Познавательное развитие ребенка в процессе экологического образования

Светлана Александровна Александрова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Доклад на районном семинаре

на тему: «Исследовательские работы и творческие проекты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Ф. И. О. участника полностью Александрова Светлана Александровна

Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 297 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Должность Воспитатель

Почтовый адрес организации 450112, республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Максима Горького, 42.

Телефон/факс 8(347)242-45-38

Название секции «Педагогический тренинг «Экология и мы»

Название статьи «Познавательное развитие детей дошкольного возраста

в процессе экологического воспитания»

Краткая аннотация статьи В статье представлен материал, основанный на опыте работы детского сада № 297 г. Уфы по познавательному развитию детей в процессе экологического воспитания по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог»

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста

в процессе экологического воспитания»

В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Если у подрастающего поколения мы сформируем новое экологическое сознание, тогда это поколение будет строить свои отношения с иных позиций – позиций биоцентризма,означающих: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение.

Дошкольном сад с 2001года использует в образовательном процессе программу «Юный эколог», автор Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.

Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду –в помещении и на участке: экологические центры в группах, центры детского экспериментирования в группах, экологический музей, огород, цветники, экологическая тропа, птичьи столовые.

В процессе экологического воспитания детейиспользуем следующие формы и методы: наблюдение, циклы наблюдений, моделирование (календари природы, НОД экологического содержания, экскурсии, походы, маршруты в природу, игровые обучающие ситуации (ИОС, различные игры экологического содержания, труд в природе, «Панорама добрых дел», экологический музей, изготовление книг, природоохранные акции, экологические праздники и развлечения.

Провожу с детьми различные виды наблюдений и в графических моделях (календарях природы) отражаем разнообразные, длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде.

Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей: ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона склеиваем в гармошку три страницы календаря, создавая графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.

Зимой ведем календарь наблюдений за птицами. Фиксируем разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, знакомимся с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика.

Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков.

Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Помимо наблюдений проводится непосредственно образовательная деятельность четырех типов: первично-ознакомительные (дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, углубленно-познавательные (показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям, обобщающие (у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы, комплексные (в одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей). Для того чтобы НОД отражало региональный компонент образования, опыт детей нашего детского сада, уровень их развития вносим некоторые дополнения в конспекты или разрабатываем их сами.Например: «Заповедники Башкортостана», «Жемчужины природы Башкортостана» (о реках, озерах, водопадах, «Похвальное слово башкирской лошади», «Башкирская пчела».

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года центр

Вариантом НОД комплексного типа являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия. Проводим экскурсии в «Музей леса», «Ботанический сад», «Тропические аквариумы», «Зоопарк», «Выставка кактусов», «Зимний сад в ДК «Химиков», также сезонные экскурсии к реке и в парковую зону. После возвращения с экскурсий дети зарисовывают свои впечатления, с помощью взрослого записывают высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляем альбомы, книги.

Маршруты экскурсий и походов в природу имеют большое сходство с экологической тропой: намечаются экологически значимые объекты, составляется карта- схема и описание маршрута, общая протяженность которого не превышает 1 – 1,5 км.Разработали следующие маршруты: «Деревья на нашей улице», «Ландшафт поверхности земли».

Так же в работе используем игровые обучающие ситуации (ИОС):

с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, ИОС типа путешествий. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Использую и другие виды игр.Например: дидактические игры, словесно-дидактические, подвижные игры.

Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке, в парке, лесу, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения, ежегодно ведем «Панораму добрых дел». Этот педагогический прием побуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми дети вступают в контакт.

Дети, их родители и сотрудники приносят в детский сад, найденные на отдыхе или в поездках природные «сувениры». Таким образом, за короткий период в детском саду была собрана коллекция необычных экспонатов живой природы. В экологическом музее лучшими украшениями стали коллекции раковин с южных морей, минералы с башкирских гор, дары леса, богатство полей и лугов.Постепенно были определены разделы музея: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада», «Настенные панно».

Интересным и эффективным методом является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». После прочтения рассказа о природе дети рисуют иллюстрации к его содержанию. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираем в скоросшиватель. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Традиционными формами экологического воспитания детейв нашем детском саду являются природоохранные акции: «Живая елочка – зеленая иголочка», «Берегите первоцветы» и др. ; экологические праздники и развлечения: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?». Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Урман – бабай, девушка Умырзая, Баба Яга, Незнайка, Ученая Ворона.

В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне и родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации на информационных стендах и на сайте ДОУ, анкетирования, опросы, постер-стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники, В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, со взрослыми.

Читайте также:  Экологическое развитие ребенка это

Чтобы более объективно, обстоятельно проанализировать динамику экологической воспитанности каждого ребенка, проводим диагностику. Для выявления «экологических знаний»используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм». За период с 2001г мы фиксируем положительную динамику в познавательном развитии детей, что позволяет сделать вывод об эффективности углубленной работы по программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Источник

юлия карикова
Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания

Наш детский сад углубленно работает по теме экологического воспитания дошкольников и является базовым среди дошкольных учреждений города. Именно эта тема заинтересовала и меня.

Ведь взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом звучание этой проблемы становится все острее, слишком уж великий урон наносит человек живой природе, не осознавая это и порой не задумываясь.

Гуманному восприятию природы, сочетание с пониманием его красоты учили К. Д. Ушинский, Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский считал, что разумная деятельная любовь к природе – одна из граней любви к Родине, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства».

Цель экологического воспитания очень широка и многогранна – эта и формирование экологического сознания и соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганда идей гуманизации, активная деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ведь, красота природы – это красота тела, красота чувств, красота души…

Успех воспитания зависит от умения направить взгляд ребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать. Что нас привлекает в красоте природы? Многое. Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие запахов. Так мы смотрим на луг, лес, речку, смотрим не только глазами, но и сердцем. Тогда мы испытываем восхищение, необходимое и нам взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство.

Наблюдая за детьми, я заметила, что в общении их с природой часто возникает противоречие. С одной стороны они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой стороны проявляют жестокость, равнодушие в обыденной жизни. Ребенок не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно дотронуться, взять в руки. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и ни какие объяснения взрослых не помогают.

Я задала себе вопрос. Почему так происходит? И думаю, что вся проблема в том, что основная масса людей потеряла связь с природой, в итоге изменилось их поведение. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможность увидеть проявление законов природы, взаимосвязей в обыденной жизни.

В начале учебного года я провела диагностику с детьми старшего дошкольного возраста, где определились три уровня экологического отклика детей.

Низкий уровень – составил 34%. Дети делят растения и животных на «плохих» и «хороших», не оказывают помощь, часто совершают отрицательные поступки.

Средний уровень– составил 62% .дети различают понятия ”живая” и “неживая” природа, но равнодушны к ней, не проявляют внимания к растению или животному.

Высокий уровень – составил 4%. дети четко различают понятия “живая” и “неживая” природа, высказывают мнение о единстве человека и природы. Они проявляют сочувствие, желают помочь любым – растениям, животным. Таких детей оказалось немного, в основном преобладал средний уровень экологического отклика.

Я думаю, это еще связано с недостаточными знаниями детей правил взаимодействия с объектами природы. И наша задача помочь детям во всем разобраться не преподнося готовые знания, а через игру, умело и грамотно создавая ситуации, разрешая которые ребенок сам придет к выводу и сделает умозаключение. Через сердце, через свое восхищение, радость и любовь мы учим детей видеть и понимать красоту и разнообразие родной природы, бережно относиться к самой природе.

В своей работе Я прежде всего руководствуюсь идеями гуманизма – это способствует не только приобщению детей к экологической культуре, но и усвоению понятий добра, любви, взаимопонимания.

Особое внимание уделяю идее научности, где на доступном дошкольнику уровне раскрывается единство и взаимосвязь живого и неживого, обеспечивается развитие у ребенка элементарных представлений о причинности явлений в природе, создаётся основа для экологически – целесообразного поведения.И исходя из этого были определены основные задачи: обратите внимание

Читайте также:  Способности ребенка в раннем развитии

• Расширение представлений о явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения, о существующих взаимосвязях;

• Формирование основ экологического мировоззрения и культуры, воспитание экологического сознания;

Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

Для успешного решения задач придерживаюсь принципам системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Ведь знакомство с природным миром не только воспитывает экологическую культуру, но и развивает речь, память, мышление, воображение, способствует всестороннему развитию ребенка.

Ознакомление с природой начинается с ближайшего окружения. Для этого я создаю все необходимые условия как в групповой комнате, так и на участке.

Предметно – развивающая среда организована таким образом, чтобы каждый ребенок смог самореализоваться, заниматься интересным для них делом, находить ответы на интересующие вопросы.

Организован уголок живой природы, включающий в себя различные растения, ухаживая за которыми дети совершенствуют трудовые навыки.

В уголке природы много поделок из природного материала изготовленных совместно с детьми и родителями. Создана своя экологическая библиотека, фитобар, центр воды и песка – все это способствует уточнению и закреплению детьми знаний о природе, помогает формированию основ экологической культуры.

Без сомнения, самое интересное место для детей – это «Лаборатория природы», где представлено разнообразное оборудование и различные материалы, которые привлекают детей, где мы вместе с детьми проводим опыты и эксперименты.

Серьёзное внимание уделяю знакомству детей с этнографией, краеведением, животным и растительным миром, в первую очередь родного края. Нами специально разработан экологический маршрут на котором я знакомлю детей с различными природными явлениями и объектами, использую развивающие познавательные игры, провожу наблюдение, после которых предлагаю детям делать схематические зарисовки, потому что они часто не могут вспомнить свои наблюдения.

Так, изучая живую природу, нацеливаю детей на понимание того, что человек – главнейшее звено в биологической цепи, он воздействует на животный и растительный мир, и как нам необходимо себя вести, чтобы сохранить красоту и богатство родной природы.

Познание неживой природы я всегда начинаю с увлекательной науки – астрономии. Рассказываю детям о Солнце, планетах Солнечной системы, звездах. Знакомлю с глобусом, природными явлениями, с полезными ископаемыми.

Применяя способ – моделирования нам с детьми легче решать поставленные задачи. Ребята сами моделируют различные ситуации что по степени достоверности приближается к экспериментированию.

Одной из действенных форм по формированию у детей экологического сознания стали проводимые в нашем детском саду экологические акции.

Акция «Берегиня» направлена против нерационального использования воды детьми и взрослыми. После организованных серий занятий, опытов, дидактических игр мы с детьми делали выводы как экономно и разумно использовать воду. Совместно с детьми и родителями была оформлена экологическая выставка «Вода – это жизнь».

Экологическая акция «Берегите цветы» была организована в начале весны. Мы вместе с детьми сажали цветы, ухаживали за ними, вели наблюдения. И как итог работы – участие в городском конкурсе «Праздник цветов», где наш детский сад получил диплом второй степени.

Акция «Мусор в дело». На примере изготовления поделок из бросового и природного материала мы постарались показать детям отдельные пути вторичного их использования. Привлекли родителей к организации выставки.

Все применяемые методы, приемы, формы работы имеют большое влияние на развитие познавательного интереса к миру природы. В этом я убедилась при проведении повторной диагностики в конце учебного года, где преобладал в основном средний и высокий уровень экологического отклика.

В результате этой работы дети стали внимательнее относиться к объектам природы, совершать осознанные поступки, понимать всю красоту окружающего мира, бережно относиться к растениям и животным.

В нашем детском саду разработана авторская программа по экологическому воспитанию «Прикоснись к природе сердцем».

Эпиграфом к ней служат слова Л.Фесюковой: «Я сорвал цветок и он завял, я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что к прикоснуться к природе можно только сердцем.»

Я сама стараюсь жить по этому принципу и учу этому своих детей. А действительно, люди, давайте любить, беречь, понимать и прикасаться к природе и друг к другу только сердцем.

Источник