Предпосылки развития личности ребенка раннего возраста

Предпосылки развития личности ребенка раннего возраста thumbnail
Предпосылки развития личности ребенка раннего возраста

ТОП 10:

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.
Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни дошкольника играют чувства, являясь побудительными силами, главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с активизацией физиологических процессов в организме, отрицательные — угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.
Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию.
Дети хорошо понимают настроение близких им людей. Отец двухлетней Наденьки пришел с работы больной. Услышав его голос, девочка с шумом бросилась к нему, но сразу заметила, что он невесел. Наденька присмирела, подумала и сказала: «Папочка, у тебя, наверное, головка болит, я тебе сейчас лекарство дам».
Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки.
К старшим детям трехлетние относятся с благоговением, очень радуются, когда те приглашают их играть. К младшим детям доброжелательны, заботятся о них, опекают. Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосылкой для формирования личности.
Особо важным моментом развития ребенка раннего возраста является возникновение стремления к самостоятельности. Оно означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудности в воспитании — проявляются эгоизм, капризы, упрямство, «обесценивание» требований взрослых.
Ученые выявили конкретные условия появления негативизма у детей. Так, А. Н. Голубева отметила избирательный характер упрямства у детей по отношению к взрослым. Например, Сережа (2 года 9 месяцев) проявлял упрямство в детском саду только по отношению к одной воспитательнице, в семье — только по отношению к матери. Анализируя причины упрямства, А. П. Ларин пришел к заключению, что оно возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы. Если между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие, упрямство не возникает. В тех случаях, когда требовательность значительно превышает уважение, возникает упрямство типа «обиженных »; когда же требовательность очень мала, а уважения много, то возникает упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения, тогда возникает упрямство «безнадзорности».
Возникающие в поведении ребенка в конце раннего возраста симптомы упрямства, негативизма показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но «кризис» возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают ограничивать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые тактичны, замечают самостоятельность, упражняют ее у ребенка, то трудности либо не возникают, либо быстро преодолеваются. Итак, к концу 3-го года жизни развитие высшей нервной деятельности обеспечивает активное бодрствование ребенка в течение 6-6,5 часа, умение заняться предлагаемой взрослыми деятельностью.
Продолжается интенсивное развитие общих движений (ходьба, бег и др.), совершенствуется работа основных анализаторов — руки, уха и глаза. Предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка со взрослым. В процессе предметной деятельности зарождается наглядно-действенное мышление. Развитие подражательных и собственно произвольных действий создает предпосылки игровой и изобразительной деятельности. Ребенок к 3 годам охотно рисует, лепит, начинает конструировать. В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки.
Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка. Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых. Важнейшим новообразованием раннего детства является переход к обозначению себя личным местоимением — «я сам», появилось осознание себя как личности. Все эти новообразования готовят ребенка трех лет к новому возрастному периоду развития.

Особенности общения в юношеском возрасте

Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.

Еще Ж..-Ж.. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Самоопределение юноши отличается от подросткового тем, что он уже начинает действовать, реализуя планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В.И.Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы.

Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

Потребность в общении

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Читайте также:  Игры для сенсорного развития ребенка

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, – это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения – для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении.Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.



Источник

В раннем возрасте начинают складываться предпосылки для формирования личности ребёнка. Ребёнок стремится удовлетворить не только биологические потребности, но и социальные, познавательные. Ребёнок начинает в раннем возрасте выделять себя из окружающих (Я и другие). Если в начале ребёнок говорит о себе в 3-ем лице, то к концу раннего возраста он использует местоимение «Я». У ребёнка выражается потребность в самостоятельности. Он заявляет «Я сам». У ребёнка закладываются основы самосознания (имя, пол). Начинает формироваться характер, формируется эмоциональная сфера (ребёнок обижается, гордится и т.п.). Это и является личностным образованием. К 3-м годам закладывается фундамент будущей личности.

На рубеже 3-х лет проявляется кризис. Это граница между ранним и дошкольным возрастом. Один из наиболее трудных моментов жизни ребёнка.

Симптомами начала кризиса являются:

– острый интерес к своему изображению в зеркале;

– ребёнок интересуется своей внешностью, ему любопытно, как он выглядит в глазах других;

– забота об эффективности «своих» дел, острое реагирование на неудачу.

Причиной кризиса является возникновение противоречий между желаниями и потребностями ребенка. В 3года ребёнок хочет сделать всё самостоятельно. Кризис 3-х лет – закономерное явление личностного развития. В период кризиса ребенок становится неуправляемым, трудновоспитуемым.

Основные формы проявления кризиса (Л.С.Выготский назвал их «семизвездье симптомов»):

негативизм – в поведении ребенка проявляется, когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый, т.е реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Ребенок стремиться противоречить, делает все наоборот;

– упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал и не хочет от своего решения отказаться (например, поведение в магазине игрушек);

– строптивость – реакция, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни, а не против конкретного взрослого;

– своеволие – стремление к самостоятельности, ребенок все хочет делать сам;

– протест-бунт – всё в поведении начинает носить протестующий характер, конфликты со взрослыми становятся постоянными;

–симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят;

Читайте также:  Задержка развития ребенка медикаменты

– деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим, которые должны беспрекословно выполнять все просьбы ребенка. Часто встречается в семьях с единственным ребенком. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Если в семье несколько детей, то по отношению к младшим или старшим в семье проявляется ревность – требование постоянного внимания только к себе.

В этот критический период характерными в поведении ребёнка становятся невротические реакции – этопоследствия основных симптомов и капризы – неустойчивые эмоциональные состояния, проявляющиеся в негативных реакциях (плач, крик)

Таким образом, ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка.

Вопрос 11. Дать общую характеристику дошкольному детству как самоценному периоду в жизни человека. Раскрыть особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – большой отрезок жизни ребенка от трёх до шести (семи) лет. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь − жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни.

Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В ней дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка

Центральные новообразования дошкольного детства: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка (умение по-разному оценивать себя в разных видах деятельности), самокритичность.

Источник

 Â ðàííåì âîçðàñòå óæå ñîçäàþòñÿ ïðåäïîñûëêè äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Ïðèìåðíî ñ 1,5 ëåò ó ðåáåíêà íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ ñàìî­ñîçíàíèå: ìàëûø ðàçãëÿäûâàåò ñåáÿ â çåðêàëå è óçíàåò ñâîå îòðàæåíèå, íà÷èíàåò ïðîèçíîñèòü ìåñòîèìåíèÿ «ÿ», «ìíå», ñòàðàåòñÿ ïîâëèÿòü íà äåéñòâèÿ äðóãèõ ëþäåé. Êàê îòìå÷àþò ìíîãèå àâòîðû (Î. Ì. Ñìèðíîâà, Ë. Ô. Îáóõîâà, Á. Óàéò è äð.), â ýòîì âîçðàñòå ó äåòåé ðàçâèâàåòñÿ ñïî­ñîáíîñòü ê ýìïàòèè. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ â ñòðåìëåíèè ìàëûøåé óòåøèòü òîãî, êòî ïëà÷åò, îáíÿòü è ïîãëàäèòü ÿâíî ðàññòðîåííîãî ñâåðñòíèêà èëè çíà÷èìîãî âçðîñëîãî.  ðàííåì âîçðàñòå ðåáåíîê ñ áîëüøîé ëåãêîñòüþ çàðàæàåòñÿ ÷óâñòâà­ìè îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé. Ïî íàáëþäåíèÿì Â. Ñ. Ìóõèíîé, óæå ñ ñåðåäèíû âòîðîãî ãîäà æèçíè ó íàèáîëåå îáùèòåëüíûõ äåòåé ìîæåò âîçíèêàòü ÷óâñòâî ñèìïàòèè ïî îòíîøåíèþ ê ñâåðñòíèêàì. Ìàëûøè íà÷èíàþò ñî÷óâñòâîâàòü, ïîìîãàòü äðóã äðóãó, à èíîãäà ãîòîâû ïîäåëèòüñÿ  ñëàñòÿìè. Ïî ìíåíèþ àìåðèêàíñêèõ ïñèõîëîãîâ è äðóãèõ àâòîðîâ, ó äåòåé â âîçðàñòå îò 1,5 äî 2 ëåò íà÷èíàåòñÿ ôîð­ìèðîâàíèå íðàâñòâåííûõ íîðì ïîâåäåíèÿ. Äåòè áîëåçíåííî ðåàãèðóþò íà ñëîìàííûå èãðóøêè, çàïà÷êàííóþ îäåæäó, ãðÿçíûå ðóêè è ò. ä. Óñâà­èâàÿ íðàâñòâåííûå íîðìû, ìàëûøè ïûòàþòñÿ ïîíÿòü, êàê íåîáõîäèìî âåñòè ñåáÿ â ñâîåì îêðóæåíèè, êàêèå ïàòòåðíû ïîâåäåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ïðà­âèëüíûìè, à êàêèå íåò. Äåòè ðàííåãî âîçðàñòà ïðèâûêàþò ê çâó÷àíèþ ñâîåãî èìåíè. «Ðåáåíîê î÷åíü ðàíî èäåíòèôèöèðóåòñÿ ñî ñâîèì èìåíåì è íå ïðåäñòàâëÿåò  ñåáÿ  âíå  åãî. Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî èìÿ ÷åëîâåêà ëîæèòñÿ â îñíîâó åãî ëè÷­íîñòè». Îñîáûé èíòåðåñ äåòè ïðîÿâëÿþò ê ñâîèì òåçêàì, ðåàëüíûì ëþäÿì èëè ãåðîÿì äåòñêèõ êíèæåê. Âñå, ÷òî ïðîèñõîäèò ñ òåçêàìè, âîñïðèíèìàåòñÿ áîëåå ýìîöèîíàëüíî.  ðàçâèòèè ëè÷íîñòè òðóäíî ïåðåîöåíèòü ðîëü îáùåíèÿ. Ýòî íåîäíîê­ðàòíî áûëî äîêàçàíî â òåîðåòè÷åñêèõ è ýìïèðè÷åñêèõ èññëåäîâàíèÿõ ìíîãèõ àâòîðîâ. Îáùåíèå íåçàìåíèìî â ñòàíîâëåíèè ëè÷íîñòè, «â ðàç­âèòèè åå âíóòðåííåãî, ñóáúåêòèâíîãî ìèðà, â ðàñøèðåíèè è îáîãàùå­íèè ñîöèàëüíîãî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî îïûòà».   

   õîäå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäèò íå òîëüêî óñâîåíèå ðàçíîîáðàçíûõ äåéñòâèé è ôîðìèðîâàíèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è êà÷åñòâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ èõ âûïîëíåíèÿ. Ðåáåíîê ïîñòåïåííî îâëàäåâàåò ñâîéñòâåííûìè ÷åëîâåêó ôîðìàìè ïîâåäåíèÿ â îáùåñòâå è, ãëàâíîå, òåìè âíóòðåííèìè ÷åðòàìè, êîòîðûå îòëè÷àþò ÷åëîâåêà êàê ÷ëåíà îáùåñòâà è îïðåäåëÿþò åãî ïîñòóïêè. Îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî îí äåéñòâóåò, íå çàäóìûâàÿñü, ïîä âëèÿíèåì âîçíèêàþùèõ â äàííûé ìîìåíò ÷óâñòâ è æåëàíèé. Ýòè ÷óâñòâà è æåëàíèÿ âûçûâàþòñÿ ïðåæäå âñåãî òåì, ÷òî íåïîñðåäñòâåííî îêðóæàåò ðåáåíêà, ïîïàäàåòñÿ åìó íà ãëàçà. Ïîýòîìó åãî ïîâåäåíèå çàâèñèò îò âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ. Ìàëûøà î÷åíü ëåãêî ïðèâëå÷ü ê ÷åìó-íèáóäü, íî òàê æå ëåãêî è îòâëå÷ü. Åñëè, íàïðèìåð, ðeáåíîê çàïëàêàë îò îãîð÷åíèÿ, òî åãî íåòðóäíî óòåøèòü — äàòü âçàìåí èãðóøêè, êîòîðîé îí ëèøèëñÿ, äðóãóþ èëè âîîáùå ÷åì-íèáóäü çàíÿòü åãî. Íî óæå â íà÷àëå ðàííåãî äåòñòâà â ñâÿçè ñ ôîðìèðîâàíèåì óñòîé÷èâûõ ïðåäñòàâëåíèé î ïðåäìåòàõ íà÷èíàþò âîçíèêàòü ÷óâñòâà è æåëàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ïðåäìåòàìè, î êîòîðûõ ðåáåíîê ïîìíèò, õîòÿ è íå âèäèò èõ ïåðåä ñîáîé â äàííûé ìîìåíò. Óæå â ìëàäåí÷åñòâå ó äåòåé íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ ëþáîâü, ñèìïàòèÿ ê áëèçêèì ëþäÿì — ìàòåðè, îòöó, âîñïèòàòåëüíèöå â ÿñëÿõ.  ‘ðàííåì äåòñòâå ýòà ñèìïàòèÿ ïðèîáðåòàåò íîâûå ôîðìû. Ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ ïîëó÷èòü îò âçðîñëîãî ïîõâàëó, ëàñêó, îãîð÷àåòñÿ, åñëè âçðîñëûé èì íåäîâîëåí. Ïðèìåðíî ê ñåðåäèíå âòîðîãî ãîäà, åñëè ðåáåíîê îáùàåòñÿ ñ äðóãèìè äåòüìè, ÷óâñòâî ñèìïàòèè ïåðåíîñèòñÿ è íà íèõ. Îíî âûðàæàåòñÿ â ñî÷óâñòâèè, ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó ðåáåíêó, èíîãäà â æåëàíèè ïîäåëèòüñÿ ñëàäîñòÿìè, èãðóøêàìè.
Ìîæíî íàáëþäàòü âûäåëåíèÿ ñâîåãî “ß” â ðàííåì âîçðàñòå. Áëàãîäàðÿ îñîáåííîñòÿì îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè, ìàëûø ó÷èòñÿ ãîâîðèòü î ñåáå â òðåòüåì ëèöå:
“Äàé Ïåòå!” “Ïåòÿ õî÷åò!”. Îäíàêî î÷åíü ñêîðî îí îòêðûâàåò, ÷òî “ß” ìîæåò îòíîñèòüñÿ ê íåìó ñàìîìó. Çäåñü íàñòóïàåò òîò ìîìåíò â îñîçíàíèè ñåáÿ ñàìîãî, êîòîðûé îïðåäåëÿåò íà÷àëî ôîðìèðîâàíèÿ ñàìîñîçíàíèÿ: “ߔ íà÷èíàåò óïîòðåáëÿòüñÿ äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ñàìîãî ñåáÿ ñðåäè äðóãèõ. Îñîçíàíèå ñåáÿ êàê “ß” ìîæåò ïðîèçîéòè ðàíüøå èëè ïîçæå. Çäåñü ìíîãî çàâèñèò îò òîãî, êàê îáùàþòñÿ ñ ðåáåíêîì áëèçêèå.               

Читайте также:  Диагностика развития ребенка познавательная сфера

Âîïðîñ 27. Êðèçèñ 3-õ ëåò: ñèìïòîìû è îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ.

Ê òðåì ãîäàì ðåáåíîê ìîæåò óæå ñàìîñòîÿòåëüíî åñòü, óìûâàòüñÿ, îäåâàòüñÿ è ìíîãîå äðóãîå. Ó íåãî âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü äåéñòâîâàòü íåçàâèñèìî îò âçðîñëûõ, áåç èõ ïîìîùè ïðåîäîëåâàòü íåêîòîðûå òðóäíîñòè  äàæå â ñôåðå ïîêà íå äîñòóïíîé. Ýòî íàõîäèò ñâîå âûðàæåíèå â ñëîâàõ «ß ñàì». Âîçíèêàåò ñòðåìëåíèå ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, ÷òî îçíà÷àåò îäíîâðåìåííî ïîÿâëåíèå íîâîé ôîðìû æåëàíèé, íåïîñðåäñòâåííî íå ñîâïàäàþùèõ ñ æåëàíèå âçðîñëûõ, ÷òî ïîäòâåðæäàåòñÿ íàñòîé÷èâûì «ß õî÷ó». Ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó «õî÷ó» è íàäî ñòàâèò ðåáåíêà ïåðåä íåîáõîäèìîñòüþ âûáîðà, âûçûâàåò ïðîòèâîïîëîæíûå ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ, ïðèâîäÿ ê îáîñòðåíèþ êðèçèñà òðåõ ëåò.  ýòîò ïåðèîä ðàçâèâàåòñÿ ñàìîñîçíàíèå ðåáåíêà, ÷òî èìååò î÷åíü âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ ñòàíîâëåíèÿ åãî ëè÷íîñòè. Íàëè÷èå êðèçèñà ñâèäåòåëüñòâóåò î íåîáõîäèìîñòè ñîçäàíèÿ íîâûõ îòíîøåíèé ðåáåíêà è âçðîñëîãî, èíûõ ôîðì îáùåíèÿ.

7 ñèìïòîìîâ êðèçèñà òðåõ ëåò:

Íåãàòèâèçì. Íà ëþáîå âàøå ïðåäëîæåíèå ðåá¸íîê ñòàðàåòñÿ îòâåòèòü ñëîâîì «íåò». Âû åãî çîâåòå êóøàòü – îí îòâå÷àåò, íåò, ÷åðåç ïîë÷àñà îí óæå ïðèõîäèò íà êóõíþ, âñåì ñâîèì âàæíûì ïîêàçûâàÿ, ÷òî âîò ñåé÷àñ îí ïðîãîëîäàëñÿ. Ýòî ðåàêöèÿ íå íà ñîäåðæàíèå ïðåäëîæåíèÿ âçðîñëûõ, à íà òî, ÷òî îíî èäåò îò âçðîñëûõ. Ñòðåìëåíèå ñäåëàòü íàîáîðîò, äàæå âîïðåêè ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ.

Óïðÿìñòâî. Êàæäûé èç íàñ ÷àñòî âñòðå÷àåò â ìàãàçèíå ðàçðûâàþùåãîñÿ îò ïëà÷à ðåáåíêà èç-çà òîãî, ÷òî ðîäèòåëè îòêàçûâàþòñÿ åìó êóïèòü ÷òî-òî. Âû ñðàçó ïîäóìàåòå – «êàêîé íåâîñïèòàííûé ðåá¸íîê», ñêîðåå âñåãî ðåáåíêó îêîëî 3-õ ëåò. Ðåáåíîê íàñòàèâàåò íà ÷åì-òî íå ïîòîìó, ÷òî õî÷åò, à ïîòîìó, ÷òî îí ýòîãî ïîòðåáîâàë, îí ñâÿçàí ñâîèì ïåðâîíà÷àëüíûì ðåøåíèåì.

Ñòðîïòèâîñòü. Îíà áåçëè÷íà, íàïðàâëåíà ïðîòèâ íîðì âîñïèòàíèÿ, îáðàçà æèçíè, êîòîðûé ñëîæèëñÿ äî òðåõ ëåò. Ðåáåíîê íà÷èíàåò áàëîâàòüñÿ, êóâûðêàòüñÿ, êîãäà âû ñìîòðèòå òåëåâèçîð èëè ãîòîâèòå óæèí, èëè åù¸ õóæå, êîãäà ê âàì ïðèõîäÿò ãîñòè.

Ñâîåâîëèå. Ñòðåìèòñÿ âñå äåëàòü ñàì. Îí ñàì ìàæåò áóòåðáðîä, çàâÿçûâàåò øíóðêè, çàïðàâëÿåò ïîñòåëü. Ýòî ñâÿçàíî ñ ïåðâûìè ïðîÿâëåíèÿìè âçðîñëîñòè ðåá¸íêà. Îí íà÷èíàåò ïîíèìàòü ðàçíèöó ìåæäó äåòüìè è âçðîñëûìè, è ñòðåìèòñÿ ê ïîõîæåñòè íà ïîñëåäíèõ.
Ïðîòåñò-áóíò. Ðåáåíîê â ñîñòîÿíèè âîéíû è êîíôëèêòà ñ îêðóæàþùèìè. Îí ãðóáèò áàáóøêå, ïðåðåêàåòñÿ ñ ìàìîé, äàæå ñâåðñòíèêè íå îáõîäÿò ýòîò ïðîòåñò ñòîðîíîé. Ãðóïïà ìàëåíüêèõ êðèçèñíèêîâ â ïåñî÷íèöå ÷àñòî ññîðÿòñÿ. Íå äàþò èãðàòü â ñâîè èãðóøêè, è äåðóòñÿ, ðîáêî ðàçìàõèâàÿ ëîïàòêàìè.

Ñèìïòîì îáåñöåíèâàíèÿ. Ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê íà÷èíàåò ðóãàòüñÿ, äðàçíèòü è îáçûâàòü ðîäèòåëåé. Îòêàçûâàåòñÿ ïðèçíàòü ñâîþ íåïðàâîòó è ïîïðîñèòü ïðîùåíèÿ çà ãðóáîñòü äàæå ïîä óãðîçîé ëèøåíèÿ øîêîëàäà.

Äåñïîòèçì. Ðåáåíîê çàñòàâëÿåò ðîäèòåëåé äåëàòü âñå, ÷òî îí òðåáóåò. Áåçóäåðæíûìè ðûäàíèÿìè, äåðçêèì îáðàùåíèåì, êàïðèçíîñòüþ. Ïî îòíîøåíèþ ê ìëàäøèì ñåñòðàì è áðàòüÿì äåñïîòèçì ïðîÿâëÿåòñÿ êàê ðåâíîñòü.

×òî â ýòî âðåìÿ ïðîèñõîäèò ñ ðåáåíêîì?

Êðèçèñ òðåòüåãî ãîäà æèçíè – ýòî ïåðèîä, êîãäà ðåáåíîê âïåðâûå íà÷èíàåò îñîçíàâàòü: îí ïîäðîñ è òîæå óæå êîå-÷òî ñîáîé ïðåäñòàâëÿåò, ìîæåò âëèÿòü íà äðóãèõ ëþäåé è îáñòîÿòåëüñòâà, ñàì ðåøàòü, êàê åìó ïîñòóïàòü, ÷òî îí õî÷åò è íå õî÷åò. Îí ÷óâñòâóåò ñåáÿ áîëüøèì è òðåáóåò ñîîòâåòñòâóþùåãî îòíîøåíèÿ è óâàæåíèÿ! À ìû, ðîäèòåëè, ïî-ïðåæíåìó äèêòóåì è êîìàíäóåì – ÷òî íàäåòü, êîãäà åñòü è ñïàòü, ÷åì èãðàòü è ÷òî äåëàòü. Ïîòîìó è ðîæäàåòñÿ áóíò: ÿ âñå ðåøàþ ñàì! Ïðè÷åì çàâîåâàíèå ïðàâà íà ñàìîîïðåäåëåíèå ïðîõîäèò íå òîëüêî â áîðüáå ñî âçðîñëûìè, íî è ñ ñàìèì ñîáîé. Ðîäèòåëÿì áåñêîíå÷íî òÿæåëî âûäåðæèâàòü óïðÿìñòâî, êðèêè, èñòåðèêè. Íî ïîìíèòå: âàøåìó ìàëûøó ãîðàçäî òÿæåëåå â ýòèõ ñâîèõ ïðîòèâîðå÷èÿõ! Îí íå îñîçíàåò, ÷òî ñ íèì ïðîèñõîäèò, è íå âëàñòåí íàä ñâîèìè ýìîöèÿìè, íî áóðÿ íàñòèãàåò åãî èçíóòðè – âîò òàê â ìóêàõ ïðîèñõîäèò ñòàíîâëåíèå ïñèõèêè.

Ïèê êðèçèñà – èñòåðèêè. Ïðè÷åì åñëè äî äâóõ ëåò îíè òîæå ïîðîé ñëó÷àëèñü, íî áûëè ñâÿçàíû ñ ïåðåóòîìëåíèåì, è çíà÷èò, íóæíî áûëî óñïîêîèòü è ïîìî÷ü, òî òåïåðü èñòåðèêà ñòàëà èíñòðóìåíòîì ìàíèïóëÿöèè. Ðåáåíîê êàê áóäòî èñïûòûâàåò (ïîäñîçíàòåëüíî, êîíå÷íî!), ïîìîæåò òàêîé ìåòîä äîáèòüñÿ ñâîåãî èëè íåò. Êñòàòè, èñòåðèêè òðåáóþò çðèòåëåé – âîò ïî÷åìó ìàëûø òàê ëþáèò óñòðîèòü ñöåíó â ìàãàçèíå, íà äåòñêîé ïëîùàäêå èëè ïðÿìî ïîñðåäè ãîðîäñêîé óëèöû.

Источник