Правополушарное развитие у ребенка
Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Каникулы зимние у школьников закончились, потому мы снова в учебном строю. И тема сегодня больше школьная, так как коснёмся мы тех детей, что встают с левой ноги, пишут левой рукой, подглядывают левым глазом и подслушивают левым ухом.
Те родители, у которых в семье правополушарные дети, не понаслышке знают, что это такое. И несмотря на то, что сегодня таких ребяток можно встретить довольно часто, так как уже давно всем стало понятно: «лучше не переучивать», трудности в обучении и проблемы в школе у них ещё пока ого-го какие!
Кто они, правополушарики?
Итак, левшами мы зовём тех людей, у которых доминирует правое мозговое полушарие. Это значит, что природа их задумала таким образом, что левые рука-нога у них ведущие, левые глаз-ухо в принципе тоже. В отличие от тех, кто привык действовать левой частью мозга и мыслить логически, детки с особенно развитым правым полушарием мыслят пространственно и преимущественно через образы.
Они очень активно пользуются интуицией и эмоциями, цепочку выстраивают от общего к частному, то есть не как мы привыкли, собирая из деталей нечто большее, а наоборот – сначала левша воспринимает всё целиком, а лишь потом познаёт детали. Чтобы что-то понять, таким детям важно прочувствовать, глазами «пощупать» и образно представить.
Это интересно! По различным данным правополушарных людей насчитывается порядка от 1 до целых 30% от всего земного населения.
Во времена СССР не было других путей, как воспитывать правополушарных: их активно переучивали владению правой рукой-правой ногой, так как в советских школах в левой руке канцелярскую ручку никто не держал.
Вся округа, начиная с бабушек и мам и заканчивая педагогами, ненавязчиво раз за разом прикладывали все предметы исключительно с правой стороны, даже левую руку особо непослушным привязывали да забинтовывали, «чтобы неповадно было». В результате, как оказалось, поимели много переучек с неврозами, заиканием и нарушениями в развитии на этой почве, в том числе с физиологическими отклонениями.
На заметку! Если верить медицинской статистике, каждый третий заикающийся – это бывший левша, которого решили переучить.
Сегодня современный мир смирился с тем, что рождаются дети разные, и уже давно никто не удивляется, что есть те, у которых левая половина тела значительно активней правой. Более того, все убедились, что правополушарные — это прирождённые творческие личности, которые отменно рисуют, лепят и поют. Среди них куча художников, артистов и музыкантов, потому как такие люди богаты на интонации, жестикуляцию и воображение.
Но, увы, школьное обучение не состоит только из рисования, трудов и пения. Творческим правополушарным ученикам приходится решать логические задачки и писать грамотно сочинения.
К сожалению, правополушарные дети заведомо входят в группу риска и менее успешны в школе, потому как вынуждены обучаться не на своём языке, а учатся воспринимать левополушарную подачу учебного материала. Ведь все учебные программы выстроены на принципах из частного к общему: «сначала буква, затем слог и только потом слово». Вот тут-то из-за особенностей мыслить наоборот и начинаются проблемы в школе.
Какие у левшей бывают трудности?
Правополушарные – это вовсе не значит, что они какие-то не такие. Они нормальные! Более того, даже с хорошо развитым интеллектом, во многих случаях зашкаливающим за средние показатели. Если бы не одно но: в силу своих особенностей они почему-то немного по-другому видят наш интенсивно развивающийся мир, полный знаков, символом, логических умозаключений и абстрактности.
Вернее, не готовы его таким видеть. И если родители ещё как-то с ними в начальной школе справляются, учатся они «через пень-колоду», то при переходе в среднее звено проблемы обостряются.
Вот лишь несколько их особенностейлевшей, которые мешают им учиться.
Образное мышление
Да, они готовы «глотать» эти самые образы целиком, но абсолютно не интересуются деталями. Потому плохо списывают на русском языке тексты, допуская часто пропуски букв, предпочитают зеркальное письмо. Вообще, для правополушарных учеников письмо – настоящая мука.
И с математикой такая же история: ребёнок быстро даст правильный ответ, но попроси его разложить решение задачки на отдельные несложные действия – сразу ступор!
Импульсивность
В диагнозе таких детей чаще встречаются гиперактивность и дефицит внимания, потому в текстах они проглатывают слова, не готовы выделять смысл прочитанного. Они смогут пересказать Вам дословно то, что только что прочитали, но не требуйте от них ответов по существу. Краткий пересказ – это не их конёк! По той же причине правила и определения для заучивания даются им с трудом.
Эмоциональность
Реагируют на стресс левши быстрее ракеты, потому, когда такой правополушарный ребёнок переживает, это стразу заметно в его школьном дневнике. К удивлению педагогов он вдруг в один миг забывает то, что знал лучше всех, превращаясь в малосообразительного и уходя далеко в себя.
Когда правополушарик находится на эмоциональном взлёте, он готов свернуть горы, а если уж не захочет чего делать, всякий его родитель Вам скажет: не поможет ни кнут, ни пряник! При этом физиологические стрессы для левшей проходят менее заметно, нежели для правшей.
Творческая зависимость
Они лучше двадцать пять раз просидят на уроке рисования, чем один – на математике. Потому неудивительно, если в ожидании сидящего над учебником ребёнка Вы вдруг по приходу домой обнаружите кучу нарезанной цветной бумаги, комочки пластилина и развешанные сохнуть рисунки акварелью.
Из-за отсутствия что-то поделать руками на уроке они начинают «улетать в облака», активно подключая для высокого полёта свою бурную фантазию. Так что в старшей школе для левшей тестовое ЕГЭ – это действительно настоящее испытание.
Всё ли настолько плохо?
Правополушарный ребёнок – это отнюдь не диагноз, это простая предрасположенность. К слову, помимо того, что такие детки – прирождённые творцы, они ещё обладают хорошим чувством ритма и довольно успешны на физкультуре, в особенности в командных играх. Они зачастую прекрасно ориентируются в пространстве, потому родители левшей редко переживают, как ребёнок один доедет из школы до дома.
Сделать процесс обучения левши легким помогают некоторые приёмы, которые психологи советуют педагогам:
- не стоит допускать стрессов, загоняющих правополушарика в угол, откуда его потом трудно доставать,
- чтобы достучаться до левши, придётся разнообразить свой словарный запас и насытить речь яркими образами,
- нужно взять за правило знакомить с чем-то новым сначала во всём комплекте, а потом разбирать по частям,
- скучные для правополушарного ребёнка правила и определения лучше учить через эмоции и жизненные примеры, например, выучить таблицу умножения можно прямо в продуктовом магазине, отправившись за покупками,
- попробуйте побольше использовать в домашних занятиях творчества, например, где можно — подчёркивать и выделять цветными карандашами,
- научитесь мотивировать наглядно, например, поощрительными наклейками, покупать тетрадки с красивыми обложками и пеналы с любимыми героями,
- старайтесь пользоваться упражнениями для синхронизации обоих полушарий, например среди таковых — музыкальные занятия аккордеоном и фортепиано, когда при слушании музыки работает правое полушарие, а при считывании нот подключается левое, да и левой руке с правой приходится «договариваться», а ещё можно танцевать и плавать.
Как мне кажется, воспитание правополушарного ребёнка – занятие хоть и трудоёмкое, но до жути должно быть интересное, ведь куда ни кинь – везде одно творчество! Главное — не загонять правополушарика в угол, указывая, что и как делать, уж очень они этого не любят!
Если Вам тоже есть что рассказать об особенностях правополушарных детишек, то ждем комментариев.
Не забудьте подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы не пропустить ничего важного и интересного)
Ваша «ШколаЛа»
Источник
Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребенка. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.
Дифференцированное обучение предполагает тщательное исследование когнитивного стиля учащихся, разработку педагогических приемов и методов в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями. Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики можно представить в виде последовательной цепи:
установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);
обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Поэтапное создание ситуации успеха на уроке
Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу? Для всех ли детей подходят общепринятые методики обучения? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия?
Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны создаваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Мотивационный этап (установка на предполагаемую деятельность). Учитель ставит перед собой задачу сформировать в учениках мотив достижения. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка.
Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой». Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
Мотивационный этап | Правополушарные учащиеся | Левополушарные учащиеся |
Пространственная организация | Рабочая полусфера — левая | Рабочая полусфера — правая |
Цветовая организация | Светлая доска — темный мел | Темная доска — светлый мел |
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности | Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм | Технология Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке Неоднократное повторение материала |
Формирование мотивации | Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности | Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании |
Особенности сенсорного восприятия. Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз в противоположную сторону, так что движения глаз можно рассматривать как показатель относительной активности двух полушарий. Можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных — правая полусфера. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию.
Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону — снижение интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не .воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителе воспринимается учеником как агрессия по отношению к нему — возникают раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.
Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска — темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32%. Для левополушарных учащихся наиболее важна правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.
Операционный этап (обеспечение деятельности). Задача учителя на операционном этапе — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушарий И большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.
В учебных планах редко разрабатывается более одного стиля обучения. Поэтому именно на школьного учителя ложится ответственность за изменение и дополнение учебного плана, чтобы гарантировать успех всех учащихся. То, что ожидает учитель от своих учеников на уроке, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания. И когда эти предпочтения не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, возникает внутренний конфликт: способ изложения информации учителем не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться ими плою. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамма тике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Операционный этап | Правополушарне учащиеся | Левополушарные учащиеся |
Восприятие материала | Целостное Интонационная сторона речи Визуалисты (зрительное) | Дискретное (по частям) Смысловая сторона речи Аудисты (слуховое) |
Переработка информации | Быстрая Мгновенная | Медленная Последовательная |
Интеллект | Невербальный Интуитивный | Вербальный Логический |
Деятельность | Приверженность к практике | Приверженность к теории |
Эмоции | Экстравертированнось Отрицательные (страх, печаль, гаев, ярость) | Интровертированность Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья) |
Память | Непроизвольная Наглядно-образная | Произвольная Знаковая |
Мышление | Наглядно-образное Оперирование образами Спонтанное Эмоциональное Интуитивное Трехмерное (в пространстве) | Абстрактно-логическое Оперирование цифрами, знаками Формальное Рациональное Программируемое Двумерное (на плоскости) |
Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь и не имеют успеха в свободной конверсации. Если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако их точность в употреблении слов и применении правил обычно выше, чем у их правополушарных одноклассников. Тем не менее левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.
На операционном этапе у некоторых детей наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны — ,необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. Именно на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая помогает ученику включиться в работу, стимулировать его деятельность.
Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой). Результативный этап деятельности учителя является диагностирующим в его работе, определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.
Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Выбирая методы проверки знаний учащихся, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Результативный этап | Правополушарные учащиеся | Левополушарные учащиеся |
Самоконтроль | Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски Свободная конверсация | Высокий самоконтроль речи Высокий самоконтроль изложения материала |
Характерные ошибки | Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут со строчной буквы | Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных другими Падежные окончания |
Методы проверки | Устный опрос Задания с ограниченным сроком выполнения Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ) | Решение задач Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа) |
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого’» типа дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ. Есть несколько факторов, представляющих риск для учащихся с отличающимися учебными предпочтениями: неспособность к обучению, негибкость учебного, стиля и ограниченность набора обучающих стратегий. Учебники обычно ориентированы на один стиль обучения и часто на полушарную модель автора. В то время как для многих детей необходимо использовать набор учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип учащихся.
‘Учителю при разработке методических планов необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие, у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.
После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные ученики после изучения правил иногда делают ошибок в 4 рва больше. Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой «врожденной грамотностью», которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил, а используя опору на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово, на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается «врожденная грамотность». Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок не любят.
Тест И.П. Павлова
Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, — это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности.
Инструкция. Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».
Оценка результатов:
/ вариант
1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».
Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
// вариант
1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».
Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
/// вариант
Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.
Источник