Предпосылки развития личности ребенка в младенческом и раннем возрасте

Предпосылки развития личности ребенка в младенческом и раннем возрасте thumbnail

В младенческом возрасте закладываются предпосылки развития личности. Очень разнообразен психическая жизнь младенца. Под влиянием взрослых у ребенка формируется Я-концепция. Сначала она не отделяет себя от внешнего мира, только на 3-8-й месяц осознает собственное тело. Примерно в 6 месяцев начинается становление поведения путем подражания взрослых, которое в 2 года превращается в ориентирование на социальные нормы. В течение 1-го года жизни психическая жизнь накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, во время которой производится отношение к себе, другим людям и предметам.

Развитие самосознания в младенческом возрасте

У новорожденного зарождаются и постепенно формируются первые элементарные представления о себе, появляется самосознание.

Самосознание – относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о себе.

Основным условием развития личности ребенка является его общение. Только в этой сфере ребенок может проявить себя как человек, выразить свое отношение к другому человеку. Даже предметы вызывают интерес малыша, если они включены в контекст общения со взрослым. Ребенка привлекает прежде всего то, чем восторженно действует взрослый.

Она еще не понимает обращенных к ней слов, содержания оценки, которую дает взрослый, но чувствительна к его отношении. Эта чувствительность ярко выражена уже на 3-м месяце жизни. Итак, взрослый выделяет малыша из окружающего мира, как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя. Поддерживая инициативу ребенка, позволяет ей влиять на себя, авансом наделяет ее личностным своеобразием, неповторимостью и уникальностью. Такое отношение к ребенку формирует у нее позитивное отношение к людям и позитивное самочувствие, переживания своей значимости для близких. Это переживание создает основу для активного проявления ребенком себя.

Интерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникает у младенца в конце 1-го месяца жизни, а на 2-м – интерес к людям и предметам. В 8 месяцев у ребенка формируется активность – передособистисне образования – частично врожденное качество, которое развивается обычно под влиянием социальных условий жизни, общения со взрослыми. Свидетельством этого является инициативность, разнообразие его поведения. В 4-5 месяцев ребенок проявляет себя КАК доверчивая, жизнерадостная, любознательная и требовательная существо.

Положительное самоощущение, которое возникает в первом полугодии жизни под влиянием доброжелательного внимания взрослого, после 6-ти месяцев во многом зависит от успешности манипуляций малыша с предметами. Он уже четко воспринимает результаты своих действий, пытается с помощью взрослого получить объект, прикоснуться к нему, обследовать его. Неудача порождает в нем неуверенность, а успех побуждает снова и снова выполнять действие.

Свои первые восторги младенец выражает положительными эмоциями, особенно когда возникает взаимообмен переживаниями со взрослым. Ребенок, который переживает настоящую эмоциональную идентификацию с взрослым, прежде всего с мамой, в будущем по-настоящему познает все оттенки человеческих чувств к людям, своих родителей и детей, вырастет человеком с полноценной эмоциональной сферой.

С возрастом повышается и избирательность отношения к взрослому. Если 3-месячный малыш примерно одинаково (улыбаясь и радуясь) реагирует на каждого взрослого, то во второй половине первого года жизни вел четко различает родных, знакомых и совсем чужих людей. После трех месяцев малыш начинает выделять второй близкого человека – отца. До 4-х – 5-ти месяцев обращает на него особого внимания, ведь папа совсем иначе общается, чем мама, по-другому пахнет, что в младенческом возрасте имеет особое значение (запах дает ребенку дополнительные сигналы).

Дети, особенно после 8-ми месяцев, начинают бояться незнакомых. Часто при отсутствии близкого взрослого они плачут, отворачиваются, отползают от чужого взрослого, проявляют застенчивость и неуверенность. В присутствии родных дети стремятся привлечь к себе внимание чужих людей. Сидя на руках у мамы, смотрят на незнакомца, пытаются поймать его взгляд, издают звуки, осуществляют другие инициативные действия.

В общении с близкими ребенок активен, инициативная, ее переживания не только положительные, но и отрицательные, очень яркие. Она выражает радость, удовольствие, разочарование, обиду, будто пытается поделиться своим эмоциональным состоянием, ищет поддержки у взрослых. Оказывает также интерес и к знакомым людям, однако сдержаннее выражает эмоции. Ребенок больше любит маму, если, конечно, мама любит. Хочет чувствовать маму и папу физически: сидеть на коленях, дергать, хлопать, тянуть. ее особенно интересует лицо взрослого, которое она изучает, с которым играет. Ребенок счастлив, когда ее обнимают, целуют, ласкают. Чем больше она чувствует любовь, тем быстрее научится любить, тем щедрее на любовь и открытой для любви станет потом, тем легче в нее будет формироваться чувство доверия к людям, тем искреннее сопереживать другим.

До 12-ти месяцев ребенок связывает знакомого взрослого с определенными действиями, ожидая их от него. Например, заглядывает в сумку бабушки, если она традиционно приносит в ней подарки; просится на руки к папе, если он постоянно играет с ней. Неодинаковое отношение к разным лицам свидетельствует, что к концу 1-го года жизни у ребенка формируются устойчивые образы взрослых. В то же время у малыша чаще проявляются упрямство, негативное отношение к замечаниям взрослого, настойчивость в достижении своих желаний и требований. Ранее он был значительно легче отвлечь от привлекательного, но запрещенного предмета, теперь он может противостоять взрослому. Это, а также радость от успехов, переживание неудач являются естественными признаками формирующейся.

В 2-3 месяца ребенок сосредоточенно рассматривает свое отражение в зеркале – так происходит становление своего образа. Положительное переживание себя выражается в радостном отношении к своему отражению. До 6-ти месяцев у ребенка возникает исследовательское поведение: малыш обследует свое отражение руками, обводит контур лица, прикасается к отображению руки. После 6-ти месяцев она соотносит свои реальные действия с действиями, которые отражаются в зеркале: шевелит пальчиками, размахивает руками, следя взглядом отражения этих действий. В 11-12 месяцев малыши долго играют со своим отражением. В них формируется более или менее осознанное представление о себе.

Источник

Предпосылки развития личности ребенка в младенческом и раннем возрасте

Предпосылки развития личности ребенка в младенческом и раннем возрасте

Мы поможем в написании ваших работ!

Предпосылки развития личности ребенка в младенческом и раннем возрасте

Мы поможем в написании ваших работ!

Предпосылки развития личности ребенка в младенческом и раннем возрасте

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.
Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни дошкольника играют чувства, являясь побудительными силами, главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с активизацией физиологических процессов в организме, отрицательные — угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.
Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию.
Дети хорошо понимают настроение близких им людей. Отец двухлетней Наденьки пришел с работы больной. Услышав его голос, девочка с шумом бросилась к нему, но сразу заметила, что он невесел. Наденька присмирела, подумала и сказала: «Папочка, у тебя, наверное, головка болит, я тебе сейчас лекарство дам».
Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки.
К старшим детям трехлетние относятся с благоговением, очень радуются, когда те приглашают их играть. К младшим детям доброжелательны, заботятся о них, опекают. Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосылкой для формирования личности.
Особо важным моментом развития ребенка раннего возраста является возникновение стремления к самостоятельности. Оно означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудности в воспитании — проявляются эгоизм, капризы, упрямство, «обесценивание» требований взрослых.
Ученые выявили конкретные условия появления негативизма у детей. Так, А. Н. Голубева отметила избирательный характер упрямства у детей по отношению к взрослым. Например, Сережа (2 года 9 месяцев) проявлял упрямство в детском саду только по отношению к одной воспитательнице, в семье — только по отношению к матери. Анализируя причины упрямства, А. П. Ларин пришел к заключению, что оно возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы. Если между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие, упрямство не возникает. В тех случаях, когда требовательность значительно превышает уважение, возникает упрямство типа «обиженных »; когда же требовательность очень мала, а уважения много, то возникает упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения, тогда возникает упрямство «безнадзорности».
Возникающие в поведении ребенка в конце раннего возраста симптомы упрямства, негативизма показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но «кризис» возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают ограничивать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые тактичны, замечают самостоятельность, упражняют ее у ребенка, то трудности либо не возникают, либо быстро преодолеваются. Итак, к концу 3-го года жизни развитие высшей нервной деятельности обеспечивает активное бодрствование ребенка в течение 6-6,5 часа, умение заняться предлагаемой взрослыми деятельностью.
Продолжается интенсивное развитие общих движений (ходьба, бег и др.), совершенствуется работа основных анализаторов — руки, уха и глаза. Предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка со взрослым. В процессе предметной деятельности зарождается наглядно-действенное мышление. Развитие подражательных и собственно произвольных действий создает предпосылки игровой и изобразительной деятельности. Ребенок к 3 годам охотно рисует, лепит, начинает конструировать. В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки.
Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка. Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых. Важнейшим новообразованием раннего детства является переход к обозначению себя личным местоимением — «я сам», появилось осознание себя как личности. Все эти новообразования готовят ребенка трех лет к новому возрастному периоду развития.

Особенности общения в юношеском возрасте

Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.

Еще Ж..-Ж.. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Самоопределение юноши отличается от подросткового тем, что он уже начинает действовать, реализуя планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В.И.Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы.

Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

Потребность в общении

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, – это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения – для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении.Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Источник

Марина Курбатова
Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Основные новообразования раннего детства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

На тему: «Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Основные новоообразования раннего детства

Выполнил слушатель курсов

по программе

«Психолого-педагогические аспекты

развития и образования

детей раннего возраста»

воспитатель МДОУ № 46

г. о. Электросталь

Курбатова М. А.

Г. Электросталь

2018

Содержание

Введение…3

Диагностика психического развития…. 4

Младенчество, как формирование личности….6

2.1. Кризисный период новорожденности

2.2. Комплекс оживления

Заключение…12

Литература

Введение

С начала нашего века все более усиливается интерес к психологии младенца, нарастает число занимающихся ею исследователей, множится количество публикаций в этой области. Формирование личности – это процесс приобретения личных и социальных качеств человека. Это происходит постоянно, от рождения до смерти. Среди книг велик процент работ, посвященных младенчеству.

Детская психология – наука, занимающаяся изучением психологии ребенка, его поведения, психики и развитии личности. С помощью изучения детской психологии можно узнать о грамотном воспитании своих детей Психическое развитие младенца играют значительную и важную роль в развитие личности. Затронем одну из важнейших и первых стадий психосоциального развития человека – младенчество.

Появление на свет – важное событие в жизни каждого человека, неки й рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка,связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка, новый способ питания, новые температурные условия и т. п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения – это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробнуму образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма. [6]

Глава I. Теоретические основы диагностики психического развития младенца

Психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс. Понимание этого процесса всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые взаимодействуют на ребенка, но и уже сложившихся особенностей его психики, через которые преломляются влияния этих условий. Общее понятие о процессе психического развития – это динамика, условия, движущие силы, механизм и основной закон психического развития.

Исторически исследуются два основных групп развития психики: филогенетический и онтогенетический. Филогенез как понятие был введен Э. Геккелем в 1886 г. для обозначения постепенного изменения различных форм органического мира в процессе эволюции. В психологии он обозначает исторический путь развития психики, ее эволюционные изменения.В исследованиях имели место два важнейших направления: одно из них обосновывало биологическую природу и эволюцию психики, второе – социальную природу и сущность психики. Филогенез следует рассматривать в единстве и взаимообусловленности с онтогенезом. Онтогенез тоже пришел в психологию из биологии, но для обозначения изменений, которые претерпевают живые существа от момента рождения до окончания жизни. В онтогенетическом развитии участвуют естественные предпосылки и социальные условия. До сих пор бытует представление, что психика, сознание развиваются во взаимодействии человека с окружающей средой, в обучении, воспитании, овладении общественно выработанными способами действия с предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность. [1]

В онтогенезе психика начинает свое развитие раньше, чем образуются признаки личности. Вначале устанавливается не личность, а естественно-природное тело новорожденного, личностное и психическое развитие начинается позднее.

Психологическое исследование ребенка можно начинать, когда он находится в возрасте от полутора до двух месяцев (ранее в его поведении преобладают различные рефлексы, оценка, которых должна проводиться детскими невропатологами). Ребенок при этом должен быть здоровым, сухим, спокойным, бодрым. Если ему нет еще восьми месяцев, положите его на стол, малыша постарше посадите за детский столик или возьмите на колени. [5]

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, в ней Эриксон описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – в этом состоит принцип концепции Эриксона [5]

Глава II. Младенчество, как формирование личности

Младенчество – первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний. [6] В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, уверенности и внутренней определенности.

Характерные особенности периода новорожденности:

– Малое различение сна и бодрствования;

– Преобладание торможения над возбуждением;

– Спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная);

– Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается только из-за дискомфорта, вызванную ощущением голода, жажды, холода и др.

Ученые-психологи придают особое значение форме раннего контакта с ребенком сразу после рождения. В первые полтора часа после появления на свет существует критический период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прикасание способствует появлению особого теплого, интуитивного отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и в долговременном плане оказывает развитие ребенка. [3]

2.1 Кризисный период новорожденности

Причины кризиса новорожденности:

1. Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.Ребенок попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

2. Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции ребенка в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. [3]

Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности – тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Хотя чувствительность у новорожденных значительно ниже, чем у детей постарше, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая функция у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение – плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете. [6]

В конце первого – начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения – обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей-четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте четырех-пяти недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться. [3]

2.2. Комплекс оживления

Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Комплекс оживления формируетсяпримерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. [9]

Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления – основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Этот комплекс показывает, что у ребенка появилась не только потребность общения со взрослыми, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослыми и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущения взаимности, собственных эмоций со стороны ребенка. Это является ситуацией неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого.

С. С. Харин выделил три этапа формирования комплекса оживления. На первом этапе (1,5 – 3 месяца) сначала последовательно возникают отдельные элементы реагирования, а затем появляется их сочетание как форма ответа на обращение взрослого. На втором этапе (3 – 3,5 месяца) младенец начинает реагировать и на формы обращения взрослого, причем различные обращения вызывают и различные сочетания реакций ребенка – наблюдается соответствие между инициативными действиями взрослого и характером ответов детей. На третьем этапе одно повторное появление взрослого без всякого обращения вызывает у ребенка улыбку и, как правило, двигательное оживление. Здесь уже отдельные элементы комплекса оживления выступают как инициативные действия в ситуации общения. С. С. Харин считает, что на третьем этапе младенец уже предвосхищает обращение взрослого, и эта радость также закрепляется соответствующим поведением взрослого. [2]

Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и взрослого.К трем неделям происходит первый глазной контакт: ребенок в течение нескольких секунд сосредоточивается на лице взрослого. Вслед за этим через неделю возникает первая улыбка. [3]

В этих опытах ясно прослеживаются истоки нормального процесса формирования личности – непосредственный, физический контакт с опережающей, позитивно эмоционально окрашенной активностью взрослого, порождающей как реактивные, так и активные формы взаимодействия ребенка с другими. Аномальным в формировании личности на первом году жизни можно считать отсутствие выраженной эмоциональной реакции на эмоционально-положительное обращение взрослого в первом полугодии жизни и отсутствие эмоционально окрашенной активности, направленной на вызов и поддержание общения со взрослыми, во втором полугодии жизни.

Также, в основу диагностики отклонения может быть положен и факт возникновения с пятого месяца дифференцировки реакции ребенка на “своих” и “чужих”. В то время как “свои” вызывают полноценный комплекс оживления, а затем и синтонию, “чужие” вызывают реакцию торможения и избегания. При этом можно говорить о симптоме отклонения в том случае, если у ребенка до конца первого года жизни отсутствует избирательное реагирование на разных взрослых. [2]

С 7-10 месяца у ребенка идет ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или познавательного интереса, является возрастной нормой. В этом возрасте ребенок с готовностью включается в игровой контакт. В ситуациях общения ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, тянуться руками к предмету) К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует не страхом, а робостью, стеснением, интересом.

Также, к 9 месяцам в условиях общения со взрослым ребенок обогащается новыми звуками, интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний. До этого можно заметить изменение плача на восьмой неделе. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений и т. д.) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать. В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки. От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетание губных, язычных и гласных звуков. Это все называется – доречевой этап развития речи, или же подготовительный. [3]

К концу младенчества развивается и мышление младенцев. Большое значение имеет развитие ориентировки – реакции на новые предметы, стремление их узнать. Время, в течение которого ребенок обследует новый предмет, а также количество анализаторов, которые участвуют в этом процессе – это важный показатель интеллектуального развития младенца. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, тем больше разных качеств он в ней открывает, тес выше его интеллектуальный уровень. [4]

К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения, появляется ползание, затем вертикальная походка. Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Появление первых слов, имеющие характер указательного жеста, понятных только близким, представляет новый прогрессивный способ общения со взрослыми.

Заключение

Первые дни и недели жизни новорожденного – это как бы промежуточный период между внутриутробным и внеутробной жизнью. Ребенок находится в состоянии непрерывной дремоты, сохраняет эмбриональную позу. Но к месяцу многое меняется. Формирование личности у ребенка на самом раннем этапе развития происходит под влиянием общения со взрослыми. Важнейшим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка – улыбка. Первая улыбка возникает на фоне общего удовольствия, но ее психологический смысл не кончается лишь этим. Эмоциональные экспрессии выполняют две функции – выразительную и коммуникативную.

Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденности и начале развития социальных эмоций. Важность комплекса оживления состоит в инициативе ребенка в общении со взрослым, который использует крик, плач для привлечения внимания к себе. Ребенок начинает наблюдать за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности, всплывающие в памяти ребенка образы предметов, на которых фокусируются его потребности. В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обстановке. Чтобы эти эмоции находились в норме, необходима любовь и поддержка от родителей.

Литература

[1]Альферов А. Д. «Психология развития школьников», 2000г.

[2]Бреслав Г. М. «Эмоциональное формирование личности в детстве: норма и отклонение», 1990 г.

[3]Каменская Е. Н. «Психология развития и возрастная психология», 2008г.

[4]Марцинковская Т. Д. «Психология развития», 2005 г.

[5]Матвеева Л. Г. «Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке», 1996 г.

[6]Шаповаленко И. В. «Возрастная психология», 2005 г.

[7]https://ru.wikipedia.org/wiki/Психосоциальное_развитие

[8]https://psyera.ru/4501/psihicheskoe-razvitie-novorozhdennogohttps://psyera.ru/4501/psihicheskoe-razvitie-novorozhdennogo

[9]https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс_оживления

Источник