Предречевое и речевое развитие ребенка

Предречевое и речевое развитие ребенка thumbnail
ВозрастРечевые навыки

1-й год жизни

1месяцКрик, кряхтение
1-3 месяцаФормирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, “экспериментирование” с гласными звуками
3-6 месяцевАктивное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласнми («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.
6-9 месяцевАктивный лепет, усложнение и расширением объма движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регулции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.
9-12 месяцевПереход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».

2-ой год жизни

1 годПоявление однословных предложений.
1 год 3 месяцаУвеличение запаса слов до 30.
1 год 6 месяцевУвеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.
1.5-2 годаПоявление фраз, двухсловных предложений.
2 годаПоявление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»
2 годаУвеличение запаса слов до 200-300.
3-ий год жизни
2 годаНачинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами.
2 годаПоявление трехсловных предложений.
2 года 6 месяцевПоявление многословных предложений.
2 года 6 месяцев – 3 годаАктивная речь с использованием сложноподчиненных предложений, пр этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).
3 годаЗапас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?»

Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. На третьем году жизни ребенок имеет право на неправильное звукопроизношение. Так, свистящие звуки (С, З, З’, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Р’, Л) он обычно пропускает или заменяет (С-С’; З-С’, В; Ц-Т’; Ш-С’, Т’; Ж-С’, Д’; Ч-Т’; Щ-Т’; Р-Л’; Р’-Л’; Л-Л’).

ВЛИЯНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Перинатальная патология ЦНС имеет важное значение в возникновении речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Перинатальный период включает в себя период развития плода от 28 недели внутриутробного развития и первые 7 дней постнатальной жизни (период ранней адаптации). Среди многообразия патологических состояний перинатального периода наиболее значимыми причинами приводящими к нарушению нормального хода развития развивающегося головного мозга согласно положениям 10 МКБ и Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных (РАСПМ,2000г.) относят прежде всего:

1. Церебральную гипоксию-ишемию.

Родовую травму ЦНС.

Инфекции ЦНС.

Системные дисметаболические и токсико-метаболические нарушения.

Выраженность возникающих при этом нарушений отличается вариабельностью. Кроме того, решающее значение оказывают и такие показатели как длительность и интенсивность воздействия тех или иных патологических факторов. Патогенетические механизмы церебральных повреждений при инфекционных, токсико-метаболических и гипоксически-ишемических воздействиях в целом схожи и в конечном итоге приводят к аноксии и гибели клеток нервной ткани. Каких-либо неврологических и речевых нарушений специфичных для последствий влияния отдельных факторов перинатального повреждения у детей не выявляется, поэтому перинатальные гипоксически-ишемичские церебральные поражения могут быть взяты в качестве универсальной модели для развития последствий неврологических и речевых расстройств.

Мозг новорожденных менее чувствителен к гипоксии, чем мозг взрослого человека. Повышенная устойчивость развивающегося головного мозга к гипоксии связана с его относительно более низкими энергетическими потребностями по сравнению с мозгом взрослого человека, которые практически полностью покрываются за счет анаэробных путей получения энергии. Существуют значительные анатомические различия в архитектонике и морфологии развивающихся церебральных сосудов, находящихся на той или иной стадии внутриутробного развития. Эти анатомические особенности определяют специфичность зон повреждения головного мозга у доношенных и недоношенных новорожденных, что в дальнейшем проявляется различными неврологическими нарушениями, включая речевые.

У недоношенных детей (рожденных при сроке гестации менее 35 нед.) гипоксемия приводит к селективному (избирательному) повышению кровотока в стволе головного мозга и перивентрикулярных областях белого вещества, в то время как кровоток в полушариях снижается. У доношенных детей, при поддержании системного АД на нормальном уровне, гипоксемия вызывает усиление кровотока во всех областях мозга, но более всего в области ствола и глубоких отделов больших полушарий. Нарушение кровоснабжения мозга повышает вероятность его ишемического поражения в наиболее ранимых областях, которыми являются зоны пограничного или коллатерального кровоснабжения бассейнов магистральных мозговых артерий, причем расположение этих зон различно, и зависит от гестационного возраста. У новорожденных выделяют следующие тяжелые формы гипоксически-ишемических повреждений головного мозга: селективный нейрональный некроз, субкортикальные лейкомаляции (парасагиттальный некроз), периветрикулярные лейкомаляции, ишемическое поражение базальных ганглиев (us marmoratus), ишемические повреждения мозжечка и ствола головного мозга.

Избирательный (селективный) нейрональный некроз (СНН) относится к вариантам диффузного поражения головного мозга, когда в патологический процесс вовлекаются практически все его отделы. Наиболее часто последствиями данного поражения являются атрофические изменения, выявляемые в области лобных и височных отделов головного мозга. К более редким его последствиям относятся атрофические процессы, захватывающие мозжечок или ствол головного мозга.

Клинически данный вид гипопоксически-ишемического поражения проявляется в виде тяжелых форм как двигательных, так и психических, речевых (алалия) расстройств. Фокальные (очаговые) гипоксически-ишемические формы поражения головного мозга в основном достаточно редко наблюдаются у новорожденных (в основном у доношенных).

Читайте также:  Диагностика развитие ребенка в театрализованной деятельности

Парасагиттальные некрозы или субкортикальные лейкомаляции (СКЛ). Участки ишемического поражения при СКЛ локализуются в зонах пограничного кровоснабжения между бассейнами передних, средних и задних мозговых артерий. Фокальные (очаговые) кортикальные и субкортикальные некрозы ишемического характера наиболее типичны для доношенных новорожденных. По стадийности и исходам данные патологические процессы напоминают ПВЛ.

В дальнейшем у данного контингента детей развиваются тяжелые формы ДЦП, часто сопровождающиеся грубыми интеллектуальными, психическими и речевыми расстройствами (алалия).

Перивентрикулярная лейкомаляция(ПВЛ)(ишемический инсульт) – перивентрикулярное размягчение белого вещества головного мозга является характерным повреждением для недоношенных детей. Перивентрикулярная лейкомаляция (ПВЛ) представляет собой вызванный ишемией процесс некротизации белого вещества преимущественно в верхне-латеральных областях вокруг боковых желудочков мозга. Наиболее характерна ПВЛ для недоношенных новорожденных 32 – 35 недель гестации.

Последствиями данного вида повреждения является вовлечение в патологический процесс моторных и сенсорных нервных проводников, что клинически проявляется формированием спастических форм церебрального паралича, нарушениями функций зрительного и слухового анализаторов, отклонениями в интеллектуальном развитии.

Поражение базальных ганглиев (us marmoratus) достаточно редкий вариант последствий тяжелого гипоксически-ишемического воздействия, Поражения базальных ганглиев и зрительных бугров могут комбинироваться с общей симптоматикой тяжелого гипоксически-ишемического процесса или могут иметь более изолированный характер. Для SM характерна триада структурных изменений – гибель нервных клеток, глиоз и патологическая гипермиелинизация (миелинизирутся как отростки нейронов, так и отростки астроцитов). Это обуславливает специфический «мраморный» рисунок базальных ганглиев, выявляемый на НСГ на второй неделе постнатальной жизни. В развитии SM основная роль принадлежит глутамат-индуцированной цитотоксичности и избыточному накоплению свободных радикалов оказывающие деструктивное воздействие на базальные ганглии.

Изолированный тип патологического процесса более характерен для поражений зрительных бугров, особенно часто их латеральных ядер.

Клинически данные нарушения проявляются у детей первого года жизни гиперкинетическими расстройствами, (дискинетическими формами) ДЦП, и соответствующими гиперкинетическими речевыми нарушениями (органические формы заикания, скандированная речь).

Фокальные гипоксически-ишемические поражения головного мозга характеризуются преимущественно ограниченными или очаговыми изменениями в веществе головного мозга. Фокальные очаги обычно локализуются в регионах анастомозов основных сосудистых бассейнов (передняя, средняя и задняя мозговые артерии), а так же в тех регионах мозга, которые отличаются относительно большей зрелостью и большей метаболической и функциональной активностью по сравнению с другими отделами мозга новорожденного.

Таблица 2.

Источник

Возраст малыша от нуля до трех лет – это период интенсивного физического, психического и речевого развития. Особое внимание со стороны родителей должно быть уделено формированию речевых навыков ребенка. Даже незначительное упущение в этом возрасте может иметь негативные последствия в дальнейшем общем развитии и быть причиной сложностей при обучении.

Каждый ребенок индивидуален в развитии своих физических и речевых навыков. Тем не менее, есть определенные усредненные нормы формирования речи малыша, которые могут служить ориентиром для родителей.

На втором году жизни ребенок проявляет интенсивную физическую активность. Он уверенно держится на ногах, подбирает, наклоняясь, предметы с пола, умеет ударить ногой мяч, начинает бегать вприпрыжку, совершает первые прыжки. У ребенка формируется указательный жест, который принадлежит к важным показателям психического развития.

Для формирования речи огромное значение имеет развитие моторики, которая включает крупную моторику, тонкую и мелкую моторику руки, артикуляционную и лицевую моторики. Наиболее важным для своевременного формирования речи является мелкая моторика руки. Под этим явлением подразумевают умение совершать разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Развитие мелкой моторики начинается с формирования хватательных движений, когда малыш учится брать и удерживать в руках игрушки и другие небольшие предметы. На втором году жизни мелкую моторику формируют при помощи игр. Малыша учат хлопать в ладони, сжимать и разжимать пальчики, играют с ним в потешки, такие как «Идет коза рогатая». В дальнейшем руку тренируют такими активными занятиями как игра с кубиками, собирание пирамидки, нанизывание бусинок, катание машинки, действия с лопаткой, рисование пальчиковыми красками.

В три года ребенок уже может лепить несложные фигурки из пластилина, собирать конструктор, рисовать фломастерами, вырезать из бумаги.

Если от года до полутора лет ребенок проявляет большую физическую активность, то, что называется «всюду лезет», то после полутора лет в его развитии наблюдается формирование личности и характера.

Для психического развития этого возраста характерны:

  • активное манипулирование игрушками и другими предметами;
  • начало освоения сюжетной игры, с подражанием действиям взрослых;
  • восприятие себя как отдельной личности;
  • эмоциональная привязанность к родителям и другим членам семьи;
  • умение различать пол человека;
  • проявление самостоятельности, особенно в одевании, принятии пищи, пользовании горшком;
  • проявление негативизма, что может проявляться в повышенной раздражительности, капризности, непослушании.

Такие волевые качества как стремление к самостоятельности, игнорирование чрезмерных запретов со стороны взрослых также являются показателями психологического развития ребенка, что служит главным показателем личностного роста и готовности к развитию речи.

Задача родителей заключается в активном стимулировании ребенка в процессе формированию речевых навыков.

Нормы речевого развития ребенка от 0 до 3 лет

Формирование речи ребенка начинается с первых минут его жизни. Новорожденный младенец на первом месяце уже положительно реагирует на ласковый голос и речь матери.

Ко второму-третьему месяцу младенец начинает издавать звуки, такие как -аааа, -ооо, -уууу. Это начальный этап формирования лепета.

Лепет, то есть проговаривание отдельных слогов, характерен для малышей в возрасте от трех до девяти месяцев. Это могут быть отдельные звуки и слоги, такие как -ба-ба-ба, -ма-ма, -агу-гу.

Первые слова ребенок начинает произносить в возрасте 9-12 месяцев. Обычно это слова «мама», «баба», «дай», «на» и подобные, состоящие из простых для произношения звуков -а, -б, -у, -о, -б, -м. В речи ребенка появляются звукоподражающие слова, такие как «ав», «му-му», «тик-так».

Читайте также:  Развитие личности ребенка от

Первый год жизни ребенка является подготовительным на этапе формирования речи. Второй и третий годы жизни – это ранний этап формирования речи.

Речь ребенка от 12 до 18 месяцев

В этом возрасте малыш овладевает произношением всех гласных и большинства согласных. Главный способ формирования речи в этом возрасте – это имитация и подражание взрослому. Ребенок, как эхо, воспроизводит многие слова, которые слышит от взрослых, а также пытается повторить их по просьбе родителей.

Большинство слов, которые появляются в словарном запасе ребенка – это названия окружающих его предметов. К полутора годам запас расширяется глаголами, например «взял», «поехал», «дал». Количество активных слов, употребляемых в речи, составляет от 7 до 30-40.

Речь ребенка от полутора до двух лет

Полтора года (18 месяцев) – это начало активного формирования речи. В этом возрасте многие дети разговаривают на «своем» языке, имитируя собственные слова. Такой эффект возникает из-за нечеткого произношения отдельных звуков или проглатывания отдельных слогов.

Словарный запас расширяется глаголами, появляются первые оценочные прилагательные «хороший», «плохой». К концу второго года жизни ребенок активно употребляет словосочетания и строит предложения из двух-трех слов, в его речи появляются предлоги. К концу второго года словарь малыша включает 50-200 слов.

В 2 года ребенок осваивает большинство звуков, в том числе и более сложных для произношения, таких как -г, -ш, -ж, -в, -й. Большинство детей еще не могут четко произносить звук -р, многие не выговаривают звук -л.

Таким образом, к двум годам ребенок умеет:

  • выполнять различные просьбы;
  • пользоваться словарным запасом из 50-200 слов;
  • использовать в речи слова в различных падежах;
  • называть предметы (животных, сказочных персонажей) на картинках;
  • произносить свое имя, имена членов семьи;
  • задавать простые вопросы;
  • пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-четырех слов;
  • выражать просьбы;
  • употреблять слова «да», «нет», «еще»;
  • согласовывать формы подлежащего и сказуемого в предложении (например, «машина поехала» «папа пришел»).

Если в начале второго года жизни речь ребенка состоит главным образом из имен существительных, к двум годам он уже умеет употреблять почти все части речи – глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, междометия и другие. Сложности могут возникать с местоимениями, многие дети еще называют себя в третьем лице.

Речь ребенка на третьем году жизни

На третьем году жизни продолжается расширение словарного запаса. К трем годам он составляет около 1500 слов. На первое место у ребенка выходит умение принимать участие в сюжетно-ролевых играх, предусматривающих перевоплощение и «примерку» на себя ролей мамы, врача, полицейского, героя мультфильма.

Ребенок правильно выговаривает большинство звуков, у него начинают получаться сложные звуки, такие как -р, -л, -ч, -ж. Он строит предложения из четырех-пяти предложений, активно задает вопросы, начинающиеся со слова «почему», обладает способностью обобщать группы предметов (одежда, посуда, животные, цвета).

К трем годам дети могут рассказать о себе простыми словами, высказывать оценочные суждения и даже рассуждать на разные темы. Грамматические ошибки, например при употреблении неправильных падежных форм, встречаются все реже и реже.

Три года – это благоприятный период для чтения и простого пересказа сказок. Ребенок легко запоминает стишки, рифмовки. Их воспроизведение способствует развитию долговременной памяти, улучшает концентрацию внимания, укрепляет артикуляционный аппарат.

Таким образом, на третьем году жизни происходит активное формирование речевых навыков, завершается процесс усвоения звуков, расширяется словарный запас, подходит к завершению ранний этап развития речи как основы для дальнейшего обучения чтению и письму.

Задержка речевого развития

В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.

Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.

Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка:

  • отсутствие указательного жеста после полутора лет;
  • неумение показать предметы по просьбе родителей;
  • использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
  • отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
  • скудный словарный запас;
  • механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
  • невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
  • отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.

Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.

Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом. Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание.

Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:

  • патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
  • родовые травмы;
  • неврологические заболевания;
  • врожденные патологии центральной нервной системы;
  • аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
  • генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
  • тяжелые психологические травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • нарушения слуха.
Читайте также:  Речевая карта общее развитие ребенка

Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства. Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью.

Куда обращаться при задержке речевого развития

В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.

Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.

Когда нужны занятия с логопедом

В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.

Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.

Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки -р или -ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.

Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.

Ошибки родителей, тормозящие речевое развитие

Быстрое и правильное развитие речи у детей стимулируют родители. К сожалению, многие из них совершают ошибки, тормозящие речевое развитие малышей. Выделим наиболее распространенные из них.

1. Искажение собственной речи

Когда малыш начинает произносить первые слова, родители обычно испытывают радость и умиление. В порыве нежных чувств они нарочно искажают правильную речь, обращаясь к ребенку. Когда малыш окружен сюсюканием, он лишается возможности слышать и имитировать правильную речь.

2. Игнорирование нечеткой речи ребенка

Многие родители считают, что со временем ребенок «перерастет», поэтому мало обращают внимания на неправильную или нечеткую речь малыша. Конечно, все дети проходят этап нечеткого произношения слов, но если после трех лет, малыш все еще имеет проблемы, его речь понятна только самым близким, ситуация требует немедленной коррекции у специалистов.

3. Слишком быстрая и сложная речь взрослого

При обращении к малышу взрослый должен добиваться четкой речи, с выражениями и грамматическими конструкциями, доступными ребенку. Слишком быстрый разговор также отрицательно сказывается на развитии малыша, когда, пытаясь имитировать родителей, он не может полноценно воспроизвести слова и фразы.

4. Завышенные требования к ребенку

Есть родители, которые близко к сердцу принимают нормы речевого развития и если их малыш не «укладывается», начинают ставить перед ним повышенные требования. Постоянные окрики и упреки ничего, кроме вреда, не принесут. Если вы считаете, что ребенок значительно отстает от нормы, лучше сразу обратиться к специалистам, которые определят тяжесть проблемы.

Как стимулировать речевое развитие ребенка

Нередко современные родители много времени уделяют заработку материальных благ, оставляя ребенка один на один с электронным гаджетом. Только чуткое и внимательное отношение к собственному ребенку будет стимулировать его речевое развитие.

Специалисты разработали рекомендации по созданию условий, способствующих успешному формированию речи.

1. Создание благоприятной речевой среды

Речевую среду создают регулярное чтение книг вместе с ребенком, участие в совместных сюжетных играх, заучивание стишков и рифмовок, проговаривание скороговорок, стимулирование ребенка к обозначению различных предметов и совершаемых действий. Большое значение имеет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, когда родители спокойно и весело разговаривают друг с другом.

2. Проговаривание действий на раннем этапе с целью расширения словаря

Занимаясь повседневными делами в доме, совершая прогулки, посещая магазины и другие общественные места, нужно проговаривать (комментировать) совершаемые действия.

Пример проговаривания на прогулке

«Смотри, как солнышко светит. Идем гулять». «Вот дерево, смотри, какие красивые листочки». «Слушай, как поют птички». «Вот собачка пришла. Красивая собачка. Как говорит? Правильно, ав-ав». «Зайдем в магазин, купим хлеб и молоко».

Пример проговаривания во время игры

«Давай построим из кубиков дом». «Возьми красный и синий кубики». «А какие кубики нужны для крыши? Давай возьмем коричневые». «Какой будет дом: большой или маленький?» «Я поставила красный кубик, а ты теперь поставь синий».

Другие рекомендации для ускорения формирования речи ребенка:

  • следите за тем, чтобы речевые задания отвечали возрастным особенностям и возможностям малыша;
  • разговаривайте с ребенком спокойно, четко, внятно и неторопливо;
  • указывая ошибки, нельзя смеяться или насмехаться над ними, исправлять неточности нужно максимально тактично;
  • исключайте сюсюкание;
  • объясняйте ребенку значение неизвестных ему слов;
  • задавайте вопросы, даже если малыш еще не может на них ответить;
  • используйте мимику и жесты;
  • рассказывайте истории;
  • разучивайте с ребенком песенки, пение развивает артикуляционный аппарат;
  • предлагайте ребенку речевые игры: «Выбери правильное слово», «Найди по цвету», «Назови ласково».

Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, основа которого закладывается на этапе до трех лет. В дальнейшем у ребенка расширяется словарный запас и усложняются грамматические структуры, развиваются навыки монологической и диалогической речи.

Источник