Познавательное развитие ребенка летом
«Познавательное развитие детей летом»
В летний период окружающий мир разнообразен, удивителен и завораживает внимание ребенка. Это время, когда маленький человек инстинктивно тянется к красоте и гармонии природы, ее разнообразию и гармонии.
Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть»
- «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается ежедневно, кропотливой работой взрослых. Ребенок – это часть природы, он постоянно взаимодействует с окружающим миром. Однако дети подчас не замечают многого, порой их восприятие бывает частичным, фрагментарным и неполным. И потому в сложном процессе познания окружающего мира велика роль взрослых, от родителей до педагогических работников в детском саду. Детей нужно научить «видеть» и «слышать» природу. Освоение окружающего мира происходит через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких людей. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются ею, то дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, и конечно же
– дома, он вырастит бездумным, жестоким, не способным чувствовать, сопереживать.
Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, может испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор
- т.п.
- примеру, ребенок видит красивый цветок и хочет его сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, ромашка завянет и умрет. Она нас не встретит завтра на этой тропинке. И это будет печально». Так мама формирует у малыша доброе, нежное чувство и одновременно ответственное отношение – чувство любви и сопричастности ко всему живому.
Взрослый может пользоваться разнообразными методами и приемами для активизации у ребенка добрых чувств и поступков по отношению к природе: не сорвать лист с дерева, не раздавить кузнечика, не развести на поляне костер и т.д.
Общаться с объектом живой природы (тактильные ощущения, визуальный контакт, оказание посильной помощи) необходимо, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как рябинка гладит тебя своими веточками, за то, что ты не обидел ее, поступил с ней по-человечески».
Вводите в наблюдение элементы поэзии и фольклора, рассказывайте о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красна девица, травушка-муравушка, река-матушка, облако-барашек и т.п.
Взрослые открывают своим детям и воспитанникам
свойства вещей и особенности явлений, развивают и
уточняют их представления о мире вокруг них. Направляя детское
восприятие, они раскрывают все разнообразие свойств предметов и явлений
живой и неживой природы в повседневной жизни. Одновременно не следует
сводить общение с детьми к излишнему морализаторству, не превращать
общение с детьми в менторство и занудство. Основное – это дать возможность детям
замечать необычное в повседневном, сопровождать чувственное познание не только словом, но и положительными эмоциями и т.д.
- шести годам решение этих задач уже доступно ребенку.
Помощником образного отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети читают и слушают рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки, Л.Толстого и других авторов.
Развивая восприятие окружающей действительности, взрослый должен показывать ребенку особенности природы, которые интересны в летний период: многообразие цветов, оттенков зелени, запахов. Нужно прививать ребенку способность жить в гармонии с окружающим миром, не дессонировать с ним.
Советы родителям:
Чаще бывайте с ребенком на природе.
Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них
детям.
Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
Учите исправлять свои ошибки при общении с живым миром.
Используйте положительные примеры из жизни и литературы при
воспитании ребенка.
Почаще организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
Мастерите с детьми поделки из природных материалов.
Поощряйте экспериментирование детей.
Играйте с детьми на прогулке и дома.
1.Найди по описанию:
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
2.Горячо — холодно.
Цель: поддержание положительного интереса к живой природе, закрепление их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Условие: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
3.Лото «Что, где растет?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
4.Скорая помощь (экологическая игра на природе).
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
5.Юные художники
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
6.Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
7.Экспериментирование с бумагой, деревом, камнем, цветными стеклышками, зеркальцем, с песком.
Цель: развитие творческого начала при работе с различными материалами, ознакомление с их свойствами. Создание оригинальных, неповторимых поделок.
Источник
Татьяна Ремезова
Познавательное развитие детей летом
Лето – благоприятный период для развития малышей. В это теплое и цветущее время года особенно полезно совершать прогулки, походы, развивать познавательные способности ребенка, формировать интерес к окружающему миру, любовь и бережливое отношение к природе, развивать наблюдательность, интерес к получению новых знаний о мире, его устройстве, месте человека в этой системе. Лето – идеальный период: цветут цветы, зреют ягоды, грибы, у зверей и птиц подрастают детеныши. Вокруг ребенка появляется столько нового, интересного, что просто невозможно остаться безучастным ко всему этому изобилию звуков, запахов, ощущений, эмоций. Безусловно, максимальное количество времени летом стоит проводить на свежем воздухе. Лучше всего разнообразить места прогулок, но и иметь «свои» заветные местечки, где вы вместе с ребенком сможете наблюдать за ростом и изменениями «Вашего» дерева, куста, полянки.
Самый простой и доступный всем способ ознакомления дошкольника с природой летом – это семейный поход в парк. Здесь закладываются азы знаний об окружающем мире, природе родного края. Ребенок знакомится с различными видами деревьев, трав, кустарников, наблюдает поведение насекомых, слушает пение птиц. Задача взрослого обратить внимание ребенка на то или иное явление, дерево, цветок, животное, помочь вычленить его из общего буйства летних красок и изучить. Так, постепенно, приходя в парк снова и снова, ребенок сталкивается с уже знакомыми ему явлениями живой и неживой природы и пополняет свою копилку знаний новыми видами.
Прекрасной познавательной совместной прогулкой может стать поход в лес. Перед походом проведите с ребенком беседы «о правилах поведения в лесу», рассмотрите иллюстрации съедобных и несъедобных грибов и ягод. С детьми старшего дошкольного возраста можно поиграть в дидактические игры «С чьей ветки детка», «Какое дерево потеряло этот лист». Ваша искренняя заинтересованность обязательно передастся ребенку, он станет относиться к природе и окружающему миру с любовью и почтением.Так же следует не забывать про подвижные игры в природе: «Хитрая лиса», «Красочки» «Ловишки», «Рыбак», «Медведь и пчелы». Для этих игр вам потребуется небольшая кампания, поэтому целесообразно играть в них всей семьей. Прогулка в поле так же может носить познавательный характер. Полезно познакомить дошкольников с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную. По итогам наблюдений можно даже собрать гербарий или начать альбом для сбора коллекции трав.
Великолепная альтернатива лесным прогулкам – труд в природе. Этот компонент образовательной области «социально-коммуникативное развитие» особенно развернуто реализуется в летний период. В зависимости от возраста ребенка ему можно давать различные поручения по уходу за растениями, поливом, прополкой. Так, в младшем возрасте под руководством взрослого ребенок может полить цветы на участке, помочь в сборе урожая. У детей среднего дошкольного возраста необходимо продолжать прививать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым. Можно предложить им собрать вместе урожай, семена, подать тот или иной инструмент взрослому. В старшем дошкольном возрасте дети справятся с такими заданиями как рыхление почвы, прополка, пересаживание растений под присмотром взрослого.
Все эти простые обязанности помогут сформировать у детей уважительное отношение к труду взрослых, расширят представления детей о труде, его общественной значимости, сформируют бережное отношение к тому, что сделано руками человека, привьют чувство благодарности к людям за их труд. Учите ребенка любоваться природой, формируйте эстетический вкус. Пусть в обычном облаке вы вдруг разглядите сказочный замок, а в отражении лужицы или пруда увидите «кривое зеркало» из парка аттракционов. Дайте волю своей фантазии и ребенок с радостью подхватит творческий посыл. Пускай это лето останется в памяти ребенка, как полное чудес и приключений время, а новые знания придадут ему уверенности в себе. Такое полезное во всех смыслах пребывание на свежем воздухе летом укрепит здоровье вашего малыша, сформирует новые знания, умения, навыки, а самое главное поможет сблизиться с ребенком, найти общие темы для бесед, сплотить всех членов семьи, укрепить психологическую связь между родителями и ребенком. Необходимо не просто ознакомить дошкольников с особенностями природы летом, но и воспитать искреннее, доброе, бережное отношение к окружающему, сформировать культуру поведения в природе и общечеловеческие нормы и ценности.
Источник
Татьяна Филиппова
Консультация для родителей «Познавательное развитие детей летом»
Уважаемые родители!
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий и переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
На современном этапе развития общества наиболее актуальным является развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, так как оно развивает детскую любознательность.
Для дошкольника наиболее характерен повышенный интерес ко всему происходящему вокруг.
День за днем дети познают всё новое и стремятся узнать не только название того, или иного предмета, но и черты сходства, или различия. Так же задумываются над простейшими причинами наблюдаемых ими явлений. Соответственно ребенок нуждается в поддержке своего интереса, который необходимо привести от знакомства с природой к её пониманию.
В детском саду проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако нельзя полностью оставлять развитие своего ребенка садику, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае.
Лето – благодатная пора для расширения у детей представлений об окружающем мире, словарного запаса и развития любознательности. Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель является доброжелательным проводником к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность, которая способствует поддержанию у него хорошего настроения и обогащению его чувственного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
К в сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием гаджетов (телефонов, планшетов). Эту ситуацию необходимо менять, ведь игра очень необходима нашим детям для познания окружающего мира.
Игровые ситуации вызывают у ребёнка интерес. Используйте наглядные средства, вовлекайте ребенка в практическую деятельность.
Старайтесь играть с ним в игры, которые расширяют его кругозор и развивают речь. Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
Заниматься с ребёнком нужно внося познавательные элементы в сюжет игры, используя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества взрослого и ребенка.
Вот несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком.
Игра «Когда это бывает?»
Игра построена на быстрых вопросах и быстрых ответах. Взрослый называет время года и быстро начинает перечислять всё, что присуще этому сезону, при этом включая что-то «лишнее». Задача ребёнка заметить вашу ошибку.
Летом бывает жарко, порхающие бабочки, купание в море, листопад, спелая земляника, зелёная трава, падающие снежинки и т. д.
После можно с ребёнком поменяться местами. Предложив ему роль ведущего. Это активизирует мышление ребёнка, словарный запас и память.
Игра «Магнит».
Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки, а под листком, бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.
Игра «Цветочный ковер»
Эта игра поможет вашему ребёнку, прежде всего, ориентироваться на листе бумаги, развить произвольное внимание, а также активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия.
Для начала попросите ребёнка показать середину листа, верхний правый и нижний правый угол, соответственно левые углы, тем самым проверив, хорошо ли он ориентируется на листе бумаги. Если под рукой не оказалось бумаги, её можно заменить обычным носовым платком, или любым предметом, имеющим квадратную или прямоугольную форму. Для игры можно применять различные природные материалы. Находясь на поляне, вы можете использовать цветы, траву. Если вы отдыхаете у водоема, это могут быть камешки, ракушки.
Предлагаю несколько вариантов игры.
1. Ребёнок по своему желанию раскладывает предметы, при этом проговаривая свои действия. Например: в середину (в центр) я кладу одуванчик, верхние углы украшу ромашками…
2. Теперь очередь взрослого составить узор, при этом малыш не должен видеть, что вы делаете. Затем 15-20 секунд дайте ребёнку рассмотреть и запомнить готовый узор, а затем, убрав свои предметы, предложите ему воспроизвести то, что он запомнил.
3. Можно параллельно с ребёнком составить узор, затем сравнить их, находя сходства и различия.
4. Вы даёте словесную инструкцию, а малыш должен её запомнить и выполнить в точности.
Игра «Мыльные пузыри»
Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они захотят сделать то же.
Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.
Игра «Угадай, кто такой?»
Игра на развитие воображения ребёнка, на усвоение богатства русского языка. Задача малыша по словосочетанию отгадать, о ком или о чём идёт речь.
Ползучая лента, горластый будильник, надоедливый пискун, стальная птица, лесной барабанщик, бородатый рогач…
Игра «Минутка наблюдательности»
В течение нескольких секунд ребёнок смотрит на небо, луг, деревья, цветы, а затем закрывает глаза и рассказывает обо всём, что увидел. Вы можете помочь ему вопросами: «Каким было небо? Какие цветы или деревья заметил?
Желаю вам с пользой и интересом провести незабываемое летнее время.
Источник