Познавательное развитие ребенка с нарушением ода

Познавательное развитие ребенка с нарушением ода thumbnail

При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза – дефицитарной развитие. Дефицитарнисть моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенез за дефицитарной типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Выраженная диспропорция и неравномерное, нарушен темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики – это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДИДП.

Основные виды психических нарушений при ДЦП – это задержка психического развития (встречается примерно у 50% детей с ДЦП) и олигофрения (имеет место у 25% детей с ДЦП). От 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально сохранен интеллект, однако развитие этих детей идет в дефицитарной условиях, что сказывается на психическом развитии. Вместе с тем существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степени интеллектуальной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальный, и задержан психическое развитие, умственная отсталость.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

нарушение активной произвольного внимания, что негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП;

• повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), что выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушении внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.

Внимание

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, распределения внимания. Кривая работоспособности отличается неравномерностью. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах, связано с инертностью психической деятельности.

Отмечается слабость активной произвольного внимания. При нарушениях активной произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Нарушение внимания также могут быть связаны с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взгляда, с ограничением поля зрения, нистагмом и др.

Восприятие

Восприятие у детей с ДЦП характеризуется количественным отставанием от возрастных нормативов и качественным своеобразием в формировании данной психической функции.

Наблюдается своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций: на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений, при этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции (у некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции).

Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП после 4-8 мес. и характеризуется рядом патологических особенностей: фрагментарностью, скачкообразности и ограничением поля зрения, вызываемых косоглазием, нистагмом или влиянием позотоничних рефлексов на мышцы глаз.

У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта. У некоторых детей глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развития предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления , конструирование, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции отражается на всем ходе их психического развития.

У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия затрудняет узнавание осложненных вариантов предметных изображений. Существенные трудности наблюдаются в восприятии конфликтных составляющих фигур (например, утки и зайца). У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут “узнавать” по-разному. Многие дети не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти важную деталь на картинке или в натуре, что мешает осмыслению сюжетных картин. Возникают трудности в написании цифр, изображения могут быть зеркальными или перевернутыми. Трудности воспроизведения букв могут быть связаны не только с нарушением оптико-пространственных представлений, но и с неврологическими проявлениями (парез, гиперкинезы и др.).

Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Такие особенности зрительного анализатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектного, искаженного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, негативно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического (неразличение подобных по званию слов: “коза” – “коса”). Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия, ярче проявляются на письме.

У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, что приводит к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

В силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушение фиксации взгляда, речевого дефекта развитие ориентировки в пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения. У детей с ДЦП многими авторами (Р. Абрамович-Лехтман, К. Семенова, М. Эйдинова и др.) Были выявлены значительные нарушения пространственного восприятия.

При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия. При гемиплегии возбуждено боковая ориентация, при диплегии – ориентация по вертикали, при тетраплегии – ориентация в направлении спереди назад. При последней форме искажения пространственного восприятия несет тяжелые последствия для психики ребенка.

Исследования ученых показали, что недостаток объемных представлений приводит к тому, что в парализованной ребенка возникает неправильное представление о форме и сущность окружающих ее предметов. В большинстве изученных детей с ДЦП был грубо нарушен двигательно-кинестетический анализатор при сохранности зрения. У половины обследованных детей оказались нарушенными представление об объеме и соотношение плоскостного изображения с тем же объемным предметом.

Читайте также:  Социализация ребенка с проблемами в развитии

У детей с ДЦП могут страдать самые разные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственное и временное ориентирование, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов.

Причиной трудностей в освоении пространственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирования пространственно-временных понятий происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опыта.

По данным Н. Симоновой, у детей с выраженной эластичностью оказывается наиболее выраженное нарушение ориентации в пространстве, сопровождается чувством страха, которое возникает при первом знакомстве с объемными предметами, а затем при развитии объемных представлений. Исследования автора показали также, что дети с гиперкинетической формой ДЦП ранее обнаруживают способность к пространственному восприятию и простых обобщений. В них по-прежнему развивается представление о схеме своего тела, в то время как у детей с другими формами ДЦП обычно существует только формальное знание схемы своего тела, основанное на длительном обучении.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствительность у детей с ДЦП. У совсем маленьких детей можно наблюдать мышечный спазм, даже когда на лицо ребенка падает солнечный луч. Меньше сенсорное возбуждение, если оно внезапное, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, часто приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Источник

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей характеризуется наличием того или иного двигательного дефекта.

Определение 1

В частности нарушения ОДА – это задержка формирования, недоразвитие, потеря или частичная утрата двигательной активности.

Существенная часть детей не обладает патологиями познавательной деятельности, поэтому им не требуется специфическая система образования и особое воспитание. При этом, все дети с подобными нарушениями требуют особых условий для жизни, обучения, последующей трудовой практики.

Подавляющее большинство заболеваний опорно-двигательного аппарата приходится на ДЦП. Данная патология относится к заболеваниям центральной нервной системы и в большинстве случаев ведет к инвалидности. Причиной ДЦП является недоразвитие или повреждение мозга на этапе раннего развития. Нарушения двигательных функций у таких детей нередко сочетаются с отклонениями психического, речевого, зрительного и слухового развития. На фоне этих отклонений с детьми с ДЦП проводится лечебная, психо-педагогическая и социальная работа.

Типы нарушений ОДА у детей

В современной литературе выделяют несколько основных видов заболеваний. Нарушение ОДА у детей может быть связано со следующими категориями:

  • Заболевания ЦНС (ДЦП, полиомиелит).
  • Врожденные патологии (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость, нарушение развития позвоночника, недоразвития, нарушения, деформации конечностей).

Причины нарушений ОДА

Выделяют две основные группы причин оказывающих влияние на развитие патологий опорно-двигательного аппарата:

  • Наличие внутриутробных аномалий развития. К ним относятся инфекционные, соматические заболевания матери в период беременности, токсикоз, травма, ушиб плода, несовместимость по резус-фактору, интоксикация.
  • Действия патологических факторов. Это может быть нейроифекция, травма, ушиб головы, осложнения после прививок.

Замечание 1

Совокупность патологий внутриутробного развития и родовой травмы признается в современной литературе частой причиной ДЦП.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП

Замечание 2

Необходимость коррекционно-развивающей работы обусловлена спецификой отклонений в психическом и физическом развитии детей с ДЦП.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП направлена на формирование двигательных функций. Реализация данного направления осуществляется за счет комплексного воздействия всеми доступными средствами. К ним относится:

  • Медикаментозное, ортопедическое, физиотерапевтическое лечение.
  • Массаж.
  • Лечебная физкультура.

Последний компонент позволяет создать связь между физической культурой, трудом, развитием определенных двигательных функций в режимных моментах. Комплексность подхода дает высокий результат реабилитации, процент восстановления и развития подвижности.

У детей с таким заболеванием не редко наблюдаются гиперкинезы речевой мускулатуры, что ведет к грубому искажению речи, которая становится малопонятной или вовсе неразборчивой. Гиперкинезы мышц диафрагмы, межреберных мышц ведут к патологиям дыхательных функций, плавности речи, иногда наблюдаются непроизвольные выкрики и стоны. Для устранения дефектов проводится логопедическая работа, которая способствует развитию всех сторон речи.

Определение 2

Основными направлениями работы с детьми с ДЦП является моторное, речевое развитие, формирование коммуникативного поведения. При этом обращается внимание на виды нарушений ОДА, их тяжесть и возрастную группу ребенка. На основе этих факторов строится специфика коррекционно-развивающей работы.

Начало коррекционно-развивающей работы относится к раннему детству, когда организуется тактильное восприятие предметов и массаж конечностей. Чуть позже вводится предметно-практическая деятельность, которая, под руководством взрослого, способствует закреплению связей между словом, предметом и действием. Особое внимание стоит уделять обучению детей игровым действиям и формированию навыков самообслуживания.

Источник

На современном этапе развития дошкольного
образования проблеме познавательного развития
дошкольников уделяется большое внимание, что в
свою очередь требует особого отношения со
стороны педагога, работающего с детьми с ОВЗ к
данной проблеме.

Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт в качестве основного принципа
дошкольного образования рассматривает
формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребёнка в различных
видах деятельности. Кроме того, стандарт
направлен на развитие интеллектуальных качеств
дошкольников, что обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных
видах деятельности.

  ФГОС трактует познавательное развитие как
образовательную область, сущность которой
раскрывает следующим образом: развитие
любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира.

Читайте также:  В поведении ребенок отстает в развитии

Проблема воспитания и обучения дошкольников с
отклонениями в развитии является одной из
наиболее важных и актуальных в коррекционной
педагогике. Заниматься с детьми, имеющими
проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети
имеют нарушения в двигательной,
интеллектуальной, нервно-психической и
эмоциональной сферах. Для детей, посещающих
детский сад, характерна низкая познавательная
активность, отсутствие интереса к знаниям.
Наряду с недостаточностью развития у детей
процессов восприятия, внимания, памяти,
отставания в развитии речи, у них также
наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы,
трудности в общении с детьми и взрослыми.

Ребенку необходимо научиться ориентироваться
в природе, предметах, созданных руками человека,
явлениях окружающей действительности,
общественной и собственной жизни. Чтобы
сформировать у детей целостное представление об
окружающем мире, следует уделять больше внимания
комплексному изучению природы. Природа окружает
ребенка с самого рождения и своей необычностью,
новизной и разнообразием эмоционально
воздействует на него, вызывает радость, восторг,
удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в
речи.

Опыт работы показал, что в подразделе
“Ознакомление с окружающим” раздела
“Познавательное развитие” программы
дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой
“Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание”, недостаточно раскрывается
проблема. На сегодняшний день существует
множество исследований детей с ограниченными
возможностями здоровья (нарушением
опорно-двигательного аппарата, нарушением
интеллекта), но, к сожалению, недостаточно
специальной литературы для детей с особыми
образовательными потребностями.

Дополнения и обогащения
воспитательно-образовательного процесса
дошкольного образовательного учреждения,
осуществляющего социально-личностное развитие
детей, являющееся одним из приоритетных
направлений как в коррекционной педагогике, так
и компонентов проекта Федерального
государственного стандарта дошкольного
образования, позволяющий сделать детям первые
шаги не только в познании природы, но и в познании
самих себя – своих возможностей и способностей.

В решении проблем коррекционного воспитания
при обучении детей с отклонениями в развитии
огромную роль играет ознакомление с окружающим,
которое создает условие для наиболее
полноценного накопления чувственного опыта,
становление первых видов игровой и продуктивной
деятельности, речевого развития. С раннего
детства необходимо ввести детей в мир природы,
терпеливо и доброжелательно обучать детей
правильному общению с природой и способствовать
коррекции психических процессов через общение с
ней.

Усвоение детьми систематических и
последовательных знаний об окружающем мире
природы, ее объектах и явлениях становится
обязательным компонентом образования и
воспитания детей. Заложенные на их основе
первичные представления о среде обитания
человека позволят в дальнейшем обучении
формировать правильное и гуманное
мировоззрение, создадут необходимые условия для
успешного усвоения в дальнейшем в школе всего
цикла природоведческих дисциплин.

Важно научить ребенка с ограниченными
возможностями здоровья смотреть и видеть,
слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем
обобщать увиденное в словесных высказываниях,
игре, продуктивной деятельности.

Тема ознакомления детей с миром природы
является одной из важнейших тем в дошкольном
образовании.

Предлагаемый педагогический опыт представляет
собой обеспечение обновления и обогащения
коррекционно-воспитательного процесса
дошкольников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата и интеллектуальной недостаточностью на
3-ем и 4-ом годах обучения, их развития в процессе
ознакомления с природой.

Деятельность направлена на использование
таких организационных форм адекватных возрасту
и развитию детей, которые способствуют
формированию представлений о природе и
развивают умственные, психические процессы, и,
самое главное, речь.

Период дошкольного детства – наиболее
благоприятен для закладки основ ознакомления
детей с окружающим миром. В работе с
дошкольниками используются познавательные
задачи, под которыми понимаются учебные задания,
предполагающие наличие поисковых знаний,
способов (умений) и стимуляцию активного
использования в обучении связей, отношений,
доказательств. Система познавательных задач
сопровождает весь процесс обучения, который
состоит из последовательных, постепенно
усложняющихся по содержанию и способам видов
деятельности.

Примеры познавательных задач.

Неживая природа: почему качаются ветви
деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла
вода на улице? Почему снег тает в помещении?
Почему снег бывает липким? Почему летом и весной
идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к
полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

Живая природа: могут ли растения расти без
света (влаги, тепла)? Почему растения весной
быстро растут? Почему осенью растения увядают,
желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают
редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает?
Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца
меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв
тонкий, а у снегиря толстый? Зачем черепахе
панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях
капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом
ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой?

Все это – объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника –
главный источник представлений о мире. Ребенок
познает мир опытным путем. Поэтому расширение
его опыта взаимодействия с окружающим миром –
одна из образовательных задач. Получение личного
опыта в совокупности с доступным рассказом,
показом, объяснением поможет ребенку расширять
образовательную сферу, находить взаимосвязи
между предметами и явлениями окружающего мира.

Читайте также:  Основные этапы развития ребенка в онтогенезе таблица

Задачи:

Образовательные:

– ввести ребёнка в мир природы.

– формировать реалистические представления об
её объектах и явлениях.

– формировать у детей систему знаний о живой и
неживой природе как среде жизни растений,
животных и человека.

– формировать исследовательскую деятельность
детей.

-приобщать детей к здоровому образу жизни.

Коррекционные:

– формировать у детей целостное восприятие о
природе.

– учить видеть и понимать причинно-следственные
связи (в живой и неживой природе)

– развивать речь детей.

Воспитательные:

– воспитать способность видеть красоту родной
природы, любовь к окружающей среде.

– формировать бережное и заботливое отношение и
ответственное отношение к миру природы

Разработала систему, которая  включает в
себя следующие направления:

– цикл мероприятий по ознакомлению  с
окружающим миром;

– работа с родителями;

– совместная познавательная деятельность
(ребенок + воспитатель).

 В основу системы работы легли следующие
принципы:

– развития, ориентирующий на создание
каждому ребенку условий в которых он мог бы
максимально реализовать себя; 

– взаимодействия, предполагающие
совместную деятельность в системах: “ребенок –
педагог”, “ родители – ребенок”, “ педагог-
родители”;

– психологической
комфортности, обеспечивающий
ребенку  положительное эмоциональное
самочувствие, состояние психологического
благополучия;

– формирование деятельности умение
ставить цель и реализовывать ее, готовность к
самостоятельному познанию;

– природосообразности воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей.

– здоровьесберегающий принцип (соблюдение
  СанПин).

В педагогический процесс включаю традиционные
методы в интеграции с инновационными
методами:

-повышение познавательной активности (исследовательский,
метод проектирования, метод вопросов, метод
моделирования);

– повышение эмоциональной активности (игровая
мотивация, воображаемые ситуации, проблемные
ситуации).

 Комплексные коррекционно-развивающие
занятия – это занятия, которые в рамках одной темы
решают разные задачи развития детей и строятся
на разных видах деятельности. Эти занятия
целесообразно проводить с детьми дошкольного
возраста.

Так или иначе, но для дошкольников почти каждое
занятие, будь, то рисование, лепка, развитие речи
или ознакомление с природой, несет элементы
ознакомления с окружающим миром. Дети с
удовольствием получают информацию о среде, в
которой им предстоит жить, но не стоитперегружать
их внимание – для проведения полноценных занятий
стоит комбинировать темы, проводить комплексные
занятия, нацеленные на определенные объекты
изучения. Особое внимание стоит уделить подбору
тем для занятий. Выбирая наиболее полезные и
интересные для детей объекты познания, и вовремя
переключая внимание детей на рассмотрение этих
объектов под другим углом, стоит закреплять
пройденный материал элементами изобразительной
деятельности, развитием речи, ознакомлением с
природой.

Важную роль играет слушание рассказов, сказок и
стихов, рисование, лепка, аппликация,
конструирование из строительных материалов. В
процессе игры дети моделируют реальные и
вымышленные ситуации в созданном ими мире.

Разнообразная работа с детьми в повседневной
жизни позволяет им накопить конкретные
чувственные представления о природе ближайшего
окружения.

Эти занятия, как принципиально иная форма
обучения, обладают другими возможностями:
чувственные представления детей могут быть
качественно преобразованы – расширены,
углублены, объединены, систематизированы.

Особую роль в формировании положительного
отношения дошкольников к природе играют
наблюдения. Окружающая природа –
непосредственный источник, из которого дети
черпают свои первые впечатления. Наблюдения в
природе знакомят ребенка с жизнью птиц,
насекомых и растений. На прогулках дети узнают
тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с
правилами поведения в природе, разучивают или
вспоминают стихи, загадки о природе. После таких
прогулок они изображают свои впечатления в
рисунках, игровой и трудовой деятельности.

Есть в группе любимые детьми книги: “Лесная
газета” В. Бианки, “Лесная мозаика” В.Зотова,
“Что за зверь” Е.Чарушина. Дети с большим
интересом рассматривают в них иллюстрации,
делятся своими впечатлениями, знаниями.

На территории детского сада создана
экологическая тропа, объектами которой являются
различные деревья, кустарники, лужайки, цветники,
огород. Экологическая тропа дает большие
возможности для проведения систематических
наблюдений, в процессе которых развивается
эмоциональная сфера детей, формируются чувство
единения с природой и умение сопереживать всему
живому.

Дети ухаживают за растениями, помогают птицам в
зимнее время, учатся выращивать растения в
группе в процессе трудовой деятельности. Они с
желанием трудятся и на участке: убирают
территорию, ухаживают за растениями, развешивают
кормушки, подкармливают птиц.

Особое внимание уделяется правилам поведения в
природе. Для закрепления норм и правил поведения
в природе проводятся уроки доброты. На них
используются музыкальные и художественные
произведения, обсуждаются и проигрываются
различные ситуации.

Создаем условия для
познавательно-исследовательской деятельности
детей, где ребенок чувствует себя настоящим
исследователем, а взрослый является
равноправным партнером, соучастником
деятельности, что позволяет ребенку проявлять
собственную познавательную активность.

В экспериментировании дошкольник выступает в
роли исследователя, который самостоятельно и
активно познаёт окружающий мир, используя
разнообразные формы воздействия на него.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется
тем, что им присуще наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод,
соответствует этим возрастным особенностям. В
дошкольном возрасте он является ведущим, а в
первые три года – практически единственным
способом познания мира.

Главное достоинство метода
экспериментирования заключается в том, что он
дает детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой
обитания. Необходимость давать отчет об
увиденном, формулировать обнаруженные
закономерности и выводы стимулирует развитие
речи. Следствием является не только ознакомление
ребенка с новыми фактами, но и накопление
фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения. Нельзя не
отметить положительного влияния экспериментов
на эмоциональную сферу ребенка, на развитие
творческих способностей.

Источник