Правила развития мозга вашего ребенка джон
Название довольно амбициозное, у меня к таким есть некоторое предубеждение. Однако на деле книга полностью его оправдывает.
Начну с того, что автор – не просто родитель, а ученый-генетик, специализирующийся в области психического здоровья. Это наложило отпечаток на книгу – все идеи, которые предлагает автор подкрепляются описаниями исследований, проводившихся на эту тему. Однако стиль написания не заумный. Очень легкий, читается на одном дыхании, много примеров и аналогий из реальной жизни.
Теперь про саму книгу. Мое мнение – она отличная! Я сейчас рекомендую ее абсолютно всем знакомым мамочкам. Особенно тем, кто увлечен идеями раннего развития.
Итак, расскажу по порядку.
ВВЕДЕНИЕ
Многим родителям, как и мне, хотелось бы не просто советов по воспитанию и развитию детей, а советов, основанных на серьезных исследованиях. Какие методы действительно работают, какие нет. Если постоянно говорить ребенку, что он умный, это увеличит его уверенность в себе? Дети счастливы сами по себе? Если включать Моцарта, это увеличит интеллектуальные способности ребенка? На все эти вопросы ответ – НЕТ. И объясняется почему. И еще много интересного.
Глава 1. БЕРЕМЕННОСТЬ
Эту главу я прочитала “по диагонали” просто для интереса. А она действительно довольна интересна. Помню, еще будучи беременной, я увидела рекламу устройства для беременных, которое якобы помогает повысить умственные способности ребенка еще в утробе. Тогда я еле остановила себя от покупки, видимо, гормоны зашкаливали и хотелось скупать все подряд 🙂
Так вот, здесь помимо всего прочего, рассказывается и о подобных чудо-приспособлениях. На самом деле, повлиять на умственное развитие в разумных пределах действительно можно еще во время беременности и автор объясняет как. В принципе и все врачи, ведущие беременность, говорят то же самое. Только здесь еще и множество отчетов об экспериментальных данных.
Глава 2. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Мне запомнилась фраза, которую я прочитала в одной из книг по воспитанию “Я была очень хорошей матерью до тех пор, пока у меня не появились дети” 🙂 Это прям про меня. Многие молодые мамы, родившие первого ребенка думают, что с ними что-то не в порядке, раз они не могут наслаждаться свалившимся материнством. На самом деле такое переживает большинство пар. Это нормально.
Однако плохие отношения в семье и мамочка, чувствующая себя несчастной, могут нанести сильный вред развитию ребенка. Этот вред не заметен сразу, однако экспериментальные данные подтверждают, что в будущем это может привести к довольно серьезным проблемам.
Автор не дает готового и единственно правильного решения в этой ситуации, но приводит несколько разумных советов о том, как сделать атмосферу в семье лучше.
Глава 3. СМЫШЛЕНЫЙ МАЛЫШ: СЕМЕНА
Интеллект – это нечто большее, чем показатель IQ. Что же означает “быть умным”. Автор дает 7 ключевых “ингредиентов”:
* Память – способность записывать информацию
* Импровизация – способность приспосабливать эту информацию к конкретной уникальной ситуации
* Любознательность
* Самоконтроль
* Творчество
* Вербальные (речевые) навыки
* Чтение невербальных сигналов
Многие из них имеют генетические корни, однако и воспитание, по мнению автора сильно влияет на то, сможет ли ребенок развить свой потенциал. Подробных инструкций о том, как развивать все эти навыки нет, зато есть идеи, примеры и подсказки. Вполне достаточно для того, чтобы начать действовать в нужном направлении.
Глава 4. СМЫШЛЕНЫЙ МАЛЫШ: ПОЧВА
Раньше я была сторонницей систем раннего развития. Но некоторое время назад стала задумываться о том, что это может нанести ребенку реальный вред. Я видела несколько примеров из жизни знакомых, плюс прочитала в Интернете истории мам, пишущих о своем не слишком хорошем опыте.
В этой книге я впервые встретила экспериментально обоснованные идеи о том, что подталкивание ребенка к выполнению задач, к которым его мозг по своему развитию еще не готов, может нанести вред.
Глава 5. СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ: СЕМЕНА
В не утихающих спорах о том, стоит ли заниматься ранним развитием ребенка обе стороны солидарны лишь в одном: “Главное, чтобы ребенок был счастлив!” А как вырастить ребенка счастливым человеком? Я интуитивно понимала, что само по себе это не произойдет, счастью надо учиться, как и остальным навыкам. Существует взрослая литература на эту тему, но по обучению ребенка счастью ничего конкретного нет.
У меня есть свои догадки на эту тему, а эта книга дала мне еще один ключик – более счастливы люди, умеющие строить крепкие социальные связи. То есть дружная семья, любящие родственники и, конечно, умение дружить.
Глава 6. СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ: ПОЧВА
Эта глава полностью созвучна идеям из книги Фабер, Мазлиш “Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили”. Только у них сплошная практика, а здесь теоретическое обоснование и некоторые подсказки.
Глава 7. ВОСПИТАННЫЙ МАЛЫШ
Эта глава о социализации ребенка. О воспитании нравственности. О методах наказания и поощрения. О том, как ставить ребенку четкие границы. Сначала я не поняла, зачем эта глава написана в книге о том, как сделать ребенка умным и счастливым. К концу прочтения дошло. Приведу цитату:
“Родители, чьи правила диктуются добротой и благосклонностью и последовательно проясняющие причины установленных правил, в конечном счете воспринимаются как разумные и справедливые. Это напоминает авторитетный стиль воспитания – тот самый стиль, который, по статистике, приводил к тому, что дети росли смышлеными и счастливыми”.
Добавлю фото ключевых мыслей, приводящихся в конце каждой главы.
Источник
«Любая женщина, которая по-прежнему думает, что брак – это проект с участием 50 на 50, всего лишь подтверждает, что она либо ничего не понимает в мужчинах, либо ничего не понимает в процентах».
+45irinavmail
«Любая женщина, которая по-прежнему думает, что брак – это проект с участием 50 на 50, всего лишь подтверждает, что она либо ничего не понимает в мужчинах, либо ничего не понимает в процентах».
Все родители знают, что дети испытывают стресс, когда становятся свидетелями их конфликтов. Однако возраст, в котором они начинают реагировать на конфликты, оказался для исследователей абсолютно неожиданным. Младенцы моложе 6 месяцев способны определить, что в семье что-то не так.
+36irinavmail
Все родители знают, что дети испытывают стресс, когда становятся свидетелями их конфликтов. Однако возраст, в котором они начинают реагировать на конфликты, оказался для исследователей абсолютно неожиданным. Младенцы моложе 6 месяцев способны определить, что в семье что-то не так.
Почему случаются конфликты? Я упоминал четыре устойчивых источника супружеских конфликтов в период вступления в родительскую роль. Оставленные без внимания, все эти причины могут самым серьезным образом повлиять на состояние вашего брака и, таким образом, негативно отразиться на развитии мозга вашего ребенка. Я назову их «Четыре Грозди Гнева». Это: • Недостаток сна. • Социальная изоляция. • Неравное распределение нагрузки. • Депрессия. Если у вас есть ребенок,
+17autoreg948023510
Почему случаются конфликты? Я упоминал четыре устойчивых источника супружеских конфликтов в период вступления в родительскую роль. Оставленные без внимания, все эти причины могут самым серьезным образом повлиять на состояние вашего брака и, таким образом, негативно отразиться на развитии мозга вашего ребенка. Я назову их «Четыре Грозди Гнева». Это: • Недостаток сна. • Социальная изоляция. • Неравное распределение нагрузки. • Депрессия. Если у вас есть ребенок,
Для большинства начинающих мам и пап первым шоком является беспощадная суть этого нового социального контракта. Ребенок берет. Родители отдают. Конец истории. Наиболее пугающим для многих пар бывает тот удар, который ребенок наносит по качеству их жизни, особенно по их супружеским отношениям. Ребенок плачет, ребенок спит, ребенка вырвало, его нужно взять на руки, сменить пеленки, покормить, и все это до четырех утра. Затем вам нужно идти на работу. Или вашей жене. И это повторяется день
+14vk_23264993
Для большинства начинающих мам и пап первым шоком является беспощадная суть этого нового социального контракта. Ребенок берет. Родители отдают. Конец истории. Наиболее пугающим для многих пар бывает тот удар, который ребенок наносит по качеству их жизни, особенно по их супружеским отношениям. Ребенок плачет, ребенок спит, ребенка вырвало, его нужно взять на руки, сменить пеленки, покормить, и все это до четырех утра. Затем вам нужно идти на работу. Или вашей жене. И это повторяется день
Если вы хотите, чтобы ваши дети были счастливы, вам нужно научить их тому, как эффективно общаться с людьми: как заводить друзей и как сохранять дружбу.
+12tarasova.le
Если вы хотите, чтобы ваши дети были счастливы, вам нужно научить их тому, как эффективно общаться с людьми: как заводить друзей и как сохранять дружбу.
Источник
Джон Медина
Правила развития мозга вашего ребенка
Моим очаровательным детям и их еще более очаровательной матери, научившим меня тому, что, оказавшись перед необходимостью выбора между двумя равновозможными теориями, всегда лучше выбирать ту, которая более забавна
John Medina
BRAIN RULES FOR BABY: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five
© 2010 by John J. Medina
© Рябинина Ю. В., перевод на русский язык, 2012
© ООО «Издательство «Э», 2017
НЕЗАМЕНИМЫЕ КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой»
Единственная и самая важная миссия родителей, – научить ребенка быть самостоятельным. Педагог и психолог Анна Быкова предлагает метод «ленивой мамы». Вы позволите себе быть не только родителем, избавитесь от чувства тревожности и желания все контролировать и приготовитесь отпустить ребенка в самостоятельную жизнь.
Развивающие занятия «ленивой мамы»
Новый взгляд на проблему развития детей – педагог и психолог Анна Быкова предлагает родителям опираться не на модные педагогические системы и продвинутые игрушки, а подключить свой личный опыт и творческую энергию. В этой книге вы найдёте конкретные примеры увлекательных занятий и научитесь интересно проводить время с детьми вне зависимости от вашего расписания или бюджета.
Монтессори. 150 занятий с малышом дома
Известно, что именно в раннем возрасте дети наиболее восприимчивы к обучению. Книга Марии Монтессори научит вас уникальной методике, которая направлена на всестороннее развитие с самых первых месяцев жизни. 150 упражнений и полезных советов станут незаменимым помощником в воспитании ребёнка.
Монтессори. Развиваем в ребенке уверенность
В этой книге вы узнаете, как помочь ребенку развить важнейшее качество характера – уверенность в себе. Следуя рекомендациям и принципам методики Монтессори, вы сможете создать для малыша правильную развивающую среду, помочь ему стать самостоятельным и привить любовь к обучению. А благодаря вашей чуткой поддержке и вниманию он обретет веру в себя и свои силы.
Введение
Всякий раз, когда я читал лекцию для будущих родителей о развитии мозга младенца, я совершал одну и ту же ошибку. Я полагал, что родители пришли на лекцию, чтобы получить неоценимую помощь науки в понимании того, как развивается мозг в утробе: узнать кое-что о биологии нервного гребня, кое-что об аксональном наведении. Но когда по окончании лекции наставало время вопросов и ответов, снова и снова звучали одни и те же вопросы. Первый, возникший у «сильно беременной» женщины в один дождливый вечер в Сиэтле, был: «Чему можно научить моего ребенка, пока он находится еще в утробе?» Следующая женщина спросила: «Что будет с нашей личной жизнью, когда в доме появится ребенок?» Папаша с оттенком авторитета родил третий вопрос: «Как сделать, чтобы мой ребенок поступил в Гарвард?» Встревоженная мамаша задала четвертый: «Как обеспечить для моей малышки условия, чтобы она была счастлива?» Пятый принадлежал исключительно достойной бабушке. «Как сделать, чтобы мой внук рос хорошим?» – спросила она. Она взяла на себя родительские обязанности вместо своей дочери-наркоманки. Бабушка не хочет, чтобы все повторилось опять.
И сколько бы я ни старался повернуть беседу в направлении таинственного мира нервной дифференцировки, родители снова и снова задавали все те же пять вопросов в различных вариациях. В конце концов я осознал свою ошибку. Я предлагал родителям хрустальный замок, в то время как им нужен был рай в шалаше. Поэтому данная книга не будет содержать сведений о природе генетической регуляции развития ромбовидного мозга. Вместо этого «Правила развития мозга для самых маленьких» будут ориентированы на вопросы практического характера, которые продолжает задавать моя аудитория.
«Правила развития мозга» – это свод закономерностей, касающихся работы мозга в раннем возрасте, о которых нам точно известно. Каждое правило добыто из более обширных пластов поведенческой психологии, клеточной и молекулярной биологии. Каждое было отобрано за его способность помочь начинающим мамам и папам в выполнении их пугающей задачи – заботы о крошечном беспомощном человечке.
Я полностью осознаю необходимость дать ответы на все эти вопросы. Растить первого ребенка – все равно что глотать ядовитый напиток, смешанный из радости и ужаса в равных долях, и вслед за этим преодолевать переходные состояния, о которых вас никто не предупреждал. Знаю об этом не понаслышке: у меня двое мальчишек, каждый из которых пришел с множеством обескураживающих вопросов и поведенческих проблем, и к обоим не прилагалось никаких инструкций. Вскоре, однако, я понял, что принесли они не только это. Они обладали притягательной силой, способной выжать из меня невообразимую любовь и безграничную привязанность. Кроме того, они были наделены магнетизмом: я не мог наглядеться на идеальные ноготочки на их ручках, на их ясные глаза, на грандиозно всклокоченные волосы. Когда родился мой второй ребенок, я понял, что любовь можно делить до бесконечности и притом не потерять ни одной ее части. Родительский статус дает возможность по-настоящему приумножать ее делением.
Мне, как ученому, очень хорошо известно, что, наблюдая за развитием мозга ребенка, вы можете испытать чувство, будто смотрите с первого ряда за тем, как происходит Большой Взрыв на биологическом уровне. Мозг начинается с единственной клетки в материнской утробе, скрытой в ней, как тайна. В первые несколько недель он наращивает свой объем с ошеломляющей скоростью 8000 нервных клеток в секунду. За несколько месяцев он уверенно становится на путь, ведущий к тому, чтобы стать самым совершенным мыслящим устройством в мире. Это таинство вызывает не только восхищение и любовь, но и тревогу и сомнения – я помню это из собственных переживаний неопытного родителя.
Чересчур много мифов
Родителям нужны факты, а не просто советы о том, как растить детей. К несчастью, такие факты трудно найти в постоянно растущем потоке книг по воспитанию. Как и в блогах. И на форумах, и в передачах интернет-вещания, и в разговорах со свекровями и всеми другими родственниками, у которых есть хоть один ребенок. Все эти источники предлагают кучу информации. Только родителям трудно понять, чему можно верить.
Большим достоинством науки является то, что она не принимает ничью сторону и не берет пленных. Если вы знаете, какому исследованию можно доверять, истинная картина явления проявляется, а мифы развеиваются. Дабы завоевать мое доверие, исследование должно преодолеть мой «скептический фактор». Попавшие в эту книгу данные исследований должны были сначала быть опубликованы в соответствующих изданиях, а затем успешно воспроизведены. Некоторые результаты подтверждались десятки раз. Если я где-то делаю исключение для новейшего революционного исследования, убедительного, но еще недостаточно проверенного временем, я указываю на это.
С моей точки зрения, воспитание детей – это вопрос развития мозга. В таком взгляде нет ничего удивительного, если учесть, чем я зарабатываю на жизнь. Моя специальность – молекулярная биология развития с выраженным интересом к вопросам генетики психических заболеваний. Свою ученую деятельность я осуществляю по большей части в качестве индивидуального консультанта или приглашенного специалиста «Скорой помощи» на промышленных предприятиях и в государственных научно-исследовательских организациях, которым понадобился генетик, специализирующийся в области психического здоровья. Кроме того, я основал Институт «Таларис», находящийся в Сиэтле, недалеко от Вашингтонского университета. Его изначальная миссия включала исследование процессов обработки информации у младенцев на молекулярном, клеточном и поведенческом уровне. В результате я пришел к идее время от времени проводить беседы с группами родителей, как в тот дождливый вечер в Сиэтле.
Источник
Джон Медина
Правила развития мозга вашего ребенка
Моим очаровательным детям и их еще более очаровательной матери, научившим меня тому, что, оказавшись перед необходимостью выбора между двумя равновозможными теориями, всегда лучше выбирать ту, которая более забавна
John Medina
BRAIN RULES FOR BABY: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five
© 2010 by John J. Medina
© Рябинина Ю. В., перевод на русский язык, 2012
© ООО «Издательство «Э», 2017
Введение
Всякий раз, когда я читал лекцию для будущих родителей о развитии мозга младенца, я совершал одну и ту же ошибку. Я полагал, что родители пришли на лекцию, чтобы получить неоценимую помощь науки в понимании того, как развивается мозг в утробе: узнать кое-что о биологии нервного гребня, кое-что об аксональном наведении. Но когда по окончании лекции наставало время вопросов и ответов, снова и снова звучали одни и те же вопросы. Первый, возникший у «сильно беременной» женщины в один дождливый вечер в Сиэтле, был: «Чему можно научить моего ребенка, пока он находится еще в утробе?» Следующая женщина спросила: «Что будет с нашей личной жизнью, когда в доме появится ребенок?» Папаша с оттенком авторитета родил третий вопрос: «Как сделать, чтобы мой ребенок поступил в Гарвард?» Встревоженная мамаша задала четвертый: «Как обеспечить для моей малышки условия, чтобы она была счастлива?» Пятый принадлежал исключительно достойной бабушке. «Как сделать, чтобы мой внук рос хорошим?» – спросила она. Она взяла на себя родительские обязанности вместо своей дочери-наркоманки. Бабушка не хочет, чтобы все повторилось опять.
И сколько бы я ни старался повернуть беседу в направлении таинственного мира нервной дифференцировки, родители снова и снова задавали все те же пять вопросов в различных вариациях. В конце концов я осознал свою ошибку. Я предлагал родителям хрустальный замок, в то время как им нужен был рай в шалаше. Поэтому данная книга не будет содержать сведений о природе генетической регуляции развития ромбовидного мозга. Вместо этого «Правила развития мозга для самых маленьких» будут ориентированы на вопросы практического характера, которые продолжает задавать моя аудитория.
«Правила развития мозга» – это свод закономерностей, касающихся работы мозга в раннем возрасте, о которых нам точно известно. Каждое правило добыто из более обширных пластов поведенческой психологии, клеточной и молекулярной биологии. Каждое было отобрано за его способность помочь начинающим мамам и папам в выполнении их пугающей задачи – заботы о крошечном беспомощном человечке.
Я полностью осознаю необходимость дать ответы на все эти вопросы. Растить первого ребенка – все равно что глотать ядовитый напиток, смешанный из радости и ужаса в равных долях, и вслед за этим преодолевать переходные состояния, о которых вас никто не предупреждал. Знаю об этом не понаслышке: у меня двое мальчишек, каждый из которых пришел с множеством обескураживающих вопросов и поведенческих проблем, и к обоим не прилагалось никаких инструкций. Вскоре, однако, я понял, что принесли они не только это. Они обладали притягательной силой, способной выжать из меня невообразимую любовь и безграничную привязанность. Кроме того, они были наделены магнетизмом: я не мог наглядеться на идеальные ноготочки на их ручках, на их ясные глаза, на грандиозно всклокоченные волосы. Когда родился мой второй ребенок, я понял, что любовь можно делить до бесконечности и притом не потерять ни одной ее части. Родительский статус дает возможность по-настоящему приумножать ее делением.
Мне, как ученому, очень хорошо известно, что, наблюдая за развитием мозга ребенка, вы можете испытать чувство, будто смотрите с первого ряда за тем, как происходит Большой Взрыв на биологическом уровне. Мозг начинается с единственной клетки в материнской утробе, скрытой в ней, как тайна. В первые несколько недель он наращивает свой объем с ошеломляющей скоростью 8000 нервных клеток в секунду. За несколько месяцев он уверенно становится на путь, ведущий к тому, чтобы стать самым совершенным мыслящим устройством в мире. Это таинство вызывает не только восхищение и любовь, но и тревогу и сомнения – я помню это из собственных переживаний неопытного родителя.
Чересчур много мифов
Родителям нужны факты, а не просто советы о том, как растить детей. К несчастью, такие факты трудно найти в постоянно растущем потоке книг по воспитанию. Как и в блогах. И на форумах, и в передачах интернет-вещания, и в разговорах со свекровями и всеми другими родственниками, у которых есть хоть один ребенок. Все эти источники предлагают кучу информации. Только родителям трудно понять, чему можно верить.
Большим достоинством науки является то, что она не принимает ничью сторону и не берет пленных. Если вы знаете, какому исследованию можно доверять, истинная картина явления проявляется, а мифы развеиваются. Дабы завоевать мое доверие, исследование должно преодолеть мой «скептический фактор». Попавшие в эту книгу данные исследований должны были сначала быть опубликованы в соответствующих изданиях, а затем успешно воспроизведены. Некоторые результаты подтверждались десятки раз. Если я где-то делаю исключение для новейшего революционного исследования, убедительного, но еще недостаточно проверенного временем, я указываю на это.
С моей точки зрения, воспитание детей – это вопрос развития мозга. В таком взгляде нет ничего удивительного, если учесть, чем я зарабатываю на жизнь. Моя специальность – молекулярная биология развития с выраженным интересом к вопросам генетики психических заболеваний. Свою ученую деятельность я осуществляю по большей части в качестве индивидуального консультанта или приглашенного специалиста «Скорой помощи» на промышленных предприятиях и в государственных научно-исследовательских организациях, которым понадобился генетик, специализирующийся в области психического здоровья. Кроме того, я основал Институт «Таларис», находящийся в Сиэтле, недалеко от Вашингтонского университета. Его изначальная миссия включала исследование процессов обработки информации у младенцев на молекулярном, клеточном и поведенческом уровне. В результате я пришел к идее время от времени проводить беседы с группами родителей, как в тот дождливый вечер в Сиэтле.
Ученые определенно далеко не все знают о мозге. Но то, что нам известно, безусловно, дает нам прекрасные шансы растить смышленых и счастливых детей. Это имеет равное отношение и к тем, кто только что узнал о своей беременности, и к тем, у кого уже есть малыш, и к тем, кому приходится растить внуков. Поэтому я с удовольствием отвечу в книге на те величайшие вопросы, которые задавали мне родители, а также развею величайшие мифы, которые вводят их в заблуждение.
Вот несколько моих любимых мифов:
Миф: если играть Моцарта для своего живота, это повысит способности будущего ребенка к математике.
Реальность: ваш ребенок просто будет помнить Моцарта после рождения, наряду с другими вещами, которые он слышал, нюхал и чувствовал на вкус, находясь в утробе. Если вы хотите, чтобы в дальнейшем у него развивались способности к математике, лучшее, что вы можете сделать для этого в раннем возрасте, – научить его контролировать собственные побуждения.
Миф: если ваш грудной младенец или малыш будет смотреть DVD с уроками по развитию речи, это увеличит его словарный запас.
Реальность: На самом деле некоторые из подобных дисков могут снизить словарный запас маленького ребенка. Зато количество и разнообразие используемых вами слов при общении со своим ребенком увеличивает его словарный запас и коэффициент интеллекта. Но слова должны исходить от вас – реального, живого человека.
Миф: для увеличения интеллектуальных способностей ребенку необходимы уроки французского с трехлетнего возраста, целая комната «полезных для мозга» игрушек и видеотека с развивающими дисками.
Реальность: едва ли не самая эффективная в мире педиатрическая технология развития умственных способностей ребенка требует обычной картонной коробки, набора новых цветных мелков и двух часов времени. Самая вредная – это, скорее всего, ваш новый телевизор с плоским экраном.
Миф: если постоянно говорить ребенку, что он умный, это увеличивает его уверенность в себе.
Реальность: ребенок будет проявлять меньшую готовность работать над сложными задачами. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в хороший институт, хвалите его за проявленное старание.
Миф: дети счастливы сами по себе.
Реальность: самая лучшая предпосылка для счастья ребенка – это наличие друзей. Как вы заводите и поддерживаете дружбу? Благодаря хорошей способности к пониманию невербальных коммуникаций. Этот навык можно совершенствовать. Обучение игре на музыкальных инструментах увеличивает эту способность на 50 %. Общение с помощью текстовых сообщений может ее разрушить.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник