Познавательное развитие ребенка дома

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России» 2018г.
Публичная лекция
«Развитие познавательных способностей дошкольника в контексте домашней среды».
Подготовила:
воспитатель
Зинченко Надежда Ивановна
Тутаев, 2017г.
Способности – это свойство личности, которые базируются на задатках, природных предпосылок способностей. Они развивают и обеспечивают успешность в каком- либо виде деятельности. Уровень способностей зависит, конечно, от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого нужны определенные условия: полноценное использование чувствительных (сенситивных) периодов развития, высокая познавательная активность, демократичная система обучения и воспитания, высокая самооценка, ситуация успеха.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка.
В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, какую роль играет семья в развитии познавательных способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь развитию интеллекта и креативности дошкольника.
В связи с этим, можно выделить несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие познавательных способностей:
• позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него;
• отношение семьи к развитию способностей ребенка;
• стили детско-родительских отношений;
• стиль контроля и руководства ребенком;
• состав семьи и отношения внутри нее.
Опираясь на современные требования ФГОС дошкольного образования, мы стараемся вовлечь родителей в процесс всестороннего активного развития детей через сотрудничество. Родители знают своих детей с рождения, мы видим и наблюдаем детей в группе. Родители подсказывают нам особенности своих детей, а мы им как развивать и воспитывать.
В нашем детском саду созданы все условия для развития познавательной активности детей: проводятся мастер-классы с родителями по творческому развитию детей; родители с детьми привлекаются к участию в разных конкурсах; проводятся совместные праздники и развлечения; родители привлекаются к реализации совместных детско-родительских проектов и др. У каждой группы есть свой сайт, на котором размещаются рекомендации для родителей, достижения группы.
Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?
1
Для построения общения с детьми, в контексте развития познавательных способностей, знакомим родителей с основными принципами:
- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
- Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними.
- По возможности путешествуйте с ребёнком.
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
- Ходите с ребёнком в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком
Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Самое главное научить родителей на каждый вопрос находить более или менее возможный ответ. Не говорить «Не знаю». Это порождает равнодушие. Все знают, как любопытны дети, но это не просто любопытство – это и есть развитие познавательной сферы. Отвечая на ваши вопросы или рассуждая вместе с вами, ребенок тренирует память, внимание, учится думать, рассуждать, а самое главное учится слушать, что формирует его произвольность. Мы советуйте много читать ребенку, если даже он сам умеет читать, т.к. не одно и тоже прочитать самому или воспринимать информацию на слух. Слуховая память ребенка будет очень даже кстати в школе.
Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирование, элементарные исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.
2
Не удивительно, что созданию интереса, развитию познавательных способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.
Для осуществления задач всеобуча родителей мы используем следующие формы работы с семьей по развитию познавательного интереса:
- Анкетирование родителей
- Оформление наглядной информации в родительском уголке
- Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
- Проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности
- дошкольников»
- Проведение родительских собраний на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»
- Проведение открытых занятий для родителей.
- Проведение конкурсов
- Домашняя работа по поиску информации
- Индивидуальные консультации, беседы
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы стараемся убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.
Задачей родителей является создание в семье условий для всестороннего развития познавательных способностей. Владение умениями и навыками будут благотворно влиять на дальнейшее развитие ребенка, отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает его средств для реализации своего замысла.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания среды. В развивающую домашнюю среду можно включить:
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- былины, мифы, легенды;
3
- часы настенные и календарь;
- настольно-печатные игры – лото, пазлы;
- настольные игры – домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Семейный досуг должен включат в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.
Выполнение этой задачи мы осуществляем, в том числе и через организацию родительских клубов, где родители вместе с детьми пробуют свои силы в продуктивной деятельности, выходят на природу.
К тому же организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.
Работая с семьями своих воспитанников, хотим уберечь от ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи. Наша задача.
4
Литература
- Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985.
- Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска»
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом. »
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей.
- / Дошкольное воспитание. N 1, 2005г.
- Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
- дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
- Сухарь, Е. Ошибки семейного воспитания.//
- Интернет – ресурсы
5
Источник
На чтение 7 мин. Обновлено 11.02.2017
Родителям всегда хочется, чтобы малыш сам проявлял тягу к знаниям, стремился узнать что-то новое и полезное. Для этого не нужно с самого маленького возраста заставлять ребенка действовать по заветам Ленина: учиться, учиться и еще раз учиться. Необходимо в первую очередь сформировать у него такое мировоззрение, такую личность, которая самостоятельно будет видеть в постоянном обучении и пользу, и удовольствие. Для этого существует познавательное развитие ребенка.
Любопытство – основа познавательного интереса
Любопытство – основа познавательного характера
Естественное желание ребенка с самого маленького возраста – это увидеть, пощупать, попробовать как можно больше. Эти методы знакомства с реальностью достаточно примитивны, однако необходимы. Со временем это элементарное любопытство должно углубляться и быть достаточно осознанным.
Познавательное развитие – формы и методы
Существует четыре стадии развития любопытства:
- Желание первоначально познакомится с предметом. Узнать цвет, вкус, тяжесть и так далее, не вникая в суть дела.
- Если ребенка поощряют в этом, он приучается видеть мир как объект познания и в нем формируется постоянная черта характера – любознательность.
- При поощрении любознательности ребенок формирует познавательный интерес. Он отличается тем, что имеет четкую цель, определенную мотивацию, глубокий интерес. Например, если речь идет о шитье, то ребенка будет интересовать не только то, как шить конкретное платье, он будет изучать закономерности, как шьются такие юбки, как на любое изделие прикрепить пуговицы, как использовать новое оборудование для той или иной задачи.
- Последняя стадия – познавательная активность, когда ребенок самостоятельно ставит перед собой задачу, понимает, как ему нужно действовать и что изучать и выполняет ее, то есть проходит весь акт обучения по своей инициативе, без посторонней мотивации и получает в конце удовлетворение от результата.
Любопытство у детей – основа познавательного развития
Важно понимать, что первичная задача родителей не привить ребенку пресловутую любовь к определенному знанию, а развивать в нем его естественный интерес к окружающему миру – любопытство.
Совет: Даже если родителям кажется варварством происходящее, не стоит запрещать малышу изучать мир.
Например, если все только наглаженные и настиранные простыни были вывернуты на пол и тщательно измяты, это не значит, что чадо хотело добавить маме работы. Ребенок просто хочет пощупать, какая бывает ткань, попробовать ее на прочность, на вкус, как на ней будет выглядеть красный или зеленый цвет из любимого набора карандашей. Это и есть та познавательная деятельность, которую нужно развивать, а не пресекать.Игры с материалами
Игры с различными материалами
Конечно, это не повод отдавать в жертву обучению нужные вещи. Сделайте для ребенка небольшой альбом, в котором будут приклеены с одного бока разные ткани небольшими кусочками, с изнанки и с лицевой стороны. Разрешите малышу делать с этим альбомом все что угодно, только желательно постирать и прогладить материалы, вдруг ребенок потащит их в рот.
Что нужно делать родителям?
Мама и папа, в первую очередь, это пример для детей – как бы родители не воспитывали свое чадо, оно все равно будет повторять за ними.
Играть с малышом надо с первых месяцев жизни
Для того чтобы правильно организовать познавательное развитие дошкольника нужно следовать следующим правилам:
- Всегда учиться самому. Не важно, что это будет, 10 способов собрать кубик рубик или новый узор в вязании. Ребенок, наблюдающий за этим, будет увлекаться, учиться вместе с родителем, как бы заряжаясь его интересом.
- Подвергайте сомнениям очевидное, чтобы ребенок мог сам додумать мысль. Это помогает как логике, так и фантазии, учит анализировать.
- Любые проблемы, о которых слышит малыш объяснять нужно не только всесторонне, но и в перспективе, с предпосылками. Это развивает реальное видение мира понимание закономерностей.
- Говорите неожиданные вещи. Например, если ребенок знает, что такое квадрат и круг, то скажите малышу, что круг без углов и есть квадрат. Помогает самостоятельно познать мир с разных сторон.
- Играйте в ассоциации, говорите с ребенком об этом, желательно, не специально, а просто в жизни. Например, обращайте внимание когда видите облако, похожее на курицу или сырник похожий на кошачью фигуру.
- Знайте много игр и интересных историй на любой случай жизни, если ребенок просит часто повторять один и тот же рассказ, описывайте его в более ярких подробностях, добавляя новую информацию.
- Как можно чаще ведите творческую деятельность и вовлекайте в нее малыша.
Обучающие игры полезны для детей с 3-х лет
Главное, во всем это сосредотачиваться не только на себе, но и на ребенке. Старайтесь рассказывать и играть так, чтобы основной фигурой здесь был малыш, а не другие люди или предметы.
Развитие ребенка в социальной сфере
Не стоит забывать, что кроме естественного познания, которое нужно стремиться привить ребенку, нужно помочь ему и социально реализоваться. Для этого нужно с самого начала заниматься речью малыша.
В первые годы, да и в последующем, умение правильно, четко и красиво говорить обязательно пригодится для гармоничного развитии ребенка.
Направления развития речи
Лучшим способом будет постоянное оттачивание дикции. Скороговорки для развития речевого аппарата помогут не только красиво понятно говорить, но и могут развивать воображение, улучшать понимание ассоциаций и так далее. Вот несколько примеров интересных вариантов:
- Проворонила ворона воронёнка на «р».
- Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух на «ж».
- Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки на «ч».
- Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб на «ш».
- Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке на «щ».
Совет: Скороговорки нужно учить наизусть. Это обязательное условие хорошего развития речи.
Скороговорка на букву Б
Также нужно их повторить максимально часто. Например, можно организовать утреннюю традиционную игру, когда малыш одевается и рассказывает маме скороговорку про Сашу и шапку, когда играет со щенком, рассказывает о щенках и так далее. Кроме того можно мотивировать ребенка произносить и заучивать сложные предложения во время приятных для него действий, например, в ванной при купании.
Разнообразие игр
Основой в познании мира в дошкольном возрасте является игра, и родителям ни в коем случае нельзя об этом забывать. Многие основные действия мамы и папы должны быть представлены именно в таком виде. Стоит научиться придумывать интересные игры самостоятельно.
Игры с водой – изучение свойств веществ
Несколько разнообразных игр для примера:
- Вырезать несколько геометрических фигур (или взять кубики), по паре каждой, выкладывать ребенку определенные схемы, который он должен будет повторять.
- Во время прогулки зимой стоит предложить ребенку продолжить предложение, например, на морозе у мамы щечки… (замерзли, покраснели, спрятались в шарфик и так далее). Нужно спровоцировать ребенка назвать как можно больше слов, показывая их.
- Дать ребенку различные предметы и набрать тазик с водой. По очереди позволить малышу опускать каждую вещь и спрашивать, почему она тонет/не тонет. По ходу игры объяснять и свойства воды и поведение в ней предметов.
- Дайте ребенку зонтик или прикрепите его так, чтобы под него можно было спрятаться. По команде «Солнце» он должен будет активно играть, прыгать, плясать. После, когда звучит команда «Дождь», ребенок должен забежать под зонтик и спрятаться. В процессе можно читать разные стихи про солнышко или про дождик.
Это примеры, на подобии которых можно придумать сотни увлекательных занятий, которые не только обучат ребенка, но и подарят ему радость и счастье в общении с родителями.
Видео: Познавательное развитие дошкольников
Оставить комментарий
Источник
Алина Колесникова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в семье
Основным источником в воспитании ребенка служит его семья. Это связано с тем, что большую часть своего времени ребенок находится в семье.
Познавательная активность развивается вместе с ребенком постепенно, в течении всей его жизни. Семья в этом процессе выполняет роль первой ступени, от которой зависит, насколько удачно и полноценно произойдет это развитие.
Уровень познавательного развития ребенка определяется индивидуальными особенностями ребенка, а также условиями, в которых воспитывается ребенок.
Организация познавательного развития должна происходить, опираясь на уже развитые потребности, т. е. потребность ребенка в общении со взрослыми, сверстниками, в одобрении его действий.
Родители, при организации любой деятельности ребенка, должны опираться на то, во время этой деятельности ребенок должен искать решение на поставленные задания различными способами, и каждое его решение должно высоко оцениваться. Только в этом случае ребенок сможет сам выбрать вариант решения и произвести оценку, на сколько было это решение удачным или нет.
Родителям необходимо организовать настолько интересную совместную деятельность со своим ребенком, чтобы установить наиболее продуктивный контакт с ним, что дает возможность выбрать новые формы совместных действий.
Каждый родитель должен знать основные принципы, как построить общение со своим ребенком,такие как:
• Необходимо познавать мир вместе со своим ребенком; Иными словами- У любознательных родителей растут любознательные дети.
• С ребенком необходимо разговаривать, т. е. вы должны вести с ним различного рода обсуждения, а также их обосновывать.
• Необходимо задавать ребенку вопросы,по типу : как ты считаешь? А каково твое мнение по этому вопросу
• Никогда не смейтесь над ответами ребенка!
• Чем больше вы путешествуете с ребенком, тем более любознательным он становится
•Проводите больше времени со своим ребенком: ходите в музеи, проводите различного рода эксперименты.
• Самостоятельность и инициативность ребенка нужно поощрять и поддерживать
Для более быстрого и совершенного познавательного развития ребенка дома, необходимо создать ему определенную развивающую среду, которая будет способствовать этому процессу,такую как:
• Запаситесь различного рода детскими энциклопедиями, плакатами, азбуками, пазлами
•Ребенку также необходимы различного рода настольно-печатные игры: лото, домино, «ходилки»
• У ребенка в свободном доступе должны быть чистые листы бумаги, картон, фломастеры, карандаши, краски.
• Необходимо выделить место для занятий ребенку, по типу школьного уголка
Различного рода эксперименты и опыты способствуют познавательному развитию ребенка, а если это будет происходить с участием всех членов семьи, то это еще и способствует ее сплочению, что также положительно влияет на развитие ребенка.
Ниже представлены несколько вариантов несложных, но в тоже время интересных экспериментов, которые можно провести дома с ребенком.
• Создание мыльных пузырей
Конечно можно купить готовые пузыри в магазине, но можно представить в каком восторге будет ребенок, если сам приложит усилия и у него на глазах появятся мыльные пузыри. А для этого нужно совсем не много- два стакана воды и стакан средства для мытья посуды; а если добавить в эту смесь ложку сахара, то пузыри будут прочнее.
• Лизун своими руками
Для создания своего лизуна потребуется смешать воду с клеем, тщательно перемешать и после добавить крахмал (все в одинаковой пропорции). И перемешать получившуюся массу. Все, лизун готов.
• Лавовая лампа
Банку заполняем на 2/3 водой и добавляем 1/3 растительного масла. Затем добавляем краситель, для зрелищности эксперимента и ложку соли. Все, наша лампа готова.
Восторг и море позитивных эмоций доставят детям эксперименты, а также будут способствовать познавательному развития, а родители в это время позволят себе разделить с детьми радость первых открытий.
Играйте, экспериментируйте, проводите больше времени со своими детьми, ведь в наше время, в век высоких технологий мы стали забывать, что такое живое общение.
Источник