Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка thumbnail

Екатерина Грачева
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ. Приёмную комнату в нашей группе мы постарались сделать красивой и уютной. Согласно ФГОС ДО родители воспитанников являются полноправными участниками образовательных отношений. Поэтому мы регулярно информируем родителей о жизни их детей в ДОУ. На стенде «Для вас, родители!», представлены следующие материалы: визитка группы, режим дня, расписание РОД, перспективный план на год, тема недели и задачи, которые мы планируем реализовать.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников

Далее представлена выставка поделок из природного материала на тему «Осенние фантазии» – совместное творчество детей и родителей.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Здесь же располагается «Родительский столик», где родителям предлагается литература, дидактические игры по теме недели, картотека прогулок, а также альбом «Интересные события нашей жизни», последнее из таковых событий – утренник «Волшебница Осень». Информация постоянно меняется.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

На следующем стенде расположена информация о текущих сезонных изменениях в природе.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Стенд «Наше творчество» демонстрирует продуктивную деятельность всех воспитанников, которую регулярно просматривают родители.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Стенд с рубрикой «Поздравляем» помогает поддерживать доброжелательную атмосферу в группе, стимулирует детей и родителей к активному участию в жизни группы. Здесь мы размещаем поздравления воспитанников с Днём Рождения, с успешным участием в различных конкурсах.

Также в приёмной комнате представлен стенд для объявлений, здесь же расположен фильтр приёма детей.

Родителям важно знать, чем кормят детей в д/с. Об этом они узнают на стенде «Меню».

Периодически выставляются папки-передвижки с различной информацией и консультации для родителей.

Нам необходимо получать обратную связь от родителей воспитанников. Здесь представленыдве формы обратной связи: «Почта доверия», «Тетрадь отзывов и предложений».

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Далее представлен органайзер под названием «Домашние друзья», где воспитанники могут оставлять игрушки, принесённые из дома.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Кроме того, в нашей группе существует рубрика под названием «Копилка новых слов», где родителям предлагаются способы пополнения словарного запаса детей, кармашек с алгоритмом одевания по сезону, кармашек «Мнемотаблица», информация в котором меняется в соответствие с темой недели.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей среднего дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда отвечает требованиям содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Мебель соответствует росту и возрасту детей.

В группе для развития и воспитания детей создана правильная, целесообразная, удобная, информационная предметно – развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.

Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность, все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям, гендерной принадлежности детей моей группы.

Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

При проектировании РППС обеспечивается создание условий для информатизации образовательного процесса. Для этого групповое помещение оснащено оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (мобильным компьютерам, интерактивной доской, проектором).

Компьютерно – техническое оснащение используется в различных целях:

для обеспечения образовательного процесса;

– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др. ;

– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию рабочей;

– для предоставления информации о рабочей программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией рабочей программы и т. п.

Наша группа оснащена современными информационными средствами.

На столе рядом с интерактивной доской располагается дидактический материал, игры по теме недели.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Центр познавательного развития.

Центр «Юные математики».

Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др.

Центр «Говорим правильно».

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Поэтому мы заботимся о формировании речевой активности детей, о её чистоте и правильности.

Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.

Для подготовки к обучению грамоте есть магнитная доска, д/и, наборы букв.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Центр «Безопасность» способствует формированию основ безопасного поведения у детей. Он оснащен макетом улицы, пособием «Дорожные знаки», игрой «Парковка», игрушками – транспортными средствами, иллюстрациями о транспорте и рабочих инструментах. Есть папка «Правила безопасности для дошкольников», картотека с/р игр «Безопасность».

Уже несколько лет в нашей группе работает мини-музей. Работа по созданию мини-музея ведётся совместно с родителями и детьми. В настоящее время в нашем мини-музее действует экспозиция на тему «Русская народная игрушка». Экспонаты из мини-музея могут обыгрываться детьми, используются в игровой, познавательной и продуктивной деятельности. Экспонаты и тема мини-музея меняются в зависимости от возраста и интересов детей.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Центр «Юные исследователи»:

При организации детского экспериментирования стоит новая задача — показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир. В центре экспериментирования собраны разные сыпучие материалы, часы песочные (на разные отрезки времени, микроскоп, Циркуль, линейки, набор мерных стаканов, бумаги, семян и плодов, (гербарий).

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующая модель водяной мельницы.

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Центр «Любители природы».

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох. Нами собраны серии сюжетных картинок, альбомы для рассматривания, картотеки «домашние и дикие животные, растения, птицы, жители океана и другие». Так же подобран наглядный материал с фигурками животных разных климатических зон Земли.Различное лото: «Дикие и домашние животные»,дидактические игры: «Лото: весёлые зверята», «Круглый год», «Времена года», «Как растёт живое», «Найди пару» и другие. Есть календарь погоды.

РППС познавательного центра соответствует принципам содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Игровой центр позволяет создавать условия для развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;В группе имеется все необходимое оборудование для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Семья»; «Магазин»; «Дочки-матери»; «Транспорт»; «Детский сад»; «Водители»; «Наша армия»; «Пожарные»; «Мы- строители». Также в игровом центре есть наборы фруктов, овощей, хлебобулочных изделий. Кроме того, в игровом центре представлен кукольный домик с мебелью, куклы, пупсы, коляски, машины, инструменты.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Дети активно используют передвижную ширму в своей игровой деятельности, что позволяет РППС группы быть полифункциональной. Такую же функцию выполняет передвижная платформа.

Спокойно отдохнуть, снять эмоциональное напряжение дети могут в центре отдыха и уединения. Воспитанники сидят на мягком диване, могут выполнять различные действия со шторами – «сухим дождем», могут посмотреть книги, фотоальбомы «Моя семья», «Это я», заняться сенсорными играми (шнуровка, катушки). Здесь дети рассматривают картины на стене.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Центр художественно – эстетического развития:

Центр музыкально-театрализованной деятельности способствует развитию способности выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, где представлены:

– различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой;

– маски, одежда для ряженья;

– набор наручных кукол би-ба-бо;

– музыкальные инструменты по возрасту детей;

– музыкально – дидактические игры;

– магнитола, диски, флэшка с детскими песнями;

– мобильный контейнер с нарядами и т. п.

– папка с фотографиями композиторов.

Центр изобразительной деятельности способствует формированию творческого потенциала детей, развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, художественно – творческих способностей. Для решения этих задач в мини-центре есть доска-мольберт, различные канцтовары, трафареты, раскраски, альбомы с иллюстрациями народного творчества.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Центр конструктивной деятельности «Маленький строитель»

– крупный, средний и мелкий строительный материал, конструкторы из серии «Лего», мозаика, схемы, игрушки для обыгрывания построек. Крупный конструктор находится в передвижных контейнерах, что способствует их трансформируемости.

Рядом с центром «Юные строители» располагаются передвижные модули, которые также трансформируемы и полифункциональны.

Центр книги «Юный книголюб».

Центр книги обеспечивает литературное развитие дошкольников. Наряду с художественной литературой здесь представлены портреты писателей, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, книжки-малышки, сделанные руками детей и их родителей.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Центр физического развития: «Олимпийские резервы», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей, оснащен необходимым физкультурным оборудованием, пособиями в соответствии с разными видами физических упражнений, движениям (мячи большие и малые, кольцебросы, скакалки, кегли, серсо, мишени и шарики для бросания, мешочки для метания). Также есть д/и и альбомы спортивного содержания, массажные дорожки.

Предметно развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

Перечень материалов, игрушек и оборудования для группы определяется ООП ДО с учётом комплексной ОП ДО «Детство» (Бабаева, Гогоберидзе, Солнцева).

Мы в своей работе стремимся,чтобы:

-предметный мир обеспечивал потребности каждого ребёнка;

-РППС обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накоплению социального опыта;

-РППС выступала условием расширения возможностей ребёнка;

-РППС способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

Источник

Ольга Орлова
Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка

«Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия» (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Энциклопедический словарь)

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития)позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. При организации зон учитываются интересы мальчиков и девочек.

Обязательным в оборудовании являются материалы,активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, постоянно пополняется и обновляется. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления.

Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В ДОУ оформляется и регулярно пополняется портфолио ребенка, в котором отражаются достижения ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехи на протяжении дошкольной жизни.Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким.

Портфолио хранится в приёмных групп, в результате оно доступно и детям и родителям и педагогам. Каждый из них может в любое время пополнить портфолио различными материалами.

На прогулочных площадках ДОУ создаются (в летнее время – на песке, в зимнее время года – на снегу) различные постройки. Уделяется внимание украшению веранд и участков, что позволяет придать каждому участку индивидуальность и неповторимость.

В ходе участия в стажировочной площадке в предметно-развивающей среде наших групп появились следующие уголки, направленные на индивидуализацию среды:

«Уголок именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, «Паровозика желаний», чудесного мешочка с желаниями и т. д.

стенды «Я умею, я люблю, хочу научиться» заполняются со слов ребенка и раскрывают его интересы и возможности.

уголок «Мое настроение». Даёт возможность отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, оценивать и найти способ изменить его.

«Панорама добрых дел». Накопленные в течение месяца достижения ребенка, представленные в рубрике, служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.

Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события.

«Имя ребёнка». В группе стараемся, чтобы имя ребёнка встречалось как можно чаще, что показывает ему его важность и значимость для взрослых, для сверстников. Поэтому мы постарались подписать имена детей там,где это было можно сделать: стульчики, кабинки, экран настроения и т. д.

«Остров сокровищ». Полочка, на которой могут хранится личные вещи детей.

«Я пришел, и я пришла», «Я все съел, и я все съела». Дети в старших группах сами прописывают на листочках своё имя в соответствующей колонке, а в младших группах это делается с помощью наклеивания соответствующих картинок.

«Минипортфолио». На кабинках групп появились минипортфолио, выполненные в различном стиле, что позволяет подчеркнуть индивидуальность каждого ребёнка.

«Девочки и мальчики». В группах появился уголок, в котором ребята сами могут посчитать, сколько сегодня девочек, а сколько мальчиков. Считать самих себя оказалось очень интересно.

Подписывают свои творческие работы, оформляют поздравительные газеты своим товарищам, подписывают открытки для мам.

В группах постоянно организовываются спонтанные творческие выставки.

«Медали дежурных». Ребята с радостью выполняют обязанности дежурных, надевая данный атрибут.

“Новости дня, недели”. Сообщение темы недели, проекта, информация по теме, написанные воспитателем совместно с детьми и вывешенные на всеобщее обозрение.

Игровые макеты. Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.

Детское коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».

Уголки групп пополнились играми-самоделками, изготовленными дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Создание условий развития для каждого ребенка является главной идеей индивидуализация среды. Содержание предметной среды должно отражать индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива группы в целом. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Понимая всю важность этой проблемы, мы начали с повышения квалификации педагогов в вопросе создания развивающей среды, чему немало поспособствовало участие воспитателей ДОУ в практико-ориентированных семинарах, проводимых стажировочной площадкой.

Приезжая с семинаров стажировочной площадке в ДОУ проводились семинары для всего педагогического коллектива. На стажировочную площадку были направлены два воспитателя, один из которых работает с детьми старшего дошкольного возраста, а вторая – с детьми младшего и среднего возраста. Следовательно, каждый из них выносил из семинаров материал, ориентированный на детей своей возрастной группы.

Практика показывает, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы, включающие каждого педагога в активную работу.

Поэтому мы решили практическое воплощение вопроса о создании предметно-развивающей среды осуществить в виде конкурсов,которые за последний год были проведены в ДОУ:

1. Оформление «Портфолио группы».

2. Лучший психологический уголок группы

3. Презентация уголков экспериментальной деятельности.

4. «Огород на подоконнике»

5. Скульптуры из снега «Вот что я умею!» (ежегодно)

Для организации и проведения каждого конкурса создается положение, где указываются цели, задачи, сроки проведения конкурса, критерии оценки, состав жюри.

Проведение подобных конкурсов пополняет и обогащает среду групп, делает её индивидуальной и неповторимой. Так в результате проведения конкурса «Лучший психологический уголок»психологические уголки групп пополнились различным материалом: картотеки релаксационных упражнений, упражнений на чередование напряжения и расслабления, мирилки, «коврик дружбы», «Стаканчик для крика» и многое другое.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Поиск инновационных подходов к организации предметно – развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются – ФГОС ДО и творчество, талант и фантазия педагогов.

Источник