Познаем мир с ребенком в 2 года

Андропова Валентина
Игровые задания «Познаем мир вместе» для детей 2–3 лет

Ребенок раннего возраста по своей сути является “исследователем”.И подтверждение этому их любознательность и желание обследовать предметы: потрогать, погладить, попробовать на зубок. И это представление мира ребенок получает через сенсорное восприятие.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Представляю вашему вниманию картотеку игр по сенсорному воспитанию для детей 2-3 лет:

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

“Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

“Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

Кроме сенсорных игр познавать окружающий мир можно и через игры с песком и водой.

Игры с песком

Основная цель игр в этом возрасте – развитие умения отличать предметы по форме, цвету, размеру, звуку.

“Прятки”

Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза, и одну из игрушек закапываем. Малышу нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее и ищем вместе. Если ребенок легко справляется с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще по одной.

“Горки”

С помощью ведерок, формочек насыпаем горки разной высоты. Можно использовать игрушечные грузовики, подойдут детские тележки-тачки. Грузим песок в одном месте, затем аккуратно перевозим в другое и насыпаем горки разной высоты. Сравниваем горки по высоте и ширине. Можно посоревноваться –кто насыплет горку выше. Если наливать воду на вершину песчаной горы, можно наблюдать, как вода течет, образовывая канавки, впитываясь в песок.

“Ямки”

В этой игре мы знакомим малыша с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую.Каждой ямке мама может дать дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.

Игры с водой

«Вылови шарик».

В таз с водой помещают маленькие пластмассовые шарики. Ребенку дают ситечко с ручкой и предлагают выловить шарики из воды. Приготовьте второй пустой таз, в который дети будут складывать выловленные шарики. Эта игра развивает мелкую моторику, аккуратность, ловкость.

«Лужа».

Для этого занятия потребуется губка, два тазика, один с водой, другой пустой. Воспитатель предлагает детям опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу.

«Тонет не тонет».

Соберите различные предметы. Это могут быть пластиковые крышки, кусочки поролона, камешки, пуговицы, бусинки.Предложите детям по очереди кидать предметы в воду и наблюдать: тонут они или нет.

Таким образом,игровые задания на познание окружающего мира создают условия для всестороннего развития ребенка раннего возраста. Не стоит забывать, что данные игры стоит проводить под чутким руководством взрослого или совместно с воспитателем.

Источник

Татьяна Мазур
Развитие познавательной активности детей 2–3 лет с помощью использования монтессори-материала

Развитие познавательной активности детей 2-3 лет

через использование монтессори – материала

Из опыта работы Мазур Т. А. ,

МАДОУ “Детский сад № 60”

г. Березники

Познавательное развитие ребенка – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, изучение которых позволило нам выделить его в самостоятельный вид детской активности с собственными задачами, содержанием и методикой.

Чтобы руководить познавательным развитиемребенка необходимо учитывать:

1. мировосприятие детей 2-3 лет, т. е., что ребенок отбирает в мире для самостоятельного познания.

2. Какими способами познания владеют дети 2-3 лет, т. е. как они познают мир.

Ребенок двух лет познает мир единственно доступным ему способом – с помощью анализаторов и манипулирования с объектами. Иными словами, ребенок 2-3 лет познает по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Детей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в их поле зрения. Завладев предметом,малыш обследует его всеми способами: сжимает, вертит, пробует на вкус, нюхает, ломает, бросает и т. д. Так он постигает свойства предметов. Экспериментируя с предметами, малыш постигает элементарные законы (тонет, плавает, катится и т. д.) Манипулирование с предметами и экспериментируя с ними,сопровождается различными эмоциями ребенка: огорчением, разочарованием, оживлением, весельем, смехом и т. д. Чем больше в жизни маленького ребенка будет различных ситуаций и различных предметов, тем больше возможностей у него эмоционально осваивать мир. Из таких эмоций начинает складываться эмоциональный опыт ребенка, на основе которого закладывается чувственная сфера.

Таким образом, организуя деятельность детейтретьего года жизни необходимо:

1. Поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы и явления ближайшего окружения.

2. Накапливать и обогащать эмоциональный опыт.

3. Уделять внимание формированию познавательного и бережного отношения к миру.

При ознакомлении с предметами необходимо максимум разумной свободы действий. При ознакомлении с живой природой нужно быть предельно внимательными. Ребенок не видит разницы между живыми и неживыми объектами. На данном этапе необходимо очень осторожно вводить объекты живой природы в жизни детей. Лучше всего это делать во время наблюдений.

Огромное значение в познавательном развитии ребенка имеет система дошкольного воспитания Марии Монтессори, которую она разработала на основе теории «спонтанного развития». Свою педагогическую систему сама Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Педагог должен придерживаться принципа «Помоги мне сделать это самому». Отсюда – основное положение монтессори – педагогики: подвигнуть ребенка самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Для этого надо создать такую развивающую среду, чтобы ребенок, попадая в нее, начинал учиться самостоятельно. Огромное значение для создания подготовленной среды имеют специальные дидактические материалы и пособия. Эти материалы и пособия часто называют Золотым материалом Монтессори – это комплекс предметов, которые дают ребенку для выполнения определенного задания. Обоснованность использованияэтих материалов предполагает: во-первых, работая самостоятельно с дидактическим материалом, ребенок учится ставить перед собой те или иные цели. Во-вторых, он получает практические навыки решения разных задач. В- третьих, он учится находить собственные ошибки и исправить их, потому что действует методом проб и ошибок. При этом ребенок учится легко, не замечая того, что учится! Потому что любой дидактическийматериал преследует две цели: прямую и косвенную. Прямую цель ставит перед собой ребенок; косвенную – педагог.

Монтессори считала, что ребенок, уникальный и неповторимый. Она предоставила каждому ребенку право самому выбирать, чем, когда и как ему заниматься.

Система Монтессори предоставляет каждому ребенку безграничную свободу выбора. Педагог не вмешивается в самостоятельные действия детей, но создает им условия для занятий. Вмешивается только тогда, когда ребенок не знает чем ему заняться. Не надо навязывать ребенку дисциплину, а обучать его навыкам самоконтроля за поведением. Малышей обучают навыкам самообслуживания с помощью все тех же дидактических материалов: учить застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, одеваться, умываться и т. д.

Еще одно важное положение монтессори – педагогики, поддержать интересы ребенка и обеспечить индивидуальный подход к нему.

Работа с детьми первой младшей группы обратила внимание на недостаточное развитие познавательной активности малышей, неустойчивый интерес к действию с предметами, развивающим игрушкам и к дидактическим пособиям. Проведенное педагогическое обследование подтвердило это. Исходя из полученных результатов в группе была модернизирована развивающая среда с учетом использования в работе с детьми монтессори – материала. Группу разделила на три зоны. Это помогает поддерживать порядок и видеть, какое занятие выбирает ребенок. Первая зона – «Зона реальной (практической) жизни»: ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь все можно делать по настоящему (стирать вещи, гладить утюгом, чистить обувь, нарезать хлеб или овощи для салата). Вторая зона – «Зона сенсорного развития»: ребенок учится различать предметы по определенным признакам (по высоте, длине, цвету, весу и т. д.) здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. Третья зона – «Математическая зона»: здесь собраны материалы, помогающие ребенку усвоить понятие количества и связь его с символом, научиться выполнять математические операции.

Без правильно подобранных материалов сами по себе зоны работать не будут. Поэтому были изготовлены следующие игры для непосредственной работы с детьми. Так, например, игра «Подбери крышечку», для этой игры приготовила бутылочки, пузырьки, банки из-под крупы с крышками разного размера. Малышу предлагается самостоятельно найти крышки для каждой банки. Эта игра развивает мелкую моторику, дает представление об окружающем мире. Дети группы вначале испытывали трудность при подборе крышек, но через какое то время игра стала для них увлекательной.

Еще одна из игр – это «Математический планшет», представляет собой деревянную дощечку, на которую вбиваются гвозди, на одинаковом расстоянии друг от друга. С помощью цветных резинок ребенок сможет «рисовать» на планшете разнообразные фигуры. Нужно зацепить один конец резинки за один гвоздик, натянуть и закрепить ее другой конец на другом гвоздике. Эта игра развивает мелкую моторику, абстрактное мышление, знакомит с геометрическими понятиями. Познакомив детей с игрой, они любопытно смотрели, как «рисовала» фигуры на планшете. Затем сами начали пробовать. Это занятие им очень понравилось. Особенно хорошо получалось у Артема, видя что у Степы ничего не получается он стал объяснять ему и показывать. Постепенно все детишки втянулись и с большим интересом играли, радуясь своим результатам.

Так же были изготовлены «Игры – шнуровки», развивающие внимательность, логическое мышление, воображение, память, усидчивость; готовит руку к письму. Например, игра «Бусы», в процессе которой малыш имитирует шьющие движения, продевая шнурок через отверстия. Одна из наиболее простых игр – шнуровок – «Пуговицы». Игра отвечает детской потребности в подражании взрослым – пуговица с иглой. У большинства детей трудностей в этом не было. Игры детям понравились, они с большим интересом проталкивали шнурки в отверстия и вытаскивали их, усердно «пришивали» пуговицы.

Велась целенаправленная работа с родителями. На собрании прошло знакомство родителей с работой по методу Монтессори. Родители с удовольствием приняли участие в презентационных играх с Мотессори – материалом.

Источник

Мозг, как и дом при строительстве, базируется на прочном фундаменте. Фундамент закладывается ещё до рождения, и этот процесс является чрезвычайно важным в течение первых трёх лет жизни. Клетки мозга являются «сырьевым» материалом так же, как и пиломатериалы являются сырьём при строительстве дома. А опыт и взаимодействие ребёнка помогают строить здание, прокладывать электропроводку и красить стены.

В статье расскажем, как происходит строительство мозга малыша и какие наши действия помогут ему полноценно развиваться.

Фото Ольги Горевой

Как происходит развитие детского мозга

Мозг является частью центральной нервной системы и играет решающую роль в управлении многими функциями организма, включая как произвольную деятельность, например, ходьба или речь, так и непроизвольную, например, дыхание или моргание.

Мозг имеет два полушария, каждое из которых состоит из четырёх долей. Доли имеют многочисленные складки, и не все складки созревают одновременно. Химические вещества, способствующие развитию мозга, высвобождаются волнами, в результате чего различные участки мозга развиваются в предсказуемой последовательности. Временные рамки этих изменений в развитии объясняют, в частности, почему существует лучшее время для определённых видов обучения и развития.

Различные участки мозга контролируют различные функции. Большинство видов деятельности, которые мы считаем умственным трудом, такие как мышление, планирование, запоминание, выполняются корой головного мозга. Другие части мозга отвечают за память и обучение, в том числе таламус, гиппокамп, миндалевидное тело и базальный передний мозг. Гипоталамус, миндалевидное тело и другие части головного мозга также играют важную роль в реагировании на стресс и в контроле над эмоциями.

Основными строительными блоками мозга являются нейроны — нервные клетки, составляющие центральную нервную систему.

Мозг начинает формироваться пренатально, примерно через три недели после зачатия. Мозг плода вырабатывает примерно в два раза больше нейронов, чем ему понадобится — это запас прочности, который повышает шансы новорождённого на здоровый мозг.

При рождении мозг младенца содержит 100 миллиардов нейронов. Это примерно столько же, сколько звёзд в галактике Млечный Путь, и это почти все нейроны, которыми когда-либо будет обладать мозг.

Иллюстрация с сайта estestvoznanye.ru

У каждого нейрона есть один аксон и много дендритов. Аксон — это выходящий отросток, который посылает импульсы другим нейронам. У каждого нейрона также есть много дендритов — это короткие, похожие на волосы входящие отростки, которые получают импульсы от других нейронов. Таким образом, нейроны идеально сконструированы для формирования соединений, так называемых синапсов.

Синапсы — соединения между клетками мозга. При рождении человеческий мозг находится в удивительно незавершённом состоянии. Большинство из его 100 миллиардов нейронов ещё не связаны между собой. Формирование и укрепление этих связей являются ключевыми задачами раннего развития мозга.

Связи между нейронами формируются по мере того, как растущий ребёнок исследует окружающий мир и формирует привязанность к родителям, членам семьи и другим, заботящимся о нём людям.

В течение первых десяти лет жизни мозг ребёнка формирует триллионы связей или синапсов. Аксоны соединяются с дендритами, а химические вещества, называемые нейротрансмиттерами, помогают посылать импульсы через образовавшиеся синапсы.

Каждый отдельный нейрон может быть связан с 15 000 других нейронов, образуя сеть нейронных путей, которая является чрезвычайно сложной. Эту сложную сеть иногда называют проводкой или схемой мозга. По мере созревания нейронов создаётся всё больше и больше синапсов. При рождении количество синапсов на нейрон составляет 2 500, но к возрасту трёх лет это количество достигает 15 000 синапсов на нейрон.

Это всё равно, что в Инстаграме вместо 100 друзей у вас вдруг стало 600, каждый из которых, в свою очередь, также имеет 600 друзей.

По мере взросления ребёнка количество нейронов остаётся относительно стабильным, но каждая клетка растёт, становясь больше и тяжелее. Частично этот рост связан с тем, что дендриты ветвятся, образуя разветвлённые дендриты, которые могут принимать сигналы от множества других нейронов.

Нейронная сеть расширяется в геометрической прогрессии. Но если связи используются не регулярно или недостаточно часто, мозг их ликвидирует. Поэтому опыт играет решающую роль в развитии мозга маленького ребёнка.

Что всё это значит. Развитие мозга не прекращается после периода раннего детства, но именно в этот период закладывается фундамент, на основе которого мозг продолжает развиваться. Раннее детство — это время строительства либо прочного фундамента, либо хрупкого и ненадёжного. Ранние годы очень важны для развития, которое продолжается на протяжении последующих этапов детства, юности, а также во взрослой жизни.

Окна возможностей в развитии ребёнка

Окна возможностей (в Монтессори мы называем их сензитивными периодами — прим. ред.) — это периоды особой чувствительности в жизни ребёнка, в рамках которых происходит овладение определёнными видам деятельности. Например, учёные определили, что нейроны, отвечающие за зрение, начинают активно посылать и принимать сигналы в возрасте от 2 до 4 месяцев, а интенсивность их работы достигает пика в возрасте 8 месяцев. Поэтому именно в этот период дети начинают проявлять активный интерес к окружающему миру.

Рассмотрим несколько примеров.

Зрение. Острота зрения развивается с рождения до 6–7 лет; бинокулярное зрение развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении младенцы могут видеть отчётливо и избирательно, особенно предметы (например, человеческие лица) на расстоянии 20–25 сантиметров. Сосредоточение обоих глаз на одном удалённом предмете, развитие глубинного восприятия и зрительно-моторной координации — всё это требует большего времени. Яркость и движения ребёнок различает на любом расстоянии.

Для стимуляции зрения с первых месяцев жизни используйте развивающие мобили и контрастные чёрно-белые картинки. Регулярно проверяйте зрение малыша у специалистов.

Чувства. Одними из первых схем, которые строит мозг, являются схемы, управляющие эмоциями. Первые две эмоции противоположны: ощущение покоя и расслабленности и ощущение стресса и напряжения. Начиная примерно с двухмесячного возраста, они начинают развиваться в более сложные чувства. Эмоции развиваются слоями, каждый из которых сложнее предыдущего. Стрессовая реакция развивается сразу же, с рождения до 3 лет; эмпатия и зависть начинают развиваться со второго года жизни и примерно до 10 лет.

Обеспечьте любовь и заботу, которые дадут мозгу ребёнка правильную эмоциональную стимуляцию. Пренебрежение ребёнком может вызвать мозговые волны, которые приглушают ощущение счастья. Жестокое обращение может вызывать тревогу, чрезмерный стресс и фактически повредить развивающийся мозг.

Язык. Языковые навыки наиболее остро проявляются в раннем возрасте, и развиваются на протяжении всей жизни. Перед рождением ребёнок учит мелодию голоса своей матери. В течение первых шести лет его мозг настраивает схему, необходимую для понимания и воспроизведения сложного языка. Шестимесячный ребёнок может распознать гласные звуки, которые являются основными составляющими речи. Распознавание речи начинается с рождения и продолжается до 6 или 7 лет; словарный запас начинает увеличиваться на втором году жизни и продолжает увеличиваться в течение жизни.

Младенцы рождаются с интересом к человеческим голосам и склонностью к лепетанию. Разговор с ребёнком, особенно в стиле высокочастотной речи, известном как родительский, ускоряет процесс выучивания новых слов и помогает младенцам соединить предметы со словами.

Движения. Развитие моторики начинается с более крупных мышц (шея, руки и ноги) и переходит к более мелким мышцам (пальцы рук и пальцы ног). Базовые двигательные навыки начинают развиваться вскоре после рождения; мелкая моторика начинает развиваться во второй половине первого года. Музыкальная аппликатура раскрывается примерно в 5 лет. При рождении движения младенцев резкие и неконтролируемые. В течение следующих четырёх лет мозг будет совершенствовать схемы, необходимые, чтобы дотянуться до предмета, для захвата, сидения, ползания, ходьбы, бега и прыжков.

Предоставьте детям свободу исследования в безопасных пределах. Способность дотягиваться до предметов помогает мозгу развивать зрительно-моторную координацию и помогает мышцам усвоить шаблоны действий. Как только ребёнок будет готов к ним, такие занятия, как рисование и игра на скрипке или фортепиано, помогут развить мелкую моторику.

Как стресс влияет на развитие детского мозга

Переживания ребёнка — как положительные, так и негативные — оказывают влияние на соединения и связи в мозге и нервной системе. Тёплые отношения между ребёнком и заботящимися о нём взрослыми активно стимулируют его мозг, вызывая тем самым рост синапсов и укрепление существующих связей.

Если ребёнок часто или в течение длительного времени испытывает такие проблемы, как жестокое обращение, пренебрежение или нищета без поддержки взрослых, то развитие может замедлиться. Стрессовые ситуации переносятся легче, если присутствуют взрослые, способные поддержать ребёнка и помочь ему снизить уровень стресса. Примерами такого стресса могут служить потеря близкого человека, болезнь, травма или нищета в случае, когда ребёнку помогает адаптироваться заботящийся о нём взрослый.

Некоторые стрессовые ситуации считаются положительным, например, когда наблюдается незначительная доля страха, печали или повседневных проблем. В случае положительного стресса система может вернуться в спокойное состояние за относительно короткий период времени.

Когда дети сталкиваются с физическим или эмоциональным стрессом или травмой, высвобождается гормон стресса кортизол, мозг посылает сигнал из гипоталамуса в кору надпочечников, железу, расположенную над почкой. Высокий уровень кортизола может привести к гибели клеток мозга и ослаблению связей между клетками в определённых областях мозга, нанося вред жизненно важным цепям мозга.

Другими словами, проводка в доме может быть серьёзно повреждена или неправильно подключена, если ребёнок подвергается многократному и длительному стрессу без помощи со стороны заботящегося о нём взрослого. Малыши, имеющие устойчивую положительную эмоциональную связь с теми, кто заботится о них, демонстрируют более низкий уровень кортизола в мозге.

Как мы можем поддержать развитие малышей

Исследования в области развития мозга в раннем детстве и готовности к школе предлагают следующие рекомендации по уходу за детьми младшего возраста.

Обеспечение здоровья, безопасности и хорошего питания. Регулярный дородовой уход; кормление грудью, если это возможно; регулярное обследование и своевременная вакцинация ребёнка; обеспечение безопасности в местах, где дети играют; использование автокресла, когда ребёнок путешествует в автомобиле.

Создание тёплых, заботливых отношений с детьми. Покажите детям, что они вам глубоко не безразличны. Выражайте радость от того, кто они есть. Помогите им чувствовать себя в безопасности.

Отвечайте на потребности развития ребёнка. Как в теннисном матче, то, как вы реагируете на сигналы и подсказки ребёнка, имеет большое значение в процессе познания. Обращайте внимание на его ритмы и настроение, даже в первые дни и недели жизни. Реагируйте на детей, когда они расстроены, а также когда они счастливы. Старайтесь понять их чувства, сигналы, выражаемые словами или действиями, их попытки что-либо сделать. Держите их на руках и прикасайтесь к ним; играйте, следуя за ними. Включайтесь в игру, когда дети этого хотят, и отходите, когда кажется, что стимуляции достаточно.

Осознайте, что каждый ребёнок уникален. Имейте в виду, что с самого рождения дети обладают разным темпераментом, они растут в собственном темпе, и этот темп варьируется от ребёнка к ребёнку. В то же время, верьте в то, что каждый ребёнок обладает силой и способен добиться успеха.

Говорите, читайте и пойте детям — окружите их языком. Постоянно говорите о том, что вы делаете и что делают другие. Пойте им, слушайте вместе музыку, рассказывайте истории и читайте книги. Просите угадать, каким будет продолжение рассказа, играйте в игры со словами, задавайте детям открытые вопросы: «Что ты думаешь о ..?». Попросите детей представить себе события, которые произошли в прошлом или могут произойти в будущем. Обеспечьте их материалами для чтения и письма, включая мелки и бумагу, книги, журналы и игрушки. Это ключевой опыт для последующего обучения чтению.

Поощряйте безопасные исследования и игры. Дайте детям возможность передвигаться, исследовать и играть; будьте готовы вмешаться в случае, если они могут причинить вред себе или окружающим.

Помогите детям разобраться в отношениях. Позаботьтесь о том, чтобы дети проводили время с другими детьми как своего возраста, так и других возрастов, и оказывайте поддержку в разрешении неизбежно возникающих конфликтов.

Придерживайтесь дисциплины в процессе обучения. Поговорите с детьми о том, какие чувства они могут испытывать, и научите словам, способным описать эти чувства. Скажите, что вы их любите, даже несмотря на то, что вам может не нравиться их поведение. Объясните правила и последствия тех или иных действий, чтобы дети могли понимать смысл вашей просьбы. Говорите им о том, как бы вы хотели, чтоб они себя вели, а не только о том, что вам не нравится в их поведении. Отметьте, как их поведение влияет на окружающих.

Установите распорядок дня. Соблюдайте распорядок дня и ритуалы во время особых моментов, например, во время еды, дневного и вечернего сна. Постарайтесь быть предсказуемыми, чтобы дети знали, что могут положиться на вас.

Заботьтесь о детях и принимайте участие в дошкольном образовании. Поддерживайте постоянный контакт с воспитателями или учителями ваших детей, чтобы быть в курсе, чем они занимаются. Иногда, особенно во время переходных периодов, будьте рядом с детьми, когда за ними присматривают другие взрослые. Отношения, основанные на заботе, которые формируются вне дома, входят в число самых важных для детей.

Берегите себя. Вы сможете обеспечить наилучший уход за маленькими детьми только в том случае, если о вас тоже заботятся. Научитесь справляться со стрессом, чтобы ребёнок мог рассчитывать на вашу помощь в подобных ситуациях. Благополучие ребёнка зависит от вашего здоровья и хорошего самочувствия.

Подготовлено: Джудит Грэм, специалист по вопросам развития человека, Университет Мэн, программа Cooperative Extension
Редакция: Лесли А. Форстадт, доктор философии, специалист по вопросам развития ребёнка и семьи, Университет штата Мэн, программа Cooperative Extension

Источник: The University of Maine

Перевод Светланы Соловьёвой

Ещё статьи о важном развитии детей до 3 лет:

Что и как читать ребёнку до 3 лет

Игрушки до 3 лет: как отобрать только полезные и научить ребёнка играть с ними самому

7 признаков, по которым легко увидеть благоприятные возможности для развития ребёнка

Источник