Поверь в свое дитя всестороннее развитие ребенка

Поверь в свое дитя всестороннее развитие ребенка thumbnail

 Автор книги «Поверь в своё дитя» Сесиль Лупанин считает: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители. «Нужно помнить, что дети любят больше всего учиться, даже больше, чем есть конфеты; но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «недокормлен» и встал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему постоянно хотелось «ещё». Вот несколько рекомендаций по развитию речи:

Объясняйте ребёнку всё, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п.

Рассказывайте короткие истории. Придумайте, например, историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него – в зависимости от его настроения; наконец, о самом ребёнке, который сейчас отправится в страну снов, и т.д.

 Разговаривайте с ребёнком, пользуйтесь и детской речью, и взрослой (точной и чёткой) – по вашему желанию. Детям необходимо оба типа речи.

 В детской речи часто появляются словечки, которые надолго остаются в семейном словаре. Если вы ввели какое-то искажённое детское слово в домашнюю речь, то, употребляя его, надо дать понять, что оно произносится неправильно (можно подмигнуть). И при этом следует спросить ребёнка: «А по-настоящему как нужно сказать?» Ребёнок будет счастлив ответить вам верно. Кроме того, это послужит стимулом для придумывания различных игр со словами, что само по себе является прекрасной тренировкой ума.

 Детей обязательно надо знакомить с устным народным творчеством (песенками, потешками, считалками, скороговорками и т.д.). Это не только вводит их в страну поэзии, но и прекрасно развивает память, речь, расширяют кругозор, формируют отношения к окружающему миру. Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты следует напевать малышу с самого рождения: «Котя-котенька, коток», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» и т.п.

 Для развития речи ребёнка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Не читайте монотонно! Объясняйте новые слова. Закончив книжку, перечитайте её ещё раз.

 Педагог и психолог Б. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок. По его мнению, «детям для снятия тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребёнка чего-то важного, так как из её подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т. п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства».

 Расширение словарного запаса ребёнка должно стать повседневной задачей. Следите за своей речью, избегайте жаргонных, вульгарных слов, выражайте свои мысли чётко и ясно.

 Для расширения словарного запаса можно использовать некоторые упражнения. Например, вы хотите познакомить ребёнка с названием тех звуков, которые издают животные, птицы, насекомые. Некоторые слова ему знакомы по сказкам, потешкам, песенкам, а некоторые встречаются очень редко. Заранее составьте перечень этих слов, разучивайте их с ребёнком и затем используйте их в играх, которые помогут ребёнку запомнить эти слова.

 Десять правил воспитания ребенка

 Эти правила взяты из книги: Кэрпару Эмил, Кэрпару Герта. Мать и дитя.

 Правила были приняты в Международный год ребенка. Они содержат педагогические наставления Песталоцци, Фребеля, Черни, учитывают и современный практический опыт.

  •  Люби своего ребенка!

 То есть радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй его, не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию, не отказывай ему в твоем доверии, дай ему повод любить тебя.

  •  Охраняй своего ребенка!

 То есть защищай его от физических и душевных опасностей, даже – если потребуется – жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью.

  •  Будь добрым примером для своего ребенка!

 Привей ему уважение к традиционным ценностям, сам живи сообразно с ними, относись к ребенку с чувством ответственности. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживаются тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями. Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония. Нарушение родителями супружеской верности, завистливость, обогащение бесчестными средствами, достижение той или иной выгоды для ребенка с помощью беспринципных связей и т. п. – все это составляет такой «образец», который весьма отрицательно отразиться на моральном облике завтрашнего гражданина страны.

  •  Играй со своим ребенком!

 То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится, игры его принимай всерьез, освойся с миром его представлений.

  •  Трудись со своим ребенком!

 Помогай своему ребенку, когда он пытается принять участие в работе (в доме, в саду или огороде). Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству и для хозяйства. В часы досуга и во время каникул он должен принимать участие в организованных школой видах деятельности.

  •  Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!

 Ребенок признает только такой опыт, который он пережил самолично. Твоя собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко становится социальным инвалидом.

  •  Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!

 Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности, соответственно дарованиям и особенностям каждого. Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье, в коллективе… и вообще в обществе (придерживаться закона и соблюдать правила общежития).

  •  Приучай ребенка быть послушным!

 Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. Ребенка следует вознаграждать за соблюдение установленных правил!

  •  Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!

 Ребенку требуется длительное время, пока он научится ориентироваться в этом столь сложном мире. Помогай ему, сколько сможешь, и требуй от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего созревания.

  •  Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!

 Ребенок «питается», так же как и взрослый, переживаниями, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром.

Источник

Содержание:

  • Дорогой русский читатель! 1

  • Предисловие к русскому изданию 1

  • Предисловие 1

  • Часть I. ЖИЗНЬ В СЕМЬЕ – САМОЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ 2

  • Часть II Практическое руководство 25

Cесиль Лупан
Поверь в своё дитя

Моим родителям и детям –

Тому, без кого не было бы этой книги, так как не было бы любви, поддержки и ребенка

Дорогой русский читатель!

Могла ли я предположить в 1982 г., когда впервые испытала радость от приобщения маленького ребенка к миру знаний, что мою книгу будет читать не только Франция, но и Россия. Россия, с которой связана судьба трех поколений женщин моей семьи! Россия, которая всегда оставалась для меня символом поэтичности и романтики! Теперь Россия проявляет интерес к моему небольшому эксперименту, единственная цель которого создать условия для раннего развития детей, “подставив им наши плечи”. Я от всего сердца надеюсь, что те родители, которые смотрят на своего ребенка так же, как я, смогут найти в этой книге источник вдохновения.

Удачи вам!

Сесиль Лупан

Предисловие к русскому изданию

Проблемы ускоренного развития и обучения детей в раннем возрасте для нашего читателя не новы. Конечно же, у многих сейчас же мелькнет мысль: “Ну да, это же, как у Никитиных!”. Что ж, они, пожалуй, правы. Б.П. и Л.А. Никитины известны как пионеры этого дела в России. Те, кто интересуется вопросами воспитания маленьких детей, знают их книги, а может быть, и сами бывали в их семье, что-то переняли для себя, с чем-то не согласились, что-то с негодованием отвергли…

А как относятся к раннему развитию детей в других странах, занимается ли кто-нибудь разработкой научных методов такого подхода к детям? Оказывается, занимается и очень серьезно. Тому пример – книга Сесили Лупан, человека, с головой ушедшего в проблемы воспитания и обучения детей.

Книга эта, безусловно, вызовет интерес, ведь у нас фактически, кроме тех же Никитиных и их немногих последователей, никто не писал о специфических условиях и возможностях развития детей в семье, а не в детских садах.

Основная мысль автора: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только их родители. Для малышей они самые лучшие педагоги. С.Лупан не слепо копирует методики американского ученого Глена Домана – руководителя Филадельфийского Института ускоренного развития ребенка, она творчески относится к его рекомендациям, старается добиться успеха там, где сначала ее постигла неудача. В то же время автор неуклонно следует его основным советам: нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, “даже больше, чем есть конфеты”; но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был “недокормлен” и вставал из-за “стола знаний” с ощущением постоянного “голода”, чтобы ему все время хотелось “еще”.

В ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Именно поэтому в книге постоянно повторяются рекомендации – не форсировать события и заканчивать любой урок с малышом тем упражнением, тем элементом, которые ему хорошо удаются.

Книга С.Лупан построена на французском материале: реалиях французской истории, европейского искусства, французской литературы и языка. Поэтому при переводе возникла необходимость заменить некоторые приводимые автором примеры – так, вместо басен Лафонтена в русском издании рассматриваются басни И.А. Крылова; вместо стихотворений французских поэтов, которые, по мнению С.Лупан, должны помочь детям постичь смысл тех или иных “вечных” проблем (любовь, смерть и т. д.), в ряде случаев используются другие, более понятные ребенку, с нашей точки зрения, поэтические строки. Грамматические формы французского языка, на которые опирается автор при объяснении малышу основ морфологии и синтаксиса, заменены соответствующими формами русского языка. Тексты считалок и песенок также претерпели изменения.

Кроме того, материалы по истории и географии Франции, а также по истории живописи приводятся в сокращенном виде в качестве примера, следуя которому русский читатель может строить свои занятия.

Иногда при чтении книги может показаться, что автор часто повторяется, иногда даже противоречит сам себе или уж слишком подробно рассматривает некоторые, по нашему мнению, элементарные проблемы, мудрствует лукаво: вряд ли нужны специальные занятия, чтобы малыш понял, где у него ручка, где ножка, кто идет навстречу – кошка или собака… Но все это мелочи. Любой читатель, подготовленный или начинающий, найдет в этой книге массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.

Предисловие

Я впервые увидела Сесиль Браи-Лупан на радио Франс-Интер, куда мы с Жаком Праделем пригласили ее для участия в программе, посвященной проблемам воспитания детей.

Нашей темой была ранняя склонность ребенка к чтению. Сесиль Браи-Лупан относится к тем редким людям, которые сразу же почувствовали разницу между развитием врожденной “склонности” малыша к игре со словами и “обучением” его чтению. Обратите внимание, что я пишу развитие “склонности”, а не раннее “обучение” чтению. Слово “обучение” несет в себе идею труда, что несовместимо с маленьким ребенком, и вызывает как в Европе, так и за океаном вопль негодования с требованием “оставить малюткам их детство”. Проблема состоит в том, что сегодня мы, стремясь не перегружать младенцев школьными знаниями, впадаем в другую крайность, не удовлетворяя их раннюю любознательность.

Из-за этого маленькие дети очень скучают.

В нашем обществе больше всего скучают “todler”, как их называют американцы, то есть малыши в возрасте от полутора до трех лет.

Сверхпрочные, сверхсложные, суперстимулирующие разноцветные пластмассовые игрушки не вызывают у них интереса. Впрочем, будем справедливы:

эти игрушки развлекают их ровно три минуты. Коробка, в которую они упакованы, – четыре. Кастрюли в кухонном шкафу забавляют их более продолжительное время.

Но есть вещи, которые действительно живо интересуют малышей: они прекрасно умеют менять изображение на маленьком экране с помощью пульта дистанционного управления и не устают повторять “Алло” в трубку вашего телефона, нажимая на кнопки аппарата. Ни шлепки по рукам, ни роскошный телефон в виде розового Микки, подаренный в надежде, что он заменит настоящий, ничего не дают, и вас постоянно мучает забота, как обрести хотя бы две минуты спокойствия, не отказываясь от сложных, с таким трудом приобретенных приборов.

Единственное средство ненадолго успокоить ребенка – посмотреть с ним последний выпуск “Бабар”, объясняя при этом каждую картинку, или же включить его любимую передачу “Цифры и буквы”.

Очень многие маленькие дети обожают играть с написанными и произносимыми словами и, не подозревая об этом, приобретают зачаточное умение читать, к сожалению, так и не получающее развития, потому что никто не помогает им в их открытии. Что же можно требовать от ребенка, который вынужден все узнавать самостоятельно!? Выхватывая на экране то, что предназначено для взрослых, он подбирает по крохам все, что может…

Таков удел любознательности многих детей, которые умеют прочесть на банке слова “Кока-Кола” задолго до того, как учительница обучит их читать очень скучные тексты. Впрочем, весьма вероятно, что по достижении рокового срока обязательного обучения – шести лет – они утратят свой энтузиазм. Ведь жажда открытий, присущая детскому мозгу в определенное время, совпадает с легкостью усвоения, которая затем исчезает. Вот поэтому-то необходимо удовлетворять любознательность малыша в тот момент, когда она у него проявляется.

Именно эту задачу выполняет увлеченная мать Сесиль Браи-Лупан, воспитывая двух своих маленьких дочек. Мы познакомились с ними, когда им было – одной два, а другой три года. Забавляясь, они узнавали картины Ренуара и распевали про историю королей Франции. Вы правильно прочли, именно:

“забавляясь”!

Эта великодушная молодая женщина не побоялась обобщить в книге свой личный опыт, стремясь передать его другим родителям. Она прекрасно преуспела в этом, и многие из вас смогут раскрыть перед своими малышами обширный мир общения во всем его многообразии.

Я уверена, что преподаватели также не останутся равнодушными к этой книге, так как они уже начинают пересматривать слишком узкие возрастные границы, установленные чрезвычайно давно для перехода к подготовительному обучению.

Эдвиж Антье

Источник

Методика Сесиль Лупан представляет собой всестороннее естественное развитие ребенка с учетом его наклонностей, интересов и индивидуальности с помощью разнообразных средств познания окружающего мира. Взяв за основу методику Глена Домана, актриса упростила ее, добавив больше эмоционального, творческого развития и занимательности.

методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан

Первый год жизни

Период от рождения до года – один из самых значимых в жизни малыша. Методика Сесиль Лупан основана на том, что время, проводимое вместе с ребенком, должно быть насыщено эмоциями и событиями, поэтому уже с самого раннего возраста нужно проводить его с пользой.

Обучение должно быть игрой, которая прекращается до того, как малыш утомится. Лучшими учителями для крохи являются родители, поощряющие его любознательность.

Развиваем слух

В комнате, где находится ребенок, не должно быть ни постоянного шума, ни постоянной тишины: важно знакомить малыша со звуковыми контрастами. Поставленные поочередно ритмичные и медленные мелодии, повышение и понижение голоса при разговоре, демонстрация звуков, издаваемых различными предметами – все это способствует полноценному развитию слуха малыша.

Развиваем зрение

Безопасное детское зеркальце, разноцветные лоскутки ткани, картинки с черно-белыми узорами, карточки с крупными геометрическими фигурами – все это поможет малышу фокусировать взгляд.

Стимулируем осязание

Подбираем разные по фактуре ткани и поочередно вкладываем их в ручку малыша. Также можно сшить тканевые мешочки, наполнив их различным содержимым: крупой, горохом, пуговицами и т.д.

Физическое развитие

Массаж, плавание, динамическая гимнастика и физкультура – залог полноценного интеллектуального развития ребенка.

Следует часто выкладывать кроху на животик, помещая перед ним множество ярких погремушек, качать его на гимнастическом мяче. Стимулируя малыша к ходьбе, нужно ставить рядом с ним стулья для опоры, постепенно отдаляя их друг от друга.

После того, как ребенок научится ходить, Сесиль Лупан рекомендует отказаться от коляски, а гулять только пешком.

Развитие речи

С самого рождения необходимо разговаривать с крохой, следя за правильностью, четкостью и выразительностью собственной речи. Повторение звуков за малышом, проговаривание названий окружающих предметов и процессов позволяет установить диалог и прекрасно стимулирует развитие речи.

Чтение стихов и пение песенок будут способствовать развитию памяти. После двух лет малышу можно показывать коротенькие мультфильмы, комментируя происходящее на экране.

Учимся читать

Малыша до трех лет не стоит учить читать целенаправленно. Занятия должно быть интересными, с использованием красочных материалов, веселых песенок и забавных стишков. Сесиль Лупан предложила вариант карточек с буквами, облегчающих процесс их запоминания, где буква изображается крупно, а рисунок – тонкими красными линиями.

Учимся считать

Данный процесс должен быть наглядным: при любом удобном случае пересчитывайте предметы вместе с малышом, перекладывая их. С трехлетнего возраста ребенок уже в состоянии освоить математические действия, меры объема, длины и времени. Важно, чтобы малыш сперва освоил счет: в этом помогут карточки с изображением цифры и соответствующего количества предметов.

Изучаем иностранный язык

С полутора — двух лет малыша можно начинать знакомить с иностранным языком. Произношение названий предметов, игрушек, процессов, рассматривание словаря с картинками, заучивание коротеньких стишков и песенок – все это будет способствовать запоминанию малышом иностранных слов. Если кроха не хочет повторять, настаивать не стоит – пассивное изучение не менее важно.

Основные плюсы и минусы методики

Как и любая другая, методика Сесиль Лупан имеет как положительные стороны, так и недочеты.

Плюсы методики:

  • одновременное гармоничное физическое, эстетическое и умственное развитие ребенка;
  • наиболее полное развития ребенка через органы чувств;
  • развитие общительности, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Минусы методики:

  • родители довольно много времени должны уделять малышу;
  • необходимость большого терпения, желания, хорошего настроения и общительности родителей для качественных занятий с ребенком;
  • не подходит для вспыльчивых, занятых, авторитарных родителей.

Большой популярностью пользуется книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя». В ней она дает практические рекомендации по развитию детей, рассказывает о себе и своей семье.

Источник