Правовые основы жизнедеятельности и развития ребенка
Наталья Клочкова
Правовые основы безопасности жизнедеятельности ребенка
Доклад к слайдам.
“Правовые основы безопасности жизнедеятельности ребенка»
воспитателей I категории МДОУ «Д/с №69 комбинированного вида» города Ухты Республики Коми Клочковой
Натальи Валентиновны, Стеганцовой Розы Николаевны.
“Правовые основыбезопасности жизнедеятельности ребенка» Слайд 1
Идеей появления проекта был случай, который наблюдала на улице нашего города во время прогулки семьи с ребенком. Малыш нашел красивую коробку и стал брать ее в руки, разворачивать, а родители даже не отреагировали на эту ситуацию, не увидели в ней опасности. После этого случая провела беседу с детьми своей старшей группе я поняла, что и наши дети имеют недостаточный уровень сформированности знаний об источниках опасных ситуаций и способах поведения в них.
Сл. 2
Существует несколько международных документов, где зафиксированы Права ребёнка:
Декларация прав ребенка (1959);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).
Сл. 3
В конвенции о правах ребенка написано, что ребенок имеет право на защиту своей жизни и здоровья. Государство, А в его лице и наше ДОУ берет на себя обязательство защищать права детей, делать их жизнь безопасной. Конечно это первостепенное дело взрослых (воспитателей, родителей, но и дети должны правильно и безопасно себя вести в окружающем мире, овладеть алгоритмом безопасного поведения.
Сл. 4
Поэтому целью проекта является формирование представлений у детей о ситуациях, несущих угрозу их жизни и здоровью; выработка алгоритма безопасного поведения в данных ситуациях
Сл. 5
Исходя из целей нами были поставлены следующие задачи:
Закреплять представления детей об источниках опасности
Формировать навык безопасного поведения в проблемных ситуациях
Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление
Развивать умения детей работать с моделями (схемами)
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшим
Повышать родительскую компетентность в вопросах защиты прав и интересов ребенка, формировать индивидуальную родительскую позицию
Сл. 6
Сл. 7
Наш проект краткосрочный, рассчитан на 2 недели, в нем принимали в нем участие старшие дошкольники и их родители, воспитатели.
Сл. 8
Работа строилась в 4 этапа:
Сл. 9
Первый этап информационно-аналитический, где разрабатывались анкеты для родителей., диагностическая викторина для детей, которая позволила выявить уровень сформированности знаний у детей, разработаны план и конспекты занятий для детей, родителей, педагогов
Сл. 10 (задачи этапа) Сл. 11 (анкета)
Сл. 12 (паутинка)
Второй этап -практический, где было проведено анкетирование родителей с целью Выявления уровня знаний об источниках опасности и порядке действий в опасных ситуациях. так же это позволило получить информацию от родителей о том, как они знакомят детей с опасными предметами и ситуациями, а так же с мерами предосторожности.
2. проведена диагностическая Викторина для детей, позволившая определитьуровень сформированности знаний об источниках опасных ситуаций и способах поведения в них.
Сл. 13 (задачи)
Сл. 14 (цели анкетирования и викторины для детей) Сл. 15
для повышения компетентности родителей и детей по данной проблеме мы использовали разнообразные формы работы.
С детьми, такие,как:
образовательные ситуации
беседы
практические упражнения
сюжетно-ролевые игры
просмотр специально подобранных мультфильмов с использованием рефлексии
знакомство с произведениями художественной литературы, посещение библиотеки
рассматривание иллюстраций, плакатов
прослушание музыки
продуктивная деятельность Сл. 16 -20
наибольший интерес у детей вызвали театрализованные игры, по мотивам народных сказок, где они раскрывали и отрабатывали алгоритм безопасного поведения. Полученные знания дети использовали в самостоятельной игровой деятельности (Школа безопасности для кукол, делились своими впечатлениями с родителями.
Сл. 21
в работе с родителями мы использовали
анкетирование
открытые занятия
родительское собрание, консультации
совместные с детьми образовательные ситуации с практическим выполнением заданий на тему безопасности
организация выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями
наглядную агитацию: папки-передвижки, оформление стенда «На заметку родителям»
Сл. 22 – 26
третий этап контрольно-аналитический На этом этапе мы подвели итог проведенной нами работы: контрольный диагностический срез, у воспитанников группы, направленный на определение уровня усвоение детьми безопасного поведения в разных ситуациях, с помощью игры “На планете детства”, а родители были зрителями и наставниками.
Сл. 27 -28
2. получили обратную связь от родителей о пользе этого проекта через отзывы и оценку знаний у своих детей самими родителями.
100% родителей отметили, что этот проект был интересным и полезным не только для детей, но и для них, родителей. что многие проблемы безопасной жизнедеятельности детей они просто не осозновали. Совместные мероприятия способствовали сплочению семьи.
На вопрос: считаете ли вы необходимым повышать свои знания в области безопасной жизнедеятельности, большинство родителей (85%) ответили положительно.
А так же изъявили желание посетить консультации и совместные с детьми педагогические образовательные ситуации с практическим выполнением заданий на тему безопасности
Сл. 29,31
проанализировав результаты входящего и контрольного мониторинга по заявленной проблеме у детей, мы пришли к выводу, что уровень сформированности представлений у детей о ситуациях, несущих угрозу их жизни и здоровью повысился (1 диагностика только 25 % детей имели представления об опасных ситуациях и правилах поведения в них. то контрольная диагностика показала, что у 87,5% сформировался алгоритм безопасного поведения в изучаемых во время проекта ситуациях.
Оформили продукт проекта – мультимедийную презентацию Сл. 31
на четвертом, заключительном этапе мы представили нашу презентацию на итоговом совете педагогов и родительском собрании группы. Эту работу мы демонстрируем и Вам
все поставленные задачи были выполнены, следовательно, цель проекта достигнута
Вывод: Подводя итоги нашей работы, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует утверждению жизненных позиций дошкольника: он учится быть свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, поступки и мысли. Главное в работе с родителями – постепенность, высокое доверие, уважение, поиск новых путей взаимопонимания, при которых родители становятся полноправными участниками образовательного процесса. Сл. 31 (задачи) – 33
Авторы проекта Сл. 34, 35
Источник
Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ
Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:
- Конституция РФ,
- Семейный кодекс РФ,
- Гражданский кодекс РФ,
- Уголовный кодекс РФ,
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”,
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”,
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”,
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” и др.
Международные правовые акты
Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.
Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:
- осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
- соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
- демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:
- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
- обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, – детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине – гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.
Источник
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.
Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).
В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:
Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Статья 24. Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.
Статья 26, 27. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
Статья 31. Дети имеют право на отдых.
право на бесплатное образование.
Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Статья 12, 13, 15. Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)
Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».
Статья 56. Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)
Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 17. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.
Статья 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.
Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.
Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 37. Каждый имеет право на отдых.
Статья 30. Каждый имеет право на объединение.
Статья 38. Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 43. Каждый имеет право на образование.
Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)
4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.
Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.
Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.
Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.
Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Закон РФ «О защите прав детей»
Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».
По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
- Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
- Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
- Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
- Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
- Судорожно реагирует на поднятую руку.
- Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
- К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Уголовный кодекс РФ
Предусматривает ответственность:
Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.
Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).
Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.
Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.
Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.
Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.
Статья 14. Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Источник
Алена Сурнева
Консультация «Нормативные основы прав детей в ДОУ и семье»
Цель консультации — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.
Проведенные в 1990-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни. Социально-экономические трудности усугубились еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала ответственность с семьи за воспитание ребенка. Не получая квалифицированной педагогической помощи, пользуясь стихийными источниками информации, они не в состоянии справиться с трудностями в воспитании детей. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и проявляют чрезмерную строгость и даже жестокость по отношению к своим детям, большинство из них не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, что уверенность в себе и в своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь,меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.
Основные международные документы по защите прав детей:
1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.
«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
• на имя,
• гражданство,
• любовь,
• понимание,
• материальное обеспечение,
• социальную защиту,
• возможность получать образование,
• развиваться физически,
• нравственно,
• духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка».
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:
• воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
• воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
• подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.
Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для этого необходимо выделить те права,соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:
• право на охрану здоровья,
• право на образование,
• право участвовать в играх,
• право на сохранение своей индивидуальности,
• право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.
«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.
Нормативно-правовыедокументы федерального и регионального уровня:
• Конституция РФ.
• Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
• Семейный кодекс РФ.
• Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».
• Закон «Об образовании РФ».
В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития.
Семейный кодекс регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.
Ст. 54 – гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Ст. 56 – гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.
Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка). Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей. Для реализации прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:
• дети-инвалиды;
• дети — жертвы межнациональных конфликтов;
• дети с отклонением в поведении;
• дети с ограниченными возможностями.
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях.
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями. Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку).Признаки: боязнь физического контакта с взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки.
• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми).Признаки: ночные кошмары, страхи; не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка.
• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.Признаки: постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение; различные соматические заболевания; беспокойство, тревожность, нарушения сна; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; задержка физического, умственного развития; плохая успеваемость; нервный тик, энурез.
• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).Признаки: задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи; требование ласки и внимания; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность, импульсивность; сонный вид и утомленность; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; часто вялотекущая заболеваемость; антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
• создание доверительно-делового контакта с родителями;
• участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе. Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии,воспитателю необходимо:
• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу,то тогда нужно:
• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
• оградить ребенка от реакции других детей;
• уделить ребенку максимум внимания;
• дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, служба здравоохранения, телефон доверия).
Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Источник