Предложения по развитию ребенка
Собрали в один полезный материал все методики, по которым во всём мире развивают детей. Выбирайте!
В каждой стране в разные исторические периоды возникает множество методик по воспитанию и развитию детей. И каждая доказывает свою уникальность, становится популярной, но постепенно теряет актуальность. Мы расскажем об интересных не экспериментальных методиках, доказавших свою эффективность. Вам решать — выбрать одну или взять из каждой самое ценное.
10 методик развития ребёнка
1. Методика Марии Монтессори. В центре системы – ребёнок. Вокруг него создаётся особая среда – сенсорная среда, где всё можно трогать, изучать, познавать. Учитель наблюдает и не вмешивается, пока его не попросит сам ребёнок. «Помоги мне сделать это самому» – основной постулат этой популярной системы, по которому работает бесчисленное множество детских развивающих центров по всему миру.
Обучение по системе Монтессори
2. Система Ховарда. Для тех, кто хочет с ранних лет дать малышу второй язык. Суть в том, что учитель или родитель говорят на втором языке постоянно, сначала на простом уровне, потом переходят на усложнённый. Оценок в этой системе не предусмотрено. Главное, что ребёнок легко и непринужденно переходит к многоязычию.
Читайте на нашем канале “7 книг для подготовки к рождению малыша”
3. Музыкальные методики Алисы Самбурской и Железновых.Главная идея – любые занятия сопровождаются песнями, музыкой. Это благоприятно влияет на тонкое развитие малыша, активизирует творческое мышление, успокаивает нервную систему.
4. Система Глена Домана. В детских центрах обычно используют только карточки Домана. На самом деле система этого врача-нейрофизиолога очень сложна и многоступенчата. Он по сути мечтал о воспитании идеальных детей, умных и физически сильных. Если говорить о более известных карточках, то это изображения предметов, животных, которые запоминаются и описываются, между ними устанавливаются причинно-следственные связи. За счёт этого тренируется мозг самых маленьких детей.
https://programmamama.com
Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”
5. Система Зайцева. Для домашнего и детсадовского образования Николай Зайцев предложил методику обучения чтению, письму, математике, английскому языку, благодаря так называемым «кубикам Зайцева». В комплект методики входят кубики, таблицы и аудиозаписи. В процессе игры мамы с малышом поют песни, складывают кубики, пишут слова.
Кубики Зайцева
6. Методика Никитиных. Она была разработана супругами ещё в советское время. Одна из основных идей – устранение всех физических преград для ребёнка. Супруги Никитины считали, что манежи, коляски, кроватки мешают гармоничному развитию личности, ограничивают пространство малыша и не дают ему развиваться свободно. Также они разработали систему закаливания детей с целью повышения их иммунитета.
7. Грудничковое рисование Марии Гмошинской. Направлено на ранее развитие творческой жилки и воображения. Уже с 6 месяцев можно предлагать малышу рисовать красками и своими собственными ладошками.
Рисуем пальчиками
8. Грудничковое плавание. Методика занятия с новорождёнными подводным плаванием появилась сравнительно недавно, авторство её приписывают многим. Сначала малыш первых недель жизни пробует плавать в ванной, потом в бассейне с инструктором. Специалисты считают, что плавание – это рефлекс, который хорошо развит у грудничков, ведь они плавали у мамы в животике. В любом случае занятия плаванием укрепляют мышечный скелет и иммунитет ребёнка.
9. Система Сесиль Лупан. Это доработанная и упрощённая методика Домана. Сесиль предлагает разговаривать обо всем даже с новорождёнными, с раннего возраста вешать на окружающие предметы карточки с наименованиями этих вещей, постоянно работать с малышом над развитием разговора, письма и чтения, даже в «лепетный» период.
10. Вальдорфская система. До 7 лет ребёнок просто смотрит и впитывает информацию о мире через подражание взрослым. С 7 до 14 лет подключает чувства и эмоции, а с 14 лет – логику. Раннее интеллектуальное обучение вообще неприемлемо. Так, чтению учат лишь с 10 лет, а дошколята играют только натуральными материалами. Телевизоры и компьютеры под запретом.
Какая методика лучшая? И существует ли вообще идеал воспитания и развития детей? Решать только вам.
Полезная статья? Подпишитесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями!
Источник
Главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, профессор Марьяна Михайловна Безруких назвала для каждого этапа дошкольного возраста свои актуальные задачи развития. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, любознательными, развитыми, демонстрировали различные таланты и умения. И все мы решаем эту задачу по-своему: кто-то с трех лет учит с ребенком пару иностранных языков, кто-то водит на танцы… А между тем самые основные, базовые задачи развития остаются как бы за кадром.
По мотивам лекции «Познавательное развитие детей-дошкольников» в рамках марафона «Энциклопедия родителей дошкольника»
????1–3 года. Движение — жизнь!
Навык управления собственным телом. Основная задача ребенка в три года — освоить собственное тело, двигаться как можно больше и разнообразнее. Речь идет пока не столько о мелкой моторике, сколько о крупной: об умении ходить, бегать, прыгать, лазить, ползать, играть с мячом, кататься на самокате, носить в руках предметы, наклоняться… Между прочим, формально ребенок учится ходить до 9–10 лет: для него может оставаться непростой задачей соблюдать ровный темп, не шататься, одинаково уверенно ходить по асфальту и по кочкам, по песку и камням. То же касается и бега: активный, «правильный» бег — это навык, который приходит к ребенку не в три года, а много позже. В общем, стоит помнить о том, что для дошкольника базовая задача — активно осваивать движение как в три года, так и в шесть, и в семь.
Эмоциональный интеллект. Работа над ним уже началась в самом раннем возрасте, и сейчас она должна продолжаться. Эмоциональный интеллект нельзя взять и развить за год в рамках общей подготовки к школе: это определенный образ жизни и модель отношений. Ребенок с трех месяцев различает выражение лица мамы и папы, отвечает на улыбку оживлением, настораживается, если у взрослого сдвинутые брови… В три года он продолжает учиться эмоционально реагировать на все происходящее, справляться с негативными проявлениями в свой адрес, понимать, что он сейчас чувствует, и проживать разные эмоции.
Учтите, что гнев и раздражение взрослых имеют свойство парализовать ребенка и тормозят его развитие; так что, если попытки обучить ребенка чему угодно заканчиваются вашим раздражением, лучше отложите занятия или передайте эту задачу кому-то другому, а с ребенком занимайтесь только тем, что вас радует.
Развитие речи. Именно речи! Не письмо и не буквы, не зазубривание алфавита и выучивание названий всех видов животных и деревьев. Все это потом, а пока разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы и выслушивайте его ответы. Учите ребенка строить предложения, выражать свои мысли, помогайте подбирать слова, развивайте словарный запас. Это — программа максимум; она достаточно сложна, чтобы бросить на нее все силы и не забивать ребенку голову другими вещами.
????3–4 года. Дорогу почемучкам!
Актуальные задачи развития — все то же самое, но еще добавляется несколько.
Расширение кругозора, познавательное развитие. Ребенок начинает постепенно наполнять свою «копилку» знаний. По сказкам он выучивает времена года, праздники, различные блюда, виды животных и растений, занятий, виды транспорта… Хорошо усваивает информацию в игре и в деятельности: не торопитесь усаживать его за парту и читать длинные лекции на 20 минут (для четырехлетнего 20 минут — это действительно длинные). Лучше давайте ему потрогать, пощупать, попробовать, предложите последить за тем, как тает лед на улице во время оттепели, как замерзает вода в морозилке, как различаются по весу предметы из разных материалов, что вы чувствуете, когда едете в трамвае, метро и автобусе… Рассказывайте обо всем, о чем ребенок спросит: к счастью, сейчас не нужно быть энциклопедистом — любой ответ можно в крайнем случае нагуглить и изучить вместе с ребенком.
Эмоции. В этом возрасте ребенок очень внимателен к эмоциям взрослых, он постоянно считывает родителей и других значимых взрослых. Может испытывать страх в общении и начинает понимать, почему «Та тетя ему нравится, а эта — нет». Пора понемногу учить ребенка ждать, откладывать желаемое: мороженое купим сейчас, а съедим дома; папа придет вечером, и вы с ним поиграете в машинки. Вообще дети в 3–4 года не умеют ждать «по умолчанию»: их придется терпеливо, спокойно обучать этому навыку.
Коммуникация. До трех-четырех лет дети играют рядом, но не вместе; теперь наступает пора взаимодействия. Это крайне серьезная задача: выбирать себе партнера, учиться приглашать в игру, проситься в игру, распознавать суть игры (Что делают дети? Что я должен делать, чтобы у нас получилась общая игра? Что я могу придумать в рамках данной игры?). Здесь потребуется ваша помощь: разыгрывайте сюжеты, проговаривайте, что можно сказать другому ребенку в одной, в другой ситуации.
Ребенок также начинает осваивать коммуникацию с другими взрослыми: азы этикета, навык слушания, понимания и ответа на вопрос, а также важнейшее умение защищать свои личные границы и правильно выходить из ситуации, когда коммуникация для тебя опасна или просто навязана.
????4–5 лет. Освоение мира
Актуальные задачи развития — все то же самое (что уже немало!) и еще несколько.
Запас сведений и знаний. Продолжаем помогать ребенку активно накапливать знания о себе и о мире. По-прежнему лучше получать эти знания «в полевых условиях», на реальном практическом опыте, в процессе игровой деятельности. 4–5 лет — это тот самый возраст, когда родители начинают загружать в голову ребенка массивы энциклопедических знаний; это не хорошо и не плохо, но это серьезная нагрузка на ребенка. В зависимости от того, как он справляется с базовыми задачами (эмоции, движение, речь), можно давать больше или меньше знаний, но лучше всего руководствоваться правилом: отвечай, если ребенок спрашивает. Для учебной мотивации крайне важно, чтобы ребенок мог получать информацию по запросу, именно о том, что его интересует, а все остальное может и подождать.
Творчество. Для ребенка 4–5 лет крайне важна свобода действий. Постарайтесь найти время и пространство для свободного самовыражения: пусть ребенок создает все, что ему вздумается, и пробует все, что ему может быть интересно. Можно сходить на пробные занятия по музыке, танцам, рисованию, лепке или устроить все то же самое дома.
Свободная игра. Иногда у нас возникает иллюзия, что ребенок, когда не ест, не спит и не на занятиях — бездельничает. На самом деле в эти драгоценные минуты и часы он творчески созревает, в его голове рождается импульс к свободной игре, он начинает смело и ярко выражать себя. Все это необычайно ценно, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка каждый день оставалось время на «безделье» и полноценную игру.
Движение. Последите за тем, чтобы самая основная задача развития — активное движение — не ушла на второй план. Ребенку очень важно оставаться активным, двигаться, бегать, лазать, и если любые интеллектуальные занятия отнимают у него возможность активно двигаться, подумайте, так ли они вам нужны.
????5–7 лет. Предшкольная пора
Актуальные задачи — все то же самое (а это уже буквально полный рабочий день), плюс к этому:
Активное развитие речи. Это то, на что точно нужно обратить внимание: речь — хлеб будущего первоклассника. Сейчас многие дети приходят в школу с несформированной речью, и это становится серьезным препятствием для освоения чтения и письма, а также для общения со сверстниками.
Если есть проблемы с произношением, фонематическим слухом, если ребенок путает или переставляет слоги в слове, обратитесь к логопеду. Как можно больше общайтесь с ребенком на любые интересные ему темы, инициируйте полноценные диалоги (то есть вы делитесь мнениями, каждый задает вопросы, каждый высказывается, даются аргументы, возникают споры и т.д.). Больше читайте ребенку вслух: это настоящий живой родник для его собственной речи.
Больше акцента на мелкую моторику. Вот тут самое время заняться графическими движениями. Это движения ручкой на плоскости листа: водить пальцем по планшету или мелком по асфальту тоже важно, но это другой тип движения. Продолжайте играть с бусинами, пуговицами, шнуровками, гайками и винтиками, мелкими машинками, счетными палочками и любыми другими доступными мелкими предметами.
Личностное развитие. Помимо активного развития мышления, памяти, внимания, о которых так много и справедливо говорят современные педагоги, у ребенка возникает сложнейшая актуальная задача: понять и познать себя. Что мне нравится и что нет? Чем я могу удивить других? Что есть во мне такого, чего нет в Маше или Сереже? Почему со мной может быть интересно играть, а почему не очень? Что я люблю? Из чего я состою: из каких эмоций, слов, воспоминаний, увлечений? Это очень тонкая внутренняя работа, которая начинается сейчас и будет продолжаться долгие годы.
Социализация. Первые споры, первые конфликтные ситуации, первые недопонимания и, возможно, разочарования в процессе общения со сверстниками. Ребенок постепенно осваивает навык играть по заданным правилам, слушать инструкцию воспитателя или педагога — и действовать по инструкции. Быть частью группы, оставаясь собой.
????Пробегитесь глазами по всем описанным выше задачам.
Согласитесь, это очень много, и это то, без чего ребенку будет очень сложно радовать вас своими достижениями потом, когда дошкольная пора закончится.
Все эти задачи требуют ресурсов: времени, сил, внимания взрослых. Вы уверены, что сможете добавить математику и английский, балетную или музыкальную школу, чтобы это было не во вред базовым задачам развития? Если уверены, пробуйте, если нет, не спешите. У вас будет время познакомить ребенка со всеми интересными делами, которые есть в жизни.
Марьяна Безруких
Источник
Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок. Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольника ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями.
Какие факторы влияют на развитие речи?
Существует два основных фактора, влияющих на развитие речи ребёнка:
Биологический фактор. Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если еще до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесенное мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок. В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, не лишним будет общение с педагогом дошкольного образования.
Социально-психологический фактор. Второй очень важный аспект для развития речи у дошкольника – обстановка дома, общение с родителями, сверстниками. Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь – тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения.
Улучшение речевых навыков — важный процесс для дошкольника. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребенок, вы самостоятельно можете провести небольшое тестирование. Попросите рассказать историю, которая с ним сегодня приключилась, пересказать или придумать сказку. Обратите внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.
Типичные проблемы развития речи дошкольника
Для многих дошкольников типичны следующие проблемы в речи:
Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить») — норма для 2-3-летнего малыша. Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к пяти годам дошкольники уже способны разговаривать с взрослыми почти на равных. Если ребенок старше 4 лет не способен составить развернутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.
Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребенок владеет запасом из 2500 – 3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется еще на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлеченные темы.
Сленг. Слова-паразиты, нелитературные выражения – дети используют в своей речи те слова, которые слышат во внешнем мире. И даже если в семье никто не разговаривает на языке междометий и идиом («ну вот», «тачка», «как бы»), малыш всё равно может «подцепить» их при просмотре телевизора или в ходе компьютерной игры. Вывод? Поменьше телевизора и компьютера, побольше задушевных бесед. А вот наказывать за «подслушанное» и наивно высказанное вслух малышом «неправильное» слово не нужно: лучше объяснить, почему такие слова не стоит произносить и как они мешают полноценному общению.
Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.
Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5-7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой.
Невозможность привести аргумент. Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения – сложный, но важный навык для будущего ученика, отсутствие этого навыка в начальных классах может спровоцировать первые комплексы и отразиться на успеваемости ребёнка.
Плохая дикция, логопедические проблемы. Чаще всего они диагностируются в детском дошкольном учреждении. Но если ребенок – «домашний», а его дикцией никто не занимается, к моменту начала непременной школьной социализации могут начаться сложности с обучением чтению, с освоением правил русского языка, с развитием коммуникативных навыков.
Как развивать речь дошкольника?
Когда нужны специалисты? Шепелявость, картавость и другие аналогичные проблемы со звукопроизношением поможет решить логопед. Заикание лечится с участием врача-невролога, поскольку проблема кроется не в речевом аппарате. Некоторые особенности строения ротовой полости могут потребовать консультации стоматолога, ортодонта. Психолог поможет малышу справиться с излишней стеснительностью, торопливостью и т.п. характерологическими особенностями.
Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов
Но ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Как можно помочь малышу?
Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребенок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и четко. Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.
Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и веселые песни. Совместные занятия с родителями пойдут на пользу не только развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.
Полезные упражнения по развитию речи дошкольника
Предлагаем вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить речевые навыки и облегчат формирование навыков коммуникации.
«Сказка по картинке»
Это упражнение направлено на совершенствование связной речи. Понадобится картинка, которая нравится ребёнку. Можете вместе её нарисовать, а затем составить рассказ по ней. Не превращайте игру в скучный урок, пусть малыш получает знания в весёлой игровой форме. Задавайте открытые вопросы, подталкивайте дошкольника к ответу, помогайте построить предложение, если задание вызывает трудности. Похвалите малыша за результат, он ведь очень старался!
«Опиши предмет»
Упражнение поможет в развитии воображения, формировании правильной красивой речи. Попросите ребёнка описать любой предмет, опираясь на все свои чувства – зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, лимон. Определите какой он формы? Какого цвета? Гладкий или шероховатый? Чем пахнет? Какой на вкус? Задайте дополнительные вопросы: в какой сказке ребенок мог его видеть? Для чего лимон используют дома (пьют с ним чай, пекут лимонный пирог)? Чем больше «вопросов-ответов» вы сможете обыграть, тем больше почерпнёте слов для словаря дошкольника.
«Найди подходящее прилагательное»
Научит ребёнка понимать, чем похожи предметы, искать отличия, благодаря ему формируется грамматический костяк речи, который в дальнейшем поможет хорошо усваивать информацию. Играть в него можно, начиная с 3-летнего возраста. Покажите дошкольнику несколько предметов, которые отличаются по размеру. Он должен не только определить, какой больше, а какой меньше, но и назвать разные подходящие прилагательные, например, «гигантский», «малюсенький», «большой», «крошечный». Старайтесь использовать больше разных тем, чтобы развитие речевых способностей было разнообразным.
Чтение для развития речи
Читайте ребенку – и вместе с ребёнком! И не только детские стихи и сказки: попробуйте предложить ему небольшой отрывок стихотворения Пушкина или Есенина о природе, попросите прокомментировать, что и как он понял, при необходимости объясните все непонятные фразы и выражения. Чем проще вы сможете объяснить, тем больше слов поймет дошкольник.
Отталкивайтесь в поиске книг на любимые темы или героев ребёнка, о которых ему будет интересно читать или слушать.
Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.) А ещё потешки помогают запомнить очередность выполнения действий.
Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.
Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться. Задача родителей – подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также – выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей. Родители, которым важно психологические состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на учебную программу «Начальная школа ХХI века». Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.
Старайтесь больше общаться с детьми, делитесь своими новостями, интересуйтесь их делами. Проводите вечер вместе, читайте и обсуждайте рассказы, сочиняйте их продолжение. Раз в месяц посещайте интересные детские мероприятия, театры, музеи. Обязательно потом просите поделиться своими впечатлениями от увиденного, что понравилось, а что нет. Развитие речи, кругозор ребёнка и, как следствие, становление его интеллекта во многом зависит от таких простых, но очень важных разговоров.
Ольга Фатеева
Источник