Правильное воспитание развитие ребенка 10 лет

Автор: Анастасия Рыбакова
Привет! Меня зовут Настя, мне 16 лет, и сегодня я решила разобраться, как воспитывать ребенка 10 лет. Тема для меня немного нестандартная, да и в принципе даже ее суть многим может показаться непонятной – какая разница для воспитания, ребенку 7 лет, 10 или 13? Но разница на самом деле есть. В чем именно – читайте ниже.
10 лет – особенный возраст
Для начала стоит рассказать немного общей информации о возрасте 10 лет, чтобы иметь более четкое представление о нем.
Этот период находится на грани между младшим школьным возрастом и подростковым.
И все противоречия, возникающие как при воспитании ребенка, так и в нем самом, на мой взгляд, идут именно от неопределенности этого возраста. Кто же он – ребенок или уже подросток?
На самом деле, 10 летний ребенок еще и не подросток, но уже точно не малыш… Также это переход от «кризиса 7 лет» к «кризису 11-12 лет», который является началом подросткового кризиса (по Л. Выготскому, известному советскому психологу).
Именно возраст 10ти лет большинство психологов называют «концом детства».
Это связано и с началом перехода в подростковый период, и еще с рядом изменений, происходящих в жизни ребенка, таких как:
- Осознание своего взросления самим ребенком – он перестает воспринимать себя маленьким.
- Выделение авторитета среди взрослых, но необязательно близких, и скорее всего, этим авторитетом станут не родители
- Появление желания поощрения, похвалы со стороны взрослых и особенно авторитетов
- Поведенческая нестабильность – на похожие ситуации ребёнок реагирует по-разному.
Психологические особенности развития ребенка к 10 годам
Ребенок в этом возрасте активно изменяется. Десятилетка часто сам не понимает, что с ним происходит, бывает вспыльчив и раздражителен. Его поведение вызывает непонимание и множество вопросов со стороны родителей. Ведь он еще не подросток, и всем известный «подростковый кризис» пока точно не наступил. Интересно, что, проходя определённый этап взросления, человек вскоре забывает о том, с какими трудностями сталкивался в этом возрасте, что было для него важно. Именно поэтому часто родители не могут понять своих детей.
Изменения в поведении ребенка 10 лет, которые порадуют родителей
- Появляется чувство ответственности
- Ребенок становится самостоятельнее
- Он начинает думать о будущем, строить планы, пусть и не слишком определенные
- Расширение круг интересов, хобби
Изменения в поведении, с которыми нужно научиться справляться
- «Бунтарское» настроение, бурные протесты против каких-либо запретов/просьб, которые ребенок не хочет выполнять
- Частые перемены настроения, переход «из крайности в крайность»
- Вспыльчивость, раздражительность, иногда выливающаяся в агрессию, при этом неуверенность в себе и комплексы чаще всего из-за физиологических трансформаций
- Желание свободы, иногда доходящее до абсурда и явно выходящее за рамки допустимого
Физиологические особенности развития ребенка 10 лет
- В физиологии ребенка в таком возрасте также происходит ряд перемен. Развитие происходит неравномерно – рост увеличивается, а сердечно-сосудистая система еще не работает в полной мере и не развита настолько хорошо. То есть некоторые дети могут быстро утомляться.
- Повышается подвижность, координация, скорость реакции.
- Нормализуются обменные процессы и активизируется гормональная система.
- Начинается период полового созревания, который несет за собой выявление половых различий в формах тела, его размерах.
10 лет – возраст, в котором дети постепенно становятся подростками – одни раньше, другие позже, но тело, мышление и ощущения себя у ребенка меняется. Ему сейчас без поддержки не обойтись. Успокойте свое чадо и самое главное, не смейтесь над ним – иначе он останется с подростковыми комплексами чуть ли не навсегда, ведь именно с полученными в этом возрасте травмами самооценки справляться тяжелее всего.
Воспитание детей 10 лет – общее и различия Несмотря на то, что в наше время не делаю больгих различий в воспитании мальчиклв и девочке, они есть.
Воспитание мальчика 10 лет
Мальчики часто начинают беспокоиться, что слишком медленно растут – сейчас девочки могут перегонять их в росте.
Мальчикам в таком возрасте очень важно самоутвердиться в глазах сверстников. Им хочется выглядеть «классными». К сожалению, хорошо учиться – не значить быт «крутым», и тут могут начаться проблемы. Бывает, что мальчик для того, чтобы добиться уважения ровесников начинает употреблять нецензурную лексику, совершать странные или опасные поступки, или даже курить (!!!).
Здесь важно объяснить ребенку, что таким способом авторитета не добиться. Если и получиться получить внимание и «уважение» ребят, но не на долго. А потом будут требования новых «подвигов», которые ни к чему хорошему явно не приведут.
Нужно донести, что не всегда стоит выполнять то, что от тебя требует общество и не пытаться выделиться лихим поведением. Если ребёнок стремиться стать лидером в коллективе, используя подобные способы, можно пройти курсы лидерства, где ему объяснят, кто такой настоящий лидер и как им стать. Для мальчиков этого возраста важен пример и уважение пап Поэтому папам важно давать достаточно внимания сыновьям и живыми примерами показывать, что значит быть мужчиной – совершать поступки, достойные уважения.
Важно рассказать мальчику о том, как принимать самостоятельные решения. Конечно, 10 лет – детский возраст, но рассказывать и показывать, что значить брать на себя ответственность за решения, поступки и их последствия- стоит.
Мальчику стоит стараться предоставлять больше самостоятельности, чтобы он учился принимать решения сам, воспитывать в нем внутренний стержень.
Воспитание девочки 10 лет
У девочек процесс развития (в том числе и полового созревания) происходит год-два раньше, чем у мальчиков, и они часто начинают переживать из-за внешности, лишнего веса, если он есть.
Из-за того, что половое созревание кроме той самой взрослости несет еще и ряд возможных гормональных нарушений, нередко ребенок негативно воспринимает все происходящие с ним метаморфозы.
Нужно понять и научиться принимать изменения в себе.
Они очень бурно реагируют на свои внешние изменения, многие расстраиваются из-за этого, некоторые вообще не понимают, что с ними происходит и почему их тело меняется. И почему меняется характер, а такое часто случается.
Важно, чтобы мама поддержала дочь.
Родителям, особенно мамам очень важно в такое время быть рядом с ними. Объяснить – все, что происходит с внешностью, что каждая девочка проходила это и что мама ее понимает, как никто другой.
Девочкам важно научиться понимать свои эмоции и говорить о них.
Так уж вышло, что по своей природе девочки более эмоциональны, а в 10 это проявляется больше, чем до этого. У них могут появиться частые смены настроения, бурные реакции на оценку своей внешности или своих поступков окружающими. Родителям нужно учить дочерей понимать и принимать эмоции, правильно из выражать. Для этого есть специальные курс по эмоциям, где научат этому важному навыку.
Для девочки важна оценка окружающих.
Здорово, когда о ней заботятся, хвалят, особенно ее качества, а не только поступки больше о ней заботиться, защищают. У нее развивается чувство собственного достоинства.
А если постоянно критиковать дочь, то она будут думать, что любовь надо заслужить, не будет пытаться этого делать.
Не обязательно становиться хорошей для всех, чтобы быть любимой.
5 советов – как воспитывать ребенка 10 лет
Одного уникального и подходящего на все случаи жизни совета, как воспитывать десятилетнего ребенка, нет – все познается методом проб и ошибок. Но есть 5 основных советов:
- Учитывайте мнение ребенка
Принимая решение, спросите, «а что ты думаешь, как лучше поступить?» В этом возрасте у ребенка формируются свои взгляды на большинство вещей в этом мире. Если их игнорировать или отвергать, ребенок может замкнуться в себе, а возможно – будет яро протестовать и доказывать свою правоту. - Общайтесь с ребенком мягче
Не используйте каких бы то ни было жестких, резких и категоричных фраз по типу «как я сказал, так и будет», «ты обязан», «ничего не хочу слышать». Это вызовет лишь сопротивление. Если вам что-то не нравится, поговорите с ребенком, аргументируя свою точку зрения и будьте готовы выслушать его. - Не сравнивайте ни с кем
Примите таким, каков он есть. Не критикуйте его как личность, его внешность, не смейтесь. Ребенок должен чувствовать себя любимым при любых обстоятельствах. - Разговаривайте с ним как можно больше
На абсолютно различные темы. И о чем-то личном, и просто о том, что расширит его кругозор и понимание мира. Ребенку важно знать, что он может поговорить о чем-то сокровенном и что ему не будут устраивать допрос с пристрастием. - Дайте ему немного свободы, но при этом обозначьте рамки ответственности
Ребенок хочет побыть взрослым – пожалуйста. Не надо запрещать, просто покажите, что это несет за собой большую ответственность. Покажите, что вы не сомневаетесь в нем и поддерживайте его инициативность и самостоятельность.
Советы психологов для родителей
- Интересуйтесь тем, чем увлекается ваш ребенок, старайтесь проводить с ним больше времени. Как именно проводить досуг – расскажем ниже
- Развивайте в ребенке уверенность в себе. Это качество будет верным помощником в жизни.
- Не ругайте, а направляйте, объясняйте.
- Не наказывайте, а разбирайтесь вместе в случившемся, выясняйте мотивы тех или иных поступков
- Никакого авторитаризма! Только сотрудничество
- Не унижайте ребенка, а поддерживайте его. Дайте ему чувствовать в вас опору.
Частая проблема подросткового возраста в том, что дети и родители не понимают друг друга, отдаляются. Именно сейчас, когда ваше чадо только начитает взрослеть, закладывается фундамент здоровых хороших отношений. Это решает много проблем, которые могут возникнуть в будущем!
Построить доверительные отношения с 10 летним ребенком гораздо проще, чем потом добиться доверием и понимания от подростка!
Общий досуг родителей с ребенком 10 лет
Время, которое вы проводите вместе, позволяет родителям и ребенку сблизиться, сплотиться. Оно дарит массу положительных эмоций и способствует большему взаимопониманию. Если вы хотите стать друзьями со своим ребенком, без совместного времяпрепровождения никуда.
- Пикник
На мой взгляд, эта идея всегда отличная! Весело, по-домашнему, а если к пикнику добавить поход и увлекательные игры, то станет еще интереснее! - Хобби
Если у вас нет семейного хобби, то займитесь тем, чем увлекается ваш ребенок – так вы станете еще ближе, он будет рад тому, что родителям не только не все равно, чем он занимается, так они еще и поддерживают его! - Посмотрите вместе фильм
Домашний кинотеатр – почему бы и нет? Перед самим просмотром можно еще и вместе приготовить всякие вкусняшки… Можно и в кинотеатр сходить, но дома уютнее) - Сойдите с ума вместе
Как бы абсурдно это ни звучало… Попрыгать на кровати, подраться подушками… Признавайтесь, сами же этого хотите – в каждом даже самом серьезном взрослом живет маленький ребенок! - Посетите какое-либо мероприятие
Например, выставку, концерт – всё что угодно. Главное, чтобы было интересно и вам и ребёнку.
Помните о том, что дети прекрасно понимают, что у взрослых свои дела. Но проводить вместе время важно и нужно. Причем не надо в этот момент отвечать на телефонные звонки!
LДайте ребенку 2 часа в неделю Вашего времени и внимания, чтобы почувствовать, что он – самый важный в вашей жизни!
Ведь так оно и есть, правда?
Какие занятия стоит посетить с 10 летним ребенком?
Сейчас ребенок становится более осознанным. Для него важно развить:
- Уверенность в себе и адекватную самооценку
- Научить его понимать свои эмоции и эмоции других людей
- Объяснить, как правильно общаться с людьми, сроить отношения и заводить друзей, решать конфликты.
Для решения этих задач в центре К.О.Т. созданы специальные курсы по развитию уверенности и эмоций для детей 9-11 лет, на которых детям интересно объясняют все про их эмоции и про то, как верить в свои силы.
И тренинги общения, где ребят учат общаться, решать конфликты и строить отношения с людьми.
Также сейчас просыпается интерес к выбору профессии – можно сыграть в игру «Калейдоскоп профессий» и узнать самые востребованные и появляющиеся профессии – в таком возрасте для ребенка это самое то!
Подводя итоги…
Фраза, которую я упоминаю постоянно – любите своих детей. Такими, какие они и есть. И помогайте им развиваться и становиться лучше.
Ничего нового и сверхъестественного я не открываю, а лишь говорю о том, о чем почему-то многие забывают или на что просто не обращают должного внимания.
Общайтесь со своим ребенком открыто, рассказывайте о том, какими в его возрасте были вы – доверие в отношениях и ваша любовь так много значат для него!
Следите за тем, как меняется ребенок, его характер, ценности и поддерживайте, направляйте его энергию в нужное русло. И все будет хорошо.
10-11 лет – важное время в жизни каждого ребенка, от того, как пройдет этот период, зависит то, каким он будет в подростковом возрасте.
Не упустите момент и будьте счастливы!
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
Источник
 âîçðàñòå 10 – 11 ëåò â îðãàíèçìå ðåá¸íêà íà÷èíàþòñÿ ñóùåñòâåííûå ôèçèîëîãè÷åñêèå è ïñèõîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ, êîòîðûå íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ïðè îáùåíèè ñ ðåá¸íêîì è ðîäèòåëÿì è ó÷èòåëÿì.
Áóðíàÿ ðàáîòà æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè âûçûâàåò ïðîöåññû ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ, ÷òî ñêàçûâàåòñÿ íà ðàáîòå âñåãî îðãàíèçìà.
Ðîñò êîñòåé è êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ íå âñåãäà ñîîòâåòñòâóåò ðîñòó ñåðäå÷íûõ ìûøö, ïîýòîìó â ýòîì âîçðàñòå ìåäèêè ÷àñòî ôèêñèðóþò øóìû â ñåðäöå ðåá¸íêà. Ãîðìîíàëüíàÿ ïåðåñòðîéêà îðãàíèçìà âëèÿåò íà ñíèæåíèå ïàìÿòè, èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ðåá¸íêà. Ðàáîòà æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè ïîâûøàåò âîçáóäèìîñòü íåðâíîé ñèñòåìû: ïðîöåññû âîçáóæäåíèÿ ïðåîáëàäàþò íàä ïðîöåññàìè òîðìîæåíèÿ. Âçðîñëûå ôèêñèðóþò ïîâûøåííóþ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, âñïûëü÷èâîñòü, ÷ðåçìåðíóþ îáèä÷èâîñòü, ðåçêîñòü â ïðîÿâëåíèè ýìîöèé ó äåòåé ýòîãî âîçðàñòà.
Ðåçêî óñèëèâàåòñÿ íåãàòèâíûå ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ â äîìàøíåì ïîâåäåíèè äåòåé 10-12 ëåò, îñîáåííî 11 ëåò. Íà 11 ãîä æèçíè ïðèõîäèòñÿ ïèê ýìîöèîíàëüíîé íåñòàáèëüíîñòè. Ïîâåäåíèå, ïîõîæå, ðàñïàäàåòñÿ íà êóñêè. Ïî îòíîøåíèþ ê ðîäèòåëÿì, îñîáåííî ê ìàòåðè, ðåá¸íîê âåä¸ò ñåáÿ ãðóáî è âûçûâàþùå.  âûðàæåíèè ýìîöèé îäèííàäöàòèëåòíèå âïàäàþò â êðàéíîñòè. Òðåâîãè è ñòðàõè ó ýòèõ ñ âèäó íàãëûõ ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê äîâîëüíî ñèëüíû è ìîãóò ñòàòü èñòî÷íèêîì âíóòðåííåãî ÷óâñòâà íåñ÷àñòëèâîñòè.
Âíå ñåìüè, îñîáåííî â ñåìüÿõ ñâîèõ äðóçåé, ýòè äåòè ìîãóò âûãëÿäåòü ñîâñåì èíà÷å -äðóæåëþáíûìè, áëàãîâîñïèòàííûìè è æèçíåðàäîñòíûìè.  øêîëå îòìå÷àåòñÿ íàèáîëüøàÿ íåðîâíîñòü â óñåðäèè è óñïåøíîñòè, ñàìûé íèçêèé óðîâåíü âíèìàòåëüíîñòè, ÷ðåçâû÷àéíàÿ íåïîñåäëèâîñòü, îòâëåêàåìîñòü, çàáûâ÷èâîñòü, âçðûâ÷àòîñòü è óõîä â ôàíòàçèè, «ñíû íàÿâó». Íå ñëó÷àéíî ó÷èòåëÿ, ðàáîòàþùèå ñ ýòîé âîçðàñòíîé ãðóïïîé, çà÷àñòóþ ÷óâñòâóþò ñåáÿ óêðîòèòåëÿìè èëè ñëóæèòåëÿìè çâåðèíöà.
Ðåá¸íîê â ýòîì âîçðàñòå èñïûòûâàåò òùàòåëüíî ñêðûâàåìóþ îò âçðîñëûõ, íî î÷åíü ñèëüíóþ ïîòðåáíîñòü â îäîáðåíèè è ïîääåðæêå.  ýòîì âîçðàñòå ïñèõîëîãè îòìå÷àþò íàèáîëåå íèçêóþ ñàìîîöåíêó äåòåé, íåðåäêîå íåïðèÿòèå ñàìèõ ñåáÿ, íèçêàÿ öåííîñòü ñàìèõ ñåáÿ äëÿ ñåáÿ.
Åñëè â íà÷àëüíîé øêîëå âåäóùåé äëÿ ðåá¸íêà äåÿòåëüíîñòüþ áûëî ó÷åíèå, è âñ¸, ÷òî êàñàëîñü øêîëüíûõ äåë áûëî â öåíòðå èíòåðåñîâ ðåá¸íêà, òî òåïåðü ñèòóàöèÿ ïîñòåïåííî ìåíÿåòñÿ. Äî ýòîãî âîçðàñòà ðåá¸íîê ñâÿçûâàë îöåíêó ñåáÿ ñî ñâîåé ó÷¸áîé. Õîðîøî ó÷èòñÿ – çíà÷èò õîðîøèé. Îäíîêëàññíèêè òàêæå îöåíèâàëè åãî ïî óñïåõàì â ó÷åíèè.
Òåïåðü âñ¸ áóäåò çàâèñåòü íå îò òîãî, êàê îí ó÷èòñÿ, à îò òîãî, êàêèìè ñïîñîáàìè ñóìååò óòâåðäèòüñÿ ñðåäè ñâåðñòíèêîâ. Ðåá¸íîê íà÷èíàåò áîðüáó çà ñâîé ëè÷íîñòíûé ñòàòóñ â êëàññå, âî äâîðå. Âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ñòàíîâèòñÿ îáùåíèå. Ïîýòîìó, ïîñëå óðîêîâ ó íåãî íàõîäÿòñÿ êàêèå-òî äåëà ñ äðóçüÿìè, âå÷åðîì åãî íå çàãíàòü äîìîé. Îí êîìó-òî çâîíèò, êóäà-òî ïðîïàäàåò è íå ñ÷èòàåò íóæíûì ñòàâèòü â èçâåñòíîñòü ðîäèòåëåé î ñâîèõ äåëàõ. «Êàê äåëà â øêîëå» – «Õîðîøî», «Òû êóäà óõîäèøü?» – «Ìàìà, îòñòàíü, ÿ ñ ðåáÿòàìè».
Ðåáåíîê íà÷èíàåò ïðîâåðÿòü ãðàíèöû äîçâîëåííîãî. È ïîðîé ýòè ãðàíèöû ðàñøèðÿþòñÿ äî ñòàòåé óãîëîâíîãî êîäåêñà. Ïîýòîìó, “îòñòàíü, ìàìà”, äîëæíî ðîäèòåëÿìè àíàëèçèðîâàòüñÿ. È íå ñòîèò óñïîêàèâàòüñÿ, ÷òî Âàø ñûí èëè äî÷ü äðóæèò ñ “õîðîøèìè” ðåáÿòàìè, êîòîðûå ïëîõîìó íå íàó÷àò.
Äåëî â òîì, ÷òî íà ðåáÿò, êîòîðûå õîðîøî ñåáÿ âåäóò è ïðèëåæíî ó÷àòñÿ, ðàíî óñâîèâ íàóêó êîíôîðìèçìà, âçðîñëûå áûñòðî ïåðåñòàþ îáðàùàòü âíèìàíèå. À ÷òî ó íåãî â äóøå? Êàêèå öåííîñòè îí âûáèðàåò, êàêèå óáåæäåíèÿ ïðèñâàèâàåò? Ïîä âëèÿíèåì êàêèõ ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé öåííîñòè êóëüòóðû ñòàíîâÿòñÿ ôàêòàìè ñîçíàíèÿ? Âñå ýòî ñêðûòî îò âçãëÿäà âçðîñëûõ. Ïîýòîìó, îíè èñêðåííå íåäîóìåâàþò, êàê ýòî áëàãîïîëó÷íûå äåâî÷êè èç õîðîøèõ ñåìåé çâåðñêè èçáèëè ñâîþ îäíîêëàññíèöó?
Òå ðåáÿòà, êîòîðûå õîðîøî ó÷àòñÿ «çàó÷êè», óæå íå ïîëüçóþòñÿ óâàæåíèåì ñâåðñòíèêîâ. Èä¸ò ïåðåðàñïðåäåëåíèå ðîëåé: «ëèäåð», «íå òî, íè ñ¸», «êîç¸ë îòïóùåíèÿ». Êàæäûé äîëæåí ñàìîóòâåðäèòüñÿ çàíîâî.
Îñíîâíûì ïñèõîëîãè÷åñêèì ïðîòèâîðå÷èåì ýòîãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ îäíîâðåìåííîå ñòðåìëåíèå áûòü êàê âñå, èìåòü òî, ÷òî åñòü ó äðóãèõ, íîñèòü òî, ÷òî íîñÿò ðîâåñíèêè, è ïîòðåáíîñòü âûäåëèòüñÿ, áûòü çàìå÷åííûì, ïðèçíàííûì. Ìíåíèå äðóãèõ ðåáÿò î í¸ì ÿâëÿåòñÿ ìîòèâîì äëÿ ðàáîòû íàä ñîáîé. Âñ¸ ýòî ñîïðîâîæäàåòñÿ åù¸ íå ñôîðìèðîâàííûì ÷óâñòâîì âêóñà è ìåðû. Ìàëü÷èêè óòâåðæäàþò ñåáÿ çà ñ÷¸ò äðóæáû ñî ñòàðøèìè ïî âîçðàñòó ðåáÿòàìè, æàðãîíà, êóðåíèÿ, âûçûâàþùåãî âíåøíåãî âèäà, ãðóáîñòè èëè ïàÿñíè÷åñòâà, äóðàøåñòâà, óñëóæëèâîñòè áîëåå ñèëüíîìó.
Ïîâûøåííàÿ òðåáîâàòåëüíîñòü íîðìàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê èíöèäåíòàì. Âçðîñëûé – óæå íå àâòîðèòåò. Ïîñòóïêè âçðîñëîãî àíàëèçèðóþòñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ ìîðàëè ðåôåðåíòíîé (çíà÷èìîé) äëÿ ðåá¸íêà ãðóïïû. Èç âñåõ öåííîñòåé, ðàíåå íàâÿçûâàåìûõ ðåá¸íêó âçðîñëûì, îí òåïåðü íà÷èíàåò âûáèðàòü ñâîè ñîáñòâåííûå. È ýòè, ñîáñòâåííûå, ïóñòü ïîêà åù¸ ðàçìûòûå öåííîñòè, ðåá¸íîê íà÷èíàåò îòñòàèâàòü. Îí ïðåðåêàåòñÿ ñî âçðîñëûìè, âîçðàæàåò ðîäèòåëÿì, ìîæåò çàòåÿòü áåññìûñëåííûé, ñ òî÷êè çðåíèÿ âçðîñëîãî, ñïîð. Äåòè ýòîãî âîçðàñòà íå îñîáåííî ñêëîííû ê ñîòðóäíè÷åñòâó ñî âçðîñëûìè.
Ñðåäíåå çâåíî øêîëû âñòðå÷àåò ðåá¸íêà ìíîãîîáðàçèåì òðåáîâàíèé, îöåíîê, ÿðëûêîâ. Òî, çà ÷òî õâàëèò îäèí ó÷èòåëü, ìîæåò ïîðèöàòü äðóãîé. Äà è âîîáùå, ìíåíèå ó÷èòåëåé è ðîäèòåëåé ïîñòåïåííî óõîäÿò íà çàäíèé ïëàí. Ðåáåíîê âñòóïàåò íà «íè÷åéíóþ çåìëþ” (òåðìèí Ã. Öóêåðìàí) â âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè.
Ïåðèîä ñàìîóòâåðæäåíèÿ ïðîõîäèò ó âñåõ ïî-ðàçíîìó. Óïðÿìñòâî, íàñòàèâàíèå íà ñâî¸ì, ïóñòü äàæå îøèáî÷íîì ìíåíèè, ñîâåðøåíèå ïîñòóïêîâ, ïðÿìî ïðîòèâîïîëîæíûõ òðåáîâàíèÿì âçðîñëîãî – âñ¸ ýòî èìååò îäèí ñìûñë: îùóòèòü ñîáñòâåííîå ñóùåñòâîâàíèå, èñïûòàòü ñîáñòâåííóþ íåçàâèñèìîñòü, ïîçíàòü ñâîè âîçìîæíîñòè, èõ ñèëó è ïðåäåëû, óòâåðäèòü ñâî¸ æèçíåííîå àâòîðñòâî – ñóáúåêòèâíîñòü. Èç ìíîãîîáðàçèÿ ìîðàëüíûõ òðåáîâàíèé è íîðì îáùåñòâà ïîäðîñòîê âûáèðàåò òå, êîòîðûå âïîñëåäñòâèè ñòàíóò îñíîâîé åãî ëè÷íîñòè – ñèñòåìîé ëè÷íîñòíûõ ñìûñëîâ.
Ñëåäóåò ó÷èòûâàòü ïîäãîòîâëåííîñòü ñîçíàíèÿ ñîâðåìåííûõ äåòåé ïðîñìîòðîì òåëåñåðèàëîâ è ÷òåíèåì ëþáîâíûõ ðîìàíîâ ê âîçìîæíîñòè ïåðåæèâàíèÿ ñèëüíûõ ÷óâñòâ ïî îòíîøåíèþ ê ïðîòèâîïîëîæíîìó ïîëó.  òî æå âðåìÿ, ïîëÿðíîå ðàññëîåíèå èíòåðåñîâ íàáëþäàåòñÿ ó äåâî÷åê ñèëüíåå, ÷åì ó ìàëü÷èêîâ. Ñðåäè äåòåé ýòîãî âîçðàñòà íåâîîðóæ¸ííûì âçãëÿäîì ìîæíî óâèäåòü äåâî÷åê, åù¸ îùóùàþùèõ ñåáÿ äåòüìè, è äåâî÷åê – äåâóøåê, ÷üè èíòåðåñû óæå äàâíî âíå ñôåðû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðàçíèöà ìåæäó ôèçè÷åñêèì è ïñèõîëîãè÷åñêèì âîçðàñòîì îãðîìíà.  5-6 êëàññå ðàçðûâ â ïñèõîôèçè÷åñêîì âîçðàñòå ìåæäó äåâî÷êàìè ñ ðàííèì ïîëîâûì ðàçâèòèåì è ìàëü÷èêàìè ñ ïîçäíèì ðàçâèòèåì íåðåäêî äîñòèãàåò 6 ëåò. Îáðàç ðîâåñíèêîâ, êàê ðàâíûõ, îêàçûâàåòñÿ íåñîñòîÿòåëüíûì. Äåâî÷êè èùóò îáùåíèÿ ñ áîëåå ñòàðøèìè ìàëü÷èêàìè.
×åëîâåê â ýòîì âîçðàñòå àêòèâíî ýêñïåðèìåíòèðóåò ñ ñàìèì ñîáîé. Îí ïðîâåðÿåò ñîáñòâåííûå ñïîñîáíîñòè â ðàçíûõ ñôåðàõ: â îáùåíèè, â ëþáîé äåÿòåëüíîñòè. Ïðîâåðÿåò ñâîþ õðàáðîñòü, ïðèâëåêàòåëüíîñòü, ñèëó âîëè. Ýòî áóðíîå è âåñüìà ðèñêîâàííîå ýêñïåðèìåíòèðîâàíèå. Ðåá¸íîê ïîãëîù¸í ïîñòîÿííîé îöåíêîé ñàìîãî ñåáÿ. Îí âïåðâûå íà÷èíàåò çàäóìûâàòüñÿ íàä òåì, êàêèå êà÷åñòâà åãî õàðàêòåðà ïîìîãàþò èëè ìåøàþò åìó â æèçíè, ñòàðàåòñÿ èñïðàâëÿòü ñåáÿ, íå èìåÿ ïîðîé äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìûõ çíàíèé è óìåíèé.
Åãî íà÷èíàåò èíòåðåñîâàòü ïñèõîëîãèÿ. Ëè÷íîñòíûå ñòðóêòóðû ðåá¸íêà êðèñòàëëèçóþòñÿ, è ìíîãîå ñîöèàëüíûå è ëè÷íîñòíûå õàðàêòåðèñòèêè äàþò îñíîâàíèÿ äëÿ íà䏿íûõ ïðîãíîçîâ íà 4 – 6 ëåò âïåð¸ä.
Çàäà÷àìè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â ýòîò ïåðèîä ÿâëÿåòñÿ óñïåøíàÿ ñîöèàëèçàöèÿ â ñðåäå ñâåðñòíèêîâ, îùóùåíèå ñåáÿ ïîëíîïðàâíûì ÷ëåíîì ðåôåðåíòíîé ãðóïïû.
Óñïåøíûì ìîæíî ñ÷èòàòü òî âîñïèòàíèå, êîòîðîå äàñò ðåá¸íêó ñðåäñòâà ýòîé ñîöèàëèçàöèè, ïîìîæåò âûäåëèòü ýôôåêòèâíûå äëÿ îáùåíèÿ ñòîðîíû ðàñòóùåé ëè÷íîñòè è ïîìîæåò ñêîððåêòèðîâàòü íåäîñòàòêè, âåäóùèå ê ìåæëè÷íîñòíûì ïðîòèâîðå÷èÿì.
 ïðîòèâíîì ñëó÷àå, íåóäà÷íîå ñàìîóòâåðæäåíèå ðåá¸íêà ñïðîâîöèðóåò ðàçâèòèå îäíîãî èç ñëåäóþùèõ òèïîâ õàðàêòåðà:
æåñòîêèé, ñèëüíûé, àãðåññèâíûé (óòâåðæäàëñÿ æåñòîêîñòüþ â îòâåò íà æåñòîêîñòü: «âñå ëþäè – ãàäû!»;
æåñòîêèé, ñèëüíûé, öèíè÷íûé ( óòâåðæäàëñÿ íà áåññåðäå÷íîì èñïîëüçîâàíèè ÷åëîâå÷åñêèõ ñëàáîñòåé: «ëþäè – ìóñîð», «íà äóðàêàõ âîäó âîçÿò»);
ñëàáûé, ëèöåìåðíûé, ïîäëûé (óòâåðæäàëñÿ çà ñ÷¸ò ïîäëîñòè, ëæèâîñòè, ëèöåìåðèÿ, èíòðèã: ëèíèÿ ïîâåäåíèÿ ñòðîèòñÿ â çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ è õàðàêòåðà ïàðòí¸ðà, ñèëüíîìó óñòóïàåò ñðàçó, ñî ñëàáûì íàãë è æåñòîê);
ñëàáûé, ïîòåðÿâøèé äîñòîèíñòâî («øåñò¸ðêà»). Âûíóæäåí èñêàòü ïîêðîâèòåëÿ è ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ïîä íåãî. Ñïîñîáåí íà ëþáîå ïðåñòóïëåíèå, ëèøü áû íå âûçâàòü ãíåâ «õîçÿèíà». Óòðà÷åíû ïðåäñòàâëåíèÿ î íðàâñòâåííîì è áåçíðàâñòâåííîì.
 ýòîì âîçðàñòå ïîâåäåíèå ðåá¸íêà îïðåäåëÿåòñÿ äâóìÿ âåäóùèìè ïîòðåáíîñòÿìè:
1. Ïîòðåáíîñòü â îáùåíèè, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â íåäåëîâîì îáùåíèè íà óðîêàõ, äåòè äîëãî íå ðàñõîäÿòñÿ ïîñëå øêîëû, ïèøóò äðóã äðóãó çàïèñêè, âåäóò äíåâíèêè äðóçåé, çàïîëíÿþò âñåâîçìîæíûå àíêåòû.
2. Ïîòðåáíîñòü â ñàìîóòâåðæäåíèè, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â âûáîðå îäåæäû, óêðàøåíèé, ïðè÷¸ñêè, íàëè÷èè ïîêëîííèêîâ ó äåâî÷åê, âèäåîòåõíèêè, êîìïüþòåðà, ïðåñòèæíûõ èãð ó ìàëü÷èêîâ.
Ïîýòîìó ðîäèòåëÿì î÷åíü âàæíî ñóìåòü â ýòîì âîçðàñòå ïåðåñòðîèòü ñâîè îòíîøåíèÿ îò îòíîøåíèé àâòîðèòåòà – ïîñëóøàíèÿ, ê îòíîøåíèÿì ïàðòíåðñòâà ñ ðåá¸íêîì. Èíà÷å ñåìüþ æäóò áîè è íàðàñòàíèå âðàæäåáíîñòè. Ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ íóæíà ÷óòêîñòü è ïðåäóïðåäèòåëüíîñòü â ñâîèõ äåéñòâèÿõ.
Íàèáîëåå áëàãîïîëó÷íî áóäóò ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ äåòè ýòîãî âîçðàñòà â òåõ ñåìüÿõ, ãäå ðåá¸íîê èçáàâëåí îò óäóøàþùåé ðîäèòåëüñêîé ëþáâè, â îòíîøåíèÿõ ìåæäó ðîäñòâåííèêàìè ïðèñóòñòâóåò òåïëî è ïîíèìàíèå â ñî÷åòàíèè ñ ÿñíûìè, ñîâìåñòíî âûðàáàòûâàåìûìè ïðàâèëàìè ïîâåäåíèÿ è äîñòàòî÷íî ñòðîãèì, íî íå äîãìàòè÷íûì êîíòðîëåì çà èõ âûïîëíåíèåì. Ðîäèòåëè ìîãóò îñòàâèòü çà ñîáîé ïðàâî êîíòðîëèðîâàòü âûáîð îáðàçîâàíèÿ è âíåøêîëüíûõ çàíÿòèé ðåá¸íêà, íî ïóñòü ñâåðñòíèêè îïðåäåëÿþò ñòèëü îäåæäû è îòäûõà, ýñòåòè÷åñêèå ïðèñòðàñòèÿ. Íàèáîëüøóþ çàâèñèìîñòü îò ñâåðñòíèêîâîé êîìïàíèè îáíàðóæèâàþò òå ðåáÿòà, ÷üè ðîäèòåëè ëèáî èçëèøíå àâòîðèòàðíû, ëèáî ñëèøêîì ñíèñõîäèòåëüíû.
ÑÎÂÅÒÛ ÐÎÄÈÒÅËßÌ:
Åñëè âû õîòèòå îñòàòüñÿ äðóçüÿìè ñ âàøèìè äåòüìè, íå ïîòåðÿòü èõ äîâåðèå â ýòîò íåïðîñòîé ïåðèîä èõ æèçíè, âûïîëíÿéòå ñëåäóþùèå çàïîâåäè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ:
1. Ëþáîâü äîëãîòåðïèâà. Êàê ÷àñòî ìû ãîâîðèì: «Ñêîëüêî æå ìîæíî òåðïåòü äóðíîé õàðàêòåð ìîåãî ðåá¸íêà?» Îòâåò: «Áåñïðåäåëüíî».
2. Ïðèõîäèòå íà ïîìîùü äåòÿì â òðóäíûõ äëÿ íèõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ. Íî ïîìîãàÿ, íå ðóãàéòå îáèä÷èêîâ, à ïîìîãèòå ðåá¸íêó ðàçîáðàòüñÿ, ïî÷åìó îí îêàçàëñÿ â òàêîé ñèòóàöèè.
3. Íå çàâèäóéòå òåì ðîäèòåëÿì, ó êîãî äåòè, íà âàø âçãëÿä, ëó÷øå, ÷åì âàø ðåá¸íîê. Çàâèñòü ðîæäàåò àãðåññèþ ïî îòíîøåíèþ ê âàøåìó ðåá¸íêó. Áîã ïîäàðèë âàì òàêîãî ðåá¸íêà, ïðèíèìàåòå ýòîò äàð ñ áëàãîäàðíîñòüþ.
4. Íå óêîðÿéòå ðåá¸íêà òåì, ÷òî âû î÷åíü ìíîãî äëÿ íåãî äåëàåòå. Ýòî îñêîðáëÿåò. ×àñòî íà âàøè íàïîìèíàíèÿõ î ñâîèõ âëîæåíèÿõ â ðåá¸íêà äåòè îòâå÷àþò: «À êòî òåáÿ ïðîñèë?»
5. Íå ëèøàéòå ðåá¸íêà ñâîáîäû âûáîðà. Ïóñòü ñàì ðåøàåò, ÷òî íîñèòü è ñ êåì äðóæèòü. Âñå çàïðåòû îáúÿñíÿéòå, ìîòèâèðóéòå ðåá¸íêà äóìàòü íå òîëüêî î ñâîèõ æåëàíèÿõ, íî è î âàøèõ.
6. Íå ñòàâüòå ñåáÿ âûøå ñâîèõ äåòåé. Èçáåãàéòå â îáùåíèè ñ ðåá¸íêîì âûñîêîìåðèÿ è ÷âàíñòâà.!
7. Ó ðåá¸íêà åñòü íå òîëüêî îáÿçàííîñòè, íî è ïðàâà. Îí èìåòü ïðàâî íå ñëûøàòü îñêîðáëåíèé è óíèæåíèé ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé, èìååò ïðàâî âûðàæàòü ñâîå ìíåíèå è áûòü óñëûøàííûì.
8. Íå ðàçäðàæàéòåñü. Íå ñíèìàéòå ñâî¸ ðàçäðàæåíèå íà ðåá¸íêå. Êîãäà ìû âûõîäèì èç ñåáÿ, òî òåðÿåì êîíòðîëü íàä ñîáîé è òåðÿåì âñ¸. Ðàçäðàæèòåëüíîñòü – ñàìûé ñòðàøíûé âðàã ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.
9. Óìåéòå ïðîùàòü è çàáûâàòü. Íå ñòîèò êîðèòü ðåá¸íêà çà òå îøèáêè, êîòîðûå îí ñîâåðøàåò. Ðàçâèòèå – äðàìà, è íàøà çàäà÷à íå óñóãóáëÿòü ýòó äðàìó, à ïîìî÷ü ïåðåæèòü ñ íàèìåíüøèìè òðàâìàìè äëÿ ïñèõèêè.
È ïîìíèòå ïðèò÷ó î áåçóñëîâíîé ëþáâè:
Ìàòü êà÷àåò ìëàäåíöà â êîëûáåëè è ïî¸ò: «ß ëþáëþ òåáÿ, ìîé ìàëûø». ×åðåç íåñêîëüêî ëåò ðåá¸íîê øàëèò è êàïðèçíè÷àåò, à ìàòü ïîâòîðÿåò: «ß ëþáëþ òåáÿ, ìîé ìàëûø». Ñûí âûðîñ, âûêðàñèë âîëîñû â îðàíæåâûé öâåò, íà÷àë êóðèòü, à ìàòü ïî-ïðåæíåìó åìó òâåðäèò: «ß ëþáëþ òåáÿ, ñûíîê». È âîò âçðîñëûé ñûí ó ïîñòåëè óìèðàþùåé ìàòåðè, îáëèâàÿñü ñëåçàìè, øåï÷åò: «ß ëþáëþ òåáÿ ìàìà. Òîëüêî òû óìåëà ëþáèòü ìåíÿ ëþáûì è âñåãäà ïîíèìàëà. Êàê ÿ áóäó æèòü áåç òåáÿ, ìàìà?»
Источник