Повышенная тревожность у ребенка 1 год

Повышенная тревожность у ребенка 1 год thumbnail

24.01.2020

4

Тревожный ребенок

В первые годы жизни дети находятся в постоянном потоке неизвестной информации. Ежедневно малыши встречают непонятные слова, сталкиваются с новыми явлениями и людьми. И не все легко переживают этот этап, у некоторых детей появляется повышенная тревожность. Давайте разберемся, как родители способны помочь ребенку преодолеть страхи и беспокойство.

Тревожный ребенок

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем.

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.

Виды тревожности у детей

Сепарационная тревога

Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

Социальная тревожность у детей

Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша.

Тревожно-фобическое расстройство

Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств.

Причины возникновения тревожности у ребенка

На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание.

Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее.

При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности.

Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью.

Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.

Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

  • Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша – покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией. При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
  • Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол. Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
  • Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным.
  • Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение.
  • С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
  • Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми». Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее. Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж. Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
  • Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты.

Когда нужна помощь психолога

1. Если у ребенка есть экстремальные сложности с коммуникацией – он ни с кем не может общаться.

2. У малыша трудности с выполнением бытовых задач. Например, он боится подходить к окну и никогда не зайдет в комнату с открытыми окнами. При этом ситуация повторяется в любых местах.

3. У ребенка бывают панические атаки или есть какие-то фобии. В этом случае специалист сделает точную диагностику и назначит лечение.

Что не нужно делать

Не «раздувайте» эмоции

Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак – правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним.

Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо

Спросите:

«Что случилось?»

«Как ты себя чувствуешь?»

«Какие звуки ты услышал?»

«Что ты увидел?»

Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.

Избегайте долгого ожидания «ужаса»

Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня.

Не прибегайте ко лжи

Ребенок легко поймет, что вы говорите неправду, будет думать, что вы не знаете, как справиться со страхом.

Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить

Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно».

Читайте также:  Проведение день рождения ребенка 1 год

В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?

Повышенная тревожность у ребенка 1 год

Понравиласть статья? Оцените:

Источник

Если ребенок постоянно без настроения, чего-то боится, плохо спит и часто плачет – налицо все признаки повышенной тревожности. Рассмотрим причины этого состояния и факторы, которые его провоцируют, а также дадим советы, как справиться с детскими тревогами.

Что такое тревожность

В последние годы количество детей, страдающих теми или иными формами тревожных расстройств, увеличилось. Это связано со многими факторами: напряженная обстановка в семьях, погруженность в мир интернета и гаджетов и т. д.

Но по большей части тревожность у детей возникает из-за неудовлетворения их возрастных потребностей. Малыши нуждаются в ощущении безопасности и постоянном присутствии мамы. Дети дошкольного возраста проявляют повышенную тревожность в незнакомой обстановке или боятся темноты. Подросткам нужно доверие и уважение, признание их права на собственное мнение и свободу выбора.

Тревожность в психологической литературе

Данное состояние описано во многих работах именитых психологов. Так, З. Фрейд выделял три формы тревожности:

  • Реальный страх – ощущение опасности, которую несет в себе какое-либо событие или явление.
  • Невротическая тревожность – боязнь чего-то неизвестного, иррациональный страх.
  • Моральная тревожность – порождение собственного эго, то есть муки совести, чувство вины и пр.

А. Адлер считал причиной повышенной тревожности чувство собственной неполноценности. А вот А. Прихожан объясняла это состояние наличием эмоционального дискомфорта от реальной или мнимой проблемы.

Хотите понять все истинные потребности ребёнка, чтобы помочь ему развиваться без стресса? Тогда регистрируйтесь – на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва “Что обязан знать каждый родитель”.

Формы повышенной тревожности

Существует две формы детской тревожности:

  1. Открытая. Ребенок сознательно переживает определенные эмоции и демонстрирует их своим поведением.
  2. Скрытая. Когда ребенок сам не осознает, что испытывает беспокойство. Это может проявляться в чрезмерном спокойствии, апатичности или даже отрицании любого дискомфорта.

Второй вид тревожности встречается гораздо реже, основным его симптомом считают так называемое «неадекватное спокойствие». Ребенок настолько сильно переживает, что тщательно скрывает это, демонстрирует полное спокойствие и отрешенность от ситуации.

Как понять, что у ребенка повышенная тревожность

В помощь родителям – небольшой тест для самодиагностики. Прочитайте эти утверждения и подумайте, насколько они характерны вашему ребенку. Обратите внимание и на степень выраженности каждого пункта. Единичные проявления ни о чем не говорят, а вот регулярные случаи, да еще и с тенденцией к усугублению, указывают на проблему.

Итак, повышенная тревожность присутствует, если ребенок:

  • боится всего нового, неизвестного;
  • напряжен, скован, остро реагирует на любую неприятную мелочь;
  • не уверен в себе;
  • быстро устает;
  • рассеянный, совершает бессмысленные действия;
  • склонен к негативизму, видит в людях и событиях только плохое;
  • пассивен, апатичен, его трудно чем-то увлечь;
  • плохо реагирует на критику;
  • испытывает чувство вины даже в тех случаях, когда объективно не виноват;
  • критикует других людей за малейшую оплошность;
  • жалуется на плохие мысли, страшные сны;
  • плохо спит, засыпает с трудом;
  • часто плачет;
  • не может переносить ожидание (например, в очереди);
  • избегает любых трудностей

Источники и причины тревожности

Бороться нужно не только с проявлениями тревожности у детей, но и с причинами ее возникновения. Даже правильно подобранная и своевременная психотерапия не принесет результата, если ребенок будет каждый раз находиться под влиянием стрессовых факторов. Выбраться из этого состояния не получится, пока не будут устранены источники тревожности.

Семья

– В неблагополучных семьях дети тревожны и агрессивны, у них низкая самооценка и при этом огромное желание доказать миру, что они лучше других.

– Несоответствие ребенка устремлениям и планам его родителей. Фразы «Как же ты меня разочаровала!» или «В нашей семье все с высшим образованием, а ты ни на что не годен» очень бьют по самооценке ребенка, вызывают у него страх несоответствия семейным традициям.

– Тревожность родителей заражает и детей. Если мама бурно реагирует на любой проступок, всего боится и пугает ребенка страшными последствиями, он станет мыслить так же.

– Строгое воспитание, негибкость, гиперопека формируют у ребенка ощущение, что от него ничего не зависит. Все, что ему остается, быть куклой властных родителей. Это вызывает беспокойство и внутренний протест, а с ними и тревожность.

Также читайте: Можно ли кричать на ребёнка

Школа

– Плохая успеваемость подобна снежному кому. Получив очередной раз низкую оценку, ребенок убеждается, что он не способен хорошо учиться. Это снижает мотивацию: «Я учусь плохо, ну и ладно – не всем же быть умными». Но если при этом ребенок имеет амбиции, у него возникает тревожность на почве несоответствия результатов учебы своим устремлениям.

– Ругая ребенка за плохие оценки, родители нивелируют ценность знаний. Меняется сама цель образования. Оно становится лишь инструментом получения родительского одобрения и причиной тревожности, если оценки не такие высокие, как хотелось бы.

Друзья

– Одни дети общаются со сверстниками ради удовольствия. Другие же – в угоду собственным страхам и комплексам. Боязнь быть отвергнутым некой социальной группой заставляет впадать в зависимость от друзей, их мнения.

– Тревожный ребенок может и сам отвергать группу детей. Ему кажется, что там его обидят, не поймут, поэтому избегает любого общения, неуютно чувствует себя в коллективе.

Узнайте как правильно оградить ребёнком от негативного влияния со стороны – на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва “Что обязан знать каждый родитель”.

Прямо сейчас жмите на кнопку “Зарегистрироваться” и получите подарок.

Повышенная тревожность у ребенка 1 год

Бесплатный онлайн интенсив

от 0

до 11 лет

ТРИ ДНЯ

КОТОРЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВЕРНУТ ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Зарегистрироваться

13 рекомендаций психолога родителям тревожных детей

Австрийский психиатр В. Франкл писал: «Значимы не наши страхи и не наша тревога, а то, как мы к ним относимся». Если вы возводите детскую тревожность в ранг вселенской катастрофы, будьте уверены: это таки станет катастрофой. Создавая вокруг данной проблемы нездоровый эмоциональный накал, вы делаете лишь хуже.

Но это не значит, что надо игнорировать тревожность ребенка. Тактика ваших действий должна быть такой:

  • Установить сам факт наличия повышенной тревожности.
  • Найти и устранить ее причину и источник.
  • Вспомнить о принципах адекватного родительства, которые помогут выстроить с ребенком здоровые отношения.
Читайте также:  Ребенок часто спит 1 год 8 месяцев

Для помощи с третьим пунктом мы подготовили 13 советов. Сохраните и перечитывайте их, чтобы вовремя скорректировать свои ошибки в воспитании.

  1. Признавайте право ребенка испытывать любые эмоции, включая страх, беспокойство и тревогу.
  2. Будьте в курсе его жизни. Интересуйтесь, как прошел день, говорите с учителями, общайтесь с родителями друзей ребенка. Вы должны иметь представление, чем он живет и как себя ведет.
  3. Научите ребенка говорить о своих страхах. Он не должен стесняться просить помощи у родителей, чтобы справиться с эмоциями и найти выход из сложившейся ситуации.
  4. Напоминайте, что любая проблема приносит не только беспокойство, но и опыт. И умение извлекать полезный опыт даже из самых неприятных событий дорогого стоит.
  5. Будьте готовы выслушать ребенка. Не отмахивайтесь от его переживаний, не замалчивайте и не преуменьшайте важность случившегося с ним. Сначала разберитесь и только потом выносите вердикт – забыть об этом или что-то предпринять.
  6. Выражайте понимание тревог ребенка, приводите аналогичные примеры из своей жизни, рассказывайте, как сами справлялись с подобными эмоциями.
  7. Помогайте не только словом, но и действиями. Если ребенок смущается в незнакомой обстановке – держите его за руку. Не может найти друзей – познакомьте его с детьми ваших подруг. Боится плавать – отведите в бассейн с инструктором и т. д.
  8. Преодолевайте трудности и решайте жизненные задачи вместе с ребенком, а не вместо него. Будьте советчиком и поддержкой, но не берите на себя слишком много. Ваша задача – придать ему уверенности в себе и сил для борьбы со страхами.
  9. Если ребенок не хочет говорить о своих тревогах открыто, поищите способы его разговорить. Например, через ролевую игру в куклы, написание сочинения и пр.
  10. Любые важные новости и масштабные планы подавайте постепенно. Готовьте ребенка к этому, спрашивайте его мнение. Если произошло что-то непредвиденное, постарайтесь не рассказывать сразу. Как минимум сначала поговорите на эту тему.
  11. Не ругайте детей за плохую успеваемость, а мотивируйте получать знания.
  12. Заряжайте ребенка оптимистическим настроем, учите легкому отношению к жизни. Не утрируйте собственные переживания, не разыгрывайте драматических сцен на его глазах. Сохраняйте моральную стойкость в сложных ситуациях. Это лучший пример, который вы можете подать.
  13. Обнимайте, целуйте ребенка, говорите, как вы его любите, как цените и уважаете. Поддерживайте его ощущение комфорта и безопасности рядом с вами.

Как быстро снять тревожность у ребенка

Бывает, что нужно победить тревожность здесь и сейчас. Например, собраться перед выступлением или настроиться на поход к врачу. Используйте для этого методику французского педагога М. Борба. Это простые упражнения для быстрого снятия стресса.

Выполняйте их в комплексе или по отдельности:

  • Придумайте фразу, которая повышает уверенность в себе в стрессовой ситуации. К примеру: «Это скоро закончится», «Я справлюсь», «Я в безопасности» или «Мама рядом».
  • Делайте дыхательные упражнения: глубокий вдох через нос, быстрый выдох ртом. Научите ребенка дышать попеременно то грудью, то животом. Используйте лифтовое дыхание: после нескольких глубоких вдохов и выдохов нужно закрыть глаза и представить, что вы в лифте, который едет вниз. В это время задержите дыхание. Как только лифт приехал, можно открыть глаза, вдохнуть и почувствовать, что напряжение снизилось.
  • Научите ребенка определять, где находится его стресс. Обычно это шея, голова, нижняя челюсть. Пусть несколько раз напряжет мышцы этого участка тела, а потом расслабит.
  • Визуализируйте комфортное место, в котором ребенку хорошо и спокойно. Например, в кресле у стоматолога пусть представляет, что он на солнечном пляже, купается и загорает. Уход мыслями в другое место позволит отвлечься от реальности и спокойнее перенести процедуру.

*****

В некоторых случаях для борьбы с детской тревожностью не обойтись без психотерапии и медикаментозного лечения. Не пугайтесь этого, а окажите поддержку. Помните: возврат к нормальной жизни – без страхов и тревог – процесс непростой. Но наградой за эти усилия станут счастливое детство и психологический комфорт вашего ребенка. Удачи!

Источник

Все дети время от времени испытывают беспокойство и страх. Будь то монстр в шкафу, контрольная в школе или выступление со сцены, у детей есть ситуации, которые заставляют их волноваться также, как и взрослых. А то и сильнее: взрослые все же получше справляются с тревожностью – у них больше опыта и меньше веры в монстров под кроватью.

Но иногда тревога у детей переходит грань от обычных повседневных забот к расстройству, которое мешает им делать то, что нужно. Это может даже помешать наслаждаться детством так, как пишут в книжках.

Как понять, стало ли беспокойство ребенка чем-то большим, чем просто мимолетная тревога и страх? Рассказываем про основные маркеры проблемных ситуаций и что с этим делать.

Симптомы повышенной тревожности у детей

Для начала задайте себе несколько вопросов, которые помогут понять, что это – временный страх или что-то более серьезное.

  • Выражает ли ребенок беспокойство или проявляет беспокойство в течение нескольких недель, причем «плохих» дней больше?
  • У него проблемы со сном по ночам? Если вы не уверены (ребенок может не рассказывать), можно заметить, что он кажется необычно сонным или усталым в течение дня.
  • У него появились проблемы с концентрацией внимания?
  • Кажется ли он необычайно раздражительным или его легко расстроить?

Признаки, которые нужно при подозрении на повышенную тревожность, таковы:

  • ребенку трудно сосредоточиться;
  • он плохо спит или просыпается ночами от кошмаров;
  • неправильно питается;
  • быстро становится злым или раздражительным, а также выходит из-под контроля во время вспышек гнева;
  • постоянно высказывает тревожные или негативные мысли;
  • у него есть чувство напряжения и нервозности. Оно может выражаться также в головной боли, боли в животе, плохом самочувствии, частых походах в туалет, недержании мочи, каломазании;
  • много плачет, «глаза на мокром месте», становится «прилипчивым», не хочет отпускать от себя родителей.

Почему одни дети тревожны, а другие нет?

В развитии тревожных расстройств выделяют четыре основные причины – половина из них физиологическая, вторая половина – социально-психологическая. Причины, которые «работают» на уровне тела, важнее, так что не стоит сразу винить себя (или тех, у кого ребенок боится буквально всего) в неправильном воспитании.

Читайте также:  Ротавирус диета для ребенка 1 год

Основные причины повышенной тревожности:

  • Генетика. Ребенок, у которого есть член семьи с тревожным расстройством, скорее всего, тоже будет отличаться тревожностью. Дети могут унаследовать гены, которые делают их склонными к беспокойству.
  • Химия мозга. Гены помогают направлять работу химических веществ мозга, нейротрансмиттеров. Если определенные химические вещества мозга находятся в дефиците, это может вызвать беспокойство. Это можно корректировать при помощи препаратов.

Генетические нарушения могут работать и наоборот. Науке известны «дети-киборги»: они не чувствуют боли, страха, голода, совсем не хотят спать.

  • Жизненная ситуация. То, что происходит в жизни ребенка, может быть серьезным стрессом. Потери, тяжелая болезнь, смерть близкого человека, переезды, жестокое обращение могут приводить детей к беспокойству.
  • Усвоенное поведение. Человек, выросший в семье, где другие боятся или беспокоятся, также может невольно «научить» ребенка всего опасаться.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройствами аутистического спектра чаще возникают проблемы с тревожностью.

Типы тревожных расстройств у детей

Существует несколько различных типов тревожных расстройств, которые могут повлиять на детей.

  • Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)

Дети с ГТР чрезмерно беспокоятся сразу о многих вещах: школе, собственной безопасности и здоровье, здоровье родных и друзей, деньгах и отношениях в своей семьи.

Дети могут бояться таких ситуаций, которые сложно заподозрить в негативных последствиях. Тревогу могут вызывать мысли о переменках в школе, обедах, праздновании Дня рождения, прогулках, а также о войне где-то далеко, погоде на завтра, будущей свадьбе…

Список можно продолжать и продолжать, и в их фантазиях случается всегда самое ужасное, что только можно представить. Кто-то держит все в себе, кто-то делится страхами – но уговоры взрослых не помогают избавиться от тревоги.

ГТР может вызывать физические симптомы расстройства – часто головную боль и боль в животе. Это расстройство также нередко приводит к самоизоляции: так легче переносить груз тревог.

  • Паническое расстройство

Паническая атака – это внезапный, интенсивный приступ тревоги без видимой внешней причины. Сердце колотится, начинается одышка, дрожь, головокружение.

Если таких эпизодов было больше двух, и человек боится, что они могут повториться – это называется паническим расстройством.

  • Сепарационная тревога

У всех детей есть определенный уровень тревожности по поводу разлуки с близкими. Это нормальная фаза развития у грудничков и малышей. Даже более старшие дети могут иногда «прилипать» к родителям, особенно в новых условиях.

Но дети старшего возраста, которые необычайно расстраиваются, когда покидают родителя или кого-то еще из близких, у которых возникают проблемы с самоуспокоением после прощания, или которые очень тоскуют по дому и расстраиваются, когда находятся вдали от дома в школе, лагере или даже на вечеринках, могут иметь тревожное расстройство, вызванное разлукой – сепарационную тревогу. И это такой же официальный диагноз, как ГТР и паническое расстройство.

  • Социальная фобия

Ребенок с социофобией испытывает сильную тревогу и застенчивость в обычных повседневных ситуациях в присутствии других людей. Это больше, чем просто застенчивость.

Социально тревожный ребенок боится, что он поставит себя в неловкое положение, разговаривая с одноклассниками, отвечая на вопросы в школе или выполняя другие обычные действия, связанные с взаимодействием с другими людьми.

Этот страх может удерживать ребенка от ответов на уроках и участия в различных мероприятиях. Некоторые дети могут даже обнаружить, что они вообще не могут говорить в некоторых ситуациях – это селективный мутизм, при котором ребенок общается дома с родными, но не может вымолвить ни слова в присутствии других людей.

  • Специфические фобии

Это нормально для раннего возраста – бояться темноты, монстров, больших животных или громких звуков, например, грома или салютов. В большинстве случаев, когда дети испытывают страх, взрослые могут помочь им снова почувствовать себя в безопасности и спокойствии.

Но фобия – это более сильный, даже экстремально выраженный и длительный страх перед чем-то определенным.

При определенной фобии дети могут испытывать крайний страх перед такими вещами, как животные, пауки, иглы или выстрелы, кровь, рвота, гроза, люди в костюмах, трещины на асфальте, темнота. Список вариантов фобий огромен (и у взрослых они тоже есть).

Как помочь ребенку?

Прежде всего, важно поговорить с ребенком о его тревоге или беспокойстве.

  • Если ребенок расстроен и встревожен, сохраняйте спокойствие, когда вы обсуждаете эти ситуации.
  • Не наказывайте ребенка за ошибки, страхи, нежелание спать в темной комнате, выходить из дома и прочие проявления тревожности – наказания тут точно не помогут.
  • «Ловите» его на том, что он делает хорошо: хвалите даже за небольшие достижения и будьте конкретны: отлично моет посуду, ровно нарезал хлеб, исправил отметку, закончил проект, убрал носки.
  • Планируйте. Если беспокойство ребенка мешает вовремя выходить по утрам в школу или в сад, выделяйте дополнительное время на «переход» из одного здания и социальной роли в другую.
  • Аккуратно сообщите воспитателю, учителю, тренеру, что происходит.
  • Прежде всего, будьте готовы слушать, если ребенок захочет поговорить о своей тревоге. Дети с тревожными расстройствами часто пытаются скрыть свои страхи, потому что они думают, что взрослые ничего не поймут.

Когда надо обратиться за профессиональной помощью?

Без ребенка можно идти к психологу (например, в школе или в детском саду, но лучше обратиться к клиническому психологу) сразу же. Это первый этап, который, возможно, поможет понять, идет ли речь о тревожном расстройстве или преходящей реакции на какую-то ситуацию.

Но если все становится хуже, семейная поддержка не работает – нужен врач. С тревожными расстройствами работают врачи-психотерапевты. Можно начать с консультации педиатра.

Наиболее высокая эффективность в работе с такими нарушениями у детей и взрослых – у когнитивно-поведенческой терапии, порой требуется медикаментозная поддержка, чтобы снять симптомы острой стадии.

Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник