Познавательно речевое развитие ребенка раннего возраста

Познавательно речевое развитие ребенка раннего возраста thumbnail

Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста.

В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Направление «Познавательно – речевое развитие» включает в себя такие познавательные области как «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

– сенсорное развитие;

– развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение нормами речи.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Окружающий мир привлекает ребенка новизной неопознанного. Окружающий мир – это, прежде всего, предметный мир, поэтому именно на основе сенсорной чувствительности происходит его изучение. Предметы ближайшего окружения являются для него первой ступенью познания мира. Поэтому уголок сенсорики содержит, пирамидки, башенки, мисочки-вкладыши, втулки разных размеров и цветовых оттенков, а также различные дидактические игры и игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук. Стараюсь, пополнять уголок дидактическими играми типа «Лото» и «Парные картинки». Очень нравится детям мозаика, а также пазлы, наборы разрезных картинок на кубиках.

Работая с малышами третьего года жизни, я обратила внимание, что в играх они начинают брать на себя разные роли. Это может быть игра с куклой в роли мамы или игра с машинкой в роли шофера. Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то «профессиональные задачи». Например, водитель будет вести себя не так как летчик. Как правило, ребятам помогает условное звукоподражание. Машина «бибикает». Самолет взмывает с шумовым оформлением «р-р-р» и т. п. Все эти тонкости придут только к концу третьего года жизни.

В группе обустроен игровой центр «Семья», в котором дети разворачивают игровые сюжеты. Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию. Играя с детьми в игровом не делаю акцент только на девочках, стараюсь привлекать в игру и мальчиков, так как уверена, что игры с куклами вызывают в детях положительные чувства заботы, доброты, ласки и прививают им любовь к близким и воспитывают ответственность в поведении. Рядом расположен уголок ряженья. В уголке имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием, поэтому в группе имеется крупный и мелкий строительный материал. Конструирование дает возможность для развития творческой стороны интеллекта, поэтому в конструктивных играх с детьми я использую спичечные коробки, пуговицы, деревянные палочки и т. д., что способствует совершенствованию координации движений, мелкой моторики рук, воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания.

Чтобы удовлетворить потребность детей раннего возраста в наблюдениях за растительным миром, в групповом пространстве создан экологический центр, в котором имеются комнатные растения по программе, календарь природы. Наличие экологического центра позволяет сформировать элементарные трудовые навыки и заложить основы бережного отношения к природе. Обращаю внимание детей на комнатные растения, дети наблюдают, как я рыхлю землю в горшочках, поливаю, протираю пыль с листьев. Так же в группе имеется мини – лаборатория для игр с песком и водой. В осеннее-зимний период года этот вид занятий особенно интересен для малышей в условиях помещения. Используя, вышеназванный комплекс в игровой форме провожу занятия по ознакомлению с окружающим, вместе с детьми экспериментируем, познаем физические свойства песка, воды и предметов.

Малышей отличает любовь к книге, желание неоднократно прослушивать любимые произведения. Воспитывая уважение к книге и бережное отношение к ней, привлекаю детей к оформлению книжного центра. Вместе расставляем книжки, проводим замену прочитанных книг на новые, «лечим» порванные книжки. Уголок книги – любимое место ребят.

Большую роль в познавательно-речевом развитии детей играют музыкально-дидактические, музыкально-коммуникативные игры, игры-драматизации, несущие в себе особый эмоциональный заряд. Совместно с музыкальным руководителем проводим для детей различные праздники, развлечения, показываем сказки-драматизации, настольные, кукольные театры. Дети с удовольствием начинают подражать персонажам из сказок, откликаются на все их просьбы и пожелания. Именно на таких мероприятиях малоактивные дети становятся более раскрепощёнными и более активными в общении.

Центр изобразительной деятельности – это место, где находятся необходимые изобразительные материалы. Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности. Центр изобразительной деятельности стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина. Работы детей размещаются в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке.

Третий год жизни – переходный период от раннего детства к младшему дошкольному, в котором должно сформироваться важное психическое новообразование – становление у ребенка своего «я», как необходимый показатель его психофизического здоровья. В сотворчестве воспитатель – ребенок, в направлении ребенка к познанию окружающей действительности через различные виды деятельности я вижу смысл своей работы.

Источник

Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития ребёнка-это гарантия успешного обучения в школе. В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Современный ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс.

Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевая игра претерпевает ряд изменений: режиссерская, театрализованная игра. В режиссерской игре дети по ходу развертывания сюжета, передающего какое – либо событие, управляют действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры со сверстниками либо по какой – то причине ограничен в контактах с ними. В этой игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем что будет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг с другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В ней ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица, сопровождает игру « дикторским » текстом, поясняя, что происходит. В этой игре, как и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой, использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”, построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов: исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные-наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические-упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты-особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления-доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Книжный уголок

Игровая комната

Играем вместе

Список литературы

1. Калашникова,В.В.Методическая консультация для воспитателей«Познавательно-речевое развитие дошкольников» //Детсадклуб.ру:электрон.журнал.

2. Тугулева, Г.В. Активизация мыслительной деятельности будущих первоклассников //Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

3. Формирование познавательно-речевой активности у детей среднего возраста в ходе игровой деятельности (социализации) //Планета детства

4. Кошкарова,И.Н. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Источник