Предшкольная группа с 5 до 7 лет в центре развития ребенка црр

Ольга Кребель
Работа с детьми дошкольного возраста в Центре раннего развития в аспекте предшкольной подготовки

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОУ ДОД ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В АСПЕКТЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кребель О. В.

I квалификационная категория

МОУ ДОД ЦДТ

Отечественная практика и исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными, а поддержка всех видов образования вне общеобразовательных учреждений (школа, детские сады) критически важна с точки зрения психологического развития детей и долгосрочных социальных и образовательных эффектов.

Комплексное развитие и социализация детей дошкольного возраста возможны в условиях системного дошкольного образования. При этом обеспечение его общедоступности, до сих пор еще остается нерешенной в полной мере.Причин тому несколько:

• дефицит свободных мест в детских садах

• рост числа детей с ослабленным здоровьем

• отсутствие финансовых возможностей родителей.

Методическим отделом МОУ ДОД ЦДТ был проанализирован спектр услуг действующих дошкольных образовательных групп в системе дополнительного образования в нашем городе.Были получены следующие данные:

• в учреждениях предпрофильного образования, относящихся к Отделу культуры функционируют группы для дошкольников, которые являются подготовительными на профильные отделения художественно-эстетической направленности (хореография, изобразительное искусство, исполнительское искусство, театральное направление).

• учреждения клубного характера (Дома культуры) организуют дошкольные группы непосредственно в творческих коллективах, ориентированных на какой-либо один вид художественно-эстетической деятельности.

• в частных центрах раннего развития предлагаются образовательные услуги, ориентированные в основном на развитие когнитивной сферы. Предлагаются занятия по обучению чтению, математике, начальному письму, английскому языку, изобразительной деятельности. Лишь некоторые центры предлагают услуги психолога.

Работа ведётся на исключительно платной основе.

В МОУ ДОД Центре детского творчества с сентября 2007 года функционирует Центр раннего развития для детей 4-7 лет, в котором ежегодно получают бесплатные образовательные услуги в рамках предшкольной подготовки 120 воспитанников. В ноябре 2013г. открыты ещё две группы (36 детей) 1-го и 2-го года обучения на базе СП «Истоки» МОУ ДОД Центра детского творчества – итого 156 воспитанников.

Дошкольные образовательные группы созданы на основе анализа образовательных запросов родителей г. Волгодонска и решают проблемы социализации дошкольников, развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, способствует созданию условий для стирания граней между «домашними» детьми и детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения.

Центр раннего развития работает по образовательной программе предшкольной подготовки, которая является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности, соответствует дошкольному общему уровню образования. В основу образовательной программы положены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплексная образовательная программа предусматривает:

Развитие речи;

Обучение грамоте;

Формирование математических представлений;

Окружающий мир;

Раннее изучение английского языка;

ИЗО, лепка;

Психологическое консультирование детей и родителей.

Среди педагогических работников Центра раннего развития – 11 педагогов имеют высшее педагогическое образование.

Для полноценного функционирования Центра раннего развитияв учреждении созданы материально-технические условия:

оборудованы кабинеты;

мультимедийный центр (интерактивная доска, компьютеры и т. д.);

игротека в кабинетах;

подобрана мебель, соответствующая всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней, с учётом возрастных особенностей;

актовый зал;

кабинет психолога.

Летом 2013 года коллектив Центра раннего развития принимал участие в Конкурсе благотворительных проектов ОАО «НИАЭП» на территориях присутствия ОАО «НИАЭП» с социальным проектом «Мир вокруг нас», направленным на реализацию программы предоставления бесплатных образовательных услуг для развития творческого потенциала личности ребенка, осуществления предшкольной подготовки детей от 4 до 6 лет не посещающих детский сад, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Данный проект получил высокую оценку, а Центр детского творчества – гранд на сумму 350 тысяч рублей для реализации проекта, который был направлен на оснащение образовательного пространства Центра раннего развития.

В январе 2014 года на базе Центра раннего развития стартовал инновационный образовательный проект (городская инновационная площадка) «Создание модели культурно-художественной социализации детей Центра раннего развития в условиях учреждения дополнительного образования», направленный на разработку и внедрение комплекса оптимальных организационно-педагогических условий социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности в условиях многопрофильного учреждения дополнительного образования детей. Срок реализации проекта – три года (январь 2014-декабрь 2017).

В данный момент подходит к завершению первый (аналитико-проектировочный) этап. Для успешной работы над проектом создана творческая группа, в состав которой вошли педагоги Центра раннего развития, методисты, социальный педагог, педагог-психолог Центра детского творчества. Разработан план деятельности Центра раннего развития по основным направлениям инновационного проекта.

Для обеспечения эффективной организации работы Центра раннего развития в аспекте культурно-художественной социализации дошкольников, специалистами творческой группы ведётся активная работа,направленная на модернизацию программно-методического обеспечения:

– на этапе завершения находится разработка программы культурно-художественной социализации воспитанников Центра раннего развития, которая в перспективе станет одним из модулей образовательной программы Центра.

разработан совместный проект Центра раннего развития с библиотекой им. А. Грина «Подари ребенку книгу – подари ребенку мир», который будет реализовываться в 2015 году, что особенно актуально, т. к. 2015 год объявлен годом литературы.

Реализация этого проекта предполагает следующие формы работы с детьми и родителями:

– лекторий для родителей;

– вечера вопросов и ответов;

– проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

– информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

– совместные с родителями праздники, спектакли.

Кроме этого для более эффективной культурно-художественной социализации воспитанников осуществляется широкое взаимодействие с социокультурным комплексом нашего города.

Так, например, мы много лет тесно взаимодействуем с ГОУК «Волгодонским эколого-историческим музеем». Традиционными стали праздники «Покров день», «Рождественские посиделки», «Масленица», проводимые сотрудниками музея в ЦРР. Праздники направлены на ознакомление с истоками, развитием и традициями Донского казачества. В результате у воспитанников формируется интерес к истории родного края, закладываются основы культурных ценностей.

Рассматривая семью как часть социокультурного комплекса, в Центре раннего развития организован родительский клуб «Содружество», где родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка – переходу в школу.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка омск гимназия 19

В течение работы Центра раннего развития в совместных занятиях приняло участие 83% родителей с детьми.

При взаимодействии родителей, детей и педагогов используются следующие формы работы:

• праздники

• творческие мастерские

• экскурсии

• совместные творческие проекты (издание журнала «Мир вокруг нас»)

• совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т. д.);

• выставки творческих работ

• мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта, новогодние сюрпризы и т. д.).

• тематические мероприятия

Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания, открытые занятия, освещение деятельности в городских СМИ.

Педагогам Центра раннего развития принадлежит особая роль в реализации задач по развитию и социализации личности дошкольников. Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники открывают для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию.

В дальнейшем выпускники Центра раннего развития становятся воспитанниками творческих объединений МОУ ДОД ЦДТ, показывают отличные результаты не только в дополнительном образовании, но и в школе.

Источник

Методическое пособие по работе с детьми 5-7 лет, посещающими группу предшкольной подготовки

Анализ педагогической практики позволяет констатировать, что многие современные дети с трудом адаптируются к новым условиям школьной жизни с ее интеллектуальными нагрузками не только в связи со слабым физическим состоянием здоровья и наличием психосоматических заболеваний, но и в связи с отсутствием целенаправленного преемственного предшкольного образования: количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, растет с каждым годом.

        Предшкольное образование в настоящее время не носит обязательного характера и может быть рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. Преемственность, выступая как педагогическая закономерность, принцип, фактор, условие, способ и средство организации современного образования, в практике реализуется на различных возрастных этапах, во всех звеньях системы непрерывного образования. Но особую остроту она приобретает в педагогической работе с детьми 5 – 7 лет, то есть на этапе перехода детей от дошкольного образования к систематическому обучению в школе.

        В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности, отсутствия жесткой предметности.

Предшкольное образование призвано обеспечить, в первую очередь, детям из малообеспеченных и неблагополучных семей необходимое развитие для последующего освоения школьной программы. Сейчас особую актуальность приобрела проблема создания равных условий для образования максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста.

В свете новых требований перед школой была поставлена задача организации группы предшкольной подготовки детей неорганизованных в детские сады. При организации работы такой группы мы придерживались программы психологического сопровождения воспитанников, которая реализуется психологом образовательного учреждения. Усилия психолога в рамках программы направлены на обучение навыкам учебного и межличностного сотрудничества, т. е. усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на выработке умения договорится, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это «делают настоящие школьники», умения проявлять себя с разных сторон и увидеть других детей, на развитие партнерского общения со взрослыми и сверстниками.

Взаимодействуя с детьми, таким образом, мы снимаем пресловутую проблему подготовки детей к школе. Соединение привычной дошкольной подготовки, которая включает в себя учебные предметы с занятиями с психологом, основанными на игровой деятельности (ведь она является пока ведущей), облегчает ребенку переход от дошкольной жизни к школьной, а также решает проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации первоклассника к школе.

Исходя из опыта работы, для решения данного вопроса, было составлено пособие по работе с детьми, посещающих группу предшкольной подготовки, Методическое пособие не только для психологов, сопровождающих работу группы, но и, прежде всего, для педагогов, работающим с детьми.

        Цель пособия: Помощь педагогу в организации работы по психологическому сопровождению группы предшкольной подготовки.

        Задачи пособия:

  1. Вооружение педагогов психолого-педагогическими знаниями и умениями;
  2. Вовлечение родителей в воспитание своих детей.
  3. Повышение педагогической и родительской компетентности.

Практическая значимость данного методического пособия – в его доступности для использования педагогами-психологами в своих образовательных учреждениях. Пособие доступно в применении и может быть использовано психологами и педагогами с любым опытом работы. Много материалов для оформления стенда «Советы психолога». Психологический стенд в школе – это возможность дополнить и усовершенствовать такие направления работы школьного психолога, как просвещение, профилактика, консультирование.

Написание данного пособия продиктовано необходимостью обобщить и систематизировать опыт работы педагогов-психологов образовательных учреждений по сопровождению предшкольной подготовки детей в условиях модернизации образования.

        Предлагаемая работа составлена авторами с целью оказания психологической помощи и поддержки психологов, педагогов и не претендует на исчерпывающий характер психологического анализа и систематизацию материала по данной проблеме.

Предлагаемые материалы были апробированы на базе МОУ гимназия № 55 и МАОУ гимназия № 56 на группах предшкольной подготовки дневного пребывания.

Основные достижения возраста:

  • освоение мира вещей как предметов человеческой культуры;
  • дети осваивают формы позитивного общения с людьми;
  • развивается половая идентификация;
  • к концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Ребенку исполнилось 6 лет, он уже не малыш. Однако чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться там.

В 6 лет системы организма созрели настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.

Интеллектуальная готовность к школе – это уровень развития различных умственных способностей ребенка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний.

К 6 годам ребенок должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.

Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребенок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.

Читайте также:  Развитие мозга ребенка по годам

К 6 годам ребенок уже способен воспринять количества и множества, он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет всё познать.

Жажда к знаниям, один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка. Он должен без какого-либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу. Он должен уже интересоваться не только путями её выполнения и способами действия, а должен сам оценивать свою работу и контролировать себя.

Ему необходимо развивать способность к произвольному запоминанию, используя различные приёмы, базирующиеся на хорошей памяти – и кратковременной, и долговременной, и зрительной, и слуховой.

Ребенок должен обладать и образным мышлением, а также развитой речью с большим запасом слов.

Но главное, что должен делать ребенок, – владеть собой и подчинять свои желания необходимости. В 6 лет должна быть сила воли. Обычная интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости», больше всего, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так, и эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен усвоить позицию ученика, т.е. произвольность поведения, для осуществления которого необходима произвольность памяти, внимания, восприятия.

В 5 – 7 лет ребенок быстро растет и прибавляет в весе. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и позвоночник. Но до окончательного формирования организма еще очень далеко: не сформирована центральная нервная система, от которой зависит поведение и психическая деятельность, остается характерной высокая утомляемость ребенка.

Поступление малыша в школу существенно изменяет социальную сторону его развития. Ребенку придется общаться не только с большим коллективом сверстников, но и с взрослыми, подчиняться их требованиям, а главное, нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции, отличные от коллектива детского сада.

Неподготовленность ребенка к школе чаще всего запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Многие родители считают главным показателем готовности ребенка к школе широту знаний, которые он приобрел в детстве. Однако малыш может прийти в школу с хорошо развитым интеллектом и оказаться совершенно неподготовленным к выполнению разнообразных требований, предъявляемых школой, среди которых можно выделить следующие:

  1. Режимные трудности, т. е. неумение выполнять те или иные режимные моменты в строго определенном времени. Чаще всего эти трудности проявляются у первоклассников, не посещавших детские сады.
  2. Коммуникативные трудности – нежелание вступать в контакт с окружающими и неумение организовывать общение. Чаще всего эти трудности наблюдаются у детей, имеющих маленький опыт общения со сверстниками, и проявляются в сложности привыкания к коллективу класса и к своей роли в этом коллективе. К ним же относятся трудности, возникающие во взаимоотношениях с учителем.

        Поведение ребенка во многом зависит и от его темперамента. Один говорит быстро, другой – медленно; один легко включается в работу, другой действует неуверенно; один упорно и настойчиво решает трудную задачу, другой – бросает, а потом опять продолжает решать. Изменить темперамент почти невозможно, так как он зависит от свойств нервной системы, и не следует пытаться это делать!

        В 6-7 лет дети уже обладают коммуникативными способностями, то есть способностями, которые помогают общаться. Сюда же можно отнести желание вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми, умение организовывать общение и слушать собеседника, а также знание норм и правил общения.

 В этом возрасте ребенок отличается непосредственностью, эмоциональностью, любознательностью, доверчивостью, отзывчивостью. Например, при объяснении арифметической задачи, в которой говорится о грибах, ребенок 6-7 лет может тут же рассказать о том, что он тоже собирал грибы в лесу. Подобное поведение не нужно принимать за непослушание или невнимательность. Просто ребенок непосредственен в общении с вами, хотя капризы и упрямство тоже характерны для этого возраста. Важным качеством является подражание, однако следует помнить, что малыш перенимает не только положительное, но и отрицательное.

Диагностика развития

Диагностика сформированности навыков учебной деятельности у детей в возрасте от 6-7 лет: самоконтроля и умения планировать предстоящую деятельность произвольности, умения ориентироваться на систему требований, образец и действовать по правилу.

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности – учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

В связи с этим в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.

Для диагностики предпосылок учебной деятельности используется комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований – методика “Бусы”, умения ориентироваться на образец – методика “Домик”, умения действовать по правилу – методика “Узор”, уровня развития произвольности – методика “Графический диктант”.

Дополнительно приводится методики: “Рисование по точкам” для определения сформированности умения ориентироваться на систему требований, методика “Таинственное письмо” для исследования уровня познавательной активности младших школьников, а также методика “Сокращение алфавита”.

Методика «Бусы»

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) – выполнение задания (рисование бус), II часть – проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка в дошкольном возрасте

Инструкция к I части: “Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать”.

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): “Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно”. (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень – задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2-й уровень – при выполнении задания учтены 3-4 условия.

3-й уровень – при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень – при выполнении задания учтено не более одного условия.

Методика «Домик»

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

  1. неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
  2. замена одного элемента другим;
  3. отсутствие элемента;
  4. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
  5. сильный перекос рисунка.

Методика «Узор»

Методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного.

Детям говорят: “Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. У нас будут такие три правила:

  1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
  2. линия нашего узора должна идти только вперед;
  3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты”.

Затем проверяющий говорит: “Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом” (вводная – тренировочная – серия).

Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.

Далее следует первая серия. Проверяющий говорит: “Теперь мы будем рисовать без подсказок. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия должна быть непрерывной и идти все время вперед, т.е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки”.

Диктант для первой серии:

“Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом”.

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, т.к. некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

Диктант для второй серии:

“Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником”.

Диктант для третьей серии:

“Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника”.

Никакой помощи во время выполнения задания детям не оказывается. После окончания работы листочки собираются. Листочки выдаются перед началом обследования. На них уже нарисован образец узора и 4 серии фигур (а, б, в, г). Каждая серия располагается одна под другой и представляет собой три ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2×2 мм).

Оценка результатов.

Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:

  1. за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним);
  2. за “разрывы” – пропуски “зон” соединения – между правильными соединениями.

Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

Максимально возможное количество очков в каждой серии – 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания – 72.

Интерпретация полученных результатов.

60 – 72 очка – достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

48 – 59 очков – умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

36 – 47 очков – низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

Менее 36 очков – умение действовать по правилу не сформировано.

Источник