Пренатальное развитие ребенка методики
Пренатальное развитие ребенка завораживает своей скоростью и глобальностью изменений. В этот ответственный период, который длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов, малыш из двух клеточек превращается в маленького человека. Мало кто знает, что пренатальное развитие – это не только закладка и развитие внутренних органов. Еще до рождения у ребенка в полной мере развиты слух, обоняние, вкусовые рецепторы, зрение и кожная чувствительность. Используя свои органы чувств, малыш получает информацию о мире, который находится за пределами матки, и старается максимально подготовиться к окружающим условиям.
Как появились методики пренатального развития
Ученые провели немало исследований в области пренатального развития ребенка, и вот результаты некоторых из них.
- Дети, чьи мамы во время беременности испытывали голод по каким-то причинам, во взрослой жизни страдают ожирением. Организм запоминает ситуацию нехватки питательных веществ и транслирует ее на всю оставшуюся жизнь.
- Дети запоминают предпочтения мамы в еде. Если мама во время беременности любила морковь, то дети после рождения предпочитают есть каши и соки с добавлением моркови.
- С 16 недель ребенок слышит все, что происходит вокруг него. Конечно же, это голос мамы, стук ее сердца и шум от движения крови по сосудам. Громкие звуки окружающей среды также доходят до малыша, но реакция на них может быть разной. Так, при прослушивании классической музыки, детки успокаиваются, а на концертах рок-музыкантов «буянят» и больно толкаются. После рождения дети предпочитают голос того взрослого, чей голос они уже знают.
- Дети, чьи мамы во время беременности пережили сильный стресс, рождаются с признаками посттравматического синдрома.
- Эмоции, которые чувствует мама, переживает и ребенок, так как гормоны, которые вырабатываются у мамы, попадают к ребенку через пуповину. Ребенок готовится к тому, что когда он родится, ему предстоит испытывать те же эмоции. Если во время беременности к ребенку поступало много гормона счастья, то он ожидает, что окружающая среда безопасная и дружелюбная. Родившись, малыш будет спокойнее, расслабленнее, будет хорошо спать и есть. Если внутриутробно к малышу поступали гормоны стресса и страха, то при рождении он будет ожидать, что окружающий мир враждебный и опасный. Родившись, ребенок будет беспокойным, возбужденным, будет плохо спать и много плакать.
Зная все это, ученые задумались, как можно положительно повлиять на еще не родившегося малыша. Отсюда и берут начало различные методики пренатального развития ребенка, которые мы и рассмотрим.
Методика Томаса Верни
Томас Верни – ведущий мировой специалист в области пренатального развития.
Т. Верни говорит: «Ничто не дает ребенку более прочную основу в жизни, чем опыт быть любимым и желанным в утробе матери». Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье. Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов.
Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.
Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.
Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.
Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.
Эмоции. С семи месяцев ребенок становится восприимчив к своему внутреннему эмоциональному состоянию, и автор рекомендует общаться с малышом через мысли и мечты. А также учит дышать глубоко и ритмично, чтобы углубить психологическую связь со своим малышом.
Методика «Сонатал»
Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.
1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.
2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.
3 триместр — «образовательный». Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.
По мнению самого автора, эффективность методики основана на сохранении большего количества нейронов головного мозга малыша из-за постоянной стимуляции светом, звуком, движением и прикосновением. Подобное комплексное воздействие называется «матрица рождения». Она помогает ребенку до рождения услышать базовые звуки и связать их с событиями после рождения. Поэтому бросать занятия после рождения не желательно. Методика имеет послеродовое продолжение, созданы программы дошкольного и школьного развития ребенка. Таким образом, в настоящий момент методика «Сонатал» является цельной программой развития ребенка от зачатия до 18 лет.
За годы использования методики накопилось много положительных отзывов. Важно отметить, что эта методика одобрена Министерством здравоохранения России к повсеместному использованию.
Подробнее о методике «Сонатал» вы можете узнать из этого видео:
Методика «BabyPlus»
Методика Брента Логана, директора Перинатального института Вашингтона, США, состоит из 16 уроков, каждый из которых проигрывают два раза в день в течение нескольких дней. Уроки состоят из сердечных звуков, которые проигрываются малышу в течение часа и автоматически останавливаются. Ритм становится быстрее с каждым последующим уроком. Проигрыватель расположен на широком поясе, который крепится на животик будущей мамы.
Чему это упражнение может научить малыша? Сердцебиение матери является постоянным спутником ребенка, пока он находится в животе, а тут присоединяется еще один подобный звук, исходящий из внешнего мира. Этот звук становится знакомым, но затем пропадает. Ребенок учится различать эти звуки и замечает, что новый ритм увеличивается постепенно. Родители более 100 000 детей, прошедших программу «BabyPlus», отмечают спокойствие младенцев и хорошую концентрацию внимания после рождения.
Какую методику пренатального развития выбрать
Каждая из методик имеет последователей по всему миру. Исследования детей, с которыми проводились занятия по пренатальному развитию, показали следующие результаты. Они спокойнее, спят лучше, более внимательны к окружающей среде и обстановке, средние показатели их физического и эмоционального развития выше, чем у сверстников. Эти детки раньше начинают держать головку, сидеть и ходить, первые слова появляются уже на 9 месяце жизни. Их интеллектуальный уровень выше, чем у сверстников, в будущем они не страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Но самое главное, во время всех этих занятий у будущей мамы формируется доминанта материнства, она становится более внимательной к себе и будущему малышу, постоянно находится с ним в контакте. А это, в свою очередь, способствует легкой беременности, мягким родам и длительному грудному вскармливанию.
Любите своих малышей и счастливого вам материнства!
Автор: Виктория Сахно
Если вы задумываетесь, как развивать своего ребенка после рождения, вам помогут материалы из раздела Методики развития:
- Методика М. Шичида
- Методика Сузуки
- Гении с пеленок. Методика Домана
- Методика Сесиль Лупан
- Методика Марии Монтессори
Также вы можете узнать о развитии ребенка после рождения по месяцам:
Понравилась публикация — поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!
Занимались ли вы пренатальным развитием малыша? Какие результаты вы получили? Поделитесь в комментариях!
Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?
Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!
Автор: Виктория Сахно
Все статьи автора
Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.
Предыдущие записи рубрики
- Множественный интеллект и развитие детей
- 10 мифов о ТРИЗ или ТРИЗ против мифов
- Наша «методика» обучения чтению
- Методики пренатального развития ребенка
- Методики музыкального развития – собираем «сливки»
Источник
21.11.2016
Статья
Вынашивая малыша, каждая мама уже мечтает о его будущем: кто-то предвкушает для своего ребёнка карьеру великого музыканта, кто-то – Нобелевскую премию. Поэтому об интеллекте малыша начинают заботиться ещё во время беременности
Ещё в 70-е годы XX века появилась новая отрасль в медицине – пренатальная психология: дородовое развитие и воспитание ребёнка. По методике калифорнийского акушера Ван де Карра специальные упражнения по тактильному воздействию рук на брюшную полость (перестукивания) ежедневно в течение 15-20 минут должны были помочь интеллектуальному развитию плода.
О положительном воздействии музыки на беременных знали ещё раньше. Французский акушер Мишель Оден в середине прошлого века организовал хор из будущих мам. Его участницы выполняли специальные вокальные упражнения, и в итоге у них рождались более здоровые и спокойные дети.
Врачи утверждают, что с 16 недель ребёнок слышит голос мамы, стук её сердца. Громкие окружающие шумы тоже до него доходят. Например, по словам учёных, классическая музыка благотворно влияет на малыша, и он успокаивается. Многие будущие мамы стараются таким образом воспитывать своих детей.
Анна Макарова, мама семилетнего Максима:
– Во время беременности постоянно слушала классику для малышей в специальной обработке. Когда сын только родился, тоже включала ему эти диски, он спал под тихую мелодию Моцарта. Никакой особой реакции не замечала. Но потом, когда подрос и начал говорить, стоило мне включить музыку, он тут же просил её выключить. Он очень любит тишину и, если и включает музыку, то явно не классику. О музыкальной школе и слышать не хочет. Поэтому не могу сказать, что прослушивание классики как-то положительно повлияло на моего ребёнка. Главное, мне тогда под эту музыку было комфортно. Думаю, для ребёнка самое главное – спокойствие мамы.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Конечно, сложно отследить развивающая методика повлияла на появление здорового ребёнка или «так сложилось». Тем не менее, наука не стоит на месте, и сегодня достаточно много методик дородового развития ребёнка.
Суть методики Томаса Верни – мир и гармония в семье. Главная здесь – будущая мама, поэтому все упражнения направлены на её расслабление. Для этого беременная должна выполнять специальные упражнения. Также, по версии Томаса Верни, будущая мама минимум два раза в неделю в течение часа должна слушать расслабляющую музыку. С пятого месяца начинаются занятия по пению, разговоры с ребёнком и чтение сказок. Работа со звуком должна способствовать развитию слуха малыша. С шестого месяца мама начинает передавать свои эмоции ребёнку с помощью танцев, массажа и поглаживаний живота. С седьмого месяца автор добавляет работу с мыслями, мечтами, дыханием для более глубокой эмоциональной связи с малышом.
Методика «Сонатал» появилась ещё в 80-е годы прошлого века в нашей стране. Профессор доктор медицинских наук Михаил Лазарев разработал музыкальную методику пренатального развития плода. Суть данной методики заключается в том, что с помощью стимуляций светом, звуком, движением и прикосновением сохраняются большое количество нейронов головного мозга. Занятия нельзя прекращать и после рождения, так как сохранённые звуки ребёнок должен связать с жизнью после рождения. В остальном методика схожа с предложением Томаса Верни: танцы, музыка, пение, похлопывания по животу, общение с ребёнком с помощью чтения сказок. Начать заниматься с малышом любого возраста легко со «Стартовым набором» от Бимбаскет. Эта удивительная коробочка – самый простой и доступный способ познакомиться с цветомузыкальной методикой профессора Михаила Лазарева.
Американская методика Брента Логана «BabyPlus» состоит из 16 уроков. На живот крепится проигрыватель, и нужно включать урок, транслирующий сердечные звуки. По правилам каждый урок нужно проигрывать несколько раз в день в течение часа на протяжении нескольких дней. С каждым уроком ритм увеличивается. По версии разработчиков, это упражнение помогает ребёнку заранее привыкнуть к звукам внешнего мира. Последователи этой теории утверждают, что дети, которые получали эти уроки, после рождения спокойнее, и у них нет проблем с концентрацией внимания.
Какую бы методику будущая мама не выбрала, она должна исходить из своих желаний. Нужно делать то, что приносит радость именно ей. Все методики созданы для того, чтобы на протяжении всех девяти месяцев будущая мама готовилась к счастливому материнству, была внимательнее к себе и малышу.
Кандидат психологических наук, психолог высшей категории Марина Гогуева советует читательницам нашего блога: «Беременная женщина не должна делать ничего непривычного. Если она не слушала классику, не стоит «насиловать» себя искусством. Гораздо важнее контакт с ребёнком: поглаживания живота, разговоры. Кроме того, любой малыш хорошо развивается в благоприятной домашней обстановке – это лучшее условие для развития».
Итак, выбирая ту или иную методику, нужно придерживаться правила «Не навреди», а также принципа умеренности во всём
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Источник
Методика Томаса Верни
Об авторе
Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук и писатель Томас Верни много лет занимается вопросами дородового воспитания. Он преподавал в Гарварде, университете Торонто, Йоркском университете. Читает лекции и ведет семинары по пренатальной и перинатальной психологии и психотерапии в Канаде, Соединенных Штатах, Европе, Южной Америке. Одна из его книг, написанная в 1981 году, «Тайная жизнь ребёнка до рождения» о том, что подготовить ребёнка к счастливой, здоровой жизни можно ещё до его рождения.
О методике
Методика Томаса Верни направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления будущей матери. В результате чегоснижается поступление к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.
Система пренатального развития BabyРlus
Об авторе
Доктор Брент Логан – создатель системы пренатального развития «BabyPlus» и один из основателей пренатального обучения в США. Логан был первооткрывателем дородового обучения в Пренатальном Институте г.Сиэтла (США), которым он руководил на протяжении многих лет. Его статьи по данной теме были опубликованы в передовых научных изданиях, а более широкой аудитории его работы и открытия стали известны благодаря многочисленным упоминаниям в СМИ.
О системе
Прибор BabyРlus представляет собой аудиоустройство, имитирующее сердцебиение матери. Это устройство содержит 16 звуковых программ-уроков, которые необходимо воспроизводить по определённому алгоритму.
“Mozart effect” (Эффект Моцарта) и устройство Ritmo
Об авторах
Концепция «Эффекта Моцарта» была сформулирована французским исследователем Альфредом А. Томатисом в его работе 1991 года «Почему Моцарт?». Он использовал творчество Моцарта в своих медицинских исследованиях и убедился в том, что музыка Моцарта благотворно воздействует на развитие человеческого мозга и помогает в реабилитации при его заболеваниях.
Главным популяризатором идеи «Эффекта Моцарта» стал писатель и предприниматель Дон Кэмпбелл, в прошлом музыкальный критик. В 1988 году Кэмпбелл основал Институт Музыки, Здоровья и Образования. Кэмпбелл является автором 18 книг, из них широко известны бестселлеры «Эффект Моцарта» (1997) и «Эффект Моцарта для детей» (1999), которые были переведены на 15 языков и получили большое международное признание. В книге «Эффект Моцарта для детей» Кэмпбелл рассказывает о благотворном влиянии музыки на здоровье плода и поведение ребёнка после рождения.
О Ritmo
Устройство “Ritmo”, основанное на «Эффекте Моцарта», разработала компания Nuvo. Это поддерживающий пояс, который является одновременно системой внутриутробной передачи звука. Устройство работает от любого современного музыкального воспроизводителя (mp3 плеер, iPod, iPhone и др.).
Методика Ван Де Карра
Об авторе
Один из первооткрывателей пренатального обучения доктор Рене Ван де Карр более 20 лет назад основал Пренатальный университет в Хейворде (штат Калифорния, США). Доктор достиг определенных результатов в области дородового обучения.
Методы
Стимуляция мозга плода с помощью «перестукивания». Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко и отчетливо произносить слова, поощряющие активность ребенка. Оказалось, что новорожденные, обучавшиеся по такой программе, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями по сравнению с теми, кто не прошел данную программу.
Этот же способ стимуляции мозга малыша применяется через картонный рупор, прикладываемый к животу беременной.
Рене Ван де Карр считает, что это очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии умственных способностей ребенка.
Методика СОНАТАЛ. Пояс «Маматоник»
Об авторе
В 1984 году профессором и доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым была открыта первая в России школа пренатального обучения. Профессор Лазарев является автором метода музыкального развития плода «Сонатал» – музыка рождения (от лат. sonus – звук, natal – рождённый)
О методике
По данной методике будущая мама общается с еще не рожденным ребенком – «мамалышом» (термин автора) при помощи пения, осознанных прикосновений и движений. Автор указывает: «Данный когнитивно-соматический комплекс активно способствует возникновению межнейрональных связей, формированию пренатального ядра его личности, готовит к естественным родам, настраивает на грудное вскармливание. При этом происходит отработка сценариев поведения ребенка после его рождения»[1]. Метод одобрен Минздравом РФ с 1996 года.
Особенно автор отмечает пение. Пение мамы существенно улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем плода. Как утверждает профессор Лазарев, «в процессе пения у будущей матери гармонизируется работа плаценты, кровообращение в ней. Хорошее кровоснабжение всего организма и своевременное обильное насыщение кислородом и питанием способствует отличному развитию и зрелости всех тканей и систем. Вибрации материнского голоса и определённые ритмы композиций однозначно позитивно влияют на протекание биохимических процессов в клетках малыша и способствуют гомеостазу (поддержанию жизненноважного равновесия внутри организма)». По мнению профессора М.Л. Лазарева не все песни одинаково влияют на плод. Он рекомендует петь специально написанные для пренатального воспитания песни, связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня», звуко-дыхательные упражнения, песни из цикла «музыка движения», «музыка воды» и, естественно, колыбельные.
Специалистами СОНАТАЛ был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс «Мамотоник». Начиная со второго триместра беременности, малыш может сам воспроизводить музыку, нажимая на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, соединенный с электронными датчиками.
Преимущества пренатального воспитания: за и против
«ЗА»
Базовое понимание преимуществ дородового воспитания – это налаживание контакта и установка эмоциональной связи между мамой и ребенком еще до родов.
Есть специалисты, которые уверяют, что малыш, прошедший дородовое обучение, будет меньше плакать после рождения, сможет хорошо ориентироваться в пространстве и дольше концентрировать внимание, раньше сверстников –встанет, пойдёт, заговорит. Также существует мнение, что дородовое обучение может принести огромную пользу и маме, – оно способствует менее болезненным схваткам и большему количеству родов без осложнений.
«ПРОТИВ»
Однако, многие специалисты по детскому развитию относятся к таким заявлениям сдержанно и призывают осторожно относиться к смелым заявлениям производителей устройств пренатального развития (BabyPlus, Ritmo). Оценить эффект любого из этих устройств очень сложно, ведь после рождения будет уже невозможно проверить, родился бы Ваш малыш менее умным и спокойным без их использования или наоборот.
Есть и более тревожные исследования, которые подвергают сомнению теорию «Пренатальной эволюции» (обосновывающей пренатальное воспитание). Результаты исследований в США, опубликованные в Журнале Американского Медицинского Общества, указывают на то, что избыток нейронов в префронтальной коре головного мозга может стать причиной аутизма*.
ВЫВОД
Если Вы решили прибегнуть к одной из методик пренатального воспитания, мы советуем придерживаться принципа умеренности и естественности. Подбирайте ту методику, которая вызывает положительную реакцию у мамы и будущего малыша.
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Nutriclub, 2020
Источник