Предшкольная подготовка и социальное развитие ребенка
Андрияускас Надежда Васильевна
Учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
пос.Советский Республика Марий Эл
Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения
Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций. Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в настоящее время признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Ежегодно от 23 до 25% первоклассников приходят в школу неподготовленными, что существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Стартовые возможности первоклассников, посещавших ДОУ в течение 3 – 4 лет и детей, не охваченных дошкольным обучением не равны. В качестве ключевого решения данной проблемы рассматривается введение новой формы обучения – «предшкольного образования» для детей с 5-лет 6 месяцев до 7 лет, в так называемый сензитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте.
Е. Г. Зима рассматривает предшкольное образование, «с одной стороны, как целенаправленный, организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу. С другой стороны, этот процесс представлен как совокупность особых институциональных и неинституциональных практик взаимодействия различных субъектов: родителей, воспитателей, учителей, самих детей» [1].
На основании анализа работ различных авторов – С. А. Езоповой [2], Д. Константиновского [3], М. Ю. Стожаровой [4] и др. – можно считать, что основными целями введения предшкольного образования являются:
– создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс;
– выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности детей к поступлению в школу как важнейшей составляющей успешности обучения;
– обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
– сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребёнка; при необходимости коррекция незначительных нарушений в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей, что позволит психологически подготовить ребёнка к последующему школьному обучению.
В настоящее время существуют несколько организационных форм предшкольной подготовки:
– подготовительные к школе группы детского сада;
– подготовительные к школе группы детского сада, являющегося модулем СОШ-центра образования;
– группы предшкольной подготовки полуинтернатного типа для детей пяти-шести лет при образовательных учреждениях «СОШ с дошкольными группами»; подготовке к школе при образовательных учреждениях «СОШ с дошкольными группами»;
– группы кратковременного пребывания по подготовке к школе, организованные на базе центров дополнительного образования, психолого-педагогических центров и других образовательных организаций – как государственных, так и негосударственных.
Подобное разнообразие организационных форм, казалось бы, должно являться хорошим показателем реализации принципа вариативности предшкольного образования. Однако в данном случае оно рождает конфликтную ситуацию между детским садом и школой за место лидера в образовательной политике предшкольной подготовки.
Отсутствие единых правил подготовки детей к школе приводит к тому, что дети приходят в школу с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. Остается без внимания социальная составляющая образования, связанная с приобретением навыков эффективной коммуникации с разными людьми, сотрудничества, конструктивного соперничества, умения регулировать свое состояние и т.п. Отсутствует согласованность программ дошкольных учреждений и школ. Сегодня происходит фактический перенос программы 1-го класса в дошкольное учреждение.
Урбанская М.В. выделяет ряд следующих проблем, возникающих при организации предшкольной подготовки: неготовность детей к изменениям социального статуса; доминирование у них игровой деятельности; отсутствие четкого доминирования мотивов; неустойчивость самооценки; произвольность и неустойчивость поведения. Для решения этих проблем она рекомендует следующие выводы по организации занятий педагогами.
Вместо жесткого регламентированного обучения школьного типа применять форму организации учебного процесса «проживание дня», которая предполагает отсутствие деления на отдельные занятия. При «проживании дня» процесс обучения носит целостный характер, весь необходимый учебный материал объединяется общим сценарием.
Развивать деятельностный, проблемно-поисковый, проектный методы проведения занятий, активизирующие мышление, воображение и творчество детей с использованием средового влияния.
Обеспечивать ребенку возможность ориентироваться на партнера – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого), чему способствует организация обучения в группах.
Ведущей в образовательном процессе должна стать диалогическая форма общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие речевой активности – одного из качеств, необходимых для обучения в школе.
Формировать детское сообщество, обеспечивающее каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями). Целесообразно провести цикл бесед (5‐7), позволяющих подготовить родителей (законных представителей) к оказанию помощи ребёнку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения в первом классе.
В задачу обучения в предшкольном классе не должно входить обучение навыкам чтения и письма. У ребёнка необходимо сформировать круг индивидуальных качеств, наиболее важных для начала школьного обучения, так называемые учебно‐важные качества. Уровень развития учебно‐важных качеств прямо или опосредованно определяет успешность усвоения на ранних этапах обучения в школе [5].
Предшкольное образование есть реализация идеи становления и развития личности ребенка и должно рассматриваться как образование, осуществляемое на базе образовательных учреждений разных типов и видов, реализующее развивающие, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении.
Содержание предшкольного образования должно быть ориентировано на:
– формирование положительной самооценки, уверенности в себе;
– формирование стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру;
– развитие мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции;
– формирование коммуникативных умений и навыков;
– становление основ духовно-нравственного облика личности, определение и усвоение общечеловеческих ценностей;
– овладение средствами и способами познавательной деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения);
– формирование «детской компетентности» в различных сферах деятельности человека;
– физическое развитие ребенка, сохранение и восстановление здоровья.
Список использованных источников:
1.Зима Е. Г. Особенности предшкольного образования в современном российском обществе : дис. канд. социол. наук. – М., 2005. – 123 с.
2.Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. – 2007. – №6. – С.8‐10.
3.Стожарова М. Ю. Предшкольное образование: модели и реальность : учеб. пособие для вузов. – Ростов‐на‐Дону: Феникс, 2008. – 221 с.
4.Константиновский Д. Предшкольное образование: проблемы решения // Народное образование. – 2007. – №8. – С.107‐114.
5.Урбанская М.В. Проблемы организации предшкольного образования и способы их решения //Человек и образование. – №3 (20). – 2009. – С.171-175.
Источник
Елена Викторовна Капустина
Предшкольная подготовка детей
Утверждённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Они были введены в связи с пониманием важности именно до-школьного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждо-го ребёнка, доступности для каждого качественного образования.
Для обеспечения ребёнку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Именно с этим связано введение ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Поэтому организация предшкольного образования стала весьма актуальной в настоящее время. Главная задача, которую должна решить предшкольная подготовка – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоцио-нальной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности, восприимчивости к миру, инициативности, формирование разносторонних знаний. Дети обязательно должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт дети могут получать не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. Такие группы актуально создавать в системе дополнительного образования, или в системе учреждений культуры, или в системе дошкольных образовательных учреждений. И, в связи с ФГОС, очень важно,чтобы образовательная деятельность не свелась к развитию учебных навыков и действий: письму, счёту, чтению, не превратилась в подобие школьных уроков. Не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого.
При организации предшкольной подготовкидолжны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребёнка, учёт индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех направлений развития, создание ситуации успеха эмоцио-нально благополучного общения с ребёнком. Ребёнка к школе могут подгото-вить и родители, но эта система работы должна обязательно предусмотреть предварительное обучение родителей или возможность получать квалифициро-ванные систематические консультации.
В структуре предшкольной подготовки есть определённые критерии пси-хологической готовности детей к школе.Это и личностная готовность: ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания;интеллектуальная: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к получаемым знаниям, способность понять определённые связи между явлениями, воспроизвести образец;социально-психологическая: учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний, умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых, умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнять задания);физиологическая готовность: уровень физиологического и биологического развития, состояние здоровья.
Новая модель предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоёв равные стартовые условия для получения начального образования, сохранить и укрепить здоровье детей и делает доступным качественное обучение на первой ступени.Внимание педагога должно акцентироваться на следующих подходах в работе с детьми:
-уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа,
-обеспечение двигательной активности в различных формах,
-использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности,
-взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образова-тельной деятельности,
-создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её, обеспечивающей развитие субъективных позиций ребёнка,
-широкое использование методов и приёмов, активизирующих мышление, воображение, введение в обучение элементов задач открытого типа, имеющих разные варианты решений,
-использование игровых приёмов, создание значимых для детей ситуаций,
-формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.
Так как одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является продуктивно-игровая деятельность. Образование детей должно быть направленно на обогащение, а не на искусственное ускорение развития. Ведь именно в игровой форме может быть реализована большая часть содержания образовательных областей, именно в игре происходит перестройка всех по-знавательных процессов ребёнка, включая его поведение, появляются учебные мотивы. В недрах игровой мотивации зарождаются предпосылки учебной дея-тельности, имеющие результат в виде конкретных знаний, умений и навыков, развития психических процессов, а формирование предпосылок учебной дея-тельности – один из планируемых итоговых результатов освоения программы предшкольного образования.
Также адекватными формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и другое. Работа с детьми должна быть направлена на индивидуализацию предшкольного образования, то есть, педагог должен уметь работать, с одной стороны, с ориентацией как на возрастные, так и на индивидуальные особенности детей. С другой стороны – видеть своеобразие каждого из своих воспитанников, уметь индивидуализировать педагогический процесс с учётом данных тщательного и всестороннего изучения старших дошкольников, использовать потенциал интеграции всех областей деятельности для удовлетворения их образовательных потребностей и подготовки к школе.
Предшкольное образование – это, с одной стороны, целенаправленный, организованный социально-педагогический процесс обучения и воспитания де-тей предшкольного возраста, который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу. С другой стороны, этот процесс пред-ставляется,как совокупность особых практик взаимодействия различных субъ-ектов: родителей, воспитателей, учителей и самих детей. Поэтому предшколь-ная подготовка приобретает особую значимость.
Эффективность предшкольной подготовкизависит от реализации следующих педагогических условий:
-корректировки представлений педагогов, родителей и детей о сущности предшкольной подготовки в тесном взаимодействии,
-наличия установки педагогов и родителей на значимость организации предшкольной подготовки с использованием личностно-ориентированных средств,
-соблюдения поэтапности обучения,
-наличие регулярной диагностики эффективности предшкольной подготовки в соответствии с её результатом.
Таким образом, значимость предшколной подготовки существенна и име ет первостепенное значение для готовности детей к школе.
Источник
Муниципальное Автономное образовательное учреждение
«Каменский лицей им. Кожевина В.Е.»
Доклад
«Организация предшкольной подготовки детей 5–6 лет в условиях
общеобразовательной школы» (из опыта работы)
Выполнила:
Егорова Ольга Ильинична,
учитель начальных классов
2016
Содержание.
- Введение.
- Цели и задачи предшкольной подготовки детей
- Организация работы класса предшкольной подготовки
- Режим работы группы
- Программно-методическое обеспечение работы группы предшкольной подготовки.
- Психологшо-педагогическое обследование детей 5-6 лет.
- Выводы
- Литература
Переход образовательного учреждения на федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования предусматривает организацию комплекса мероприятий, обеспечивающих данный процесс. Часть мероприятий касается подготовки педагогического коллектива в новых условиях. Другая часть – организации образовательного процесса в первых классах.
Важной частью российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет.
Цели и задачи:
- Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ
- Формирование готовности детей к школьному обучению.
- Создание условий для развития индивидуальных способностей ребенка.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Развитие театрально-эстетической культуры детей.
- Сохранение самоценности дошкольного детства;
- Комплексность содержания предшкольного образование, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;
- Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;
- Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;
- Интеграция общего и дополнительного образования;
- Сохранение здоровья детей через использование здоровье сберегающие технологии.
В настоящее время отрабатываются различные модели организации предшкольного образования для детей, которые в силу различных причин не могут посещать дошкольные учреждения. Все более востребованной в практике становится модель организации классов предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе общеобразовательных школ. Деятельность этих классов направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями. На базе Каменского лицея создан и работает такой класс более 10 лет. Начиналось это с небольшой группы детей, которые проходили подготовку несколько часов в неделю. Эти занятия для учителя были дополнительными к основной нагрузке.
Необходимость открытия класса предшкольной подготовки на базе лицея была обусловлена отсутствием родительских средств на оплату дошкольного образовательного учреждения и вследствие этого высоким процентом детей, не готовых к школьному обучению.
Правовую основу организации группы предшкольной подготовки составляют: Закон об образовании РФ от 10.07.1992 года №3266-1, типовое Положение об образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196, ст. 52 ГК РФ и ст. 86 ГК РФ, письмо МОПОРФ “О подготовке детей к школе” № 990/14 /15 от 22. 07. 97., Устав МОУ «Каменский лицей». На основе этих документов в школе была открыта группа предшкольной подготовки для детей 5,6-6,6 лет.
Прием детей осуществляется по заявлению родителей, медицинскому заключению (медицинская справка) с приложением копии свидетельства о рождении ребенка.
До открытия подготовительного класса в школе была подготовлена необходимая предметно-образовательная среда. Она включает: помещение для занятий и совместной деятельности детей, разделённое на образовательные зоны: учебная, творческая, игровая, спортивная с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм.
Дополнительно приобретены:
- наборы настольных игр, мягких игрушек;
- наглядные пособия для проведения занятий по развитию элементарных математических представлений; развитию речи и обучению грамоте; ознакомлению с художественной литературой и др.
Количество детей в классе: не более 25 воспитанников.
Организация работы группы предшкольной подготовки на базе нашей начальной школы имеет свою особенность. Режим работы класса включает проведение учебных занятий 5 дней в неделю и время для развития способностей и занятий по интересам.
Группа предшкольной подготовки работает 5 дней в неделю.
Дети посещают школу с 8.00 до 14.00 часов.
Режим работы включает:
8.00 – 8.30 – приём детей на улице, свободное общение, утренняя гимнастика на свежем воздухе.
8.30 – 9.00 – первое занятие.
9.00 –9.10 – отдых, игры.
9.10 – 9.40 – второе занятие.
9.40– 10.20 – отдых, игры, лёгкий завтрак.
10.20 – 10.50 – третье занятие.
10.50 – 11.50 – прогулка, игры
11.50 – 12.00 – подготовка к обеду.
12.00 – 12.30 – обед.
12.30 – 14.00 – свободная игровая деятельность, прогулка.
Важно соблюдать методические рекомендации при проведении занятий.
Чтобы настроить детей на занятие, привлечь их внимание, перед занятием проводится гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. (Показ игры) Задания в тетрадях сопровождаются объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. Закрепление пройденного материала проходит через игру. Во время прогулки закрепляется пройденный материал в подвижных играх. (показ игры) На занятиях по лепке, аппликации, рисованию, ручному труду, так же идёт закрепление темы. Вся образовательная среда работает на то, что бы дети усвоили данный им материал.
Учебный год детей подготовительного класса начинается с 1 октября и заканчивается 15 мая. В учебном плане предусмотрено 28 недель обучения. Нагрузка на детей составляет 20 часов в неделю.
Образовательный процесс в подготовительном классе строится на основе комплексной программы “Школа-2100” . При выборе программы мы руководствовались тем, что эта программа прошла экспертизу и имеет гриф МОиН РФ; содержание программы соответствует требованиям стандарта по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе; имеются авторские методические пособия и дидактические материалы по всем разделам программы.
Образовательная программа “Школа-2100” состоит из авторских программ:
– “Раз – ступенька, два – ступенька…” (практический курс математики для детей 5- 6 лет). Авторы – Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П.Холина.
– “По дороге к Азбуке” (развитие речи и подготовка к обучению грамоте). Авторы –
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова.
«Наши прописи» к учебным тетрадям Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,О.В.Пронина
– “Ты- словечко, я –словечко»(дошкольная риторика). Автор З.И.Курцева
– «Всё по полочкам» (дошкольная информатика). А.В.Горячев, Н.В.Ключ
-«Путешествие в прекрасное» (рисование). О.А.Куревина,Г.Е.Селезнева)
«Здравствуй мир!» А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова
– «Это Я» (познаём других людей и себя) М.В.Капепа
Материал в комплекте построен по принципу последовательности и взаимодополнения по всем разделам, что даёт возможность педагогу творчески подходить к образовательному процессу, не останавливаться на одном и том же материале. Данный подход позволяет соблюдать целостность образовательного процесса без постоянных повторений одного и того же материала в разных видах деятельности, что способствует лучшему усвоению материала.
Программа “Школа-2100” даёт возможность развить диалогическую и монологическую речь детей при освоении всех курсов, что необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Методическое обеспечение по всем разделам и рабочие тетради для детей дисциплинируют ребёнка, приучают его к аккуратности и дают возможность педагогу моделировать занятия с той или иной степенью самостоятельной трактовки, а также направлять работу родителей с детьми. Пособия красочны, воспринимаются детьми с радостью открытия нового материала, доступны по содержанию и технологии преподнесения. Данные пособия для детей лицей приобретает за счёт собственного бюджета.
Соблюсти все условия стандарта и обеспечить адаптацию детей к школе можно средствами проектного обучения. Так, можно заменить классно-урочную систему обучения на организацию деятельности детей в краткосрочных проектах, блоках-модулях. Задания каждого блока-модуля должны быть многофункциональными для решения задач предметного, метапредметного и личностного содержания. Учителю надо помнить о необходимости содержательной взаимосвязи всех блоков-модулей, о последовательности и смысловых переходах от одного этапа обучения к другому. Я, работая с подготовительным классом, использовала проект по воспитательной работе «Неразлучные друзья- взрослые и дети».Данный проект рассматривался как часть программы по взаимодействию двух образовательных сфер – семьи и школы во всестороннем развитии личности младшего школьника и представлял собой тематический цикл творческих нравственно – эстетических дел, мероприятий с участием родителей. Данный проект состоял из блоков, в который входили следующие подпроекты: «Давайте познакомимся», «Школа», «Я в пространстве класса», «Учебники», «Портфель», «Знакомство с тетрадью», «Пенал- карандаш», «Готовим руку к письму», «Любимая игрушка» и т.д. Каждый подпроект завершался мероприятием, а проект – праздником «Мы не волшебники – мы только учимся». Данную работу можно проводить и в первых классах в адаптационный период. Этот долгосрочный проект рассчитан на следующие 4 года обучения детей в школе. Например, в 1 классе следующий блок получил название «Чему учат в школе», во 2 классе – «Мы разные, и в этом наше богатство», а в 3 классе я планирую начать работу блока «Я – житель Кабанского района». Таких форм работ много, всё зависит от творчества и выдумки учителя. Не только дети включаются в эту работу с большим интересом, но и их родители: участвуют в театральных постановках, в работе кукольного театра, в разучивании песен с детьми.
Дети подготовительного класса полноценно участвуют в школьных мероприятиях, в выставках рисунков и даже в конкурсе ученического портфолио. Им есть что показать – ведь они участвуют и в конкурсах, и в защите мини-проектов, и пробуют себя на школьной сцене!
Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей требует проведения психолого-педагогического обследования.
Обследование детей целесообразно проводить трижды. Первый раз – в октябре, после 15 числа, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Повторно – в конце декабря, чтобы сделать контрольный срез на полугодие. Третий раз – в конце мая, для того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года. Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются беседа и наблюдение.
Оценка результативности работы в группе включала педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (анкетирование); оценку учителями школы выпускников групп протекания школьной адаптации.
Полученные данные убеждают в том, что результаты работы в целом высокие.
Большое значение для продуктивного формирования письменной речи имеет достаточное развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Необходимо обратить внимание на то, как ребёнок владеет ручкой, карандашом, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Только владея всеми перечисленными навыками, ребёнок сможет справиться с требованиями школьной программы, легко и быстро овладеть письменной речью. Если навыков нет или они недостаточно сформированы, необходимо совместно с узкими специалистами и семьёй ребёнка активно заниматься их развитием.
Необходимо активно работать с родителями в достижении положительного результата всестороннего развития детей 5-6 лет. С помощью родителей первоклассников анализировать преемственность в обучении, регулярно информировать родителей будущих 5-6 леток о работе учителей и привлекать к совместной деятельности.
Литература.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула, 1997.
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи для детей 4-5 лет (ч. 1, 2), по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч. 3,4).
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 лет (ч. 1, 2).
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1, 2, 3).
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации.
- Вагурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып. 1. – М., 1995.
- ВенгерЛ.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991.
- Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
- Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
- Власова Г.М., Пфафенродт. А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. Изд. 2- е, перераб.- М., 1996.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб., 1996.
- А.В. Горячев, Н.В. Ключ. Все по полочкам. Методические рекомендации.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. – М., 1991.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. – М., 1978.
Источник