Преимущества раннего развития ребенка
В теме раннего развития детей, как и в любом другом принципиальном вопросе, есть две крайности. Одни родители буквально с рождения вовлекаются в процесс развития малыша: посещают занятия для мам и деток, используют новомодные методики, водят на тысячу кружков, даже если преподаватели скромно намекают, что пока еще рановато. Другие самоустраняются от развития ребенка, возлагая эту функцию на воспитателей в детском саду, а позже – на учителей. Мол, зачем лишать ребенка детства, придет время – всему научится.
Что такое ранее развитие ребенка, как найти золотую середину в этом вопросе, и стоят ли результаты потраченных ресурсов и сил? Ранее развитие – добро или зло?
Читайте также: Жизнь супругов после рождения ребенка: как «выжить» и сохранить семью
Плюсы и минусы раннего развития для детей
Рассмотрим положительные и отрицательные последствия раннего развития ребенка.
Положительные стороны
✓ Развивающие игры и занятия способствуют более плотному общению родителей с ребенком.
✓ Чем больше новых знаний малыш получает в раннем возрасте, тем выше уровень его любознательности – хороший задел для учебы в будущем.
✓ Интеллектуальные нагрузки тренируют мозг, помогают ему более быстро воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию.
✓ Развивающие игры воздействуют на ребенка комплексно: на его интеллект, мелкую моторику, когнитивную функцию мозга и пр.
✓ Раннее развитие тренирует усидчивость, внимательность, стойкий интерес к теме занятия.
✓ Успехи и достижения в процессе развивающей деятельности повышают самооценку ребенка, мотивирует к дальнейшему обучению.
✓ Пробуя разные виды продуктивной игровой деятельности, ребенок раскрывает свои способности и таланты. К школе родители уже знают круг его интересов, а также направлений, с которыми еще стоит поработать.
✓ Ранее развитее ребенка можно практиковать дома.
Отрицательные стороны
✓ Родители часто не видят меры в количестве и продолжительности развивающих занятий, а также не умеют выбирать деятельность по возрасту, хотят охватить как можно больше направлений.
✓ Регулярные занятия требуют сил. Иногда банальную усталость родители трактуют, как нежелание заниматься. А это уже первый шаг к навязыванию и принуждению делать то, чего ребенок не хочет.
✓ Иногда родители выбирают направления для развития по совету знакомых или в соответствии с личными предпочтениями. Это далеко не всегда находит отклик у малыша. Максимум – он будет подчиняться воле родных, но не испытывать настоящего удовольствия от занятий.
✓ Желание родителей иметь ребенка-вундеркинда выражается в выборе направлений для раннего развития, которые малыш еще не способен освоить.
✓ Перегибы с ранним началом развивающей деятельности и интенсивностью занятий могут отбить у ребенка охоту учиться. Из умненького малыша он рискует превратиться в школьника-лоботряса.
Опасность раннего старта
Самый большой риск в теме раннего развития ребенка связан с тщеславием родителей. Как только вы заметите за собой желание разглядеть в малыше задатки гениальности – остановитесь! Согласно данным исследований генетика В. П. Эфроимсона, умственные способности выше среднего демонстрирует лишь 1 человек из 1 000. А выдающиеся способности – один из 1 000 000. Гениев же еще меньше – максимум 1 на 10 000 000 человек. Поэтому вероятность того, что именно ваш ребенок встанет в ряд с Сократом, Достоевским, Гюго и пр. – минимальна.
А вот неизбежное разочарование от нереализованных родительских амбиций весьма вероятно.
Но даже если вы не планируете вырастить ребенка-гения, корреляция раннего развития с успешностью в будущем не доказана.
Еще французский писатель Дидро говорил: «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо». То есть далеко на каждый одаренный ребенок найдет применение своим талантам в будущем – это нужно понимать и трезво оценивать необходимость пути, по которому вы будете вести своё дитя.
Еще одна опасность – демотивация. Активное развитие в младшем возрасте может привести к тому, что ребенок будет значительно превосходить своих сверстников в интеллектуальном плане. Отсюда могут появиться проблемы в общении, социализации. Он может стать белой вороной в коллективе, появится апатия, замкнутость. И, как следствие, снижение интереса к обучению.
Может страдать самооценка ребенка. Он ведь привык с младенчества быть первым, лучшим, победителем. И даже самую мелкую неудачу переживает крайне болезненно.
Поэтому родителям очень важно ставить перед собой правильные цели:
Да | Нет |
✓ Активный, любознательный ребенок. ✓ Занятия в удовольствие. ✓ Выбор деятельности по интересам малыша. ✓ Соответствие нагрузки возрасту и способностям. ✓ Смена видов деятельности при необходимости или по желанию ребенка. | ✓ Умственные или физические перегрузки. ✓ Занятия из-под палки, принуждение. ✓ Развитие навыков, которые нехарактерны темпераменту и предпочтениям ребенка. ✓ Интенсивное обучение с опережением физиологических и умственных возможностей малыша. ✓ Безальтернативный выбор видов занятий. |
Советы по раннему развитию ребенка
Если вы, взвесив все «за» и «против», приняли решение в пользу раннего развития, воспользуйтесь нашим перечнем методик для обучения детей от рождения и до младшего школьного возраста. Любую из них можно адаптировать под интересы вашего малыша, применять несколько методик в комплексе.
Монтессори
Согласно системе обучения, разработанной итальянским педагогом-дефектологом Марией Монтессори, начинать развитие малыша стоит с изучения предметов с разной фактурой. Именно тактильное восприятие способно познакомить ребенка с такими понятиями, как размер, фактура, твердое-мягкое, приятное-неприятное на ощупь.
Занятия по Монтессори нацелены на развитие мелкой моторики – целенаправленных, точных движений пальцами рук. Поощряется инициатива, фантазия, самостоятельность малыша в процессе обучения.
Вальдорфская педагогика
Ее основателем стал философ и педагог Рудольф Штайнер. Его детский сад, открытый на фабрике «Вальдорф-Астория», стал пионером в сфере раннего развития детей. Акцент в этой педагогической методике делается на природных задатках малыша. А именно: интеллект, эмоции и индивидуальность детей заложены с рождения, и задача родителей не мешать естественному развитию личности.
Вальдорфская система образования основана на занятиях творчеством, танцах, пальчиковых играх. Важное место отводится знакомству детей с фольклором, развитию креативного мышления. Методику можно использовать с рождения.
Доман
Система обучения чтению от американского физиотерапевта Глена Домана подходит для детей от 3-6 месяцев. В ее основе – ассоциативное восприятие изображений на карточках. Помимо рисунка предмета, на карточке есть подпись большими яркими буквами. Родители показывают ее ребенку, называют предмет, описывают его свойства. А малыш запоминает слово, которое изображено на карточке.
Дети, с которыми активно занимались по карточкам Домана, демонстрируют высокий уровень энциклопедических знаний, хорошую память, логическое мышление и устойчивое внимание.
Есть также усовершенствованная версия методики Домана. Ее разработал российский педагог и психолог Андрей Маниченко. Он разбил тематические карточки по возрастным группам, адаптировал их для обучения на русском языке, создал тематические наборы с элементами игры.
Кубики Зайцева
Созданная педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Зайцевым методика раннего обучения чтению (подходит детям от 2 лет) основана на идее раскладывания слов не на буквы/звуки, а на слоги. Соответственно, дети учатся составлять слова сразу из слогов. Им в помощь – обычные кубики, на гранях которых нанесены самые популярные слоги.
Для детей 2-3 лет устраивают игры с кубиками, пропевают слоги, прихлопывают в ладоши и пр. Также Зайцев разработал арифметические таблицы, по которым дети могут научиться считать уже через 3-5 занятий.
Масару Ибука
Популярная в Японии методика описана в книге «После трех уже поздно». Из ее содержания следует, что стремительное развитие малыша происходит до 3-летнего возраста. И в этот период нужно нагружать его мозг как можно сильнее.
Автор системы обучения – один из основателей компании Sony – советует обучать ребенка в игре, использовать методику поощрений и наказаний, а после года дать малышу полную свободу действий и выбора. По его мнению, дети в игре способны усвоить гораздо больше знаний, чем взрослые, даже приложив немало труда для запоминания. Так почему бы не использовать этот потенциал на полную?
Никитины
Супруги Никитины разработали свою систему развития и обучения в 60-80 годах прошлого века. Ее концепция строится на стимуляции у детей природных рефлексов саморазвития. Для этого в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. К примеру, спорт и рисование. Это помогает переключить внимание ребенка, если он устал.
Согласно Никитиным, без физической культуры нельзя рассчитывать на интеллектуальное развитие. Поэтому их методические рекомендации включают множество подвижных игр, закаливание и пр.
*****
Можно долго перечислять особенности каждой из методик раннего развития. Все они эффективны и проверены временем. Просто выбирайте ту, которая по душе вашему малышу. Если не можете выбрать сами, то обратитесь за консультацией о раннем развитии детей к детскому психологу. Удачи!
Источник
Дата публикации: 01.06.2017
Умные детки, не умеющие ещё толком говорить, смотрятся волшебно. И все родители кидаются на поиски различных методик для того, чтобы воспитать и своих детей так же. Но так ли хороша система раннего развития и нужна ли она детям?
Пару слов о раннем развитии детей
Бурный и всеобъемлющий прогресс покорил мир, человек стал развиваться быстрее и всё вокруг него также эволюционирует. Теперь мамы и папы с рождения пытаются своё чадо обучить всему: чтению, счету, рисованию, английскому языку и другим наукам. Деток водят на гимнастику, танцы, плавание, музыку и прочие кружки, а в школу сдают в 5-6 лет.
Интенсивно развивать способности крошек от 0 до 3 лет традиционными методиками невозможно. Для правильного развития крохи, важно учитывать его индивидуальность, видеть конкретные таланты, чтобы их и развивать. Мамы и папы должны быть достойным примером, чтобы помочь малышу развиваться в какой-то области. Поэтому им не стоит навязывать ребёнку хобби, которыми они увлекались в детстве и не смогли добиться результатов.
Родителям важно выявить у своего малыша удивительные способности и выбрать одну из методик для их развития. Чем раньше это случиться, тем лучше. Ведь, если выбор сделан ошибочно, его можно будет изменить, обратив внимание на другое направление для развития.
Популярные методики раннего развития ребёнка
Многообразие развивающих методик удивляет. Среди них можно выделить более популярные системы обучения, в которых есть свои плюсы и минусы.
Плюсы и минусы методик обучения детей с пелёнок
Методика Глена Домана
О карточках Домана наслышаны во всём мире, благодаря ним, дети учатся читать достаточно быстро. Многие родители, покупают наборы карточек и развешивают их на стены детской комнаты или крепят к бортикам кроватки.
Принцип методики обучения заключается в том, что малыш с рождения учит читать слова целиком, а не по буквам и складам. При этом такое обучение проходит на подсознательном уровне.
Плюсы
: детей можно начинать обучать чтению этим методом с рождения, хотя рекомендованный возраст от 6 месяцев.
Минусы:
- родители должны быть профессионально подготовлены. Потому что просто стены, обвешанные карточками Домана, не научат ребенка читать. Мамам и папам надлежит уделять время, просматривать карточки вместе с малышом, произносить чётко и правильно слова, пользоваться специальными рекомендациями психологов и не забывать об инструкции к карточкам;
- высокая стоимость комплектов развивающих карточек.
Методика Зайцева
Не менее модные кубики Зайцева помогают маленьким детям в игровой форме освоить мир чтения и счёта. Набор для чтения состоит из кубиков с изображением разных слогов. С их помощью, дети учатся читать и различать звуки.
Наборы для счета состоят из системы таблиц, рассказывающих всё о числах.
Плюсы:
- методики чтения и счета хорошо сочетаются друг с другом;
- активность обучения;
- проходят в форме игр;
- не надоедают детям.
Минусы:
- методика обучения чтению рассчитана для детей от 2,5 лет, а счета – от 3 лет;
- сложность алгоритма занятий. Родителям требуется тщательно готовиться к занятиям, строго следовать инструкции, уметь работать с таблицами;
- скорость обучения, которая и так не высокая, снижается из-за непрофессионализма родителей.
Методика Марии Монтессори
Система обучения основана на изучении детьми специальных материалов, похожих на игрушки. Занятия этой методикой кажутся неорганизованными, дети самостоятельно играют с водой, крупами, геометрическими предметами и прочими материалами, которые были разработаны автором для обучения детей от 3 лет.
Сейчас системой Монтессори многие родители обучают деток младшего возраста, начиная от 6-8 месяцев.
Материалы для занятий делятся на 6 категорий:
- Игры с водой.
- Игры с крупами.
- Творческие занятия.
- Спортивные занятия.
- Изучение математических понятий (размер и объём предметов).
- Сенсорное развитие.
Программа не имеет конкретных требований, ребёнок выбирает материалы, которые ему интересны самостоятельно и в собственном темпе играет с ними. Родители не вмешиваются в игру, но им следует наблюдать за малышом, периодически подходить и показывать, что нужно или что можно делать с определённым набором предметов.
Плюсы:
- у ребёнка есть абсолютная свобода действий;
- ребёнка заинтересовывают различными предметами, и он далее развивается самостоятельно;
- дети, обучающиеся в специальных студиях Монтессори, играют вместе с другими детьми. Они учатся заботиться друг о друге, старшие дети помогают младшим;
- с помощью данной программы хорошо развиваются практические навыки и интеллект.
Минусы:
- отсутствует гармоничное развитие ребенка из-за отсутствия в программе обучения эстетических занятий (творчества, танцев, музыки и т.п.);
- отсутствие основной базы развития детей – подвижных и ролевых игр;
- слабое развитие правого полушария, отвечающего за гуманитарные способности;
- дети, посещающие занятия в студиях для развития Монтессори, тяжело поддаются дисциплине в обычных детских садах и школах.
Методика Железновых
С помощью этой методики детей обучают с раннего возраста математике. Основана она на весёлых песенках о счёте и таблице умножения.
Плюсы: детям нравятся песни, поэтому информация усваивается быстро и легко, а само изучение проходит весело.
Минусы: весёлость заданий не всегда приводит к пониманию математических действий с числами. Дети зачастую просто заучивают песенки и не разбираются в самом процессе счета.
Классические методы
К классическим методикам относятся методы обучения счета при помощи пальчиков на руках и с использованием каких-либо сподручных средств, а также обучение чтению основанное на «фонемному» принципу. Суть этого принципа состоит в запоминании всех букв по отдельности, потом складывании их в слоги, а потом только в слова.
Плюсы:
- счет на пальчиках всегда веселит малышей, ведь существует уйма весёлых пальчиковых игр и песенок, которые можно использовать при обучении;
- наличие множества доступных по цене пособий, помогающих родителям обучать детей чтению.
Минусы:
- детям, научившимся считать на пальчиках, трудно начать счет с какого-то конкретного числа или научиться считать после 10. Многие детки начинают паниковать, когда им не хватает пальчиков что-то посчитать;
- слабо эффективен и классический метод обучения чтению. Этап, когда буквы сводят в слоги, детям даётся трудно и может затягиваться на пару лет.
Существует много разных методик, к примеру, занятия с разноцветными пирамидками, состоящими из разных фигур, специальные пазлы, кубики и т.п. При помощи разнообразных развивающих игр родители закладывают своему чаду с детства основы каких-то наук.
Положительные моменты и изъяны системы раннего развития детей
Поглощающая современное население система раннего развития ребенка имеет преимущества и недостатки, как и различные её методики обучения.
Преимущества раннего развития детей:
- Дети быстро развиваются. Дети начинают писать, читать, говорить на английском, играть на музыкальных инструментах и удивлять прочими вещами ранее своих сверстников.
- Наличие множества разных методик.
- Благодаря правильному выбору системы воспитания, интенсивность развития мозга крохи увеличивается.
- Обучение дает быстрые результаты.
- Появляется возможность раннего обнаружения талантов у ребенка для дальнейшего их развития.
Не зная о подводных камнях системы раннего обучения, мамы и папы своим торопливым развитием могут навредить крохе.
Изъяны раннего развития ребенка:
- Чрезмерное обучение приводит к потере ребенком детства.
- Излишняя нагрузка вызывает переутомление у деток.
- Способности детей вызывают восторг в раннем детстве или младших классах, в дальнейшем дети начинают отставать в учёбе.У малышей по природе доминирует правое полушарие, естественным образом, они познают мир с помощью чувств. Дети умеют фантазировать, но не анализировать правильно информацию. С помощью раннего развития, развивается левое полушарие, а правое начинает отставать в развитии. Такие дети могут изучить быстро буквы, числа, ноты и любые факты, а также легко ими манипулировать. Но из-за неразвитости творческого полушария, им тяжело придумать что-то самостоятельно. Ребёнок может воспроизвести по нотам любую мелодию, срисовать картину, спеть песню, но не способен будет сделать что-то новое и выдающееся.
- Отставание в развитии речи. За письменную речь (письмо и чтение) и устную отвечают разные зоны мозга. По природе у новорожденного доминирует формирование центров, отвечающих за устную речь. Преждевременная стимуляция зоны, отвечающей за чтение, приводит к её стремительному развитию и доминированию над центрами восприятия и воспроизведения устной речи. Затормаживание нормального речевого развития приводит к тому, что детки не могут во время ни говорить, ни читать. Малыши могут находить и распознавать карточки или кубики, но им будет трудно использовать нужные слова по прямому их назначению, что очень важно для коммуникации.
Правила для обучения детей с рождения
При желании пользоваться системой раннего развития, необходимо соблюдать следующие правила:
- Занятия проводить в форме игры.
- Принять тот факт, что новорождённые не увлекаются одним занятием долго, поэтому не заставлять малыша учиться вопреки его желанию.
- Игры, не заинтересовавшие малыша, следует отложить, а не навязывать ему.
- Следить постоянно за реакцией и эмоциями ребенка в ходе игры.
- Не отвлекаться во время своих занятий на домашние заботы или разговоры по телефону, иначе в этот момент малыш может утратить интерес к обучению и отвлечься также чем-то другим.
- Всегда помогайте малышу, пока он не научиться то, что нужно делать сам.
- Не сравнивайте своего малыша с другими детками его возраста. Не пытайтесь стремительно догнать их развитие, если вам кажется, что ваш ребёнок отстаёт от них, так как в развитии детей допускается отклонение в несколько месяцев. Поэтому дети развиваются все по-разному.
- Не ждите скоропостижного ощутимого результата от занятий.
- Обучение должно приносить удовольствие малышу и родителям.
Поддаваться ли соблазну раннего развития, в котором есть свои плюсы и минусы, родители должны решать самостоятельно. Начать испробовать любую из методик можно всегда, родителям важно уметь во время останавливаться, не нагружая малыша. Главное не результат, а получение радости от совместного познания чего-то неизведанного для крохи. Потому что детство должно проходить счастливо и беззаботно.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник