Познавательное развитие ребенка в доу

Познавательное развитие в дошкольный период учит ребенка ориентироваться в окружающем пространстве, правильно мыслить, а также четко воспринимать информацию. Благодаря различным видам изобразительной деятельности, маленькие детки учатся сравнивать, обобщать, анализировать простейшие причинно-следственные связи.
Познавательное развитие – что это такое в педагогике
Познавательное развитие дошкольников – это структура, направленная на формирование личностного опыта ребенка. Через обучающий процесс ребенок может получить, а затем анализировать всю информацию. Педагоги грамотно подбирают материал, учитывая возрастные особенности малышей, чтобы упростить процесс восприятия урока.
Методика в педагогике
Любой ребенок, посещающий детский сад, стремится познать окружающий мир. Поэтому познавательный процесс направлен на удовлетворение потребностей деток в освоении нового.
Обратите внимание! Детский дошкольный возраст – благоприятное время для формирования образа мира.
Прежде чем запланировать работы с дошкольниками, педагог учитывает их возрастные особенности. Этот фактор является условием для успешного проведения занятия, а также овладения материала.
Что входит в познавательное развитие
Содержание дошкольного материала предполагает следующее:
- развитие интересов;
- познание действий;
- представление о стране, социокультурных ценностях, традициях и других важных событиях.
- презентация особенности природы.
В образовательную область может входить следующее:
- Внедрение элементарных математических представлений.
- Развитие исследовательских понятий.
- Знакомство с определенными предметами.
Важно! Познавательное развитие должно предполагать решение самим ребенком значимых для него задач.
Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у малыша раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности. Уже с 2-х лет малыш стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.
Формирование познавательного развития детей в дошкольном возрасте по ДОУ
Согласно государственному стандарту, специально составленная педагогами программа должна обеспечивать развитие личности будущих школьников с учетом их общих интересов. Переход к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка. То есть игры сменяются учебными занятиями. Этот период связан с развитием психических функций. У ребенка меняется мышление, формируется восприятие, внимание, память.
Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ направлено на развитие любознательности, активности, выявление таланта. Эта структура формирует первичные представления об объектах окружающего мира. Малышу дается возможность определить или анализировать особенности предметов (форма, цвет, размер, материал, ритм, темп, количество, число, движение).
Важно! Стадии познавательного развития – это совокупность любознательности, развития познавательного интереса, а также активности.
Актуальность, цели и задачи
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей.
Цели и задачи познавательной деятельности:
- любознательность;
- формирование сознания;
- самоанализ по развитию речи;
- определение первичных представлений об окружающем мире.
Обратите внимание! Основная задача педагога – это создать мотивацию к поиску информации, к жажде знаний. Правильная подача материала обеспечит успешность ребенка на следующей стадии образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- обогатить условия, которые будут способствовать развитию познавательной активности при воспитании малышей дошкольного возраста;
- искать, разрабатывать, а затем внедрять новые методы, обеспечивающие эффективное формирование познавательной активности;
- повысить компетентность родителей по вопросам, касающимся развития познавательной активности малыша.
К примеру, можно рассмотреть вариант с деревом. Посадив «семя», что нужно сделать, чтобы добиться максимальных результатов? Естественно, правильно ухаживать за ними. Как нужно за ними правильно смотреть? Это делается очень просто. Необходимо создать благоприятные условия (солнечное место, полив из лейки).
Виды деятельности для познавательного развития в детских садах
К основным видам деятельности детей по ДОУ можно отнести следующие:
- Двигательную – обогащает двигательный опыт детей, формирует у воспитанников потребности в двигательной активности.
- Игровую – развивает игровую деятельность ребёнка, формирует положительное отношение к себе, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
- Продуктивную (когнитивный компонент) – развивает продуктивную деятельность, развивает детское творчество, приобщает ребенка к изобразительному искусству.
- Коммуникативную – развивает все компоненты устной речи.
- Трудовую – воспитывает ценностное отношение к собственной деятельности.
- Познавательно-исследовательскую – развивает сенсорную культуру, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей.
- Музыкально-художественную – приобщает к музыкальному искусству.
- Художественную литературу (чтение) – развивает речевой аппарат ребенка.
Виды деятельности
Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников
Изначально воспитатель выбирает занятие, учитывая особенности детей.
- Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет)
Основной целью является цветовосприятие, зрительная память и внимание.
Задача воспитателя: положить на стол цветные карандаши около 10 штук. Ребенок внимательно смотрит и запоминает все оттенки. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает один цвет. Малыш открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.
- Ласковые лапки (для детей с 3 лет)
Обратите внимание! Основная задача – это снять напряжение, снизить агрессивность.
Педагог предлагает выбрать предметы различной фактуры. Это может быть кисть, емкость от краски, вата, ремешок, флакон от духов. Все эти предметы выкладываются на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек», касаться ласковыми лапками.
Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Занятие по познавательному развитию в детском саду в условиях реализации ФГОС
ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей. Таким образом происходит реализация определенных видов деятельности. Федеральный государственный стандарт развивает интеллектуальные качества будущих школьников. Поэтому есть основное условие для реализации данного направления:
- определение познавательных задач;
- применение экспериментирования в работе с детьми;
- осуществление целей.
Занятие в условиях реализации ФГОС
Пример составления конспекта НОД с элементами познавательной деятельности
Большой интерес у детей вызывают такие формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к….», «Путешествие по реке времени». Каждый дошкольник во время путешествия проходит испытания, преодолевает препятствия, выполняет задания на внимание, память, мышление. Игровая форма будет помогать детям в определении прошлого, настоящего и будущего.
Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать тот или иной образец. Педагогика использует методические пособия Дыбина О. В. «Что было до… Игры путешествия», Дыбина О. В, Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры – занятия для дошкольников».
Обратите внимание! Повышать познавательный интерес помогают досуги, например, занимательный досуг «Чья потеря, моя находка», веселый досуг «Новая тайна известных предметов», забавный досуг ” Мы – фокусники«, а также другие интересные игры – соревнования, КВНы.
Особенности проведения занятий для детей с задержкой психического развития и нарушениями зрения
Психическое и интеллектуальное познание ребят до пяти лет помогает в определении таких важных понятий, как «знак», «символ», «время». Изначально воспитатель знакомит малыша с глобусом, картой, символами. Ребенок начинает создавать портреты месяцев, символы групп, интересные макеты, климатические зоны с разными ландшафтами.
Особенности проведения занятий для ребят с задержкой психического развития
Воспитатель готовит аттестационный материал, который может включать серьезные темы, например, «Время». У ребенка перестраивается психология. Старший класс в детском саду учится фиксировать время по часам, изучать прошлое на примере динозавров, воссоздавать уголки далекого прошлого, используя макет.
Оформление познавательной зоны в детском саду
В младшей группе детский участок оформляется с учетом правил безопасности. При выполнении активных движений у малышей не хватает координации. Они могут упасть или бросить какой-нибудь рядом находящийся предмет. Чтобы познать окружающий мир, детям будут помогать игры с песком, глиной. Малышей можно приучить рисовать любимых персонажей.
Средний класс выбирает сюжетно-ролевые занятия. Ребята с развитой фантазией осуществляют различные игровые замыслы. Оформляя пространство, они используют интересные предметы, которые помогают в развитии сюжета игры.
Важно! Старшая группа требует особого внимания. В этом случае оформление зоны усложняется. Необходимо использовать различные предметы, которые способны различать дети в этом возрасте. Педагог всегда дополняет материал новыми предметами, например, одеждой.
Как оформляются детские участки
Мониторинг познавательного развития дошкольников
Подготовительный дошкольный год в детском саду прежде всего развивает социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества детей.
Первичный этап – это наблюдение за тем, как выполняет работу учреждение (детский сад). То есть выделяется деятельность по познавательному развитию воспитанников.
Обратите внимание! Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника.
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление.
Мониторинг дошкольников
Процесс познания сферы детей дошкольного возраста по ФГОС имеет особую актуальность, т. к. именно в дошкольном возрасте познавательный потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций.
Обратите внимание! Важнейшим условием познания всех сфер психики ребенка является развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе.
Источник
Познавательное развитие в ДОУ.
«Прежде чем давать знания, надо научить
думать воспринимать, наблюдать»
Василий Александрович Сухомлинский.
Приоритетным направлением деятельности нашей образовательной организации является познавательное развитие дошкольников.
Согласно ФГОС ДОпознавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)…»
Ознакомление дошкольников со свойствами и отношениями объектов окружающего мира осуществляется нами в следующих формах:
Непосредственно образовательная деятельность;
– Формировать элементарных математических представлений
– Формировать целостной картины мира, расширение кругозора детей
Совместную деятельность взрослых и детей.
Проекты;
Экскурсии;
Экспериментирование;
Коллекционирование;
Использование современных образовательных технологий
Самостоятельную деятельность при использовании дидактических (развивающих) игр в свободной деятельности детей
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Содержание познавательного развития детей предполагает:
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
– формирование познавательных действий, становление сознания;
– развитие воображения и творческой активности;
– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
– формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
– формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
– формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в ООП нашего ДОУ составлен с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
Воспитатели нашего ДОУ проявляют творческий подход к организации НОД по познавательному развитию, что позволяет создавать свою систему работы по формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Образовательная деятельность, является системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами,
Эффективным методом ознакомления детей со свойствами предметов является проектная деятельность, в ходе которой дети под чутким руководством взрослого получают ответ на любой вопрос: «Где рождается радуга?», «Почему тает снег?», «Куда прячется солнце?», «Какая бывает вода?»
Как показал наш опыт работы, спецификой использования метода проектов является то, что нам педагогам необходимо наводить ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и втягивать детей в совместную деятельность
Изучив технологию «Лепбук», мы размещаем в ней результаты нашего труда, и яркая наглядность пополняет РППС. Мы называем их «умные книжки самоделки». Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. В нашем детском саду собрана серия лепбуков – «Скоро в школу» у воспитателей и родителей появилась возможность наглядно, интересно и в игровой форме рассказать будущим первоклассникам о школе и уроках. «Азбука цвета» – способствует изучению и закреплению цвета.
Лэпбук по математике “Форма, цвет и счёт”.
Одно из любимых детьми событий – это экскурсия в природу. Природа с ее богатым разнообразием явлений, животных и растений всегда производит на детей неизгладимое впечатление, а непосредственное общение дает наиболее яркие представления
Сельская местность, где находится наш детский сад, позволяет нам совершать экскурсии к различным объектам и узнать много нового. Дети с удовольствием рассматривают камни на тропинке, обследуют их форму, цвет, могут посчитать.
Рассматривая деревья в парке, малыши определяют высоту деревьев и кустарников, в речи появляются слова выше – ниже. Радуга на небе помогает детям познакомиться с цветом. Совершая прогулки по улицам нашего поселка с детьми, рассматриваем здания, сравнивая по величине многоэтажный – высокий дом, одноэтажный – низкий.
Одним из уголков, привлекающих внимание детей в группе, является уголок экспериментирования. Ввиду того, что часть оборудования, в целях безопасности, выносное, дети всегда ждут сюрприза и с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность. Опыты с водой, песком, бумагой, природным и бросовым материалом способствует полноценному развитию представлений об окружающем мире. В каждом исследовательском уголке живет персонаж, у которого определенные правила для ребят: внимательно слушать воспитателя, соблюдать правила безопасности, активно участвовать в обсуждении. Дети их с удовольствием это выполняют.
Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Главными инициаторами и участниками создания коллекций стали сами дети. Принося в детский сад предмет, ребенок с радостью рассказывает о нем и помещает его в нужный альбом или шкатулку. Сейчас мы имеем коллекцию монет, значков, открыток, деревянных игрушек, ткани, фантиков и др. В процессе коллекционирования у детей развивается внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Современное образование не может существовать без информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютерных технологий помогает:
– привлекать пассивных детей к активной деятельности;
– делать образовательный процесс более наглядным.
– активизировать познавательный интерес;
– активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
– реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
В ознакомлении детей со свойствами предметов, различными явлениями мы применяем ИКТ следующим образом:
– демонстрируем обучающие мультфильмы и ролики: сери м/ф «Веселая школа», м/ф «Давай, Диего, вперёд!» – окружающий мир, м/ф «Команда Умизуми» – ФЭМП и м. д.
– создаем и показываем слайдовые презентации;
– выводим на экран схемы, инструкции; «Найди где спрятано»
– создаем самостоятельно и используем готовые компьютерные игры
Все полученные знания закрепляются в ходе игровой деятельности.
Мини-ситуациями, с целью овладения детьми каким-либо видом ориентировки. Ребенок «наводит порядок», называя пространственные перемещения. А также можно предложить ребенку задать вопрос (где и что находится); показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать.
В своей работе мы используем Квест игры- это игры (бродилки), в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения. Поиск «сокровищ». Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).Помощь героям. Путешествие.
Дидактическая игра – один из главных помощников, т.к развитие представлений о форме, цвете, размере у детей наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр С их помощью ребенок наиболее легко осваивает признаки предметов и переносит приобретенный опыт в жизнь. Используем набор методических материалов «Предметный мир в картинках» Закрепление знания цвета: игры «Назови цвет правильно, «Разноцветные фигуры», «Чего на свете не бывает» . «Знакомство с формой» с разработками различных игр на закрепление формы «Разные пирамидки» «Подарок для куклы Маши»
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел?», «Что, каким бывает?», «Тяжелый – легкий», «Теплый -холодный» и другие.
Максимально раскрыть свои природные задатки помогает детям правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда.
Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Дети работают в уголках не только в процессе специально организованной деятельности, но и организуют самостоятельную индивидуально -исследовательскую практику. Развивающая функция реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед – на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного.
Нашими первыми помощниками во всех начинаниях являются родители.
Они с удовольствием поддерживают инициативу воспитателей в организации экскурсий, охотно участвуют в создании РППС, становятся участниками проектов. При таком комплексном подходе образовательный процесс становится открытым и эффективным.
Благодаря переходу на ФГОС ДО, организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, совместная деятельность). Таким образом, познавательная деятельность детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется в процессе коллективной игровой деятельности как без непосредственного участия воспитателя, родителей так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели.
Источник