Познавательное развитие ребенка раннего возраста презентация

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта на тему: «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Выполнила: Мороз Ирина Юрьевна, воспитатель группы детей раннего возраста. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123» г. Курска 2015 г.

Слайд 2

Познавательное развитие –это развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 3

В данной работе мы обращаемся к вопросам познавательного развития детей раннего возраста. Это связано с тем, что в последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой деятельности детей первых трёх лет жизни.

Слайд 4

Актуальностью изучения данной темы является то, что ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным. Одним из таких приёмов является применение дидактических игр.

Слайд 5

Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использую дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий познавательного развития детей раннего возраста. Мне, как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата. В связи с этим тему для обобщения педагогического опыта можно сформулировать так: «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Слайд 6

Цель – определить значение дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста. Объект – сенсорное развитие ребенка раннего возраста. Предмет – сенсорное развитие ребенка раннего возраста посредством дидактических игр. В соответствии с проблемой и целью определены задачи : 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме опыта. 2. Провести направленное изучение сенсорного развития детей раннего возраста. 3. Определить содержание работы педагога по сенсорному воспитанию детей раннего возраста. 4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них. 5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Слайд 7

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются в целях воспитания и обучения детей. С.Л. Рубинштейн: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры» Д идактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире . Сущность дидактических игр.

Слайд 8

Дидактические игры с предметами . О собое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки . Виды дидактических игр. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Слайд 9

Виды дидактических игр. Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера . Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, бусами, пружинками, разборными яйцами, шарами, башенками.

Слайд 10

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству . Виды дидактических игр.

Читайте также:  Статья коррекция и развитие ребенка

Слайд 11

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. О рганизация дидактической игры

Слайд 12

В подготовку к проведению дидактической игры входят: – отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов ( память, внимание, мышление, речь); – установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; – определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры ( в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время); – выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада; – определение количества играющих ( вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); – подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал); – подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой; – подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Слайд 13

Проведение дидактических игр включает: – ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них); – объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; – показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату. – определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); – подведение итогов игры- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность.

Слайд 14

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Слайд 15

Предметно –пространственная развивающая среда.

Слайд 16

Индивидуальная работа с детьми.

Слайд 17

Подобная работа воспитателя была бы немыслима без непосредственного участия родителей. В течение учебного года проводятся: 1. анкетирование среди родителей; 2. консультации для родителей « Дидактические игры в детском саду и дома», «Поиграй со мною»; 3. проводятся мастер –классы по изготовлению дидактических игр своими руками.

Слайд 18

Работая над этой темой, могу отметить, что при систематической работе в соответствии с перспективным планом, использовании рациональных методов и приемов, стремлении к профессиональному росту и конечно, при тесном контакте с родителями, показатели познавательного развития у детей раннего возраста оказываются достаточно высокими. С ледует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель очень хорошо владел методикой проведения дидактических игр. Недопустимо, чтобы игра превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, а не партнера. В результате этого ограничивается и активность, и самостоятельность детей. А самое главное условие- эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к играм , они начнут играть в них и самостоятельно.

Источник

Слайд 1

ТЕМА ДОКЛАДА: Познавательное развитие в раннем возрасте (1 – 3 года) презентацию составила: педагог-психолог Кольцова М.Г.

Слайд 2

План доклада: 1. Показатели 2. Диагностика 3. Программы развития

Слайд 3

1 . Показатели

Слайд 4

В раннем возрасте идет бурное развитие одной из психических сфер: форма, величина, цвет, материал, масса и т.д. Д ействия с предметами Познавательная сфера Мышление Восприятие

Слайд 5

2. Диагностика

Слайд 6

АВТОР: Стребелева Е.А. АВТОРЫ: Н.М.Аксарина, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина. методики психолого – педагогического обследования

Слайд 7

Стребелева Е.А. автор методики психолого – педагогического обследования Цель – изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2 – 3 года).

Слайд 8

Читайте также:  Как кормить ребенок 7 месяцев развитие и питание

з адания для обследования детей раннего возраста возраст № Зад. Наименование задания 2 – 2,5 года 2,5 – 3 года 1. 2. 3 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Лови шарик Спрячь шарик: Две коробочки Три коробочки Разборка и складывание матрешек: Двухсоставная Трехсоставная Разборка и складывание пирамидки: Из трех колец Из четырех колец Парные картинки: Две Четыре Цветные кубики : Два (красный, желтый(или белый)) Четыре(красный, желтый(или белый, зеленый, синий) Разрезные картинки: Из двух частей Из трех частей Конструирование из палочек: «молоточек» (из двух палочек) «треугольник» (из трех палочек). Достань тележку: Скользящая тесемка Скользящая и одна ложная тесемка Нарисуй: Дорожку Домик * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Слайд 9

Н.М.Аксарина, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина авторы методики психолого – педагогического обследования Цель – диагностика уровня психического развития детей раннего возраста. Диагностика сенсорного развития детей от 1 года 3 мес.до 3 – лет

Слайд 10

возраст форма величина цвет 1 год 3 мес. Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в . 1 год 6 мес. Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма (в ) 1 год 9 мес. Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 2 Года Ориентируется в 3 – 4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки). Кр., син.,зел. 2 Года 6 мес. Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпич,призма, цилиндр, конус (подбор к образцу) Ориентируется 4 контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов) 3 года Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу) Называет четыре цвета

Слайд 11

возраст диагностика Игры и занятия 1 год 3 мес. Воспроизводит ряд разученных действий кормит куклу (кукла, чашка) строит башню, поезд (2 кубика, 2 кирпичика). нанизывает на стержень кольца одной величины. 1. показ предметов и действия с ними. 2. сюжетные показы. 1 год 6 мес. Отображает отдельные действия: кукла, расческа кукла, носовой платок 3. наблюдения. 4. руководство играми с проблемной ситуацией. 1 год 9 мес. Воспроизводит несложные постройки типа ворот, скамейки, перекрытия 5. предложение в игре использовать предметы – заместители. 2 Года Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию» . «купание куклы»(кукла, ванночка, губка, полотенце, кубик, мыло). Воображаемые предметы. 2 Года 6 мес. Игра носит сюжетный характер ( мама, врач, парикмахер, шофер, продавец). Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает. кукольный театр. игры с ролями. настольные игры с сюжетными игрушками. 3 года Начало ролевой игры дидактические игры. строительные игры. Диагностика игры и действий с предметами детей от 1 года 3 мес.до 3 – лет

Слайд 12

3. Программы развития

Слайд 13

]. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ. 2. Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе. 3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. 4. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. 5. Развитие восприятия. 6. Активизация речевых процессов. 7. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам. 8. Развитие навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 9. Развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе». Тематическое планирование психологических занятий в группе раннего возраста Оборудование: Фонотека, настольные игры, предметные игрушки, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, ковер, массажный шарик, легкие прозрачные шарфы, бумага для рисования, специальный раздаточный материал (для отдельных занятий), цветные шнуры, мелкие игрушки, горох.

Слайд 14

Принципы проведения занятий : – наглядность обучения;- доступность;- развивающий и воспитательный характер учебного материала;- системность подачи материала. Структура и форма занятий : Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 9 человек). Длительность занятия 15 минут. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Общая структура занятия : – ритуал приветствия;- дыхательные упражнения;- пальчиковая, артикуляционная гимнастика;- развивающая игра;- изодеятельность (релаксационные упражнения);- ритуал прощания

Слайд 15

Месяц Тема занятия Октябрь 1. Знакомство. 2. Что мы умеем. 3. Волшебные слова (здравствуйте, спасибо). 4. Качаем зайку. Принадлежность к группе Ноябрь 1. Изучаем себя. Схема тела. 2. Что умеют мои ручки. 3. Что умеют мои ножки. 4. Узнаю себя и других Декабрь 1. Что чувствуют пальчики? Тактильное восприятие (теплый – холодный) 2. Что чувствует язычок? Вкусовое ощущение (сладкий – соленый) соленый). 3. Что слышат ушки? Слуховое восприятие (громкий – тихий) 4. Что видят глазки? Зрительное восприятие (светлый – темный) Январь 1. Ласковое солнышко. Восприятие цвета (желтый) 2. Веселый мухомор. Восприятие цвета (красный). 3. Теплый дождик. Восприятие цвета (синий). 4. Шаловливая лягушка. Восприятие цвета (зеленый)

Слайд 16

Февраль 1. Разноцветные шары. Обобщающее занятие по в (красный, синий, желтый, зеленый). 2. Шар и круг. Ориентировка в форме. Плоскость 3.Куб и квадрат. Ориентировка в форме. 4. Треугольник и крыша. Ориентировка в форме. Март 1. Круглое – не круглое. Обобщающее занятие по форме. 2. Сказка «Три медведя». Восприятие величины (средний, маленький). 3. Чей хвост длиннее? Восприятие величины 4. Сказка «Теремок>. Восприятие величины Апрель 1. Восприятие величины (толстый – тонкий). 2. Мои игрушки. Обобщающее занятие по величине. 3. Восприятие пространства (высоко – низко). 4. Восприятие пространства (далеко – близко). Май 1. Часть и целое. Предметы и понятия. 2. Человек – единое целое. 3. «Мое» и «не мое». 4. Радуга. Коллективная работа.

Читайте также:  Развитие внимания ребенка в 9 месяцев

Источник

Слайд 1

«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 33 города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33) Март 2017 г. Воспитатель: Зайцева Л.В.

Слайд 2

Актуальность проекта Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Слайд 3

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование; Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование.

Слайд 4

Условия создания оптимальной предметно – развивающей среды: разнообразие и насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, включение в неё максимального количества предметов взрослого обихода, предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени для разворачивания игр, возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению определение максимального уровня размещения игрушек и материалов согласно росту, универсальность предметно – игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.

Слайд 5

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». •

Слайд 6

« Сухой – сыпется!» «Мокрый – лепится!»

Слайд 7

. «Волшебные прищепки!» Пазл «Домашние животные»

Слайд 8

«Конструктивные превращения» «Вылови шарик!»

Слайд 9

«Мыльные пузыри» «Холодная – теплая»

Слайд 10

«УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Слайд 12

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя). 2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. – 128с. 4. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. 5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. – (Образование и творчество). 6. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. – Москва: Айрис- пресс, 2002. – 240с.: ил. – (Внимание, дети). 7. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с. Список литературы:

Слайд 13

8. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с. 9. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004. – 96с. 10. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – Москва: Центр педагогического образования, 2008. – 128с. 11. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил. 12. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с. 13. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя). 14. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. – Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. – 104 с.: ил. 15. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ – воды, воздуха и почвы – одно из возможных направлений экологического воспитания.

Слайд 14

СПАСБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник