Правильная осанка у ребенка 4 года

Правильная осанка у ребенка 4 года thumbnail

Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а
показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности
проблемы. Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15—17%
дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 67% старших школьников! Это
чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением
головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного
синдрома. Поэтому подобные патологии требуют как можно более раннего
диагностирования и лечения, пока деформации не стали необратимыми и не
спровоцировали осложнений.

Астеновегетативный синдром – расстройство работы нервной системы, сопровождающееся медленно прогрессирующим ухудшением памяти, снижением внимательности, быстрой утомляемостью и нарушениями сна.

Мальчик рисует за столом

Причины нарушений осанки у детей

Нарушением осанки у детей называют разного рода привычные для  ребенка положения спины, отличающиеся от прямого. Это приводит к деформации позвоночника в различных плоскостях, в том числе усугублению физиологических изгибов в поясничном и шейно-грудном отделах позвоночника.

Деформации могут быть врожденными или приобретенными. Но если первые обусловлены образованием лишних позвонков или клиновидными деформациями еще во внутриутробном периоде и встречаются только в 5–10% случаев, то вторые составляют подавляющее большинство и развиваются под влиянием негативных факторов в течение жизни.

Кифоз и лордоз

Наиболее часто причины нарушения осанки у детей заключаются
в:

  • недостаточной физической активности;
  • несоответствии рабочего стола и стула росту ребенка;
  • недостаточном уровне освещенности места для выполнения домашних заданий;
  • неправильном распределении нагрузки на спину при ношении сумки или рюкзака на одно плечо;
  • сутулости и пр.

В результате этого некоторые мышцы спазмируются, а другие
наоборот чрезмерно расслабляются. Позвоночник начинает деформироваться, что
усугубляет ситуацию.

Наиболее подвержены возникновению нарушений осанки дети астенического телосложения (узкие плечи и грудь, длинные и тонкие руки и ноги, слабовыраженная мышечная ткань, худощавость).

Также в роли факторов, способствующего возникновению
нарушений осанки могут выступать заболевания разного рода:

  • вальгусная деформация стопы;
  • переломы позвоночника;
  • рахит;
  • туберкулез;
  • полиомиелит;
  • остеомиелит;
  • укорочение одной из ног;
  • нарушения зрения и слуха (дети неосознанно занимают
    вынужденную позу, в которой лучше воспринимается информация).

Нарушения осанки у детей также могут формироваться в течение первых лет жизни на фоне постоянного ношения младенца на одной руке, использования ходунков, раннего высаживания и других факторов.

Основные причины нарушения осанки у детей

В легких случаях нарушения осанки у детей можно полностью
исправить. Но в запущенных ситуациях они приводят к:

  • уменьшению подвижности грудной клетки и
    диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может
    провоцировать развитие одышки и других нарушений;
  • снижению амортизационной функции межпозвоночных
    дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж;
  • нарушениям работы сердечно-сосудистой системы и функционирования
    центральной нервной системы;
  • корешковому синдрому при ущемлении
    деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к
    нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых
    сдавленным нервом участках тела и т. д.

Виды и симптомы нарушений осанки у детей

Нарушения осанки могут быть разных видов, что определяет
дальнейшую тактику лечения. Это:

  • плоская спина – сглаживание всех естественных
    позвоночных изгибов;
  • плоско-вогнутая спина – увеличение поясничного
    прогиба (лордоза) при незначительно выраженном прогибе в шейно-грудном отделе;
  • сутулость – увеличение грудного прогиба (кифоза)
    при уменьшении поясничного лордоза;
  • круглая спина – увеличение грудного кифоза при практически
    полном отсутствии поясничного лордоза;
  • кругло-вогнутая спина – увеличение всех
    естественных изгибов позвоночника;
  • сколиоз – деформация позвоночника в боковой плоскости,
    что проявляется асимметрией правой и левой стороны тела.

Нарушения осанки могут быть разной степени выраженности. Различают 4 степени, среди которых для 1-й характерны незначительные отклонения от нормы, а для 4-й – очень выраженные. В последнем случае деформации исправляются только с помощью операции.

Мама осматривает спину ребенка

Заподозрить наличие проблем с осанкой можно по возникновению
следующих признаков:

  • быстрая утомляемость, потеря интереса к
    подвижным играм;
  • жалобы на боли в спине, шее, плечах или голове;
  • сложности при длительном нахождении в одной
    позе;
  • возникновение хрустов во время движения;
  • голова склонена вперед, лопатки выпирают наружу,
    ягодицы уплощаются;
  • опущение плеч, западание грудной клетки, сниженный
    тонус мышц верхней половины тела, полусогнутые в коленях ноги;
  • наклон головы и плеч вперед, выпячивание живота
    и таза, чрезмерное разгибание коленей при ходьбе;
  • плечи и лопатки находятся на разных уровнях, голова
    часто наклонена в бок, таз перекошен и пр.

Если родители замечают хотя бы один из этих признаков у
ребенка, им следует немедленно обратиться к неврологу, ортопеду или
вертебрологу. Врач проведет профессиональный осмотр ребенка и при необходимости
назначит инструментальные методы исследования (рентген, КТ, МРТ), что поможет
точно определить степень деформации и причину изменения осанки у ребенка.

Лечение нарушений осанки у детей

После установления точной причины возникновения нарушения
осанки у детей разрабатывается тактика терапии, характер которой во многом
зависит от поставленного диагноза. Если органические нарушения в строении
позвоночника еще не возникли, а присутствует лишь плохая привычка сутулиться,
лечение заключается в ее искоренении. При этом большая роль отводится родителям,
которым требуется постоянно следить за ребенком и без психологического давления
обращать его внимание на необходимости удерживать спину прямой, а также строго
придерживаться других рекомендаций врача.

Схема правильной организации рабочего места школьника

Если же причина кроется в развитии заболеваний, терапия будет более сложной и многогранной. Она будет направлена не только на улучшение осанки, но и на устранение причин, повлекших за собой деформацию позвоночника, что может требовать также применения различных медикаментов. Но, к счастью, в большинстве случаев исправить нарушение осанки у детей можно без помощи хирургов. Главное, найти хорошего специалиста и неуклонно следовать его рекомендациям.

Основными компонентами лечения являются:

  • ЛФК;
  • лечебный массаж;
  • мануальная терапия;
  • гидротерапия;
  • физиотерапия.

При необходимости ребенку назначают ношение ортопедического
корсета. Он будет поддерживать позвоночник в правильном положении и
препятствовать усугублению уже имеющейся деформации. Благодаря ему родители могут
немного ослабить контроль над положением спины ребенка, так как корсет не
позволит сутулиться и горбиться. Для каждого ребенка ортопедический корсет
подбирается индивидуально. При незначительных искривлениях используют модели из
эластичных материалов с крепкими липучками, а при более выраженных деформациях –
жесткие ортезы, изготовляемые индивидуально.

Виды реклинаторов и корсетов для спины

Также важно разработать и придерживаться правильного режима
дня ребенка и обеспечить его полноценным питанием. Необходимо подбирать обувь в
соответствии с размером ноги, а не на вырост. Она, как и матрас и подушка для
сна, должна быть ортопедической. Детям важно создать условия для полноценной
физической активности и занятий спортом, а также организовать рабочее место
школьника в соответствии с его ростом.

ЛФК

Лечебная физкультура – один из самых доступных и действенных
способов исправления дефектов осанки у детей. Основной задачей ЛФК является
укрепление мышечного корсета, в результате чего он будет обеспечивать более
крепкую поддержку позвоночнику и способствовать удержанию его в правильном
положении.

Для каждого ребенка комплекс лечебной гимнастики
разрабатывается врачом индивидуально. При этом во внимании принимается вид
деформации, возраст пациента, уровень его физической подготовки и имеющиеся
сопутствующие заболевания, который могут стать противопоказанием для выполнения
определенных упражнений.

Занятия рекомендуется проводить под контролем специалиста. Для
этого формируются отдельные группы, посещая которые ребенок и его родители
научатся правильно выполнять каждое предложенное упражнение так, чтобы оно
приносило пользу, а не вред. Во время занятий лечебной физкультурой не
допускаются резкие движения, сильные скручивания и большие силовые нагрузки.

У детей школьного возраста хорошие результаты дают занятия на гребном тренажере, велотренажере, а также специальных гимнастических комплексах.

Ребенок должен понимать, что при малейшем возникновении
дискомфорта в спине, он должен сообщать об этом инструктору. Если причина болевых
ощущений кроется не в неправильной тактике выполнения упражнения, необходимо
обратиться к врачу для проведения обследования и коррекции программы ЛФК.

Занятие ЛФК у детей

Эффективность лечебной гимнастики напрямую зависит от
регулярности и правильности выполнения упражнений. После того как ребенок и
родители прочно усвоят методику каждого из них, допускается продолжать занятия
дома самостоятельно. Важно ежедневно уделять внимание лечебной физкультуре,
тогда красивая и статная осанка выработается значительно быстрее.

С определенной периодичностью ребенка нужно показывать лечащему врачу, чтобы он смог оценить эффективность лечебной гимнастики.

Лечебный массаж

Лечебный массаж подразумевает разогревание, разминание и
растирание мышц спины и плечевого пояса. Это способствует улучшению крово- и
лимфотока, расслаблению чрезмерно тонизированных мышц и напряжению слишком расслабленных.
Это приводит к ускорению восстановления правильной анатомии позвоночного
столба.

Мануальная терапия

Мануальная терапия – один из самых эффективных методов
коррекции нарушений осанки у детей. Поскольку детские суставы сохраняют высокую
подвижность, а позвоночник гибкость, с помощью грамотного воздействия руками
удается быстро восстановить нормальное положение позвонков, устранить функциональные
блоки и добиться стойкого улучшения осанки.

Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная
терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от
специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими
дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к
выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной
терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций
позвоночника.

Гриценко К. А. на фоне лого клиники

Опытный мануальщик владеет массой различных приемов и методик, в том числе авторской методикой Гриценко, а также непременно знает, как их применять с максимальной пользой для пациента. Благодаря курсу сеансов мануальной терапии удается не просто добиться восстановления правильной осанки, но и:

  • улучшения работы всех внутренних органов;
  • устранения астеновегетативного синдрома;
  • улучшения памяти, внимания;
  • повышения общего тонуса и стойкости к инфекциям;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • восстановления нормальной подвижности.

Гидротерапия

Гидротерапия подразумевает проведение различных водных
процедур, которые обеспечивают активизацию кровообращения и питания тканей, а
также оказывают спазмолитическое, противовоспалительное и регенеративное
действие. В рамках гидротерапии могут применяться общие терапевтические ванны с
добавлением в воду лечебных веществ, талассотерапия, лечебный душ, аквааэробика
и пр.

Положительное влияние на состояние позвоночника и считается лучшим способом профилактики возникновения нарушений осанки. При уже имеющейся деформациях хребта рекомендуется посещать бассейн не реже 2—3 раз в неделю. Занятия с тренером также помогут ребенку научиться плавать и дополнительно принесут море удовольствия, что поможет воспринимать тренировки не как лечение, а как игру.

Дети в бассейне

Физиотерапия

Чаще всего при нарушениях осанки у детей назначаются курсы:

  • электростимуляции мышц спины – воздействие на мышцы и нервы комфортными для ребенка разрядами электрического тока, что способствует улучшению течения обменных процессов в мягких тканях;
  • индуктотермии – разновидность лечения магнитными полями, обеспечивающая получение обезболивающего, противовоспалительного, регенерирующего и иммуностимулирующего эффекта;
  • электрофореза – метод, позволяющий посредством электрического тока вводить необходимые лекарственные средства непосредственно в очаг патологических изменений через кожу, что позволяет избежать развития множества побочных эффектов и снизить дозу препаратов;
  • УФО – обеспечивает покрытие дефицита в ультрафиолетовом облучении, а также оказывает иммуностимулирующее, противовоспалительное действие;
  • талассотерапия – лечение морской водой, а также водорослями и некоторыми другим подарками моря, что обеспечивает стимулирование обмена веществ, улучшение состояния кожи, укрепление стенок кровеносных сосудов и устранение спазмов мышц;
  • пелоидетерапия – физиотерапевтическая процедура, подразумевающая использование ила, измельченной глины или особых отложений со дна водоемов, нанесение которых на кожу обеспечивает нормализацию нейрогуморальных процессов и образование биологически активных веществ, что улучшает тканевой метаболизм и нормализацию тонуса мышц.

Количество и периодичность процедур, а также их сочетание
определяется опять же таки строго индивидуально. Но важно пройти полный
комплекс физиотерапии, чтобы получить стойкий и выраженный эффект.

Таким образом, с нарушением осанки у ребенка может
столкнуться каждый родитель. Но важно не закрывать глаза на проблему, а при
первых же признаках ее возникновения обращаться к специалистам и принимать меры
для ее ликвидации. В большинстве случаев, а именно в 98%, при ранней
диагностике и точном соблюдении рекомендаций невролога, ортопеда или
вертебролога правильно организованный лечебно-двигательный режим позволяет
добиться полной коррекции нарушений осанки. В запущенных же случаях все же
может потребоваться хирургическое вмешательство.

Источник

Татьяна Евсюкова
Упражнения на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. «Привычное положение тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно.

До семи лет осанка у ребенка находится в процессе формирования. В этот период он активно растет, осваивает двигательные навыки, привыкает к определенным позам. Родителям важно не просмотреть возможные отклонения в формировании осанки и вовремя вмешаться для их коррекции.

Нарушения осанки возникают у детей при хронических заболеваниях, как проявление их общей функциональной слабости, ослабления мышечно-связочного аппарата. Такие дети неловки, неуклюжи, физически неразвиты.Этот дефект отрицательно сказывается на внешнем виде: сутулая спина и плечи, опущенная голова, асимметрия плеч, деформация грудной клетки.

Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды – питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма.

Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении. Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры, развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки).

Ниже мы предлагаем вашему вниманию упражнения и подвижные игры, которые вы можете с легкостью выполнять дома вместе со своим ребенком

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Прежде чем начать выполнение тех или иных упражнений по лечебной физкультуре, необходимо провести разминку.

Разминка

Ходьба на носках, руки подняты над головой в замок.

Руки перед грудью, ходьба в полуприседе.

Ходьба на пятках, руки сзади в замок.

Исходное положение (далее – и. п.) – стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки – вдох; вернуться в и. п. – выдох.

И. п. – стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной – выдох; вернуться в и. п. – вдох.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ И ПРЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Упражнения с гимнастическими палками

И. п. – ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках. На счет 1-2 – поднять палку вверх, опустить за голову; на счет 3-4 – вернуться в и. п.

И. п. – ноги на ширине плеч, палка за головой. На счет 1-3 – повороты вправо (влево); на счет 2-4 – вернуться в и. п.

И. п. – ноги на ширине плеч, палка зажата в локтях. На счет 1 – наклон вперёд с прямой спиной; на счет 2 – вернуться в и. п.

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и. п.

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка на лопатках. На счет 1-3 – повороты в стороны; на счет 3-4 – вернуться в и. п.

И. п. – стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и. п. Спина прямая.

И. п. – основная стойка (голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены, палка на голове. На счет 1 – присесть; на счет 2 – вернуться в и. п.

Палка на полу, прыжки через палку.

Комплекс упражнений выполняется не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.

Упражнения с мешочком на голове

Принять правильную осанку в положении стоя, положив мешочек с песком на голову. Присесть, стараясь не уронить мешочек встать в исходное положение.

Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки по полу, земле, песку, мостику, брёвнам, с разным положением рук (на поясе, в стороны).

Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия – веревочку, пеньки. Остановки с проверкой правильной осанки.

Принять правильную осанку с мешочком на голове, в руках мяч, подбросить мяч вверх, поймать, сохраняя правильную осанку.

Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений: ходьба в полуприседе по мостику, с высоким подниманием колен с разным положением рук; стоя на пеньке, присесть сохраняя правильную осанку.

Подлезание под дуги в приседе с мешочком на голове сохраняя правильную осанку.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ЕЁ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Упражнения выполняются в «основной стойке»: голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Взрослый показывает правильное положение в основной стойке, исправляет осанку у ребенка.

Упражнения в ходьбе по кругу

(можно выполнять на пособиях: на мостике, пеньках, на песке)

«Журавлик» Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) – 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

«Вырастаем большими» Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») – 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

«Мишка косолапый» Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ!» Следить за тем, чтобы ребенок держал спину прямо, не наклонял голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы ребенок сам произносил стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег

Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы ребенок бежал легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении «стоя»

«Воробушек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

«Лягушонок». И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря «квак», вернуться в И. п. (4-6 раз). В положении «кисти к плечам» локти должны быть прижаты к бокам.

«Большие круги». Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз. Следить за тем, чтобы ребенок не опускал руки ниже уровня плеч.

«Мельница». Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

«Резинка». Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И. п., произнеся звук «ш-ш-ш» – выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

«Вместе ножки – покажи ладошки». Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. п., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.

«Потягивание». Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. п., расслабив руки (4-6 раз). Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения у стены

Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.

Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.

Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить ребенку «пополоскать белье», выпрямиться и постараться снова встать правильно.

Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны — вверх, опустить в исходное положение.

Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

Игровые упражнения на укрепление осанки

«Река, берег, парус». Ребенок проверяет свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз). На слово «Река!» – делает шаг назад, на слово «берег!»-шаг вперёд, «Парус!»-поднимает руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки.

«Волшебные ёлочки». Ребенок встает у стены (касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебную елочку, которая по сигналу «Ночь!» бегает, красиво и легко кружится по комнате, а по сигналу «Лесник!» – бежит к стене, принимая первоначальную позу. «Лесник» осматривает елочку, неровную забирает с собой.

Та же игра, но по сигналу «Лесник!» елочка останавливается там, где их застал сигнал.

Массаж спины «Суп». Взрослый кладет ладони на спину ребёнка и приговаривает:

Чики-чики-чики-ща! Похлопывает ладонями.

Вот капуста для борща.

Покрашу картошки, Постукивает рёбрами ладоней.

Свеколки, морковки,

Пол головки лучку Поколачивает кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок- Поглаживает ладонями.

И готов борщичок.

«Я позвоночник берегу». Взрослый показывает,ребенок повторяет:

Я позвоночник берегу

(Наклоняют корпус вправо-влево, ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен,

И сам себе я помогу.

Всё выполню я по порядку

(Ставя руки на пояс, поднимают и опускают плечи):

Сначала сделаю зарядку,

Нагнусь (Наклоняются вперёд,

Прогнусь (Слегка прогибаются назад).

И выпрямляюсь (Встают прямо).

И вправо, влево наклонюсь (Наклоняют корпус вправо и влево).

С друзьями поиграю в мяч (Бегут на месте).

Он весело помчится вскачь (Прыгают на обеих ногах).

И за столом я посижу

(Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью,

И телевизор погляжу

(Встают прямо, руки в стороны).

Но буду помнить я всегда

(Кладут правую руку за правое плечо, левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной):

Должна прямою быть спина! (Меняют положение рук).

Массаж спины «Свинки». Взрослый кладет ладони на спину ребёнка и приговаривает:

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Всё постукивают,

Всёпохрюкивают:

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Регулярное выполнение вышеуказанных упражнений поможет укрепить спину Вашего ребёнка, улучшить осанку и сформировать здоровые привычки!

ПОМНИТЕ, ВОВРЕМЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ – ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬ!

Источник