Познавательное развитие ребенка в театрализованной деятельности

Познавательное развитие ребенка в театрализованной деятельности thumbnail

Познавательное развитие детей через театрализованную деятельность

Актуальность

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают. В театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Это хорошая возможность для развития познавательных способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и формирования его личности.

Федеральным государственным образовательном стандартом дошкольного образования определены условия развития ребёнка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного и познавательного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Одним из эффективных условий является театрализованная деятельность, которая, способствует наиболее полному и яркому проявлению принципа обучения: учить играя. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.

Весь процесс деятельности построен на основном принципе познания окружающего мира, заложенным в человеке при рождении природой, который определяется как «принцип Игры» – особое творческое состояние, при помощи которого ребенок быстро набирает опыт ощущений и эмоций, проявляет интерес к окружающему миру.

Цель: Сознание условий для познавательного развитие через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • создать условия в ППРС, способствующую решению задач всестороннего развития личности ребенка;

  • организовывать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

  • развивать у детей устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности через постановку театральных этюдов и сказочных спектаклей;

  • развивать активное внимание, речь, воображение, память, сенсорное развитие.

В рамках деятельности театрализованного кружка «Волшебный мир театра», я занимаюсь с детьми с октября по май по утвержденному администрацией ДОУ перспективному плану. Занятия проходят 2 раз в неделю длительностью 30 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддержать активный темп и избегать переутомления воспитанников.

В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

  • индивидуальные особенности ребёнка;

  • особенности его личностного развития;

  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;

  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

  • возрастные особенности.

Выстраивая систему работы по театрализованной деятельности, мы старались включить методы и приёмы, которые бы стимулировали познавательное развитие детей.

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • игры-драматизации;

  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

  • упражнения по формированию выразительности исполнения;

  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В рамках театрализованной деятельности происходит реализация познавательного развития:

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в театрализованных игр);

  • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

  • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Также используем нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребёнка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

В своей работе мы используем полифункциональное игровое оборудование (театрализованная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал и др.). Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов: включить музыку, уединится, организовать театральную деятельность.

Для успешного формирования познавательной активностидетей в театрализованной деятельности мы соблюдаем ряд условий:

  • создаем условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

  • приобщаем детей к театральной культуре;

  • обеспечиваем взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;

  • создаем условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Организация работы по познавательному развитию через театрализованную деятельность предусматривает взаимодействие с родителями воспитанников МКДОУ д/с № 331, в ходе которого формируется атмосфера не только сотрудничества, но и сотворчества.

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

  • театральная гостиная;

  • творческая мастерская;

  • совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;

  • консультации по вопросам творческого развития детей;

  • родительские собрания;

  • фотоотчёт.

В результате театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, мы решаем многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Таким образом ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Источник

Елена Галина
Проект «Познавательное развитие детей средствами театрализованной деятельности»

Слайд № 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополёк» Мансного района с. Н- Есауловка

Проект на тему: «Познавательное развитие детей средствами театрализованной деятельности».Выполнила: Галина Е. А.

Слайд № 2

Актуальность: В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в стандарте это «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием;

развитием разносторонних представлений о действительности; коммуникативных качеств личности; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Слайд № 3

Цель проекта: познавательное развитие детей средствами театральной деятельности.

Задачи:

Разработать систему работы по формированию познавательного

развития у детей.

Усовершенствовать предметно-развивающую среду.

Приобщать детей к театральной культуре.

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности

детей и взрослых.

Слайд № 4

Участники проекта:

Дети – участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).

Воспитатель- осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей и родителей.

Родители-участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими.

Музыкальный руководитель- организует музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок.

ТИП ПРОЕКТА: – комплексный, практико- ориентированный, творческий

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный (2года)

Проектосуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Слайд № 5

Этапы работы над проектом.

I этап.Подготовительно-информационный:

Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Информирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок.

Составление перспективного плана по данному проекту.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.

Слайд № 6

II этап. Практический- познавательный.

Создание театральной мастерской «Светлячок»

Организация познавательной деятельности детей:

чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, НОД, изготовление сказочных персонажей из бросового и подручного материала, дидактические и сюжетно-ролевые игры, утренние беседы «Рассказ о прочитанной сказке дома»(ежедневно, тренинги, ситуативное общение.

Сотрудничество с родителями: участие родителей в проекте.

Слайд № 7

III этап.

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей;

Пополнение предметно развивающий среды

Показ инсценировки сказок;

Презентация проекта

Планируемые результаты:

Для детей: развитие познавательных способностей, повышение общей

коммуникативной культуры, самооценки и уверенности в себе.

Для педагогов: создание театральной мастерской, сценарии, атрибуты и декорации для оформления спектаклей.

Для родителей: гармонизация отношений с детьми, получение нового семейного опыта совместной творческой деятельности.

Слайд № 8

Результаты работы за год

Создана театральная мастерская «Светлячок»;

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Дети – участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).

Прошёл показ драматизации сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок»,

«Маша и медведь»

Установлен тесный контакт с родителями.

ВЫВОД: Проект способствовал развитию творческих способностей и раскрытию познавательной активности детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к окружающему миру.

Слайд № 9

Постановка сказок: «Репка», «Колобок»

Слайд № 10

«Маша и медведь», «Теремок»

Слайд № 11

Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр

Слайд № 12

Настольный театр, сделанный своими руками.

Слайд № 13, слайд №14

С радостью участвуют в костюмированных представлениях

Слайд № 15

При изучении русского народного костюма, дети не только примеряли костюмы, но и с большим удовольствием пели и танцевали.

Слайд № 16

В самостоятельных играх дети, часто используют атрибутику театра.

Слайд №17

Активное участие в театральных постановках принимают родители.

Слайд № 18, слайд № 19

Дети создавали сказочных персонажей из бросового и подручного материала.

Слайд № 20

Спасибо за внимание. Буду очень рада если этот материал вам пригодится.

Источник

Развитие познавательной  активности детей посредством театрализованной деятельности

Театр радует детей» развлекает и развивает их. йменно поэтому

театрализованную деятельность так любят дети» а педагоги всего мира широко используют ©ев решений многих задач» связанных с образова нием» воспитанием и развитием ребёнка.

Для каждого ребёнка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребёнок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.

Специальные исследования» проведённые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали» что обе роли /и зрителя и актёра/ являются для развития ребёнка очень значимыми.

Театр дарит каждому ребёнку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус» воображение и фантазию. Поэтому, если в городе, в котором вы живёте, есть театр или он приехал на гастроли, то непременно убедите р одителей в необходимости его посещения вместе с детьми.

Детей старшего дошкольного возраста» по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять» как нужно поступить в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только к окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений /в лите ратуре, музыке» изобразительном искусстве.

Очевидно» что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего социального и художественного развития детей в театрализованной деятельности»

действуя в роли, ребёнок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувство детей, а эстетические пережива ния помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни» которые они раньше не замечали и передавать их с помощью движений, жестов» мимики или других средств выразительности.

По мнению известного психолога A.M. Леонтьева “Развитая игра- драматизация – это уже своеобразная “предэстетическая” деятельность, игра-драматизация является» таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей”. Кроме того» благодаря декарациям, костюмам перед детьми

открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы» конструкции.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как в реальннм, так и воображаемых ситуациях» При подготовке спектакля они учаться выделять цель» средсва её достижения» планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети преобретают опыт различного рода взаимоотношений, что так же важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г.А.Волковой убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разный сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность» которая включает в себя не только само действие детей с кукальными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность /выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение пе сен от лица персонажей, их инценирование, приплясывания, напевание/.

Раньше малыш свято верил взрослым, которые оценивали его резуль таты деятельности / Молодей? Ты хорошо танцуешь, поёшь, исполняешь свою роль./ В старшем дошкольном возрасте, в связи с появление самооценки, ребёнок начинает сам оценивать себя, свои действия.

Именно поэтому, в отличие от малышей, старшие дошкольники при выступление часто теряются. Поэтесса Л.Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребёнка в стихотворении “Первое выступление”

Стаю на сцене.        . Не вспомнить стих!

Зал затих.        Стою и думаю о том,

И я молчу,        Сейчас реветь или потом.

Поэтому психологи, невропатологи и психотерапевты настоятельно рекомендуют педагогам и родителям начать бороться с чувством неуверенности в себе с момента его появления. Коррекция поведения ребёнка может осуществляться по очень многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность, воснове которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и в одинаковых ролях.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену /”На сцене детей много и я смогу спрятаться за них!”/

После того, как ребёнок смог преодолеть себя и выйти на сцену он как бы подпадает под влияние большинства детей, которым весело и радостно и “заряжается” их настроением. Специалисты считают, что только коллективное художественное действо способно обеспечить

ребёнку такой подъём чуа®тв, который независим® от @г© эмоциональ ного состояния “заразит” его радостью и о жиданием чеге-те яркого* интересного» прекрасного.

Кр ометог©» исследования отечественных и зарубежных учёных убедительно показали, что одним из серьёзных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. I- театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.

Но для того» чтобы решить эту сложную задачу ныне необходимо изменить существующий подход к содержанию, стратегии и тактике работы с детьми.

Содержание театрализованной деятельности может быть значительно расширено за счёт постановки спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества. Уровень психологического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею, а результаты наших поисковых экспериментов подтвердили особую значимость творческой активности детей для их эмоционального благополучия. Отдельные дети, которые в старшем дошкольном возрасте категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляли большой интерес и незаурядную активность в тех случаях» когда им была предоставлена возможность для самостоятельного выбора роли.

Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляетодин из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.

Весьма перспективными для преодаления сценического волнения являются разные виды кукольных театров. Действуя за сценой, ребёнок получает возможность как бы оградить себя от зрителя.

Вместе с тем* врачи-педиатры считают,, что не все виды кукольных театров могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, например, длительные воздействия ребёнка с вытянутой и поднятой над головой рукой противопоказаны в этом возрасте, тогда как театр марионеток, при котором дети действуют сидя, признан одним из самых пвихо~физиологических видов театра для детей этого возраста.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ йХ ЗНАЧЕНИЕ Б РАЗВИТИЕ и ОБУЧЕНй ДЕТЕЙ

Игра является основной деятельность! ребёнка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интелекта, психических процессов, личности в целом.

Необходим© включать игры и игровые упражнения» которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют раз витию психических процессов, повышают эмоциональную активность, й, как показывают, практические наблюдения, особая роль в этом пренад- лежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений * Все театрализованные игры строятся на материал© сказок. Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной, например: наш детский сад; семья;^грушки; времена года; мебель; посуда; из жизни животных; из жизни растений; труд людей; транспорт; и т.д. Практический материал для театрализованных игр распределяется ti так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития по нимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передовать интонацию» пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками иг»,

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формирова нии уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма, Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррек» ционного обучения /расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи; словарного запаса, граматического строя, звукопроизношения и т.д./ – о другой, тесно взаимосвязаны междц собой в театрализованных играх.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия Дети в начале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участвия в театрализованных играх. Речь воспитателя, педагога на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают как педагог говорит действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Отораются чувствовать интонацию, особенно построенные на контрастах. Особое внимание при этом надо уделить анализу сюжета игры, разборудействий, и поступков героев» уточнению знаний предметов, явлениях, их значении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительны; признаков предметов, которые “оживают” в театрализованных играх, Различению их цвета , формы, величины.

Постепенно творческая активность детей возрастает. Педагог организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят , но и действуют как сказочны© герои. Они пытаються иметировать ролевые движения, наблюдают друг за другом стараются всё лучше и лучше играть роль. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интанировании слов /радостно, удевлённо, грустно, тихо, громко, быстро, медленно/.

Так у детей развиваются мелодико-интонационны© выразительность» плавность речи»

В театрализованных играх используется музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма, А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, “балансируют” процессы возбуждения и тормажения . Движения могут соправождаться репликами, стихами, пением.

При организации игр можно использовать фланелеграф /особенно на начальных этапах/. Картинки иллюстрируют рассказ , сказку. Так, особенной эффективн о исп ользуется фланелеграф д ля составле ния с се зонных сказок: напр име р ,на небепоявляется тучк а ,из неё сыплються сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым одеялом. Можно использовать настольный театр , театр кукол , в котором чётко фиксируются различные ситуации» Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо •

От игры к игре нарастает активность детей , они запоминают текст, перевоплащаются, “входят в образ”, овладевают средствами выразитель ности. В некоторых развивается творческая самостоятельность в передаче образа. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Педагог остаётся активным её участникам. Своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в и х сознании.

Большое значение придаётся оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутах, костюмах. К оформлению игр привлекают родителей. Этот творческим процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям, и педагогам.

й так, театрализованные игры – один ия самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

х>сё вышеизложенное позволяет сделать следующее выводы:

  1. В процессе театрализованных игр расширяються и углубляються знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического,
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопройзновшни®, навыки связной речи, мелодико- интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоя тельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес» увлекает их.

Источник