Познавательное развитие ребенка 1 год

Познавательное развитие ребенка 1 год thumbnail

Возрастные особенности.
Сенсорно-познавательное развитие происходит при предметной деятельности детей и их общения со взрослым. Совершенствуется зрительное восприятие. Развивается зрительная, кинестетическая чувствительность. При этом, ребенок ориентируется прежде всего на форму предмета, затем на величину и позже на цвет.
Во втором полугодии наибольших успехов дети достигают в восприятии предметов окружающей среды. Эталонами для детей служат представления о свойствах предметов, которые закрепились в памяти: форму, «как солнышко»; цвет, «как листочки».
До 2-х лет ребенок различает 4 основных цвета; способен раскладывать игрушки разного цвета в окрашенные коробки, находить по цвету предмет среди 2-3-х других («такой же»), подбирать к коробкам разной формы (круглые, квадратные) соответствующие по форме крышки и другое.
Оперируя предметами, ребенок овладевает внешними ориентирующими действиями: выделяет различные качества, обследует их зрением, осязанием, губами, рассматривает при разном освещении, под разным углом зрения. Появляется первые проявления самостоятельности. Продолжается развитие психических процессов. Развивается двигательная и эмоциональная память.

Познавательное развитие детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Лучше ребенок запоминает то, что он сделал и что пережил.
Процессы памяти имеют непроизвольный характер. Ребенок запоминает значимое, эмоциональное, яркое. При этом, легче запоминают образный материал, чем словесный. В предметных действиях зарождается наглядно-действенное мышление. Осмыслить ребенок может только те предметы, которые видит, с которыми действует, манипулирует, разбирает и складывает игрушку, открывает для себя новые свойства объектов.
Развивается внимание ребенка. В этом возрасте ярко выраженный интерес ко всему особенно яркому, подвижному, озвученному. Каждая, даже незначительная перемена, что произошла в близлежащем окружении привлекает внимание ребенка. Меняется и характер детских игр, он начинает отражать действия взрослых, подражать их действиям.
Основные задачи.
— Развитие сенсорики, психических процессов, учится воспринимать и выделять форму предметов;
— формировать представления о различных свойствах предметов, сравнивая их между собой;
— поощрять выполнение заданий вместе с взрослым;
— упражнять в установлении сходства;
— учить узнавать знакомые геометрические формы в предметах окружающей среды;
— знакомить с размером (большой маленький) и свойствами предметов: толстый тонкий, высокий низкий, длинный короткий;
— знакомить с цветами, формировать умение узнавать знакомые цвета в окружающей среде, находить пары предметов одинаковых цветов, группировать предметы по цвету;
— формировать умение различать предметы с помощью тактильных ощущений (холодный теплый, твердый мягкий);
— развивать обонятельные (способность чувствовать запахи) и вкусовые ощущения (сладкий, кислый, горький);
— развивать слуховые ощущения.

Развитие предметной деятельности
— стимулировать к самостоятельным действиям с предметами, требующими точных и координированных движений (пересыпание, переливание, перекладывание мелких предметов);
— привлекать к обследованию знакомых предметов руками, глазами;
— учить: подражать действиям взрослых с различными предметами, выполнять простейшие действия по показу взрослого;
— самостоятельно пользоваться предметами по назначению (ложкой во время принятия пищи;
— лопаткой, совком во время игр с песком); собирать матрешку, прокатывать шарик, строить башню, дорожку, заборчик;
— открывать и закрывать коробки, баночки (контрастные по форме, размеру и цвету), постепенно увеличивая их количество (один, два, три предмета разного размера и цвета);
— действовать с кубиками, кирпичиками: ставить их друг на друга (вертикально, горизонтально), в разном пространственном отношении;
— переносить усвоенные действия с предметами на другие незнакомые предметы;
— поощрять самостоятельное одевание и раздевание, уборка игрушек;
— приучать обращаться за помощью взрослых в процессе самостоятельной предметной деятельности;
— стимулировать к действиям с предметами рядом с другими детьми, не мешая друг другу.

Познавательная деятельность в ближайшей природной и предметной окружающей среде:

— стимулировать познавательную активность, наблюдательность в процессе ознакомление с природным и предметным окружением;
— формировать представление о объекты (животные и растения ближайшего окружение, солнце, облака) и явления природы (дождь, ветер);
— знакомить с характерными внешними особенностями животных (имеют голову, туловище, лапы, крылья) и растений (листья, цветы);
— учить различать времена года по отличительными признаками (зимой падает снег, летом светит солнце, осенью идет дождь); побуждать замечать красивое в окружении;
— учить наблюдать за объектами и явлениями природы в уголок природы (аквариум, комнатные растения), во время прогулок (солнце, состояние неба, деревья, цветы), учить замечать изменения, связанные с временами года (весной все деревья цветут, осенью листья деревьев становится желтым, красным);
— привлекать к играм с песком, водой, снегом с использованием формочек, лопаток, различных емкостей;
— знакомить со свойствами песка (сухой – сыплется, влажный – держит форму), воды (прозрачная, льется), снега (холодный, в тепле тает);
— учить соблюдать элементарные правила поведения в природе (не обижать животных, не рвать цветов);
— знакомить с трудом взрослых (воспитатель, помощник воспитателя, дворник), орудием их труда (метла, веник, лопата, посуда, ведро);
— формировать простейшие представления о предметах быта (мебель — стол, стул, кровать; посуда — ложка, чашка, тарелка), одежды (шапка, штаны, сапоги) и их назначения;
— поощрять наблюдений за транспортом, зданиями, игровыми площадками;
— формировать простейшие представления об их назначении (машины – перевозят людей или грузы; в домах – живут люди; на качелях, горках — любят играть дети).

Показатели сенсорно-познавательного развития
— проявляет интерес к предметной среды; рассматривает яркие предметы; обследует их зрением, осязанием;
— узнает в окружающей среде геометрические формы, различает размер (большой, маленький), цвета;
— сравнивает и группирует предметы по форме, размеру, цвету (к 3);
— с помощью органов чувств ощущает запах (приятный, неприятный), вкус (сладкий, горький), осязательные свойства (холодный, теплый);
— различает различные слуховые раздражители (голос мамы, музыкальная мелодия, шум машины);
— любит собирать пирамидки, матрешки, кубики, кольца; разбирать и собирать игрушки вкладыши; открывать и закрывать коробочки, баночки;
— многократно повторять действия на переливание, пересыпание, перебирание веществ; использует знакомые игрушки, предметы заменители в процессе своей деятельности;
— с помощью взрослого делает простые постройки из кубиков, кирпичиков;
— проявляет интерес к объектам и явлениям природы; с удовольствием наблюдает за солнцем, состоянием неба, животными, деревьями, цветами, рыбками в аквариуме; с помощью взрослого различает времена года и их отличительные признаки (лето тепло, сияет солнышко; зима холодно, много снега и тому подобное);
— с удовольствием играет с песком, водой, снегом, использует при этом вспомогательное оборудование формочки, лопатки, ведерки, воронки; различает основные предметы одежды, посуды, быта, пытается использовать их по назначению (шапку одевает на голову, из тарелки ест, на стульчике сидит и тому подобное);
— узнает отдельные трудовые действия взрослых и детей (моет посуду, убирает игрушки, моет пол), подражает им в своей деятельности; различает простые орудия труда (метла, лопата);
— с интересом наблюдает за транспортом, зданиями, действиями людей; замечает разницу между ними (машины большие, маленькие, разных цветов; здания высокие, низкие; люди играют, разговаривают и тому подобное).

Советы родителям:
— обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка качественными развивающими игрушками (цветные втулки, пластиковые пазлы, пирамидки, шнуровки и др.), изготовленными из безопасных материалов.
Обращайте внимание
— на прочность креплений, следите, чтобы ребенок не потянул в рот слишком мелких деталей;
— в процессе игр вызывайте положительные эмоции, радуйтесь успехам ребенка, при необходимости предоставляйте возможность выполнять действия много раз;
— учите обследовать предметы (занимать их двумя руками, обводить пальцем, то одной то другой руки), манипулировать ими (катить, переводить с руки в руку, подбрасывать, прятать в коробку);
— предоставляйте возможность играться с обычными бытовыми предметами (подбор крышек для кастрюль разного размера), водой (переливание из одной емкости в другую);
— в повседневные многократно называйте различные свойства предметов, которыми они манипулируют (форму, размер, цвет);
— рассматривайте вместе с ребенком книжки, акцентируйте внимание на изображении знакомых предметов, животных, растений;
— во время прогулок наблюдайте за объектами и явлениями природы, обращайте внимание на их красоту и неповторимость, изменения, которые происходят с ними в различные времена года;
— по возможности знакомьте ребенка с животным и растительным миром ближайшего окружения, гуляйте в лесу, парке, на лугу, у водоема;
— привлекайте ребенка к играм с песком, снегом, камнями, разным природным материалом;
— объясняйте правила поведения в природе, будьте для ребенка примером, привлекайте ее к помощи («я посажу в землю семя, а ты будешь его поливать из своего ведерка, и вырастет большое дерево», «давай вместе покормим воробушков, они нам скажут спасибо за угощение»);
— обращайте внимание ребенка на различные виды транспорта (машина, автобус, самолет), здания (родной дом, магазин), объясняйте их назначение;
— на собственном примере показывайте последовательность выполнения определенных действий (одевания, раздевания, приема пищи);
— привлекайте ребенка к их подражания; уважайте выбор ребенка заниматься определенным видом деятельности.

Источник

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник