Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Особенности познавательного развития у детей с расстройствами аутистического спектра
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Особенности познавательного развития у детей с расстройствами аутистического спектра
2 слайд
Описание слайда:
С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка к предметам окружения. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Его внимание устойчиво буквально в течении нескольких минут, иногда и секунд. Можно сделать вывод, что для концентрации внимания ребенка могут быть использованы: звуки, мелодии, блестящие предметы и т.д.
3 слайд
Описание слайда:
Для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а так же расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, то аутичные дети отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же вызывает мгновенный уход от контакта.
4 слайд
Описание слайда:
У части детей реакция на «новизну», например, изменение освещения, необычно сильная. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовались слабо, у них так же не отмечалась реакция испуга или плача на звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечали повышенную чувствительность к слабым раздражителям: дети просыпались от едва слышного шуршания, легко возникали реакции испуга на работающие бытовые приборы.
5 слайд
Описание слайда:
В восприятии ребенка с РАС также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части. У большинства у них наблюдается повышенная любовь к музыке. Они повышенно чувствительны к запахам, окружающие предметы обследуют с помощью облизывания и обнюхивания.
6 слайд
Описание слайда:
Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от собственного тела (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки, кружатся, пересыпают песок и т.д.). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.
7 слайд
Описание слайда:
С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память, стереотипизирует восприятие окружающего. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст.
8 слайд
Описание слайда:
Развитие мышления у таких детей связано с определением огромных трудностей произвольного обучения. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно – следственные зависимости.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-126006
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Зобова Л.Г., учитель,
КУ «Нижневартовская
санаторно-лесная школа»
В последние годы наблюдается увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма.
Аутизм предстает все более распространенной и значимой социальной проблемой, касающейся детей с однотипными проблемами развития, но с самыми разными возможностями их преодоления. В связи с этим в настоящее время все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о расстройствах аутистического спектра (РАС).
У детей с РАС наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей. Дети с РАС, как правило, испытывают трудности в организации своего внимания и очень отвлекаемы. Их внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд. Даже при сформированном адекватном учебном поведении остаются выраженная рассеянность, частые отвлечения. Поведение таких детей стереотипно, однообразно, плохо контролируется, часто они как бы не видят и не слышат учителя, на уроке они могут быть заняты своими играми. Возможны неадекватные реакции – оживление и смех, или испуг и плач, или стереотипное двигательное и речевое возбуждение, стремление, не слушая других, постоянно говорить на какую-то особую тему. Характерны проявления негативизма, резкий отказ от выполнения заданий [4, с.123]. Такие дети с трудом приспосабливаются к переменам – к новым условиям, людям, способу выполнения задания, неожиданному изменению уже освоенного порядка.
Им трудно самостоятельно сопоставлять усвоенные знания, связывать их со своим жизненным опытом. Часто такие дети не способны мыслить символически, для них характерна буквальность понимания сказанного, трудность выделения подтекста [4, с.147].
Моторная неловкость и трудности пространственной организации проявляются при обучении письму. Часто возникает опасность негативизма к обучению письму, отказ ребенка брать ручку и пытаться что-то делать. Поддержка руки ребенка, направление её движения обычно помогают ему постепенно закрепить нужную позу и последовательность действий. Опыт педагогов нашей школы показывает, что такие дети постепенно осваивают навык письма.
Исходя из данной характеристики детей с РАС, для эффективного их обучения важно создать ряд условий. Необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение. Место для занятий должно быть таким, чтобы ничто не отвлекало ребёнка, и его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за стол, оказывались лицом к стене. Предметы, которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из поля зрения учащегося. Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к уроку, закрепить определенную последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятия, т.к. освоение навыков поведения на уроке дается такому ребенку иногда труднее, чем собственно учебные навыки. Таким образом, необходимо создать условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны, отрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта. Ребенок должен привыкнуть, что занятия всегда проводятся в одно и то же время. Необходимо установить четкий распорядок занятия. Все, что происходит на занятии, нужно сопровождать эмоциональными комментариями – учитель должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными. Обращаться к нему надо короткими, простыми фразами. Предъявлять задания маленькими частями. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. Необходимо обучать учащегося понятию «закончено». Построение занятия с аутичными детьми имеет ряд особенностей. Как отмечает Янушко Е.А., в случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективные приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода. Необходимо активизировать познавательную деятельность данной категории детей[6, с.20].
Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, воля, характер. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей, в том числе и познавательных. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать склонности ребенка, стараться по возможности связывать задания с интересами учащегося, это один их главных принципов при работе с детьми с РАС. Основой при организации дидактических игр для детей с РАС должны стать стереотипная (как основа взаимодействия) и сенсорная (как возможность установления контакта) игры[6, с.53].
Другим способом развития познавательной активности детей с РАС является использование технологии разноуровневого обучения, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающей комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающей их мышление, самостоятельность. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся.Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, при проведении контрольных и проверочных работ (определяется, что ученик должен усвоить в конце темы и составляются разноуровневые задания для каждого учащегося)
Таким образом, применение разноуровневого обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, повышает удовлетворенность результатами обучения учителем и учениками, способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей с РАС. Успешность обучения детей с РАС, развитие их познавательных способностей во многом определяется состоянием их здоровья на сегодняшний день. В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования. В своей работе мы используем разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей детей с РАС, при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия: физкультурные минутки, массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для развития мелкой моторики рук, кинезиологические упражнения, правильная рабочая поза во время занятий, положительные эмоции, благоприятное отношение с учителем.
Внедрение ИКТ при обучении детей с РАС прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, помогают обеспечить совершенствование и активизацию учебного процесса, способствуют развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, тактильной памяти, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимся с РАС, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, внимания, недостаточные представления об окружающем мире. Компьютерные технологии способны помочь и в организации индивидуального обучения детей с особыми потребностями, позволяя учесть особенности обучающихся. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Использование компьютера является одной из возможностей организации процесса обучения[5]. Ребенок с РАС иногда отказываются брать ручку для письма, но может работать на клавиатуре компьютера, это обеспечивает взаимодействие, обратную связь ученика с учителем. Использование презентаций на уроках служит дополнительным источником мотивации ученика, активизирует его познавательную деятельность. При повторении или закреплении пройденного используются тесты, которые учитывают индивидуальные особенности обучающегося, его возможности. Умение осознанно совершать выбор из 2-3 вариантов ответов является свидетельством достижений ученика.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в процесс индивидуального обучения позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для активизации их познавательных процессов и развития индивидуальных качеств,предоставляет ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
Результатом проводимой нами работы по обучению детей с РАС является:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных способностей;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Литература:
Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка [Текст] / В.Ф. Базарный. – М., 2005.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.:Вако, 2004.
Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2011.
Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko.ru
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.:Теревинф, 2011.
Источник
Семенова Кристина Александровна
Рабочая программа «Развитие познавательной деятельности для детей с расстройствами аутистического спектра»
Программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями»); примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, одобренной решением учебно-методического совета пообщему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года №4/15).
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коррекционно-познавательной деятельности» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями»; примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,внесенной в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления,раскрывающие основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Цель программы: коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
• воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении;
• расширение круга увлечений;
• развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;
• формирование коммуникативных умений;
• сенсорное развитие;
• повышение двигательной активности ребенка;
• формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;
• стимуляция звуковой и речевой активности;
• развитие и коррекция детско-родительских отношений.
Формы и режим занятий.
Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия 20 минут, в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий:
• Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
• Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
• Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.
• Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
• Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
• Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
• Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
• Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях.В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения.
• Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной группой необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции,именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».
• В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т. е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия». При работе с данной группой непосредственно используется поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.
• Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально.Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.
• Опора на сенсорные анализаторы.
• Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
• Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.
3. Срок реализации программы
Данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщении даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций может усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии. Поэтому программный материал трансформируется в зависимости от детских особенностей, подбираются понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Взаимодействие с таким ребенком требует гибкости, постоянного поиска и нешаблонных решений, поскольку проведение занятия с ребенком с аутизмом полностью зависит от его желания взаимодействовать.
4. Общая характеристика коррекционного курса
Содержание программы по преодолению нарушений познавательной сферы разработано с учетом возрастных, типологических, индивидуальных особенностей.
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных занятиях с учетом рефлексивно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, проводится систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывает зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
– коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
– коррекция недостатков познавательной деятельности;
– обеспечение обучающимися успеха в различных видах деятельности, повышение мотивации к школьному обучению.
Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в его восприятии, осмыслении, запоминании. Познание окружающей действительности школьников с ограниченными возможностями обеспечивается процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти. Соответственно содержание программы коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного дефектологического воздействия,сквозные направления которого: развитие коммуникативной деятельности; развитие конструктивной деятельности; сенсорное развитие (зрительное, слуховое и тактильное восприятие); формирование пространственно-временных ориентировок; развитие памяти; развитие мыслительных процессов (отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации); развитие слухоголосовых координаций; исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Программа коррекционной работы по преодолению нарушений познавательной сферы позволит обеспечить осуществление специальной поддержки в освоении обучающимся образовательной программы.
5. Личностные и предметные результаты
Обучающиеся должны уметь:
• различать понятия «один-много», выделять один и много предметов из группы предметов;
• различать предметы разного размера – «большой – маленький;
• различать две различные геометрические формы;
• иметь первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале, близких людей;
• узнавать и показывать 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.);
• узнавать и показывать кошку, собаку (настоящая, игрушка, рисунок);
• реагировать на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями;
• выполнять скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т. п.);
• выделять отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;
• соотносить знакомый объемный предмет с его плоским изображением;
• находить и приносить заданный хорошо знакомый предмет;
• знать и узнавать среди других красный и желтый цвета;
• рисовать круги;
• выполнять двойную просьбу.
6. Основное содержание рабочей программы
Диагностическое обследование (2 ч.)
Развитие коммуникативной деятельности (7 ч.)
Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря.
Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидать появления его в двух определенных местах. Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции “сделай вместе”: движения рук, кистей (“Птички”, “Кулачки-ладошки”, “Молоток” и пр. Выполнение подражательных действии со сменой вида движения (“Стучим — прячем”: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя).
Развитие конструктивной деятельности (4 ч.)
Воспроизведение по подражанию действии с предметом.Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении.
Развитие моторики (12 ч.)
Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком.
Перекладывание предметов из одной коробки в другую. Складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой. Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек. Заполнение отверстий втулками, грибками. Закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой. Нанизывание предметов с отверстиями на стержень. Нанизывание шаров на шнур (“бусы”).Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета; сталкивание палкой предмета со стола; использование стула при скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации.
Развитие зрительного гнозиса (цвет, форма, величина) (24ч.)
Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Выбор по образцу и инструкции “Дай такой” предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие н т. д.). Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу). Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный; белый) из 3-4 предметов всех указанных цветов (без названия цветов).Знакомство с цветом: красный. Дифференциация красного цвета среди других цветов. Знакомство с синим цветом. Дифференциация синего цвета среди других цветов. Знакомство с желтым цветом. Дифференциация желтого цвета среди других цветов.Дифференциация три цвета: красный, синий, желтый – уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Выбор по образцу и инструкции “Дай такой” одной формы из 6—10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия: шар-параллелепипед (“брусок”, “кирпичик”); куб — конус (“башенка”). Группировка по форме предметов двух контрастных форм (Раскладывание, подбор, раздача по образцу).Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма (“крыша”, конус (“башенка”, параллелепипед (“брусок”, кирпичик”) из 8-12 предметов всех указанных форм (без названия форм). Выбор предметов одной формы из 6—10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг — квадрат, круг— треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».
Развитие мыслительных процессов (18ч.)
Самостоятельно называть,правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат. Выбор одинаковых по величине предметом из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции “Дай такой”. Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку — больших предметов, и маленькую — маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных — больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера). Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине. Складывани