Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка thumbnail

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда» – это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая средагруппы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Средадолжна быть наполнена:

– содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

– тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

– для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагаетрешение следующих задач:

– Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

– Радости существования (психологическое здоровье).

Развитие индивидуальности ребенка.

– Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

– Тактика общения – сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметномусодержанию игрового пространство группы относятся:

– игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);

– учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

Читайте также:  Восьмой месяц ребенок развитие и меню

– оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей средеорганизовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Предметная средапроектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:

– обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;

– побуждает детей к деятельности;

– способствует развитию самостоятельности и творчества;

– обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно-развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник

Екатерина Грачева
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ. Приёмную комнату в нашей группе мы постарались сделать красивой и уютной. Согласно ФГОС ДО родители воспитанников являются полноправными участниками образовательных отношений. Поэтому мы регулярно информируем родителей о жизни их детей в ДОУ. На стенде «Для вас, родители!», представлены следующие материалы: визитка группы, режим дня, расписание РОД, перспективный план на год, тема недели и задачи, которые мы планируем реализовать.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников

Далее представлена выставка поделок из природного материала на тему «Осенние фантазии» – совместное творчество детей и родителей.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Здесь же располагается «Родительский столик», где родителям предлагается литература, дидактические игры по теме недели, картотека прогулок, а также альбом «Интересные события нашей жизни», последнее из таковых событий – утренник «Волшебница Осень». Информация постоянно меняется.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

На следующем стенде расположена информация о текущих сезонных изменениях в природе.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Стенд «Наше творчество» демонстрирует продуктивную деятельность всех воспитанников, которую регулярно просматривают родители.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Стенд с рубрикой «Поздравляем» помогает поддерживать доброжелательную атмосферу в группе, стимулирует детей и родителей к активному участию в жизни группы. Здесь мы размещаем поздравления воспитанников с Днём Рождения, с успешным участием в различных конкурсах.

Также в приёмной комнате представлен стенд для объявлений, здесь же расположен фильтр приёма детей.

Родителям важно знать, чем кормят детей в д/с. Об этом они узнают на стенде «Меню».

Периодически выставляются папки-передвижки с различной информацией и консультации для родителей.

Нам необходимо получать обратную связь от родителей воспитанников. Здесь представленыдве формы обратной связи: «Почта доверия», «Тетрадь отзывов и предложений».

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Далее представлен органайзер под названием «Домашние друзья», где воспитанники могут оставлять игрушки, принесённые из дома.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Кроме того, в нашей группе существует рубрика под названием «Копилка новых слов», где родителям предлагаются способы пополнения словарного запаса детей, кармашек с алгоритмом одевания по сезону, кармашек «Мнемотаблица», информация в котором меняется в соответствие с темой недели.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей среднего дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда отвечает требованиям содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Мебель соответствует росту и возрасту детей.

Читайте также:  Зона ближайшего развития это что ребенок

В группе для развития и воспитания детей создана правильная, целесообразная, удобная, информационная предметно – развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.

Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность, все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям, гендерной принадлежности детей моей группы.

Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

При проектировании РППС обеспечивается создание условий для информатизации образовательного процесса. Для этого групповое помещение оснащено оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (мобильным компьютерам, интерактивной доской, проектором).

Компьютерно – техническое оснащение используется в различных целях:

для обеспечения образовательного процесса;

– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др. ;

– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию рабочей;

– для предоставления информации о рабочей программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией рабочей программы и т. п.

Наша группа оснащена современными информационными средствами.

На столе рядом с интерактивной доской располагается дидактический материал, игры по теме недели.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр познавательного развития.

Центр «Юные математики».

Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др.

Центр «Говорим правильно».

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Поэтому мы заботимся о формировании речевой активности детей, о её чистоте и правильности.

Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.

Для подготовки к обучению грамоте есть магнитная доска, д/и, наборы букв.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр «Безопасность» способствует формированию основ безопасного поведения у детей. Он оснащен макетом улицы, пособием «Дорожные знаки», игрой «Парковка», игрушками – транспортными средствами, иллюстрациями о транспорте и рабочих инструментах. Есть папка «Правила безопасности для дошкольников», картотека с/р игр «Безопасность».

Уже несколько лет в нашей группе работает мини-музей. Работа по созданию мини-музея ведётся совместно с родителями и детьми. В настоящее время в нашем мини-музее действует экспозиция на тему «Русская народная игрушка». Экспонаты из мини-музея могут обыгрываться детьми, используются в игровой, познавательной и продуктивной деятельности. Экспонаты и тема мини-музея меняются в зависимости от возраста и интересов детей.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр «Юные исследователи»:

При организации детского экспериментирования стоит новая задача — показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир. В центре экспериментирования собраны разные сыпучие материалы, часы песочные (на разные отрезки времени, микроскоп, Циркуль, линейки, набор мерных стаканов, бумаги, семян и плодов, (гербарий).

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующая модель водяной мельницы.

Читайте также:  Нарушение внимания памяти ребенка развитие

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр «Любители природы».

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох. Нами собраны серии сюжетных картинок, альбомы для рассматривания, картотеки «домашние и дикие животные, растения, птицы, жители океана и другие». Так же подобран наглядный материал с фигурками животных разных климатических зон Земли.Различное лото: «Дикие и домашние животные»,дидактические игры: «Лото: весёлые зверята», «Круглый год», «Времена года», «Как растёт живое», «Найди пару» и другие. Есть календарь погоды.

РППС познавательного центра соответствует принципам содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Игровой центр позволяет создавать условия для развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;В группе имеется все необходимое оборудование для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Семья»; «Магазин»; «Дочки-матери»; «Транспорт»; «Детский сад»; «Водители»; «Наша армия»; «Пожарные»; «Мы- строители». Также в игровом центре есть наборы фруктов, овощей, хлебобулочных изделий. Кроме того, в игровом центре представлен кукольный домик с мебелью, куклы, пупсы, коляски, машины, инструменты.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Дети активно используют передвижную ширму в своей игровой деятельности, что позволяет РППС группы быть полифункциональной. Такую же функцию выполняет передвижная платформа.

Спокойно отдохнуть, снять эмоциональное напряжение дети могут в центре отдыха и уединения. Воспитанники сидят на мягком диване, могут выполнять различные действия со шторами – «сухим дождем», могут посмотреть книги, фотоальбомы «Моя семья», «Это я», заняться сенсорными играми (шнуровка, катушки). Здесь дети рассматривают картины на стене.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр художественно – эстетического развития:

Центр музыкально-театрализованной деятельности способствует развитию способности выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, где представлены:

– различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой;

– маски, одежда для ряженья;

– набор наручных кукол би-ба-бо;

– музыкальные инструменты по возрасту детей;

– музыкально – дидактические игры;

– магнитола, диски, флэшка с детскими песнями;

– мобильный контейнер с нарядами и т. п.

– папка с фотографиями композиторов.

Центр изобразительной деятельности способствует формированию творческого потенциала детей, развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, художественно – творческих способностей. Для решения этих задач в мини-центре есть доска-мольберт, различные канцтовары, трафареты, раскраски, альбомы с иллюстрациями народного творчества.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр конструктивной деятельности «Маленький строитель»

– крупный, средний и мелкий строительный материал, конструкторы из серии «Лего», мозаика, схемы, игрушки для обыгрывания построек. Крупный конструктор находится в передвижных контейнерах, что способствует их трансформируемости.

Рядом с центром «Юные строители» располагаются передвижные модули, которые также трансформируемы и полифункциональны.

Центр книги «Юный книголюб».

Центр книги обеспечивает литературное развитие дошкольников. Наряду с художественной литературой здесь представлены портреты писателей, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, книжки-малышки, сделанные руками детей и их родителей.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр физического развития: «Олимпийские резервы», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей, оснащен необходимым физкультурным оборудованием, пособиями в соответствии с разными видами физических упражнений, движениям (мячи большие и малые, кольцебросы, скакалки, кегли, серсо, мишени и шарики для бросания, мешочки для метания). Также есть д/и и альбомы спортивного содержания, массажные дорожки.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Перечень материалов, игрушек и оборудования для группы определяется ООП ДО с учётом комплексной ОП ДО «Детство» (Бабаева, Гогоберидзе, Солнцева).

Мы в своей работе стремимся,чтобы:

-предметный мир обеспечивал потребности каждого ребёнка;

-РППС обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накоплению социального опыта;

-РППС выступала условием расширения возможностей ребёнка;

-РППС способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

Источник