Предметом социальной педагогики является развитие ребенка

Предметом социальной педагогики является развитие ребенка thumbnail

Во взглядах ученых на социальную педагогику существует три точки зрения:

  • 1) согласно первой точке зрения социальная педагогика – междисциплинарная область человеческого знания, науки. Такой подход фактически отрицает социальную педагогику как самостоятельную науку, имеющую собственные теоретические основы, т.е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (обучение, воспитание, социум, социализация и др.);
  • 2) в соответствии со второй точкой зрения социальная педагогика – прикладная дисциплина, область социальной практики, социальной работы, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии, медицины, естествознания и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере социального образования или социального воспитания. Содержание социальной педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах социально-педагогических явлений;
  • 3) третья точка зрения рассматривает социальную педагогику как относительно самостоятельную дисциплину; это средство социально-педагогического образования, имеющее свой объект и предмет изучения.

Рассмотрим более подробно объект и предмет социальной педагогики.

Объектом социальной педагогики является социальное образование человека в процессе его социализации на основе всей совокупности его взаимодействий в социуме.

В объяснении объекта социальной педагогики важное место занимает социум и его педагогический потенциал, являющийся основным средством социального образования детей и взрослых. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный педагогический процесс социального воспитания и социального обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом социальной педагогики является социально-педагогический процесс (социальное обучение, социальное воспитание, социальное развитие), возникающий в результате взаимодействия человека и социума и отражающий сущность изменений, происходящих в индивиде и самом социуме в конкретных условиях социализации личности.

Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей “трудовых ресурсов”, продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог определяет готовность системы образования по адаптации людей к социальной среде, научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ задается вопросом о целях и общем предназначении социального обучения и социального воспитания. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д. Социальный педагог изучает педагогические возможности социума в развитии личности и ищет пути качественного изменения самой личности и восстановления социума на более высоком уровне его потенциала.

На основании этого можно считать, что предмет социальной педагогикиэто социальное обучение, социальное воспитание и социальное развитие как реальный целостный социально-педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социуме и, в частности, в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях, общественных организациях), в социально значимой деятельности и социальных отношениях, направленный на обеспечение (разрешение проблем) социализации личности.

Социальная педагогикаэто наука, изучающая закономерности и перспективы развития социально-педагогическго процесса (социального обучения, социального воспитания и социального развития) на протяжении всей жизни человека в интересах его социализации в различных условиях социума.

Социальная педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса под воздействием потенциала социума, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы социально-педагогической деятельности по разрешению проблем социализации личности или целых групп.

Таким образом, социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания, социального обучения и социального развития человека на различных этапах его жизнедеятельности. Исходя из предмета социальной педагогики как науки и сферы ее практического применения можно выделить основные ее задачи:

  • 1) социально-педагогическое обеспечение процесса социализации человека в гармонии возможностей индивида и возможностей социума;
  • 2) изучение педагогических возможностей социума и самой личности в интересах ее социализации;
  • 3) исследование форм и методов реализации педагогического потенциала социума в процессе социализации человека на всех этапах его развития;
  • 4) изучение форм и методов развития (восстановления) педагогического потенциала социума с целью совершенствования его возможностей;
  • 5) педагогическое влияние на социальные отношения в процессе социализации и развития человека;
  • 6) раскрытие социально-педагогических основ многообразия видов человеческой деятельности и условий се реализации;
  • 7) развитие теории и практики социально-педагогической деятельности как средства реализации потенциала социальной педагогики;
  • 8) преобразование педагогических возможностей социума в целях создания благоприятных условий для социализации человека, его конкурентоспособности в обществе;
  • 9) установление связей с другими областями знания и реализация научного потенциала в различных сферах жизни общества.
Читайте также:  Праграмма развития ребенка от 2 лет

Наряду с обозначенными к числу задач социальной педагогики можно отнести широкий диапазон проблем, в разрешении которых призвана участвовать социальная педагогика. Среди значимых – задачи разработки инструментариев социально-педагогической диагностики педагогического потенциала социума, разработки социально-педагогических основ помощи детям и взрослым, оказавшимся в экстремальных ситуациях и лицам группы социального риска, а также разработки социально-педагогических технологий реализации возможностей социума и разрешения проблем социализации человека.

Содержание предмета социальной педагогики обусловливает и се функции. С этих позиций выделяют теоретическую и технологическую функции, действующие в ограниченном единстве.

Теоретическая функция социальной педагогики реализуется на трех уровнях:

  • 1) описательном, или объяснительном, – раскрытие передового и новаторского социального опыта и показ путей его использования;
  • 2) диагностическом – изучение педагогических возможностей социума и самой личности, состояния социально-педагогической деятельности по разрешению проблем личности и ее самореализации;
  • 3) прогностическом – экспериментальные исследования социально-педагогических проблем и построение на их основе моделей преобразования реальной жизни индивида.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности социально-педагогических явлений, нахождением глубинных явлений и научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории социального обучения, социального воспитания и социального развития, модели социально-педагогических систем, опережающих социальную практику.

Технологическая функция социальной педагогики предполагает также три уровня реализации:

  • 1) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, методик, техник, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих “нормативный, или регулятивный” план социально-педагогической деятельности, ее содержание и характер;
  • 2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений социальной педагогики в жизнедеятельность личности с целью ее совершенствования и саморазвития;
  • 3) корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на социальную практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Источник

Тесты по теме – Социальная педагогика с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Предмет социальной педагогики сформулировал

+1. А.С. Макаренко

2. Р. Мертон

3. С.Т. Шацкий

2. Социальная педагогика это наука

1. о последовательном развитии общества общества;

+2. проводящая исследование влияния социальной среды на воспитание и формирование личности;

3. о закономерностях развития и функционирования социально обусловленных психических процессов ребенка.

3. Принципы социальной педагогики

+1. гуманизма;

+2. социальности;

3. системности.

4. Функции социальной педагогики

+1. анализ состояния социального воспитания в разных социальных сферах, которые находятся в непосредственном окружении личности и прямо воздействуют на нее;

2. коррекция детско-родительских отношений.

+3. формирование у ребенка способности к самовоспитанию, самообучению, навыкам самостоятельной организации своей жизни и умения нести ответственность за поступки;

5. Основные категории социальной педагогики

+1. социальное воспитание;

2. изучение детско-родительских отношений;

+3. социально-педагогическая коррекция

6. Объектом социальной педагогики является

1. группа детей;

+2. процесс развития человека в социуме на основе его социальных взаимодействий;

3. личность определенного возраста и уровня развития.

7. Социальный опыт это в педагогике

1. опыт, который был заимствован у других поколений и внедренный в процесс воспитания и обучения ребенка;

2. опыт, полученный в результате наблюдения за группой людей разного возраста и социального положения;

+3. опыт совместной жизнедеятельности людей, отраженный в знаниях и методах

познания, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, представлениях о правильном;

8. Социальное развитие это в педагогике

+1. социально-педагогический процесс приобщения личности, социальных групп к взаимодействию с социумом с целью формирования социальной активности как значимого качества личности;

2. процесс, который позволяет отследить изменения, происходящие с человеком в том или ином возрасте;

3. закономерность, которая позволяет выявить полученный человеком опыт в процессе взаимодействия с другими людьми.

9. Социальное воспитание это в педагогике

1. основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им норм поведения и общения.

+2. основная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности благодаря ее погружению в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.

Читайте также:  Интегрированное занятие как средство развития ребенка

3. коррекция поведения, которое личность привыкла проявлять в обществе. Представляет собой длительный процесс, в ходе которого учитываются обстоятельства жизни, взаимоотношения с окружающими и близкими людьми;

тест 10. Социальная педагогика изучает

+1. воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности

2. поведение человека в процессе взаимодействия с другими субъектами общения;

3. изменения, которые происходят в личности под влиянием окружающей среды.

11. Социальная педагогика как отрасль научного знания

1. это дисциплина, которая ставит перед собой цель скорректировать поведение личности и помочь с адаптацией в обществе;

+2. это научная дисциплина, раскрывающая определение, объект и предмет, социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах

3. это отрасль, которая изучает влияние окружающих людей на личность.

12. Этапы развития социальной педагогики

+1. эмпирический;

+2. теоретический;

3. исследовательский.

13. Основоположник социальной педагогики

1. С.Т. Шацкий;

2. А.С. Макаренко

+3. Г. Бойме;

14. Социальная педагогика как сфера практической деятельности

+1. направлена на человека в ситуации его взаимодействия с тем или иным социумом.

2. считается симбиозом из психологических исследований и опыта предыдущих поколений, что позволяет добиться успешной адаптации личности в обществе;

3. помогает решить проблемы, связанные с социализацией человека, его взаимодействием с другими людьми

15. Сущность социальной педагогики

+1. изучает проблемы, связанные с деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества;

2. исследует личность, которая оказалась в новых обстоятельствах, причины поведения, мотивы поступков с целью коррекции в случае возникновения трудностей.

3. отслеживает поведение человека в процессе его взаимодействия с другими людьми.

16. Социальная педагогика как учебный предмет

1. считается обязательным для специалистов, обучающихся по специальностям, причисленным к гуманитарным;

+2. изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. Включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета – подготовка квалифицированного педагога;

3. внедрен в программу педагогических вузов в качестве обязательного.

17. Культурные предпосылки возникновения социальной педагогики

+1. Благотворительность;

2. Повышение уровня жизни населения.

+3. Борьба с беспризорностью;

18. Объект исследования социальной педагогики

+1. процесс развития человека в обществе на основе всей совокупности его социальных взаимодействий:

2. формирование личности человека под воздействием взаимодействия с окружающими людьми;

3. личность, которая непрерывно развивается на протяжении всей жизни.

19. Предметом социальной педагогики является

1. непрерывно протекающий процесс, позволяющий отследить динамику изменений в поведении личности, в разном возрасте при смене социального окружения;

+2. социально-педагогический процесс, возникающий в результате взаимодействия человека и социума и отражающий сущность изменений, происходящих в индивиде и самом социуме в условиях социализации;

3. социальный опыт представителей многих поколений, позволяющий выявить грамотное поведение для успешной адаптации в общества.

тест_20. Ценностные ориентации, социальные нормы, традиции составляют содержание понятия…

1. восприятие;

2. культура;

+3. образ жизни

21. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется…

+1. идентификация

2. самопознание;

3. саморефлексия.

22. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам…

1. вторичной социализации

+2. первичной

3. основной

23. Социальная норма – это:

1. норма в преодолении возрастных кризисов

2. норма социально-личностного развития;

+3. норма социально приемлемого поведения в обществе;

24. Социально-педагогическая профилактика – это:

1. восстановление социальных функций;

+2. работа по предупреждению негативного социального поведения;

3. коррекция недопустимого социального поведения.

25. Какую функцию выполняет социальный педагог в ходе взаимодействия специалистов по профилактике и коррекции девиантного поведения детей:

+1. посредническую;

2. по защите прав и интересов подопечных;

3. воспитательную.

Источник

Определение 1

Социальная педагогика – это самостоятельная педагогическая наука, занимающаяся изучением закономерностей и перспектив социального воспитания, обучения и развития человека на протяжении всей его жизни, в разнообразных социальных условиях.

Понятие и объект социальной педагогики

Для понимания объекта и предмета социальной педагогики, в первую очередь необходимо рассмотреть ее понятие и содержание.

Читайте также:  Театральная деятельность в развитии ребенка как личности

Согласно взглядам ученых существует три основные точки зрения на социальную педагогику:

  1. Социальная педагогика – это не самостоятельная наука, а междисциплинарная область человеческого знания. То есть, согласно данного подхода, у социальной педагогики нет собственной теоретической основы, как области отражения педагогических явлений. Объекты (социальное обучение и воспитание) представлены исключительно в рамках педагогики.
  2. Социальная педагогика – это прикладная дисциплина, являющаяся областью социальной практики и социальной работы. Согласно данному подходу функции социальной педагогики заключается в опосредованном использовании знаний, которые были ею позаимствованы, из других наук и адаптированы под решение задач социального воспитания и обучения.
  3. Социальная педагогика – это относительно самостоятельная наука и дисциплина, являющаяся одним из основных средств социально-педагогического образования. Согласно данной теории, социальная педагогика имеет собственный объект и предмет изучения.

Замечание 1

В настоящее время общепризнанной является третья точка зрения.

Объектом социальной педагогики выступает процесс социального воспитания и обучения человека на протяжении всей его жизнедеятельности и социализации в обществе.

Большое значение в объяснении объекта социальной педагогики занимает социум и его педагогический потенциал, который является одним из основных средств социального воспитания и обучения детей и взрослых.

Современные педагоги-ученые отдают приоритет образованию подрастающего поколения, вкладывая в него смысл целенаправленного педагогического процесса социального воспитания и обучения, согласно интересам людей, общества и государства.

Предмет социальной педагогики

Замечание 2

Под предметом социальной педагогики понимают социально-педагогический процесс, включающий в себя социальное воспитание, обучение и развитие, и возникающий в результате взаимодействия человека с социумом и окружающей его действительностью.

В качестве примере, можно рассмотреть такие ситуации: так, экономист, занимается исследованием уровня реальных возможностей «трудовых ресурсов» населения, изучает процесс их подготовки системой образования и вычисляет затраты на их полноценную подготовку.Социолог же, занимается исследованием готовности системы образования, осуществляет качественную социальную адаптацию подрастающего поколения, согласно современному НТП и социальным преобразованиям в обществе.

Задача социального педагога, исходя из предмета социальной педагогики, состоит в изучении педагогических возможностей социума в становлении и развитии личности, а также осуществлении поиска путей эффективного влияния социума на качественные изменения личности.

Таким образом, в качестве предмета социальной педагогики можно считать социальное воспитание, социальное обучение и социальное развитие как единый социально-педагогический процесс, организованный и целенаправленно реализуемый в социуме посредством семьи, специальных социальных институтов, социальных отношениях и т.д., направленный на полноценную и продуктивную социализацию личности.

Задачи социальной педагогики

Изучение задач социальной педагогики, имеет большое значение для понимания ее предмета.

Замечание 3

Содержание социальной педагогики включает в себя: закономерности, сущность, тенденции, перспективы и принципы развития педагогического процесса в результате воздействия на него социума.

Основная цель социальной педагогики заключается в разработке теории и технологии организации социально-педагогического процесса, создание современных и актуальных методов, средств, приемов и форм его реализации.

Таким образом, социальная педагогика направлена на изучение закономерностей социального воспитания, обучения и развития человека на всех этапах его жизнедеятельности и взаимодействия с социумом.
Исходя из предмета социальной педагогики, определяется практическая сфера ее применения и основные задачи:

  1. Обеспечение гармоничного взаимодействия индивида и социума.
  2. Исследование воспитательных и образовательных возможностей социума и самой личности в интересах ее продуктивной социализации.
  3. Изучение методов и форм эффективной реализации педагогического потенциала социума и его влияние на социализацию личности во всех этапах ее становления и развития.
  4. Исследование методов и форм совершенствования педагогического потенциала социума, с целью повышения эффективности его возможностей.
  5. Изучение педагогического влияния на социальные отношения, в процессе развития и социализации человека.
  6. Выделение и описание социально-педагогических основ многообразия видов человеческой деятельности и условий ее эффективной реализации в рамках современного социума.
  7. Развитие теории и практики социально-педагогической деятельности, как одного из важнейших средств реализации потенциала социальной педагогики.
  8. Изменение и адаптация педагогических возможностей социума, с целью создания эффективных условий социализации человека и становления его конкурентоспособности в обществе как личности.
  9. Установление продуктивных связей с другими областями знаний о человеке, реализация их научного потенциала в разнообразных сферах современного общества.
  10. Разработка необходимого социально-педагогического инструментария, направленного на выявления проблем социализации среди детей и взрослых, и оказание им необходимой социальной помощи на всех этапах их жизнедеятельности.

Источник