Познавательно речевое развитие ребенка в доу консультации для родителей
Виктория Блинова
Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Методическая разработка по теме:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Путешествие в страну красивой грамотной речи»
Проблема развития речи остается одной из актуальных проблем теории и практики. Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности.Недаром в народе говорится: «Красна птица пером, а человек речью». Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».
С развитием общества самым ценным стало время, которого так не хватает. Рабочие дни у родителей стали ненормированными. В погоне за престижной зарплатой многие молодые семьи перекладывают ответственность по воспитанию детей на бабушек, телевизор, воспитателей.
С каждым новым набором можно отметить нарастающую, как ком, проблему нарушения речи, практически через одного дети нуждаются в помощи логопеда.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
В настоящее время успешное обучение в школе связано с тем, умеет ли ребёнок передавать свои мысли грамотно, связно, обширно; умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач.
Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Это отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития, что является важной частью профессиональной культуры.
Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Ведущее значение в развитии познавательных способностей дошкольника является – речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Успех в работе по познавательно-речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.
Цель которой является:
– объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника;
– формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;
– уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями их воспитанников значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно – речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.
Источник
Консультация для родителей
«Познавательно-речевое развитие детей»
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребенку первые знания и умения.
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию и не могут заменить друг друга. Однако во имя полноценного развития ребенка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка и достичь определенных результатов.
В настоящее время логопедами, дефектологами, психологами рассматривается тема о взаимопомощи в формировании у детей познавательных и речевых процессов. Наиболее благополучное влияние в этом формировании могут оказать родители. Среди детей встречаются такие дошкольники, которые не могут без помощи близких справиться с проблемами или успешно развиваться в плане познавательного и речевого развития.
Одно из важнейших познавательных процессов человека-это речь. Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.
Речь дошкольника развивается по двум взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, меняется характер общения с взрослыми, значительное место занимают познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет свой личный опыт.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и в других видах деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.
Воспитание любознательности не требует каких – либо специальных занятий и осуществляется в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой.
Памятка для родителей
по развитию любознательности.
Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Всё время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
Организовывайте совместные прогулки по улицам родного города, походы в театры, на выставки, в музеи.
Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
Мастерите с детьми поделки из природного и бросового материала.
Беседуйте с детьми, создавайте вместе фотоальбомы, маленькие книжечки.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию, внимательно рассматривайте иллюстрации.
Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликациях.
Памятка для родителей
детей младшего дошкольного возраста.
Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофёр, повар, лётчик, воспитатель. Расскажите о профессиях.
Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают, группировать их по признакам.
Знакомьте детей с дикими и домашними животными, их детёнышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учить различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их, и знать где они растут.
В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки.
Учите детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику. Отвечать на простейшие вопросы.
Рассказывать несложные рассказы, сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Источник
Консультация для родителей
«Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
– Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
– Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
– Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления – доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.
Консультация для родителей
Чем занять ребенка в 4 года дома
Если малышу надоели игрушки, перенесите ваши дела и дайте ему выбрать из ряда занятий:
-извлеките любимые книги малыша и отыщите аудио сказок в сети. Кроха станет с интересом наблюдать развитие событий по книге, а потом, может быть, отыграет это с игрушками;
-дайте ребенку природные материалы для творчества: пластилин, краски, карандаши, бумагу. Пускай мастерит то, что захочет, либо «зарядите» его на задание – соорудить зоопарк, сделать открытку либо нарисовать картину;
-вы можете предложить малышу раскрашивание. Если магазинные раскраски дома кончились, распечатайте их из сети. Лучше принимать во внимание интересы/предпочтения малыша и подобрать картинку с героями, которые ему нравятся;
Возьмите коробочки/баночки, насыпьте туда различные вещи и дайте задание – сортировать их. Вы можете применить в данном случае продукты питания и различные мелочи;
В дополнение к предыдущему занятию малыш может из продуктов питания «сварить» обед для родителей. Для реалистичности и осознания им собственной важности разрешите крохе попользоваться настоящей посудой – но, конечно, той, которую не будет потом жалко;
Продемонстрируйте, как нужно нанизывать на толстую нитку/веревку крупные бусы и иные подходящие предметы;
«Водные» игры в особенности популярны у детишек: напустите в тазик/ванную бумажных кораблей, добавьте резиновые игрушки и пластиковые мячи. Если плеснуть еще в ванную пену, то результат окажется невероятным;
Нередко малышей увлекают абсолютно непримечательные на первый взгляд вещи – бутылки, скалки, прищепки и пр.;
Попросите мужа сделать доску развития: нацепите туда всевозможные замки, шнурки, цепочки;
Извлеките из запасов конструкторские наборы: предложите крохе покомбинировать;
Пазлы/пирамидки/кубики прекрасно подойдут для развлечения ребенка;
В дверной проем поместите веревочные качели – это гарантирует ребячью радость;
Мыльные пузыри вкупе с качелями придадут квартире некую сказочность;
Начните танцы – дайте детям задание выучить/придумать танец и показать его вам;
Магниты на холодильник, в особенности в форме зверей/машин/фруктов дадут возможность занять малыша, пока вы будете делать свои дела;
Игра во врача очень ответственна! Скажите крохе, якобы ваше домашнее животное/игрушка приболели, и срочно требуется их вылечить;
Перебирание монет по размеру будет способствовать развитию мелкой моторики ручек и наведет порядок в копилке;
Девочки могут организовать показ мод: нарядиться и расхаживать по дому, показывая себя красивую;
Организуйте квест – изготовьте карту либо спрячьте по дому бумажки с заданиями. А в конце выдайте малышу долгожданный приз.
Вы можете заблаговременно составить специализированный календарь, где ежедневно будет ряд заданий.
Проявляйте свою фантазию, подключайте малышей к воплощению новых игр/развлечений, и скоро поймете, что даже дома вы легко сможете занять 4-летнего ребенка.
Источник
Консультация для родителей
«Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Учитель-логопед: Бочагова Е.А.
Познавательно-речевое развитие дошкольников направлено на развитие у детей познавательных интересов интеллектуального развития.
Осуществляется в интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по формированию элементарных математических представлений и развитию конструктивной деятельности.
Учитывая особенности речевого развития детей раннего возраста, в детском саду предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывает все ее стороны (формирование словаря, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь) и решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Задачи развития речи детей, звукопроизношения решаются как в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми, так и во время, нерегламентированного общения воспитателя и детей, в индивидуальной работе с воспитанниками.
Поддерживая речевую инициативу у детей, знакомим их с назначением различных предметов, проводим с детьми речевые игры, организуем прослушивание детских песенок, поддерживаем звукоподражание . При переходе от одного вида деятельности к другому, в работе с детьми объясняем, что предстоит сделать, готовя их к новому виду деятельности, обсуждая события дня, задаём детям вопросы, требующие развернутого ответа.
В группах создана развивающая предметная среда, стимулирующая познавательно-речевую активность детей.
Материалы содержат в себе дидактические и настольные игры разной направленности, иллюстративный материал, игрушки-забавы, мини-библиотека.
Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления – доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей.
Через различные формы деятельности с воспитанниками, формируем целостное представление об окружающем мире, обогащая чувственный опыт детей, способствуя сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков.
Развиваем интерес детей к книгам. Читаем стихи, сказки, потешки, знакомим с иллюстрациями к литературным произведениям, беседуем по поводу прочитанного текста, стимулируя запоминание детьми сказок, стихов и песенок.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалог
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Источник