Преддошкольный период развития ребенка

Преддошкольный период развития ребенка thumbnail

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

План

  1. Краткая характеристика периода
  2. АФО органов и систем
  3. Особенности питания
  4. Подготовка к поступлению в ДДУ
  5. Профилактика инфекционных заболеваний
  1. Краткая характеристика периода

Период от 1 года до 7 лет называют периодом молочных зубов.

Преддошкольный возраст или старший ясельный продолжается от 1 года до 3 лет; характеризуется интенсивным замедлением роста, дозреванием цнс, ребенок овладевает речью и навыками самообслуживания, исчезает пассивный иммунитет.

Особенности и проблемы периода – высокая двигательная активность, любознательность, расширение круга контактов; следствием чего являются повышенный риск травматизма и инфекционных заболеваний.

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет; характеризуется первым вытяжением, усиленным развитием скелета, началом смены молочных зубов, интенсивным развитием интеллекта.

Проблемы периода те же, что и преддошкольного, а к риску травматизма и инфекций добавляются заболевания органов дыхания и нарушение осанки.

Основами ухода и воспитания детей в период молочных зубов является профилактика травм и инфекций, воспитание похвалой, а не наказанием, поддержка стремления малыша «Я сам!», подготовка к детскому саду и к школе, сон – не менее 10 часов в сутки, общение со сверстниками.

  1. Анатомо-физиологические особенности органов и систем

Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы – речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям.

Дети до 3 лет удовлетворяются общением с родителями. Старше 3 лет нуждаются в общении со сверстниками. Поэтому целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Кожа и её придатки продолжают развиваться. Совершенствуется терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности кожных складок (к 5-6 годам они сглаживаются и исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмывание, умывание, чистка зубов) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться не реже:

в 1 – 4 года – 2 раза в неделю;

с 4 лет – 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система. К 2 годам заканчивается формирование молочного прикуса – 20 молочных зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет – не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет – не менее 4-х).

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях еще много сохраняется хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций костей особое внимание следует уделить:

– рациональному питанию

– соблюдению осанки

-достаточной двигательной активности

– адекватным физическим нагрузкам

– правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц. Развитие крупных и средних мышц происходит быстрее (обеспечивают бег, ходьбу), а мелких мышц, а, следовательно, и мелкой моторики, медленнее и продолжается до 9-10 лет.

Дыхательная система значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая – нежной, слабозащищенной. Создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1-3 года.

Тип дыхания:

к 2 годам – диафрагмально – грудной;

к 5 годам – грудной.

Частота дыхания: в среднем 25-30 в 1 минуту.

Дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет.

При выслушивании до 2-3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают и к 7 годам оно становится как у взрослых – везикулярное.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, обогащается более разветвленной сетью капилляров.

Пульс составляет:

1 – 3 года – 105 – 115 уд. в 1 мин.

4 – 6 лет – 90 – 100 уд. в 1 мин.

АД составляет:

до 5 лет – 80 + 2п, п – число лет ребенка;

в 5 лет – 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет – 100 + п.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции – ферментативная, двигательная, всасывающая и др.. Слизистая остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам – 16 см; емкость желудка: в 2 года – 300-400 мл, в 3 года – 400-500 мл, в 5-6 лет – 1000 мл.

В кишечнике сохраняется нормальная микрофлора. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет – 1 раз в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения. К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.

Суточный объем мочи составляет:

до 5 лет – 600+100 (п-1)

старше 5 лет 100 (п+5).

Разовый объем мочи составляет 90-120 мл в сутки.

Относительная плотность мочи -1010-1020.

Частота мочеиспусканий 8-10 раз в сутки.

Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек к 1,5-2 годам;

у мальчиков к 3-3,5 годам.

  1. Особенности питания

Питание детей старше одного года претерпевает значительные изменения. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возрастанием функциональных возможностей пищеварительной системы. Однако во многом структура и функции жкт несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость щажения органов пищеварения, строгого контроля качества продуктов и их кулинарной обработки.

1. Ежедневно в рацион должны входить молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль, овощи, фрукты и ряд других продуктов.

2. Рыбу, творог, яйца рекомендуется давать через 1-2 дня.

3. Животные белки должны составлять от суточного количества белка:

1-3 года – 75%;

4-6 лет – 65%.

4. Молоко должно составлять не менее 0,5 л в сутки, творог – 50 г в сутки.

5. В питании необходимо использовать кисломолочные продукты: кефир, простоквашу, ряженку, варенец.

6. Мясные блюда надо готовить из мяса нежирных сортов в виде тефтелей, котлет и т. д.

7. От суточного количество жиров не менее 10-15 % должны составлять растительные масла.

8. В меню должны быть сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень, соки.

9. Крупяные и макаронные изделия рекомендуется давать не чаще 1 раза в день.

10. К 2 годам в меню можно ввести черный хлеб, сыр, сельдь, колбасу, квашеную капусту, огурцы, помидоры.

11. Нежелательно давать жирное мясо, острые блюда, копчености, крепкий чай и кофе, горчицу, уксус, маргарин; следует ограничивать сладости.

Сохраняет свое значение режим питания.

Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.

Следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Ежедневно ребенок должен получать 2 овощных и 1 крупяное блюдо.

2. В первой половине дня целесообразно давать мясо, рыбу, бобы; во 2-ю половину – творог, каши, овощи.

3. Предпочтительнее вареные и печеные блюда, реже поджаренные.

4. Калораж распределить так:

– завтрак – 25%

– обед – 35-40%

– полдник – 10%

– ужин – 20-25%.

5. Соотношение белков, жиров и углеводов:

1 – 3 года = 1 : 1,2 : 4

3 – 6 лет = 1 : 1 : 1,5.

6. В меню обязательно должны входить горячие супы и борщи, горячие гарниры.

Для введения нового блюда – 2-3 дня, чтобы ребенок привык к нему.

Внешний вид блюд должен быть привлекательным и возбуждать аппетит.

  1. Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение

У детей старше 3 лет возникает потребность общаться со сверстниками, участвовать в сюжетно-ролевых играх. Целесообразно, чтобы ребенок старше 3 лет посещал ДДУ.

Сразу это делать не рекомендуется. Необходимо подготовить ребенка к перемене обстановки, к расставанию с близкими.

Подготовка включает следующие мероприятия:

1. Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ.

2. Ликвидация вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой).

3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания.

4. Обеспечение предварительной вакцинации в полном объеме для данного возраста.

5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезе, частых ОРВИ).

6. Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.

7. Постепенное увеличение длительности пребывания ребенка в ДДУ:

– в течение первой недели – 3 – 4 часа в день (до обеда);

– в течение второй недели – 5 – 6 часов (до дневного сна);

– с третьей недели – 8 – 9 часов, т. е. полный день.

Необходимо помнить, что адаптация протекает индивидуально, а, значит, требуется различный подход.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний

Предупреждение инфекционной заболеваемости у детей – важнейший аспект работы медсестры детской поликлиники и ДДУ.

Неспецифическая профилактика включает:

1. Организацию рационального питания.

2. Правильный уход за ребенком (организация режима дня, прогулок, соблюдение личной гигиены).

3. Исключение контактов с инфекционными больными.

4. Адекватные физические нагрузки.

5. Закаливающие мероприятия.

Специфическая профилактика – это предупреждение того или иного конкретного инфекционного заболевания. Проводится в виде профилактических прививок с целью активной иммунизации детей.

Смысл прививки: ввести ребенку ослабленного возбудителя, который не вызовет заболевания, но стимулирует специфическую иммунную реакцию антиген-антитело с образованием специфических антител.

Результат – формирование активного иммунитета разной стойкости. Вследствие этого у ребенка при повторном контакте с возбудителем возможны следующие исходы:

– отсутствие заболевания;

– атипичная, легкая, стертая форма заболевания без осложнений и с гарантированным сохранением жизни ребенка.

Возможны местные и общие реакции на прививку. График введения вакцин называют календарем профилактических прививок.

Группы риска при проведении иммунопрофилактики:

1. Дети с аллергическими заболеваниями кожи, слизистых (экзема, нейродермит, бронхиальная астма). Дети с аллергической реакцией на ранее проведенные прививки.

2. Дети, перенесшие заболевания нервной системы (нейроинфекция, ч/м травма), у которых ранее были судорожные припадки.

3. Дети, часто болеющие ОРВИ, длительно болевшие заболеваниями легких, сердца, ЖКТ, печени, почек.

Необходимо помнить, что на этот возраст приходиться пик не только инфекционных заболеваний, но и травматизма:

1. Необходимо беседовать с ребенком об основных опасностях, поджидающих его дома, на улице, в детском саду, и о том, как их избежать.

2. Обучить ребенка правилам дорожного движения.

3. Научить ребенка тактике поведения с незнакомыми людьми в разных ситуациях.

Медсестра должна убедить родителей в том, что от их внимательности, ответственности и понимания зависит здоровье, а зачастую и жизнь ребенка.

Источник

На чтение 10 мин.

Преддошкольный возраст имеет огромное значение для каждого родителя. Именно на этой стадии можно выявить скрытые патологии и узнать об особенностях развития малыша в окружающем мире. Стоит подробнее поговорить о физическом и психологическом созревании крохи.

Возрастные стадии

Весь период роста ребенка педиатры подразделяют на несколько основных стадий:

  • новорожденный – с самого рождения и до 1 месяца;
  • ясельный или младенческий – с 1 месяца до 1 года;
  • преддошкольный – с 1 года до 3 лет;
  • дошкольный – с 3 до 7 лет;
  • школьный – с 7 до 12 лет;
  • пубертатный – с 12 до 17 лет.

Именно преддошкольный возраст является самым интересным. В этот период карапуз познает окружающий мир и делает для себя новые открытия.

Физиологическое развитие

Важной особенностью преддошкольного, дошкольного возраста является физиологическое развитие. После 1 года малыш заметно становится крепче. Его мышечная ткань укрепляется, начинает формироваться соединительный каркас мышц. Движения малыша становятся более четкими и быстрыми.

Более совершенной стала и иммунная система. Ребенок меньше болеет. В этом возрасте продолжают расти и развиваться важные системы организма: костная, сердечно-сосудистая, мочевыводящая, кроветворная, нервная и эндокринная.

Психологическое развитие

Для детей преддошкольного возраста этот период является временем исследований. В год он начинает ходить и до полутора лет изучает окружающий мир: пытается открыть дверки шкафчиков, изучить на вкус все предметы в доме. Он становится чрезмерно активным, что приводит к появлению синяков и ссадин.

У детей от полутора до двух лет начинает формироваться характер. Кроха уже уверенно может продемонстрировать свою позицию. Наблюдая за играми на детской площадке, родитель способен определить, скромный его ребенок или боевой, жадный или щедрый, присутствуют ли в нем лидерские качества.

Завершающий этап периода преддошкольного возраста начинается в 2 и заканчивается в 3 года. В этот момент уже легко определить предпочтения малыша: у него появляются любимые мультики, игры и игрушки. С каждым месяцем родителю становится легче определить потребности крохи.

Развитие речи

На протяжении всего преддошкольного и дошкольного возраста у ребенка начинает активно развиваться речь. Этот процесс подразделяется на несколько основных стадий.

  • К первому году жизни маленький человечек начинает воспроизводить не связанные между собой слова. Родитель пока еще не понимает этого милого лепета, но с точностью может определить, когда его ребенок злится, а когда находится в хорошем расположении духа.
  • Приблизительно с года до полутора лет его речь становится указательной. Он начинает произносить фразы, указывая на знакомый для него предмет или обращаясь к близкому человеку.
  • На протяжении всего преддошкольного и дошкольного возраста, а именно с 1 до 7 лет, он продолжает учиться говорить – сначала слова, затем короткие фразы и предложения.

Не стоит огорчаться, если малышу 2-3 года, а он до сих пор не говорит. Развитие каждого ребенка происходит в индивидуальном порядке, стоит только набраться терпения.

Для того чтобы улучшить речевые навыки малыша, требуется как можно больше общаться с ним, читать книжки, рассказывать сказки и стихи. Педиатрам удалось выявить, что большинство молчунов – воспитанники семей трудоголиков. Родители, для которых самыми важными аспектами являются достижение прибыли и карьерный рост, поручают ребенка посторонним людям, оставляют его развлекаться в одиночестве с гаджетами и игрушками.

Пора на горшок

Развитие детей преддошкольного возраста подразумевает приобретение новых навыков. Как только малыш научился ходить, можно начинать постепенно обходиться без подгузников.

Опытными педиатрами было разработано несколько советов по приучению ребенка к горшку:

  • Стоит присматриваться к поведению ребенка и распознавать, как он начинает себя вести перед тем, когда хочет сходить на горшок. Затем требуется начинать высаживать при каждом позыве.
  • Следует надевать подгузник только во время сна и на прогулке. Если ребенок написает в штаны дома, ему будет неприятно ходить. Соответственно, он сам будет пытаться сходить на горшок.
  • Маленькие дети не отличаются усидчивостью. Рекомендуется приобрести для них музыкальный горшок, который сможет привлечь их внимание.
  • Обязательно стоит хвалить ребенка после того, как он сходил на горшок правильно. Таким образом, он начнет стремиться радовать родителей чаще.

Все дети развиваются по-разному. Кто-то самостоятельно начинает использовать горшок по назначению в 9 месяцев, а кто-то приобретает эти навыки только к 1,5-2 годам. Не стоит ругать ребенка, если он отличается от своих сверстников.

Сон

Важной частью дневного режима в преддошкольном и дошкольном возрасте является сон.

Годовалые и полугодовалые малыши в норме должны спать три раза в сутки:

  • ночью – 6-8 часов;
  • в первый дневной сон – 2-2,5 часа;
  • во второй дневной сон – 1-1,5 часа.

Двухгодовалые и трехгодовалые дети спят реже. Абсолютной нормой является сон, продолжительность которого составляет 6-8 часов ночью и 2-3 часа днем. Допускается отклонение от нормы в пределах 25-30 минут.

Если кроха просыпается и укладывается спать в одно время, он всегда будет в хорошем расположении духа. Существует несколько уловок, помогающих заставить малыша заснуть:

  • Требуется выключить в спальне телевизор и убрать все игрушки. Ничто не должно отвлекать кроху.
  • Рекомендуется перед дневным сном погулять в течение 1,5-2 часов. Если на улице плохая погода, то можно заменить прогулку активными играми дома.
  • Следует занавесить в комнате окна и выключить освещение. Яркий свет оказывает раздражающий эффект на нервную систему.
  • Самый эффективный метод уложить малыша спать – обнять его и рассказать сказку. Если ребенок засыпает один, то можно включить ему классические композиции, которые не только расслабляют, но и формируют у него хороший вкус.
  • Сначала малышу будет достаточно сложно заснуть тогда, когда этого требует родитель. Затем его организм самопроизвольно будет готовиться ко сну к нужному времени.

    Кормление

    Преддошкольный и дошкольный возраст – это время, когда маленький человечек приобретает навыки, которыми ему предстоит пользоваться на протяжении всей жизни. Кушать малыш должен 4-5 раз в день с интервалами 3-4 часа.

    В основу рациона годовалого малыша входит готовое детское питание. Постепенно его можно переводить на более «взрослую» твердую пищу. Ежедневно ребенок в возрасте от 1 до 3 лет должен употреблять:

    • кашу;
    • блюдо из овощей (суп, пюре, суп-пюре);
    • фруктовое пюре;
    • мясное и рыбное пюре;
    • кисломолочный продукт (творог, йогурт, нежирный кефир).

    Дети в преддошкольном возрасте от 1 до 2 лет дополнительно питаются смесью или грудным молоком.

    Нельзя кормить ребенка жареными и жирными блюдами, стоит ограничить употребление сладкого и соленого.

    Как научить есть ложкой самостоятельно?

    Как только кроха достиг возраста 1,5 года, можно начинать постепенно приучать его к самостоятельному приему пищи. Стоит заметить, что это очень долгий процесс. Практически у всех родителей возникают проблемы с обучением. Педиатры дают несколько советов по этому поводу:

    • Дети преддошкольного и школьного возраста перенимают привычки взрослых людей. Рекомендуется брать малыша с собой за обеденный стол. Он будет видеть, каким образом питаются родители, и начнет пытаться им подражать.
    • Следует дать малышу ложку, чтобы он изучил этот предмет.
    • Как только малыш познакомился с ложкой, можно перейти к основному этапу – обучению самостоятельному кормлению. Следует положить в емкость небольшое количество густой пищи, зачерпнуть ее ложкой и дать в ручку малышу. Как только он начнет подносить ее ко рту, следует поддерживать его ручку за локоть. Сначала кроха будет делать неуклюжие движения, но постепенно он научится кушать самостоятельно.

    Стоит учесть, что во время обучения ребенок может испачкать одежду, волосы и окружающие предметы. Предварительно стоит надеть на него чепчик, слюнявчик и постелить на стол одноразовую салфетку.

    Правильный режим дня для детей

    Педиатрами был разработан правильный режим дня для детей преддошкольного возраста, придерживаясь которого, малыш всегда будет чувствовать себя хорошо.

    Режим дня для ребенка 1 – 2 летРежим дня для ребенка 2 -3 лет
    21:30 – 7: 30сон21:30 – 7:30сон
    8:00смесь или грудное молоко8:00завтрак
    8:30 – 10:30прогулка8:30 -12:30прогулка
    11: 00завтрак12:30обед
    11:30 – 13:00дневной сон13:00 – 16:00дневной сон
    13:30обед16:30полдник
    14:00 – 16:00прогулка17:00 – 19:00прогулка
    16:30полдник19:30ужин
    17:00 – 18:00дневной сон20:00 – 21:00развивающие игры с ребенком
    18:30ужин21:00 – 21:30водные процедуры
    19:00 – 20:00активные игры с малышом
    20:00 – 21:00гигиенические процедуры
    21:30смесь или грудное молоко

    Педиатры уверяют, что отклонение от привычного режима дня на 20-30 минут не критично для малыша. Если на улице мороз или дождь, то прогулку можно заменить просмотром мультфильма или игрой с родителем, но не стоит забывать о ежедневном проветривании помещения. Свежий воздух необходим любому живому организму.

    Бытовые навыки

    Дети преддошкольного и дошкольного возраста уже не являются беспомощными. В этот момент они начинают:

    • чистить зубы;
    • умывать лицо и руки;
    • надевать и снимать одежду;
    • уносить посуду за собой после еды;
    • надевать обувь.

    Многие мамы запрещают малышам тренироваться в бытовых навыках, так как боятся, что дома будет беспорядок. Да и сделать привычные вещи за малыша самой получится быстрее. Педагоги и психологи считают такое поведение ошибочным. Совсем скоро малыш пойдет в детский сад, где ему очень пригодится умение самообслуживания.

    Купание и закаливание

    Купание малыша является неотъемлемой частью режима дня. Следует проводить эту процедуру перед сном. Если малыш плохо спит, то в ванночку можно добавить череду или ромашку – эта трава оказывает успокаивающие действие.

    Купая малыша, стоит придерживаться нескольких основных правил:

    • Температура воды должна быть в пределах от 36 до 37,5 градусов. Для ее измерения требуется приобрести специальный водный термометр.
    • Общая продолжительность процедуры не должна превышать 20 минут.
    • Нельзя мыть ребенка при повышенной температуре тела. Воздержаться от принятия ванны стоит и в дни проведения прививок.
    • После процедуры рекомендуется обработать кожу смягчающим маслом или кремом.

    Педиатры рекомендуют в возрасте от 1,5 до 3 лет вводить в дневной режим процедуру закаливания. Она необходима для укрепления иммунитета малыша, нервной и дыхательной системы и для улучшения его самочувствия. Процедура подразделяется на нескольких основных этапов:

    • требуется налить в емкость воду температурой 35 градусов;
    • в ней необходимо тщательно смочить пеленку или полотенце;
    • теперь следует аккуратно обтереть ребенку ручки, ножки, грудь и спинку.

    Пять дней требуется придерживаться одного температурного режима. Постепенно можно снижать температуру на 1 градус – до тех пор, пока отметка на термометре не достигнет показателя 24 градуса.

    Тревожные признаки

    Особенности преддошкольного возраста индивидуальны для каждого малыша. Один ребенок может начать говорить в 1,5 года, а другой эти навыки приобретает только к 2,5 годам. Один малыш активно употребляет пищу сам, а другой ждет, когда к его рту преподнесет ложку родитель. Не стоит торопить малыша, рано или поздно он освоит необходимые навыки. Но существуют некоторые особенности поведения, при выявлении которых родитель должен насторожиться:

    • Ребенок в течение длительного времени совершает однотипные движения ручками или ножками, при этом не отзывается на замечания родителя.
    • Он внезапно начинается набрасываться на людей, драться или кусаться.
    • Малыш внезапно просыпается во сне и кричит, при этом он не голоден и у него чистый подгузник.
    • Он не отзывается на просьбы родителей и не понимает их.

    При выявлении любых аномальных признаков требуется незамедлительно обратиться к врачу для проведения диагностического обследования. Решить подобные проблемы помогут педиатр, невролог, психолог.

    Заключение

    Ребенок и родитель – это два неразлучных звена. Чем крепче между ними связь, тем счастливее и умнее будет малыш. Основной проблемой преддошкольного, дошкольного и школьного возраста может стать нехватка любви – требуется окружить ребенка заботой и вниманием. Только родительская любовь поможет ему вырасти полноценным человеком. Не стоит перекладывать его воспитание на других, ссылаясь на постоянную занятость. Любите свою кроху, общайтесь с ним и занимайтесь.

Источник