Преодолению трудностей развитии ребенка

Привет! Я Мила – твой проводник в мир эмоций на Дзене.

Мы, как родители, всегда спешим на помощь нашим детям со словами «Не волнуйся, сейчас всё исправим!». И не важно, что случилось. Не получилось насыпать песка в ведёрко, сесть на стул, уточнить домашнее задание у учителя, оспорить оценку и так далее.

Ну, да, скажешь ты. Что тут необычного? Мы это делаем инстинктивно, спасаем потомство ради продолжения рода. Согласна. Я ведь тоже мама.

Но в дальнейшем, такое «полезное» поведение только навредит детям. Если мы позволим им преодолевать препятствия, научим отстаивать свои интересы, двигаться вперёд, несмотря на неудачи, мы воспитаем их стойкими и готовыми принимать любые вызовы жизни.

Почему детям полезно преодолевать трудности самостоятельно

Представь, что ты поднимаешь тяжести в тренажерном зале. При первом же признаке трудности и напряжения, к тебе подбежит благонамеренный тренер и поднимет тяжесть за тебя. И так каждый раз.

Ты собираешься накачать мышцы? Стать сильнее? Как ты вообще узнаёшь, насколько сильной можешь быть? 

Независимо от того, насколько благи и чисты наши намерения, ту же самую  концепцию мы применяем, когда бежим на помощь при первой же трудности и не позволяем детям справляться самостоятельно.

Если мы всегда будем решать проблемы детей, они никогда не научатся решать их сами. Наше заблуждение, что дети не могут справляться с трудностями самостоятельно и поэтому сдаются при первой же попытке.

Анджела Дакворт, автор книги «Твердость характера», объясняет: «Важно то, что ребёнок проявляет упорство, даже, если он решает задачу дольше, чем, возможно, удобно для некоторых из нас.»

Эти несколько мгновений дискомфорта учат ребёнка упорству, а не сдаваться и ждать, пока другие придут на помощь. Так дети узнают, что они могут справляться с трудностями самостоятельно и это развивает в них силу характера, трудолюбие, настойчивость и установку на рост. Мы же этого хотим для своих детей? Не просто хороших оценок и медалей, верно?

И так, 6 способов научить ребёнка преодолевать трудности

Смотреть со стороны, как ребёнок пытается и разочаровывается, удовольствие сомнительное. Иногда даже мучительно больно наблюдать за этим. 

Вот, что поможет проживать эти моменты и развивать настойчивость родителям и детям. 

Дети не всегда ждут от нас помощи, иногда им необходимо, чтобы их выслушали. Слушай, когда ребёнок говорит тебе о своей проблеме. А когда накатывает желание вывалить 100500 решений, делай глубокие вдохи и борись со своим желанием.

Вот, что тебе в этом поможет:

  • Предложи выбор, например: «Ты хочешь продолжить самостоятельные попытки, сделать перерыв или попросить о помощи?»
  • Проверь чувства ребёнка: «Ты выглядишь разочарованным. Я понимаю, почему ты так думаешь.»
  • Задайте своему ребёнку открытые вопросы: «Как ты думаешь, ты можешь это решить?» или «Какие решения ты уже пробовал? А что ещё можно попробовать?», «Давай вместе проведем мозговой штурм». Пусть ребёнок возьмет инициативу в свои руки. Не настаивай на своём.
  • Если ребёнок действительно застрял, попробуй подсказать с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что произойдет, если ты попытаешь сделать _____?».
  • Можешь спросить: «В чем тебе нужна моя помощь?». Этот вопрос даёт ребёнку понять, что на тебя можно положиться, но у него есть право выбора и свобода действий.

Когда ты сама сталкиваешься с трудностями, используй те же самые слова и поведение, которые ты хочешь видеть и слышать от своего ребёнка.

  • Используй фразы: «Это трудно. Мне нужен перерыв», «Это трудно, но я буду продолжать стараться», «Это трудно. Может ты мне поможешь?».
  • Попроси ребёнка помочь тебе в мозговом штурме и найти новые решения.
  • Избегай негативно говорить о себе: «Я не могу этого сделать», «Криворукая» и т.д. Если ты теряешь самообладание, сделай глубокий вдох и скажи себе: «Я справлюсь».
  • Сосредоточься на позитиве. Какой урок ты вынесла? Чему научилась? А что улучшилось? Ты справилась с трудностью, насколько это было здорово?

Эти стратегии учат детей принимать то, что иногда бывает трудно, иногда мы расстраиваемся, и это нормально.

Речь не идёт о том, чтобы быть совершенным или добиваться результата с первого раза. Это способы попробовать различные стратегии и в конечном итоге добиться прогресса. И, в какой-то степени, это даже интереснее, чем просто добиться результата.

Как можно раньше развивай в ребёнке чувство уверенности в себе, позволяя ему самостоятельно выполнять обязанности, которые соответствуют его возрасту.

Это может быть: самостоятельно одеться, собрать игрушки, приготовить  еду, например, хлопья или тосты, застелить постель и другие домашние обязанности, в зависимости от возраста ребёнка.

Читайте также:  Занятия для развития 2 месячного ребенка

Согласна, зачастую нам проще и быстрее сделать это самим. Но, если мы проявим терпение и позволим ребёнку самостоятельно справиться с задачей, он поймёт, что он в состоянии преодолевать трудности.

Запомни: чем больше дети проявляют настойчивость и упорство на пути к успеху, тем больше у них будет желания не сдаваться, преодолевать трудности и доводить начатое до конца в будущем. Здесь помогут напоминания ребёнку о его предыдущих трудностях, с которыми он справился.

Напомни о задачах, которые когда-то были сложными, но со временем стали легче. Какие сильные стороны у ребёнка? Как ему удалось развить в себе эти сильные стороны?

Расскажи о своём опыте, когда ты проявила упорство, не сдалась и добилась результата. Напомни, что все проявляют настойчивость, чтобы достичь результата. Это естественно, нормально и даже хорошо! Вместе с настойчивостью и упорством приходит рост.

Есть много примеров известных людей, которые настойчиво прошли через испытания и достигли невероятного успеха. Например, Джоан Роулинг отфутболивали 12 раз с Гарри Поттером, прежде чем она нашла издателя. А что, если бы она просто сдалась?

Когда ребёнок добьется успеха, подкрепи его опыт такими словами: «Ты сделал это! Ты продолжал делать и ты … ___________!» Говори о гордости, радости или облегчении, которые он чувствует. Упоминай об этом разговоре, когда ребёнок снова столкнется с трудной для него задачей.

Шаг 1: Что я чувствую? Помоги ребёнку понять, что он чувствует в этой ситуации. Когда мы называем чувства и эмоции, мы снижаем их заряд. Это позволяет сделать нам шаг назад и увидеть всю ситуацию целиком.

Шаг 2: в чем проблема? Попроси ребёнка описать проблему. Убедись, что ребёнок берёт на себя ответственность за своё поведение, а не указывает пальцем.

Шаг 3: Какие существуют решения? Мозговой штурм потенциальных решений. Они не обязательно должны быть «хорошими» идеями, вы сузите их позже.

Шаг 4: Что произойдет, если…? Обсудите, что может произойти, если ребёнок попробует каждое решение. На этом этапе уместна ролевая игра. Является ли решение безопасным? Разве это справедливо? А как будут чувствовать себя другие?

Шаг 5: Что я буду пробовать? Попроси ребёнка выбрать и попробовать одно решение. Если это не сработает, обсудите, почему и выберите другой. Поощряй ребёнка продолжать попытки, пока проблема не будет решена.

Используй этот алгоритм последовательно, и не забудь сама его применять. Вы можете даже создать такой плакат вместе и повесить на видном месте, чтобы напоминать себе о шагах.

Конечно, это не значит, что ты никогда не должна помогать своему ребёнку. А когда же помощь будет уместной?

  • Проблема безопасности.
  • Задача не соответствует возрасту и развитию ребёнка.
  • Ребёнок не обладает навыком для решения этой задачи. 
  • Ребёнок перепробовал несколько стратегий и проявил настойчивость, но пока не достиг результата. В этом случае предложи руководство и помощь. Затем обсуди, что нового он узнал и обязательно похвали за усилия.

Последняя мысль

Успех и достижения не всегда связаны с талантом. Чаще всего это готовность бороться, проявлять настойчивость, упорство и продолжать идти вперёд. Хорошая новость заключается в том, что этой важной способности можно научить!

К сожалению, есть только два способа преподать этот ценный урок нашим детям: собственным примером и давать им возможность справляться с трудностями самостоятельно. Это нелегко, но эти шесть стратегий, которыми я поделилась здесь, помогут тебе на этом пути.

Измени фразу «Я могу решить!» на «Ты можешь решить!» и твой неунывающий и решительный ребёнок будет тебе благодарен!

Напиши в комментариях, а как ты помогаешь своему ребёнку, когда он говорит, что у него не получается?

Источник

На самом деле слоны очень похожи на людей. Они испытывают такие же эмоции, как и мы, горюют об умерших и все вместе заботятся о маленьких слонятах. Для них очень важна семья — связи внутри стада очень крепкие и поддерживаются на протяжении всей жизни. Если детенышу что-то угрожает или он ранен, другие слоны защищают и успокаивают его.

Но когда слоненку-мальчику исполняется 14 лет, его выгоняют из стада. Он становится самостоятельным. Согласитесь, нам есть чему поучиться у слонов. И у Джули Литкотт-Хеймс. Она написала книгу «Отпустите их», в которой рассказывает, как подготовить детей ко взрослой жизни.

Сегодня мы защищаем, хвалим, поддерживаем и направляем наших детей, стараемся сделать для них как можно больше и оградить от неудач, тревог и неприятностей. При этом высок риск вырастить изнеженного вечного подростка, который привык во всем полагаться на помощь родителей и не умеет справляться с трудностями самостоятельно.

Читайте также:  Коррекция развития личности и формирование личности ребенка

Мы забываем о том, что детство — это пора проб и ошибок, возможности узнать свои способности и поверить в свои собственные силы, а не в то, что родители обязательно помогут в любой ситуации. Как подойти к воспитанию так, чтобы ребенок не увяз в зависимости и был готов ко взрослой жизни? Чтобы наши дети нормально воспринимали трудности, мы должны помочь им стать стойкими.

Из чего складывается стойкость и как мы можем повлиять на ее формирование у наших детей

Стойкость — это способность оправиться после неприятностей, продолжать идти вперед и не оставлять попыток. Педиатр и специалист по подростковому развитию доктор Кеннет Гинзбург утверждает, что стойкость складывается из семи факторов: компетентности, уверенности, связей, характера, вклада в дело, умения бороться и власти.

Что мы можем сделать для формирования стойкости у наших детей? Вот 6 советов, которых следует придерживаться:

1. Будьте в жизни ребенка, качественно проводя с ним время.

Показывайте свою любовь. Как сказала Джули Литкотт-Хеймс в своем выступлении на TED, набравшем более двух миллионов просмотров: «Вместо зацикленности на оценках и баллах, когда наше драгоценное дитя приходит из школы домой или когда мы приходим с работы, мы должны выключить все девайсы, отложить наши телефоны, посмотреть ему в глаза, и пусть он видит радость, которая озаряет наши лица при виде нашего ребенка впервые за несколько часов». Спросите, как прошел день, что было хорошего. И если ребенок ответит: «Обед», в то время как вы хотите узнать оценку за контрольную, спросите: «Что вкусного было на обед?»

2. Не вмешивайтесь, позвольте ребенку получить собственный опыт.

Мобильные телефоны окрестили «самой длинной в мире пуповиной». Наш постоянный контроль, сопровождение и поддержка подрывают уверенность детей. Пусть ребенок сам решит, что сделать сначала: математику или русский. Задача для более продвинутых родителей: пусть ребенок делает домашнее задание самостоятельно, без вашей проверки ????

Перед тем как надеть на сына-семиклассника шапочку или напомнить ему, что нужно положить в рюкзак флешку с презентацией по биологии, спросите себя, грозит ли это жизни или здоровью. Если нет, возьмите волю в кулак и промолчите.

3. Помогите ребенку набираться опыта.

Наверняка вы встречали тандемы «мама-дочка» на плановых осмотрах в детской поликлинике. Мама с гордостью распеленывает младенца и нянчится с ним, а дочка рядом переминается с ноги на ногу. Это ее ребенок, а сама она совершеннолетняя и дееспособная. Просто мама «лучше знает» — и не оставляет своей дочке шанса самой набраться опыта.

Дайте малышу вымыть свою чашечку и тарелку после ужина. Пусть это будет не идеально — здесь важны именно попытка, усилие. Научите ребенка постарше пришивать пуговицы. Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей можно им дать — от приготовления яичницы переходить к сложносочиненным блюдам. И дайте уже дочке отстричь челку, о которой она мечтает второй год. Это мы с вами знаем, что бывает, когда челка начинает отрастать. Откуда? Правильно, выяснили опытным путем.

4. Формируйте характер ребенка.

Показывайте детям, что гордитесь их человеческими качествами, а не оценками и призами. «Зачем нужна дорога, если через нее нельзя перевести бабушку», — отметили в фильме «О чем говорят мужчины». Замечайте и обсуждайте хорошие поступки ребенка. Например, если в магазине ребенок помог женщине достать товар с полки, по дороге домой можно сказать: «Было очень мило с твоей стороны ей помочь».

Помогите ребенку научиться смотреть со стороны и задумываться, как можно помочь людям, которые рядом. Есть масса возможностей протянуть руку помощи другим. Вместо покупки цветов на первое сентября перевести деньги в благотворительный фонд, отдать вещи нуждающимся, купить пучок петрушки у бабушке на рынке — не потому что вам нужна петрушка, а потому что бабушке необходима поддержка.

5. Хвалите и критикуйте искренне и конкретно.

Адекватная и положительная самооценка формируется на основе собственных усилий и результатов. Пусть ваша похвала будет подлинная. Хвалить лучше то, что связано с конкретной выполненной задачей. Не «Супер! Ты просто гений!», а «Мне очень понравилось твое сочинение, ты как будто прочитал мысли главного героя».

Стэнфордский профессор психологии Кэрол Дуэк советует исправить установку на данность, которая возникает, если детей хвалить за умственные способности. В итоге они начинают избегать трудностей, чтобы результат не противоречил полученной характеристике. Лучше объяснить, что усилия (которые во власти ребенка) важнее, чем врожденные умственные способности (на которые он не влияет).

Критика должна быть конструктивной. Критикуйте не ребенка, а действие, которое можно исправить. Вспомните, как Мальвина учила Буратино чистописанию: когда тот насажал клякс, назвала его гадким шалуном и отправила в чулан. Правильнее было бы сказать что-то вроде: «Буратино, мой друг. Вы только посмотрите на эти кляксы. Если бы вы не сунули свой нос в чернильницу, этого бы не произошло. Нужно быть аккуратнее».

6. Подавайте пример.

Есть такой анекдот. «Узнав, что Международный олимпийский комитет не считает покер видом спорта, игроки расстроились, но виду не подали». Когда у вас самих что-то идет не так, не скрывайте от детей огорчение. Это один из лучших способов показать, что сложности — это нормально. Пусть дети видят, как вы признаете ошибки, проявляете стойкость и идете вперед.

На прошлой неделе мой сын с одноклассниками отправился в интеллектуальный лагерь. Ехать нужно было семь часов, все рассчитали так, чтобы они приехали к самому распределению и знакомству, и все равно такси пришлось заказать на пять утра. К назначенному времени машины не было. Тренер ребят выяснила, что в депо потеряли заявку, узнала телефон водителя микроавтобуса и заново договорилась о поездке. Всем пришлось немного понервничать, к тому же можно было поспать на полчаса подольше, но ребята получили урок конструктивного решения проблем.

Читайте также:  Развитие ребенка в два месяца что делать

Контролируемый риск и необходимые ошибки

В одной из своих лекций доктор биологических наук Татьяна Черниговская привела интересный пример контролируемого риска при воспитании детей в английских частных школах. Там предпочитают не читать нотации и предупреждать о негативных последствиях бега в белых гольфах, а специально подвергать детей контролируемому риску.

Буквально подстроить падение, чтобы у ребенка была ссадина, но чтобы в будущем тот не растерялся и знал, что делать в случае настоящего падения.

Человеку свойственно ошибаться. Детство — тренировочная площадка, где можно совершать ошибки, извлекать уроки и вырабатывать умение справляться с трудностями. Позвольте детям получить этот важный опыт — бороться, терпеть неудачу и падать. Это лучший способ помочь им учиться и расти. Ошибки бывают прекрасными учителями жизни. Не бросайтесь на помощь при каждой возникающей трудности, и дети научатся справляться с ними сами.

По материалам книги «Отпустите их».

Источник

Воспитание с правом на ошибку

Учите детей быть самостоятельными, когда они получают новые знания. Не вмешивайтесь. Можно и нужно ошибаться. Через свой опыт приходит результат. Рядом, в любом случае, окажется взрослый человек, который будет наблюдать со стороны. Ведь детям нужно ваше содействие, а также всяческая помощь и поддержка.

Конечно, ползая по деревьям или ступая в грязную лужу, ребенок может сломать ногу или руку и простудиться от сырой обуви, но все же это не настолько печально… Извлекается полезный опыт. Он должен прийти к выводу сам. Ведь снова терпеть боль и холод не всегда приятно.

Чтобы не было больших «просчетов» и риск оказался «оправданным», нужно чаще разговаривать с ребенком и находить альтернативу. В крайнем случае сказать «нет». Но не внушать самому себе плохое развитие ситуации.

Можно рассказать ребенку, что у родителей тоже есть право на ошибку. Описать свои примеры из жизни детства, как вы выходили из ситуации.

Здесь главное «не перейти границу» и не потерять уважение к себе. Ваш ребенок должен сам пройти трудный путь и принять самостоятельное решение. Это необходимо для будущей взрослой жизни.

Ребенок и родители

По словам Марии Монтессори, итальянского педагога 20 столетия, «дети сами являются творцами своей личности». В ребенке сразу «закладывается» энергия, чтобы саморазвиваться и стремиться к лучшему.

Методика Монтессори помогла родителям всего мира быть другом и помощником своего ребенка. В ней совмещена дисциплина и свобода, серьезный труд и впечатляющая игра.

Мудрые советы (от Монтессори)

  • Ребенка «учит» окружение.
  • Критика способствует развитию осуждения.
  • Малыш все время слышит похвалу — обучается ценить.
  • Демонстрация враждебного действия — научится «драться».
  • Родители с ним честные — развивается справедливость.
  • Высмеивают — обучается робости.
  • Ощущает безопасность — вера во все.
  • Позорится — чувство виновности.
  • Взрослые или дети одобряют — учится с уважением относится к самому себе.
  • Родители снисходительны к нему — вырабатывается терпимость.
  • Поддерживают — приобретается уверенное отношение к жизни.
  • Дружная семья — находится в любви.
  • Не говорите плохо о малыше (когда он рядом и когда далеко).
  • Сформируйте концентрацию хорошего, что бы плохого практически не существовало.
  • Необходимо прислушиваться и давать ответ ребенку, когда он обращается.
  • Уважайте ошибку ребенка, тем более, что он сам сможет исправить ее сейчас или позднее.
  • Помогайте своему малышу, когда он в процессе поиска и будьте незаметными, если он все нужное уже нашел.
  • Предложите помощь ребенку в освоении ранее неосвоенного.
  • При обращении к малышу придерживайтесь хорошей манеры поведения.

Чем можно заняться?

Пусть ребенок занимается творчеством. Здесь можно экспериментировать. Это рисование, лепка, музыка, танцы, конструирование и даже программирование. Результат будет достигнут через упорный труд и «свои ошибки».

Дорога к результату в творчестве не прямая, а как правило, извилистая. Так развивается воображение, представление, внимание, хорошая реакция и мышление.

Таким образом, детям необходимы трудности. Определенный риск возможен в жизни ребенка. Понимающие родители позволяют детям залезать на заборы и деревья, ходить в походы и брать «непосильную нагрузку». Опыт помогает анализировать, учит сомневаться, думать, размышлять и даже фантазировать. И в этом ему помогаете Вы, разрешая немного ошибиться.

Какие методы по воспитанию с преодолением трудностей знаете Вы? Расскажите.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк.

Источник