Право ребенка на жизнь и здоровое развитие

 

 

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ГРАЖДАНАМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕСУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ

«РЕБЕНОК – дар любви.
Храни его и с ним живи
В единстве и созвучье тонком.
ТЫ отвечаешь за РЕБЕНКА!»

«В В конвенции каждый найдет на важный вопрос ответ:
ПОМНИ!

“Ребенок считается тот, 
Кто не достиг восемнадцати лет!”

Статья 1.
Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Право на жизнь.
Статья 6. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
« Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб я вырос лучшим сыном,
Как мне много нужно дать!»

Право на отдых и досуг
Статья 31. Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг
« Бабушка не прыгает, дедушка не скачет.
Это для Конвенции ничего не значит.
Положено ребенку расти, шуметь, играть.
И права этого никто не может отобрать.»

Право на защиту
Статья 19.
Ребенок имеет право на защиту от физического и
психологического насилия

« Знайте, что бить, обижать и неволить
Ребенка закон никому не позволит.
ДЕТИ – не куклы, любой Карабас
Будет серьезно наказан у нас!»

Право на имя
Статья 7.
Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства,
а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

« Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пеленок человек получает ИМЯ!»

Право на сохранение своей индивидуальности
Статья 8.
Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности.

Включая имя и семейные связи.
« Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
КТО? – ХОРОШАЯ СЕМЬЯ!»

Право на здравоохранение и медицинское обслуживание.
Статья 24-27.
Ребенок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание.
Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного,
нравственного и социального развития ребенка.

« Человек на свет не может без помощи родиться,
Суп малыш себе не сварит, не сможет учиться.
Чтоб ребенка защитить и воспитать
Самых лучших специалистов требуется назначать.»

Право на бесплатное образование
Статья 28-29.
Ребенок имеет право на бесплатное образование
« Заходите в 1 класс, не шагайте мимо
Мы всему научим вас, что необходимо.»

Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за
воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.

« Вы, запомните, ребята,
Что ни дед и не сосед,
Только МАМА,
Только ПАПА –
они за вас несут ответ.»

Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;
получать и передавать любую информацию.

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята “Конвенции
о правах ребёнка”

Дорогой друг! Ты думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! 170 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать от всяких бедствий. Об этом они 20 ноября 1989 года подписали специальный документ, который называется “Конвенция о правах ребёнка”. Теперь эти страны обязаны думать о наилучшем соблюдении твоих прав и прав других детей. Специальная международная организация ЮНИСЕФ – Детский фонд Организации Объединённых наций, помогает детям во всём мире и следит, чтобы их права соблюдались. А 20 ноября теперь ежегодно празднуется как “Всемирный день ребёнка”.

Право ребенка на жизнь и здоровое развитие 

“Детство под защитой. Мои права.”

читаем книгу

 

С момента рождения ребенок взят под охрану
государства и обладает следующими правами:

-Право на имя, отчество и фамилию
-Жить и воспитываться в семье
-Общаться с родителями и другими родственниками
-Защищать свои права
-Выражать своё мнение
-Право на имущество
-Право на медицинское обслуживание
-Право на образование и другие.

Данные права установлены и гарантированы:

Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года
Конституцией Российской Федерации;
Семейным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом”Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
Федеральным законом “Об образовании”

Права детей в мультиках…

Через игру к знаниям!

Хотите больше узнать о правах ребёнка? Тогда поиграйте в  игры

Нарушители прав и свобод Чиполлино и его друзей
Кроссворд по сказке Джанни Родари

Сказочные детки
Кроссворд
(составитель Н.Галушко)

Скачать буклет

Скачать буклет

Наталья Майданик
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РЕБЕНКА

Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
Вместе их встречать!

Но сегодня День ребенка
Празднует весь Мир,
От Парижа до Гонконга
Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим!
Мир вам сохраним!
Подрастайте! Улыбайтесь!
Мы вас защитим!

Наталья Майданик
НАШИМ ДЕТЯМ

Милые дети,
Счастья цветочки!
Мальчики наши
И девочки-дочки!

Вас мы лелеем,
Растим, обожаем,
Как вы взрослеете –
Не замечаем!

Вы – наша радость
И трудности наши,
Так становитесь
Умнее и краше!

Гордость вы наша
И в жизни везенье,
Вы – благодарное
Нас продолженье!

Наталья Майданик
ДЕНЬ РЕБЕНКА

День осенний в ноябре –
Праздник на календаре!
День подарков и цветов,
Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку
Немцу, русскому, якуту,
Англичанину, эстонцу –
Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли
Люди в радости, любви,
Взрослые на всей планете
Нынче дарят праздник детям!

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Право ребенка на жизнь и здоровое развитие

Источник

Конспект занятия по профилактике жестокого обращения с детьми

Составила: Никитина С. А., воспитатель

Тема: «Конвенция по правам ребёнка. Право на жизнь»

Цели: познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка», показать значимость документа для каждого ребёнка;

довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, что государство заботится о жизни детей;

развивать нравственное мировоззрение и представление о нравственности;

воспитывать доброту, готовность приходить на помощь другому человеку.

Словарная работа: конвенция, право, жизнь, государство.

Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», русских народных сказок «Иван-царевич и серый волк», «Колобок», «Гуси-лебеди», Ш. Перро «Золушка», «Дюймовочка», А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», В. Катаева «Цветик – семицветик».

Материалы и оборудование: символ права; рисунки с изображением детей разного пола и цвета кожи; иллюстрации из сказок; аудиозаписи «Колыбельные природы», «Солнечный круг», «Мы на свет родились»; «Конвенция о правах ребёнка»; таблички с номерами 01, 02, 03; бумажные сердечки; коробочка; волшебная палочка; Сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Ход занятия:

Под песню «Солнечный круг» дети входят в группу.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Каждый новый день нужно начинать хорошим настроением и желать его другим. Улыбнёмся друг другу, улыбнёмся и поздороваемся с нашими гостями. Пожелаем всем доброго утра и радостного настроения.

Звучит спокойная музыка. Прошу детей закрыть глаза и говорю тихим голосом:

– Дети, положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька – котёнка, щенка или птичку. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас на ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть, не шевелясь, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить зверька, сделайте это осторожно, лёгким движением больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Чувствуете, ка его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно положите рядом с вами, убедитесь, что зверёк в полной безопасности, улыбнитесь ему ещё раз. Теперь можно открыть глаза.

– Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьётся? Какое это счастье – жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет? Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы?

– У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить человека жизни.

– Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребёнка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный Международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.

– Ребята, как называется этот документ? (Конвенция)

– Что записано в этом документе? (Права детей)

– В Конвенции записано, что главное право человека – право на жизнь и маленький человечек – ребёнок тоже имеет право жить.

– Посмотрите, ребята, на этот рисунок. Как вы думаете, о чём он говорит? (Ответы детей)

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!

Так написал когда-то маленький мальчик на своём рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.

– Что для вас значит слово «жить (Ответы детей)?

Игра «Волшебная палочка»

– Давайте сейчас поиграем в игру, которая называется Волшебная палочка». Тот, у кого в руках окажется волшебная палочка, должен назвать свою фамилию, имя и отчество.

– А сейчас я вам прочитаю отрывок из одной всем вам известной сказки

(Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

– Скажите, из какой сказки этот отрывок? Дети, какое право нарушено в этой сказка? (Право на жизнь)

– Никто не имеет права отбирать жизнь у другого человека.

Физминутка

– А сейчас, мы с вами немного отдохнём.

Руки вверх и покачаем,

Словно деревце в саду.

Иль как бабочки порхаем,

Ловим мошек на ходу.

(Дети и воспитатель выполняют соответствующие движения)

Дидактическая игра «Кто из героев нарушает право?»

– Посмотрите, дети, на эти иллюстрации. Объясните, пожалуйста, чьи права нарушаются? Кто их нарушает?

«Красная Шапочка» (право нас жизнь нарушил волк)

«Морозко» (нарушила право на жизнь мачеха)

«Гуси-лебеди» (нарушила право на жизнь Баба-яга).

«Колобок» (нарушила право на жизнь лиса)

– Ребята, вы должны учиться быть осторожным, чтобы не причинить вред

своему здоровью и здоровью других друзей?

– Как предупредить несчастные случаи? Можно ли их избежать?

– Умные люди придумали для всех людей на Земле, и для детей, и для взрослых особые правила – правила поведения человека дома, на улице, в воде. Если вы будете их соблюдать, то с вами ничего плохого не случится. И ваши родные всегда будут радоваться, что вы растёте такими умными и здоровыми.

– Какие правила поведения вы уже знаете? (Правила дорожного движения; правила пешехода; правила обращения с огнём)

– Ребята, вы уже взрослые? Кого из вас родители оставляли дома одного?

Если вы уже оставались дома одни, то вам необходимо знать правила безопасности. Опасности ждут на каждом шагу.

Игра «Я один дома»

Оборудование: табличка с телефонными номерами: 01, 02, 03; на доске карточки с изображениями милиционера, врача, пожарного.

– Беда может нагрянуть внезапно, когда её не ждёшь. Каждый из нас может оказаться в такую минуту один. Что же делать?

– По какому номеру мы будем вызывать пожарную команду, если вдруг появится дым и огонь? Наши действия? (01)

– Нам нужно вызвать врача на дом? (03)

– В вашу квартиру пытаются ворваться незнакомые люди? Ваши действия? (02)

Игра «Добрые дела»

Раздаю детям бумажные сердечки и предлагаю складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошее он сегодня сделает или уже сделал. Я кладу сердечко в коробочку и говорю: «Я подклею книги». Дети: «Я научу Сашу рисовать машину», и т. д.

– Вы посмотрите, как интересно жить! Сколько хороших дел можно сделать для людей! Только не надо лениться. Давайте все вместе вспомним пословицы и поговорки о добре, о добрых делах.

Деревья смотри в плодах, а человека в делах.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь пройти – не поле перейти.

Поживи подольше, так увидишь больше.

Добрые люди живут долго.

Добрый человек – что солнце и луна – для всех светит.

– Дети, пройдите, пожалуйста, тихонечко на свои места.

– Ребята, добрые люди всегда помогают друг другу, а вот злые – приносят вред и даже могут навредить жизни человека. Такие же герои бывают и в сказках. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрые и злые сказочные герои». Я буду называть героя, а вы будете мне говорить, добрый он или злой. Если добрый – вы радостно хлопаете в ладоши, а если злой, то закрываете лицо ладошками. Итак, начинаем.

Иван-царевич

Кощей бессмертный

Золотая рыбка

Дюймовочка

Карабас-Барабас

Золушка

Красная Шапочка

Гуси-лебеди

Водяной

Баба-Яга

Мальвина

– Вы, ребята, все молодцы. Вижу, вы растёте добрыми и хорошими людьми.

– Сейчас я вам раздам конвертики, в которых лежат разрезанные картинки. Вам необходимо их собрать.

Звучит спокойная музыка.

– Какое право вы видите у себя на картинках? (Опрос каждого ребёнка)

– Скажите, дети, с каким самым главным правом вы сегодня познакомились?

(Право на жизнь)

– Ребята, вы родились и живёте в государстве, которое не только заботится о вас, но и стремится к тому, чтобы вы росли счастливыми, защищёнными от всяких бед детьми и чтоб никто не посягал на вашу жизнь, ведь самое главное право, которое у вас есть – право на жизнь.

Звучит песня «Мы на свет родились».

Источник

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития»

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Имущественные права.
– право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (то есть совершеннолетних и трудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки).
– право собственности на полученные ребенком доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования и на любое другое имущество, приобретенное на средство ребенка.
– право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей)

Большинство прав родителей корреспондируютсяс правами ребенка, однако последние шире по объему. Например, право ребенка выражать свое мнение является абсолютным. Данное право может быть реализовано не только в отношениях с родителями, но и с другими родственниками, любыми гражданами иди должностными лицами, в полномочия которых входит разрешение вопросов, затрагивающих права и интересы детей.

В правах родителей гармонично сочетаются интересы родителей и детей. Родительские права не могут противоречить интересам детей. Предметом основной заботы родителей должно быть обеспечение интересов детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Действующее законодательство напрямую запрещает пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родительские права предоставляются родителям на равных началах. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или в суд. Законодательство представляет гарантии участия в воспитании ребенка и отдельно проживающему родителю.

В родительских правах сочетаются личные и общественные интересы, поэтому родительские права в основном одновременно являются и их обязанностями, исполнение которых гарантируется санкциями, предусмотренными законодательством. Обязанностям родителей корреспондируют права детей. Впервые в отечественном законодательстве выделена отдельная глава «Право несовершеннолетних детей», где предусмотрен достаточно широкий Круг гарантий правильного воспитания детей.

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей(п. 1 ст.59 КоБС ПМР). При этом не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, отцовство было признано в добровольном порядке или установлено судом. Конвенция о правах ребенка (ч. 1 ст.18) также предписывает всем государствам-участникам обеспечить признание общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия или при приобретении полной дееспособности несовершеннолетним родительские права и обязанности прекращаются. С этого момента гражданин становится полноценным членом общества, достигает необходимой степени зрелости, чтобы самому создавать и осуществлять права и обязанности. Если совершеннолетний ребенок нетрудоспособен, то на родителей возлагается обязанность по его содержанию. Однако данные правоотношения являются не родительскими, а отношениями между опекуном и совершеннолетним подопечным.

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка(п. 1 ст.63 КоБС ПМР). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку нередки жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах КоБС ПМР.

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 3 ст.61 КоБС ПМР). Отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Приднестровской Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством . Кобс гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Как уже отмечалось ранее, родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

    • право на воспитание и образование детей,
    • право на защиту прав и интересов детей,
    • право на защиту родительских прав.

В состав родительских прав также входят право родителей дать ребенку имя, фамилию, право изменить имя и фамилию ребенка до достижения им возраста четырнадцати лет.

Родители обязаны осуществлять свои права в отношении детей в установленном законом порядке и в соответствии с их интересами. Основополагающим принципом осуществления родительских прав является обеспечение прав и интересов ребенка. Интерес ребенка — это его потребность в создании условий, необходимых для надлежащего воспитания, содержания, образования, подготовке к самостоятельной жизни, благополучного развития.

Родители не вправе принимать по собственному усмотрению произвольные решения о передаче своих родительских прав другим лицам, то есть родительские права являются неотчуждаемыми. Отказ родителей от своих прав в отношении детей и дача ими согласия на усыновление детей иными лицами возможны лишь при исключительных обстоятельствах и при неукоснительном соблюдении установленного законом порядка . Лишение или ограничение родительских прав допускаются также только при наличии установленных законом оснований.

Родительские права носят срочный (временный) характер. Они возникают с момента рождения ребенка. Прекращаются родительские права при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных КоБС, а именно:

а) достижение детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия);

б) вступление несовершеннолетних детей в брак в установленном законом порядке и приобретение ими в связи с этим полной дееспособности;

в) объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация).

Таким образом, родители наделяются законом родительскими правами на тот период времени, когда ребенок нуждается в воспитании и заботе, обеспечении его интересов, защите.

кодекс о браке и семье не только раскрывает содержание родительских прав и обязанностей, тем самым определяя их сущность, но и устанавливает допустимые пределы (границы) осуществления родительских прав.

1. родительские права не могут осуществляться вопреки интересам, детей, так как обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;

2. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь для родителей негативные последствия в виде:

а) лишения полномочий по представлению интересов детей;

б) лишения родительских прав;

в) ограничения родительских прав;

г) привлечения к административной или уголовной ответственности по установленным КоАП РФ и УК основаниям.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей , а учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, — обязателен . Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены по обращению родителей (или одного из них) в органы опеки и попечительства или в суд.

Рекомендуемые страницы:

Источник