Познавательный интерес как условие развитие личности ребенка

Познавательный интерес как условие развитие личности ребенка thumbnail

“Чем развитее, разнообразнее по
своим талантам, самобытнее и сильнее личности,
тем выше и общество из них составленное”.
(В.П. Вахтеров.
“Основы новой педагогики”, Избр. пед. сочинения.
М., 1987 г. – с. 234-384).

Я убеждена, что в основе успешного
развития личности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес – важнейшее
образование личности, которое формируется в
социальных условиях и не является присущим
человеку от рождения.

Познавательный интерес выступает
как ценнейший мотив учебной деятельности
школьника.

Я согласна с призывом Я. А.
Каменского: “Труд школьника должен стать
источником умственного удовлетворения и
душевной радостью. Учением можно и нужно
заниматься с увлечением, с интересом, а не просто
по обязанности”
.

В первые годы обучения в школе очень
заметно развиваются познавательные интересы.
Считаю необходимым ориентироваться на
закономерности развития интересов младших
школьников, помнить, что это развитие идёт от
простого к сложному, от известного к
неизвестному, от близкого к далёкому, от описания
к объяснению, от фактов к обобщению.

Для воспитания учебных интересов
соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем
нагляднее обучение, и тем большую роль играет
активная деятельность
.

Становление познавательных интересов
учащихся, прежде всего, происходит на уроке.
Активизирую познавательную деятельность
учащихся и повышаю интерес к учению на каждом
этапе урока, употребляя для этого различные
методы, формы и виды работы.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные
карточки, раздаточный материал, занимательные
упражнения давно стали моими помощниками в
работе. Они вызывают чувство удивления, новизны,
необычности, неожиданности, развивают
сообразительность, инициативу, создают
атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк
пытливости.

Ученик работает на уроке с интересом,
если он выполняет посильное для него задание.
Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать
и находить собственные пути получения ответа.

Подбирая то или иное содержание
познавательной деятельности, учитываю и
психологические особенности младших школьников.

Задания и материалы доступны по
изложению
, красочно оформлены, имеют
элементы занимательности и
состязательности,
содержат сведения и факты, выходящие за рамки
учебных программ.

Четверть века я работаю с младшими
школьниками и точно знаю, что игра – прекрасное
средство воспитания и обучения. Она ставит
ученика в условия поиска, пробуждает интерес к
победе, а отсюда стремление быть быстрым,
собранным, ловким, находчивым, уметь чётко
выполнять задания, соблюдать правила игры. В
играх, особенно коллективных, формируются и
нравственные качества личности, преобладает дух
сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Дети учатся оказывать помощь товарищам,
считаться с интересами других, сдерживать свои
желания.

Правильно организованная
самостоятельная работа способствует
формированию познавательных интересов, развитию
познавательных способностей, овладению приёмам
процесса познания.

Через решение творческих задач разной
степени трудности, многовариантных заданий
обеспечиваю всем детям развитие логического
мышления. Обсуждая разные варианты поиска путей
решения задач, дети активно предлагают возможные
подходы, ищут доводы, защищают свой вариант
ответа. При этом у них возникает желание узнать,
почему одни способы решения задач оказываются
рациональными, а другие – нет.

Так я развиваю умения самоанализа,
рефлексии, самоорганизации, самопроектирования.

Чем самостоятельнее в своих поступках
и деятельности ребёнок, тем он в большей степени
– зрелая личность.

Каждый успех делаю достоянием
всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников
– обязательное условие моей работы. Смысл
диагностирования вижу в том, чтобы получать по
возможности реальную и наглядную картину
развития ребёнка, его способности наблюдать,
анализировать, сравнивать, классифицировать
предметы. Диагностирование позволяет мне
определить, удаётся ли решать в единстве задачи
воспитания и развития.

Считанные секунды нужны мне, для того,
чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе
слово. А сколько прибавят они и уроку, и ребёнку!

Искренней любовью к ребёнку я
завоёвываю его доверие, а значит, право
воспитывать его и учить.

Одним из наиболее эффективных
способов развития познавательных интересов, на
мой взгляд, является технология коллективного
способа обучения
(КСО), которую я внедряю в
течение 10 лет.

Введение коллективных учебных занятий
– это качественное изменение всего учебного
процесса. Это принципиально новый этап в его
развитии.

Коллективизм в обучении – это главный
резерв качества и эффективной работы. Коллектив
не усредняет личность, не приводит к
человеческому единообразию. Напротив, помогает
сформировать в каждом индивидуальность яркую и
неповторимую.

Обучение других и усвоение изучаемого
материала представляют собой единство, которое
по природе присуще одному и тому же человеку.

КСО позволяет осваивать учебный
материал с учётом способностей и задатков
ученика в режиме индивидуального темпа

Путь нашей школы от инновационной
экспериментальной до Федеральной
экспериментальной площадки по проблеме
“Технология КСО как средство развития личности
школьника” позволяет мне уверенно сказать, что у
моих выпускников сформировано стремление к
самоопределению и самообразованию:

  • они умеют самостоятельно работать с источником
    знаний).
  • понимают и принимают учебные задания, проверяют
    свою работу и работу напарника, ведут контроль
    над своими действиями;
  • дают грамотное сравнение, анализ, обобщение,
    классификацию и систематизацию материала;
  • с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно
    ведут диалог;
  • а главное, у них особый стиль общения, в котором
    преобладает дух сотрудничества, сопереживания и
    взаимоуважения.

Благодаря открытости, коллективности
с одной стороны, и обособлению, сохранению
индивидуальности, самоутверждению с другой
стороны, ребёнок становится личностью.

Личностный аспект является главным и в
моей воспитательной деятельности. Организовать
её мне помогают программы “Сберечь Россию для
себя” и “4+3”. В рамках этих программ проводим
фестивали, викторины, конкурсы,
военно-спортивную игру “Зарничка”, встречи с
интересными людьми, заочные путешествия,
разучиваем фольклорные игры. Всё это помогает
воспитывать в детях чувство любви к малой и
большой Родине. Ребята живут по законам добра и
справедливости.

Стараюсь учить детей быть маленькими
солнышками, светиться хорошими поступками и
согревать окружающих своим теплом.

Воспитываю в каждом ребёнке гордость:
“Я есть в мире, я – ценность!” У меня в классе
рядом с плакатами с математическими формулами,
правилами орфографии висит плакат: “Ребята, вы
талантливы!”

Каждый ученик хочет, чтобы его не
просто любили, а чтобы он купался в этой любви,
чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в
мир знаний с большим интересом.

Познавательный интерес обеспечивает
напряжение мысли каждого ученика, а знание
добытые собственными усилиями, сознательнее
усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.
Познавательный интерес создаёт условия для
проявления детьми творчества, побуждает
учащихся самостоятельно думать. Возникновение
познавательного интереса ценно для развития
личности младшего школьника.

Источник

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии. 

Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не любой интерес называется познавательным.

Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:

–        любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком;

–        любознательность – как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске»;

–        собственно познавательный интерес – характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Отмеченные ступени в развитии познавательной активности не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи.

Психологическую основу познавательного интереса составляют следующие процессы:

  • интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые называют «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются значимыми для развития интереса;
  • эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющиеся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
  • волевые (регулятивные) процессы. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях многих учёных доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности;
  • творческие процессы выражены в самостоятельном переносе  ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Под влиянием познавательного интереса активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу познавательного интереса. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Условия развития познавательного интереса

Развивать положительное отношение к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование», способствующее формированию познавательной деятельности. При этом необходимо основываться на решении познавательных задач. Познавательную задачу можно задавать детям в трех основных формах: сюжетно-ролевая игра; обозначение ситуаций различными символическими средствами; проблемные ситуации, ситуации-загадки и собственно задачи. В процессе экспериментирования дети выдвигают гипотезу и с помощью поисковых действий и опытов доказывают правильность своего предположения. Через элементарные опыты, поисковые действия дети приобретают новые знания о том или ином предмете, воздействуют на объект с целью его познания, выявляют скрытые признаки и свойства. Таким образом, экспериментирование направлено на познавательный результат и способствует повышению познавательной активности дошкольников.

Например, детям можно предложить изготовить мыльные пузыри, используя для этого различные мыльные средства: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, моющее средство для посуды и т.п. Перед ними стоит задача – выяснить, из какого средства мыльные пузыри получаются самые крепкие, самые большие, самые красивые и т.д. Исследовательскую работу можно продолжить, используя для изготовления мыльных пузырей из различных мыльных средств. Заинтересованность детей поддерживается не только привлечением дополнительных мыльных растворов, но и вопросами такого типа: «А интересно, как ведут себя мыльные пузыри на улице, когда ветер, мороз и т.д. Можно предложить добавить в мыльные растворы растительное масло, соль, глицерин и посмотреть – как это повлияло на качество мыльных пузырей. Можно предложить придумать веселый конкурс, в котором использовались бы мыльные пузыри.

Следующее условие развития познавательного интереса связано с использованием проблемных заданий. Мыслительный процесс возникает только тогда, когда поставленная задача требует от ребенка некоторого усилия, перегруппировки имеющихся у него знаний и использования их в конкретном случае. Не смотря на то, что для детей школьного возраста характерны достаточно сильно выраженная познавательная потребность, мотив положительной оценки, и поэтому нет необходимости привлекать дополнительные источники мотивации. Но в дошкольном возрасте необходимы дополнительные стимулы. В качестве источников положительной мотивации деятельности дошкольников, можно выделить: внешние стимулы (новизна, красота, необычность объектов); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?) и др.

Высокий уровень познавательной активности ребёнка обеспечивает игровая деятельность. Игры дают детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли, наряду с укреплением физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонность, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность Игра – это «серьезная школа для развивающегося мышления детей». Игра тесно взаимодействует с процессом обучения. Содержание игр должно быть направлено на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, а также на осуществление задач интеллектуального развития: на формирование способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей детей. Кроме того, игровая деятельность детей создает благоприятный эмоциональный фон для любой деятельности.

Так, посредством дидактических игр «Наоборот», «Хорошо-плохо», дети определяют положительные, отрицательные качества того или иного объекта, называют противоположные свойства. Данные игры можно использовать при обсуждении поступков и характеров героев. При этом обсуждается, а как бы они (дети) поступили на месте персонажей в той или иной ситуации. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Их рассуждения по ходу деятельности способствуют поддержанию интереса к уже знакомым персонажам известных сказок и рассказов, развиваются речевые высказывания детей, повышается их активность в ходе обсуждения

Необходимым и важным условием развития познавательного интереса ребёнка дошкольного возраста является совместная партнёрская деятельность взрослого и ребенка. Малый жизненный опыт, недостаточно развитая самостоятельность требует значительной помощи со стороны взрослого в организации совместных дел. При организации совместных дел взрослый и ребёнок вместе обсуждают различные дела, намечают планы, распределяют обязанности. Повышению эффективности развивающего взаимодействия детей и взрослых способствует создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха каждому участнику совместной деятельности. Содержание каждого совместного взаимодействия детей и взрослых должно содержать что-то новое, включать посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете или явлении окружающей жизни.

Одним из важных условий развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является развитие рефлексивных способностей, т.е. способность осмысливать и оценивать свои собственные действия, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; «…не просто знать, а знать, что ты знаешь…». Рефлексивные способности возникают и формируются в процессе коммуникации при организации совместной деятельности.

При развитии познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста важно, чтобы ребенок был нацелен на достижение результата и соотнесение его с поставленной целью; стремился оценить полученный результат и проанализировать способ его получения. В процессе познания окружающей действительности при подведении итогов дети и взрослый осуществляют анализ и самоанализ достоинств и недостатков осуществляемых действий, дают «оценку» полученным результатам. Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили). Дети рассказывают об этапах своей деятельности, делают анализ и оценку своей работы, выслушивают мнение о ней педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои возможности. Главный вопрос, возникающий в процессе рефлексии – Получилось ли то, что задумал? Почему не получилось? Что я сделал не так? Где допустил ошибку? Чему я должен ещё научиться?

Семёнова Марина Леонидовна, доцент кафедры управления дошкольным образованием

 ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

Источник