- аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4].
Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:
- нейроинфекция, например менингит, менингоэнцефалит;
- снижение слуха после отита;
- дефицит общения;
- тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс – ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
- генетическая предрасположенность – высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11].
Диагноз “задержка речевого развития” не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать “замедление темпов речевого развития”. В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.
Если в три года постановлен диагноз “задержка речевого развития”, необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.
Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия – 3-5 лет.
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!
Симптомы задержки речевого развития
Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2][8][9][11]:
- При задержке речевого развития (ЗРР) – ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
- При задержке психоречевого развития (ЗПРР) – дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки – ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
- При моторной алалии – ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
- При сенсомоторной алалии – ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
- При нарушении дикции (дизартрии) – у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия – замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
- При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.
Патогенез задержки речевого развития
Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2][3][4]:
- При перинатальном поражении головного мозга (гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами – необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас – он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
- При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос – “понимает” его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая “формирует” активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.
- При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
- При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.
Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1][8]:
- Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
- Постоянное использование соски в 2-3 года;
- Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно “разобраться” в разных структурах языков.
Классификация и стадии развития задержки речевого развития
Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:
1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:
- алалия – развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную – не воспринимает речь и не говорит;
- афазия – ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
- дизартрия – произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;
2. Функциональные нарушения речи, например заикание.
3. Дефекты строения артикуляционного аппарата – заячья губа, расщелина верхнего нёба.
4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.
Педагоги применяют другую классификацию. Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5][15]:
- первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) – это “безречевые дети”, которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
- второй уровень ОНР – в разговоре используют простые фразы.
- третий уровень ОНР – строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).
Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.
Осложнения задержки речевого развития
Речь – это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года – задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1][5][8][14].
Диагностика задержки речевого развития
Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2][3][11][15].
Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха – к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.
Невролог может назначить следующие обследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ)- чтобы исследовать деятельность головного мозга;
- ультразвуковая доплерография (УЗДГ)- проверить состояние сосудов головного мозга;
- компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга – для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.
Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза “задержка речевого развития” достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1][2][7]:
- В год – ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
- В два – речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: “Что это?”.
- В три – появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
- В четыре – ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: “Зачем?” и “Почему?”.
- В пять лет – описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме “Р”.
Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.
При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.
Лечение задержки речевого развития
Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1][8].
Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7][12][15].
Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2]. Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин, когитум, цераксон. По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии – нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства – прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2][16].
Микротоковая рефлексотерапия – метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:
- область Вернике (отвечает за понимание речи);
- область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);
Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6][13][14].
Логопедический массаж – это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа – нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10][13].
Прогноз. Профилактика
Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1][2][5][7].
При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.
Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.
Источник