Предпосылки развития личности ребенка

Предпосылки развития личности ребенка thumbnail

В раннем возрасте начинают складываться предпосылки для формирования личности ребёнка. Ребёнок стремится удовлетворить не только биологические потребности, но и социальные, познавательные. Ребёнок начинает в раннем возрасте выделять себя из окружающих (Я и другие). Если в начале ребёнок говорит о себе в 3-ем лице, то к концу раннего возраста он использует местоимение «Я». У ребёнка выражается потребность в самостоятельности. Он заявляет «Я сам». У ребёнка закладываются основы самосознания (имя, пол). Начинает формироваться характер, формируется эмоциональная сфера (ребёнок обижается, гордится и т.п.). Это и является личностным образованием. К 3-м годам закладывается фундамент будущей личности.

На рубеже 3-х лет проявляется кризис. Это граница между ранним и дошкольным возрастом. Один из наиболее трудных моментов жизни ребёнка.

Симптомами начала кризиса являются:

– острый интерес к своему изображению в зеркале;

– ребёнок интересуется своей внешностью, ему любопытно, как он выглядит в глазах других;

– забота об эффективности «своих» дел, острое реагирование на неудачу.

Причиной кризиса является возникновение противоречий между желаниями и потребностями ребенка. В 3года ребёнок хочет сделать всё самостоятельно. Кризис 3-х лет – закономерное явление личностного развития. В период кризиса ребенок становится неуправляемым, трудновоспитуемым.

Основные формы проявления кризиса (Л.С.Выготский назвал их «семизвездье симптомов»):

– негативизм – в поведении ребенка проявляется, когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый, т.е реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Ребенок стремиться противоречить, делает все наоборот;

– упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал и не хочет от своего решения отказаться (например, поведение в магазине игрушек);

– строптивость – реакция, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни, а не против конкретного взрослого;

– своеволие – стремление к самостоятельности, ребенок все хочет делать сам;

– протест-бунт – всё в поведении начинает носить протестующий характер, конфликты со взрослыми становятся постоянными;

-симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят;

– деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим, которые должны беспрекословно выполнять все просьбы ребенка. Часто встречается в семьях с единственным ребенком. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Если в семье несколько детей, то по отношению к младшим или старшим в семье проявляется ревность – требование постоянного внимания только к себе.

В этот критический период характерными в поведении ребёнка становятся невротические реакции – этопоследствия основных симптомов и капризы – неустойчивые эмоциональные состояния, проявляющиеся в негативных реакциях (плач, крик)

Таким образом, ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка.

Предпосылки развития личности ребенка

Вопрос 11. Дать общую характеристику дошкольному детству как самоценному периоду в жизни человека. Раскрыть особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – большой отрезок жизни ребенка от трёх до шести (семи) лет. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь − жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни.

Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В ней дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка

Центральные новообразования дошкольного детства: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка (умение по-разному оценивать себя в разных видах деятельности), самокритичность.

Источник

Характеризуя период раннего детства необходимо остановиться на особенностях этого периода.

1. Скачкообразность развития- периоды интенсивного развития функций организма чередуются с периодами медленного накопления опыта и замедления становления некоторых функций организма. Период интенсивного развития (скачок) является критическим в жизни ребенка. На протяжении короткого времени меняется его облик, он овладевает новыми умениями и приобретает новые функции, расширяются возможности. Л.С. Выготский выделяет критические периоды 1, 2, 3, 6 годы жизни. Критические периоды отмечаются особой ранимостью ребенка, неустойчивым эмоциональным состоянием, возбудимостью нервной системы, повышением заболеваемости. Их называют кризисами развития, которые носят прогрессивный характер и по их истечении приводят к важным возрастным новообразованиям. Между тем кризисы являются признаками нормального, закономерного развития ребенка. Их отсутствие говорит о проблемах развития и является поводом для обращения к специалистам.

Читайте также:  Развитие ребенка уфа я гений

Взрослому важно знать, что быстрый темп развития сопровождается медленным закреплением реакций. Поэтому при формировании умений, навыков, привычек важна повторяемость в обучении, неоднократное возвращение к усваиваемому.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья и физического, нервно-психического развития. Крепкий физически развитый ребенок лучше развивается психически. Серьезные, длительные нарушения здоровья тормозят развитие нервной системы, эмоций, соответствующих возрастных новообразований. Например, установлено, что нервно-психическое развитие, развитие речи во многом зависят от биологических факторов (течения беременности, осложнений при родах, состояния здоровья в первые месяцы).

3. Высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Ребенок раннего возраста нуждается и стремится к постоянному обогащению сенсорного опыта. Сенсорные потребности порождают двигательную, интеллектуальную, речевую активность. Ограничения в получении информации замедляют процесс развития, делают ребенка безинициативным, малоэмоциональным («маленьким взрослым»), что полностью противоречит жизнеутверждающему оптимизму возраста. Взрослому важно обеспечить разнообразие впечатлений, эмоций, действий в режиме дня.

4. Организм ребенка тесно связан с окружающей средой- изменения температуры воздуха, давления, осадки вызывают у ребенка временный дискомфорт. Приспособительные функции организма начинают формироваться и действовать на втором году жизни.

5. Особое значение эмоций в развитии детей до 3 лет. Положительные эмоции создают благоприятный климат развития, располагающий к конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. В этот период с помощью эмоций можно фиксировать внимание на предметах и действиях с ними. Вместе с тем, дети эмоционально возбудимы, как локатор улавливают и чувствуют эмоции других людей (позитивные и негативные). Отсюда важность в общении с детьми положительных эмоций, соблюдение меры, чтобы не обеспечить перегрузки. Важным являются одобрение взрослыми их действий, успехов, продвижений и порицание нежелательных поступков и действий.

6. Ведущая роль взрослого в развитии, воспитании, обучении ребенка раннего возраста. Взрослый создает условия для роста и развития, несет информацию, является источником удовлетворения физиологических, социальных, познавательных, эмоциональных потребностей, учит действовать с предметами, играть, осваивать окружающий мир.

Необходимо: единство педагогических действий всех близких взрослых, окружающих ребенка; невозможность противоречивости в предъявляемых к нему требований; наличие небольшого количества запретов в детской деятельности. Обилие запретов тормозит развитие, порождает конфликты, протест, а их отсутствие порождает анархию в поведении, непонимание норм и правил поведения и общения, основ ценностей.

Период раннего детства характеризуется рядом физиологических, психологических специфичных особенностей, которые необходимо знать и учитывать во взаимодействии с детьми. Не менее важно быть ориентированным в основных линиях развития ребенка в раннем возрасте.

Речевое развитие детей раннего возраста. Ребенок первого года на этапе доречевого периода воспринимает внешние качества предметов (цвет, форму), тем самым осуществляя сенсорное восприятие, а затем предметное действие.

С возникновением речи происходят изменения в памяти. У ребенка, не владеющего речью, воспоминания появляются лишь при наличии конкретной ситуации. У говорящего ребенка это воспоминание происходит на слова. Под влиянием речи и мышления очень меняется деятельность ребенка.

В начале третьего года жизни речь становится средством познания. С развитием речи детей повышается роль речи взрослого как средства воспитания. Слово может изменить эмоциональное состояние ребенка. Темп развития речи детей больше, чем все остальное, зависит от условий воспитания и, главным образом, от непосредственного воздействия взрослых.

В раннем детстве развитие речи делится на два периода: подготовительный; период владения самостоятельной речью.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.

На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.

На втором году жизни осуществляется понимание, подражание, появляется активная речь; быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано.

На третьем году жизни ребенок понимает речь и активно пользуется ей как средством коммуникации, растет словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения).

Период раннего детства характеризуется рядом физиологических, психологических специфичных особенностей. Раскроем их, разделив на два основных периода – младенческий и ранний возраст. Периоды обоснованы ведущим типом деятельности, общностью тенденций и особенностей развития.

Младенчество. На этапе младенчества наблюдается полная зависимость ребенка от взрослого. Ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение со взрослым, задача которого создать все условия для полноценного психофизического развития.

Отличительные особенности периода младенчества:

  1. Быстрый темп физического и психического развития.
  2. Формирование двигательной активности и сенсомоторной координации.
  3. Формирование интеллекта на основе действий с предметами.
  4. Появление первых слов, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям.
  5. Интенсивное развитие общения со взрослым. Сначала эмоционально непосредственная (ситуативно-личностная), а затем эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая) форма общения.
  6. Начало формирования образа «Я», появление первых желаний (хочу, не хочу).
  7. Восприятие многообразия цветов, звуков, форм.
  8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение, обращение к ребенку.
  9. Развитие познавательных процессов и накопление активного и пассивного словаря, подготовка речевого аппарата к активной речи.

Эти особенности определяют цели, содержание и условия взаимодействия взрослого с ребенком. В этот период необходимо обеспечить все формы общения, использовать ведущий вид деятельности для развития личности, формирования умений действовать с предметами, игрушками и др.

Читайте также:  9 месячный ребенок развитие режим

Ранний возраст. Ведущим видом деятельностистановится предметная, в которой протекает развитие, обучение ребенка в этот период. К концу 3-его года происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности, которая станет ведущей на весь последующий дошкольный период.

Отличительные особенности раннего детства.

  1. Темпы роста и физического развития по сравнению с младенчеством несколько снижаются, хотя остаются высокими в сравнении с дальнейшими возрастными периодами.
  2. Интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более четко прослеживается взаимосвязь физического и нервно-психического развития.
  3. Увеличивается подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), совершенствуется их уравновешенность.
  4. Увеличивается период активного бодрствования до 4 – 5 часов.
  5. Организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды и ее изменениям.
  6. Ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки, действия с предметами).
  7. Происходит овладение основными гигиеническими навыками, умениями по самообслуживанию.
  8. Активно познает окружающий мир, задает много вопросов, экспериментирует, наблюдает. Результатом этого является развитие наглядно-образного, символического мышления, речи и др. психических процессов.
  9. Ребенок овладевает родным языком. Использует основные грамматические категории и слова разговорной речи.
  10. Проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему. Стремиться к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
  11. Возникает стремление к достижению результата деятельности, а не только ее процессу.
  12. Ярко выражает эмоции и чувства, испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослым.
  13. К 3 годам формируется самосознание ребенка, появляется «Я – сам», происходит половая идентификация (соотнесение ребенка себя с полом мальчика или девочки).
  14. Проявляется высокоразвитая подражательная потребность, благодаря которой происходит обучение и развитие ребенка.

На основе рассмотренных особенностей возраста М.И. Лисиной были выделены педагогические предпосылки и условия развития детей от 0 до 3 лет.

Изучая становление индивида личностью, привело исследователя М.И. Лисину к определению ведущих предпосылок развития человека в обществе:

  1. Наличие социального окружения, возможность постоянного общения с людьми, совместная деятельность с ними (известны случаи воспитания детей раннего возраста животными, которые доказывают отсутствие врожденных социальных привычек).
  2. Доброжелательное эмоциональное общение ребенка с близкими взрослыми, наличие преобладающих положительных эмоций.
  3. Обеспечение конструктивного ситуативно-делового общения ребенка со взрослым.
  4. Наличие оценочного общения в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого.
  5. Создание атмосферы дифференцированного, личностного общения взрослого в группе детей.
  6. Обеспечение разнообразного информационного общения, опосредованного наглядной деятельностью совместно с ребенком. Ребенок действует на основе подражания взрослому.
  7. Удовлетворение основных потребностей ребенка – в заботе, защищенности, одобрении, внимании, помощи, оценке личности и деятельности, образце для подражания, в новизне и смене впечатлений и др.

Таким образом, в процессе конструктивного, положительного эмоционального общения ребенка со взрослым, ребенок достигает нового уровня развития личности и реализует его в предметной, игровой деятельности, в общении с окружающими взрослыми и затем сверстниками.

Источник

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.

Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни дошкольника играют чувства, являясь побудительными силами, главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с активизацией физиологических процессов в организме, отрицательные – угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.

Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию.

Дети хорошо понимают настроение близких им людей. Отец двухлетней Наденьки пришел с работы больной. Услышав его голос, девочка с шумом бросилась к нему, но сразу заметила, что он невесел. Наденька присмирела, подумала и сказала: «Папочка, у тебя, наверное, головка болит, я тебе сейчас лекарство дам».

Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки.

К старшим детям трехлетние относятся с благоговением, очень радуются, когда те приглашают их играть. К младшим детям доброжелательны, заботятся о них, опекают. Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосылкой для формирования личности.

Особо важным моментом развития ребенка раннего возраста является возникновение стремления к самостоятельности. Оно означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудности в воспитании – проявляются эгоизм, капризы, упрямство, «обесценивание» требований взрослых.

Ученые выявили конкретные условия появления негативизма у детей. Так, А. Н. Голубева отметила избирательный характер упрямства у детей по отношению к взрослым. Например, Сережа (2 года 9 месяцев) проявлял упрямство в детском саду только по отношению к одной воспитательнице, в семье – только по отношению к матери. Анализируя причины упрямства, А. П. Ларин пришел к заключению, что оно возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы. Если между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие, упрямство не возникает. В тех случаях, когда требовательность значительно превышает уважение, возникает упрямство типа «обиженных »; когда же требовательность очень мала, а уважения много, то возникает упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения, тогда возникает упрямство «безнадзорности».

Возникающие в поведении ребенка в конце раннего возраста симптомы упрямства, негативизма показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но «кризис» возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают ограничивать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые тактичны, замечают самостоятельность, упражняют ее у ребенка, то трудности либо не возникают, либо быстро преодолеваются. Итак, к концу 3-го года жизни развитие высшей нервной деятельности обеспечивает активное бодрствование ребенка в течение 6-6,5 часа, умение заняться предлагаемой взрослыми деятельностью.

Продолжается интенсивное развитие общих движений (ходьба, бег и др.), совершенствуется работа основных анализаторов – руки, уха и глаза. Предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка со взрослым. В процессе предметной деятельности зарождается наглядно-действенное мышление. Развитие подражательных и собственно произвольных действий создает предпосылки игровой и изобразительной деятельности. Ребенок к 3 годам охотно рисует, лепит, начинает конструировать. В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки.

Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка. Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых. Важнейшим новообразованием раннего детства является переход к обозначению себя личным местоимением – «я сам», появилось осознание себя как личности. Все эти новообразования готовят ребенка трех лет к новому возрастному периоду развития.

Особенности общения в юношеском возрасте

Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.

Еще Ж..-Ж.. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Самоопределение юноши отличается от подросткового тем, что он уже начинает действовать, реализуя планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В.И.Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы.

Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

Потребность в общении

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, – это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения – для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении.Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Читайте также:  Польза раннего развития ребенка

Источник