Поведение ребенка в 2 года на улице
Возбудимость, упрямство, истерики… Что с этим делать?
Содержание:
- Освоение речи
- Нормальные истерики: как с ними справляться?
- Рано- и поздноговорящие дети
- Любовь к традициям и важность режима
- Возбудимость — общая особенность возраста
- Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
- Негативизм и упрямство — признаки взросления
- Контакты со сверстниками
Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?
Освоение речи
Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.
И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: “что-что?”
Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.
Нормальные истерики: как с ними справляться?
В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.
Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.
Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?
Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?
Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.
Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: “Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…” А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.
Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.
Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: “Мама устала, мама хочет полежать”. Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.
Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово “я” уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как “переводчик с детского”.
Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.
Рано- и поздноговорящие дети
Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.
И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.
В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.
Любовь к традициям и важность режима
Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.
А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом “зеленом” диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
Возбудимость — общая особенность возраста
Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.
В родителях могут бороться две мысли. Первая: “Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет” — это из репертуара вседозволенности. И вторая: “Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…” — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.
Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.
Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.
Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый “закон заражения эмоциями”. То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу “успокойся”, когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.
Негативизм и упрямство — признаки взросления
Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать “бодаться” с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.
Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.
Контакты со сверстниками
Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.
Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.
Подведем итоги:
Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально “выключить”. Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.
Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.
Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.
Источник
Здравствуйте!
В прошлый раз мы разобрали тему запретов и ограничений, и сегодня приступим к практическому разбору. В комментариях Вы задали интересные вопросы, я постараюсь постепенно на них ответить.
А сегодня про прогулку! Уверена, что вы сейчас много времени проводите на улице. Тепло, солнечно… Но и на прогулке дети находят как нас «удивить». Что делать, если ребёнок не слушается на улице?
«Дочке 1.6 года, на улице не хочет сидеть в коляске, идти за руку тоже не хочет, часто убегает, приходится бросать коляску и бежать за ней, не слушается, если говоришь, что надо идти,
останавливается через каждый шаг и собирает всякую каку с земли (камни, травинки, крышки от бутылок), получается, что всю дорогу я ей только и говорю, что нельзя, брось, кака, иди сюда. Может поэтому она никак на это не реагирует и не слушается.
Если пытаюсь взять за руку и вести, начинает скандалить, плакать, падает на землю и истерит.»
Поведение на улице – это очень важный навык общего воспитания и послушания ребёнка. Многие полагают что, выйдя на улицу воспитание, заканчивается и можно позволить ребёнку делать всё, что душе угодно: убегать, собирать мусор, улыбаться незнакомым людям.
А песочница? А детская площадка?
Как написала мне одна мама — «когда я в первый раз оказалась на детской площадке, я была в шоке: это целый мир, со своими правилами и законами. Как себя там вести? Что делать, если ребёнка обижают?»
Согласна полностью – на детской площадке в первые годы жизни ребёнка маме расслабиться сложно – нужно быть начеку и следить за своим ребёнком + учить его разрешать спорные моменты.
Почему ребёнок не слушается на улице?
Что хочется сказать по письмам читательницы:
1. В 1,6 на улице вполне можно и нужно гулять ногами. Особенно если вы вышли на прогулку, а не по делам.
Зачем на улице коляска, если вы знаете, что дойдёте до ближайшей песочницы и там остановитесь?
Ребёнку сейчас нужно нарабатывать двигательный навык: много ходить, пытаться прыгать, бегать, шагать по ступенькам, пробовать ходить по бордюрам дорожным.
Не нужно лишать его этого.
Если вы идёте по делать – то обязательно озвучьте это ребёнку перед выходом на улицу. Говорите чётко и ясно: «Сейчас мы идём в магазин. Я тороплюсь, поэтому ты будешь ехать в коляске. Когда вернёмся, остановимся на площадке, и ты побегаешь».
Коляску стоит использовать только как одну из возможностей БЫСТРО добраться в нужное место и, например, закупить продукты и довезти их до дома.
В банки, на почту и другие места удобнее ходить пешком, а ребёнка нести на бедре. Причём часть дороги малыш может идти самостоятельно!
2. Идти за руку на улице – это НАВЫК!
Ребёнка этому нужно учить. Если вы особо не настаивали, то конечно ребёнку не понятно, зачем держать вас за руку. Но вы мама и вам виднее как вести себя на улице, поэтому можно ввести это правило и чётко ему следовать.
У нас через пару шагов от подъезда проходит квартальная дорога, поэтому правило приживается быстро. Опасно идти одной! Доходим до площадки за руку и потом уже отпускаем руку.
3. Ребёнок убегает, потому что нет чётких правил как вести себя на улице.
Это не к ребёнку претензия, а к сожалению к маме. Стоит начать с себя и прописать – какого поведения я жду от ребёнка на улице: что можно, а что запрещено.
4. Не слушается и не реагирует на ваше «надо».
Это нормально. Ведь надо – Вам, а не ей. У неё есть более увлекательные дела: крышечки, камушки, травинки. Разве можно это променять на надо?
Если вам действительно НАДО идти, то не стоит советоваться в этом с ребёнком. Вы просто берёте её на руки и говорите, куда вы сейчас идёте.
5. Вы правы в своём наблюдении – слишком много НЕЛЬЗЯ порождают непослушание.
Попробуйте запрещать только то, что опасно для жизни, а в остальных ситуациях придумывайте альтернативу. И обязательно выходя на площадку или найдя чистый островок – сознательно разрешайте ребёнку – «Ты можешь собирать камни», «Давай порвем травинки» — т. е. в вашем арсенале должны быть моменты не только запретов, но и полного разрешения!
Когда вы не просто молча позволяете собирать, кидать, искать, а именно озвучиваете это как ваше разрешение!
Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит:
Конечно, чтобы все эти рекомендации вы смогли успешно применить, лучше получить полную картинку с каких этапов начинается приучение ребёнка к хорошему поведению на улице, что делать в спорных ситуациях — для этого рекомендую обратить внимание на Аудиосеминар «Внимание: прогулка!»
Этот семинар для мам с детьми от 6 мес.
Благодаря ему вы сможете решить для себя такие важные вопросы:
- как научить ребёнка слушаться маму на улице;
- что делать если ребёнок убегает;
- как реагировать на незнакомых людей;
- как общаться в песочнице;
- как ходить по делам с ребёнком?
Всё самое актуальное в сжатые сроки: https://uroki4mam.ru/courses/progulka
Пожалуйста, в комментариях задавайте свои вопросы и делитесь ситуациями, с которыми вы сталкиваетесь на прогулке и не знаете, как правильно себя вести и реагировать?
Источник
Как научить малыша безопасному поведению на улице.
Содержание:
- Что такое следование?
- Начинаем: учим ходить за руку
- Второй навык: останавливаться и подходить на зов
- Как это работает?
- Плюсы следования
- Что делать, если…
Следование… Это понятие вошло в наш обиход из книги Ж.Ледлофф “Как вырастить ребенка счастливым” и от специалистов некогда популярного родительского центра “Рожана”.
Трактовка поведения следования “от Рожаны” была примерно следующей: “Такое поведение ребенка, когда он, не отставая и не отвлекаясь, следует за мамой, пока она идет куда-то по своим делам. Он не бежит на проезжую часть и не уходит в кусты посмотреть на что-то интересное — он сам отвечает за то, чтобы не отстать от мамы. Такое поведение обусловлено инстинктом следования — инстинктом, который отвечает за выживание детеныша человека в естественной среде”.
Этот подход был неоднократно раскритикован (у меня он тоже вызывал и сомнения, и неприятие, отталкивало авторитарное поведение мамы и “дрессировка” ребенка), но все же стал широко известен — так как никакой альтернативы ему не было. В самом деле: как добиться того, чтобы научившийся ходить ребенок двигался вместе с мамой?
Что такое следование?
Наблюдения за поведением детей в городе (пока сын был еще мал для самостоятельных прогулок) убедили меня, что следование — вещь нужная и полезная. И может быть, в городе даже более нужная и полезная, чем в сельской местности или в среде обитания племени екуана. Поэтому когда моему сыну исполнился год, я всерьез задумалась о том, как научить его адекватному и безопасному поведению на улице.
Пришлось идти на ощупь, пробовать популярные советы от “Рожаны” и экспериментировать, исходя из своих соображений. И, к моему приятному удивлению, когда моему сыну сравнялось два года, я почувствовала, как удобно и спокойно быть уверенной в своем ребенке. Уверенной в том, что он не кинется на проезжую часть, не убежит, стоит мне отпустить его руку. Уверенной в том, что я могу спокойно делать покупки, не держать одной рукой ребенка и знать, что он никуда не денется, пока я рассчитываюсь с продавцом.
Проанализировав свой опыт, я поняла, что практическим путем нашла свой способ обучения ребенка следованию. Способ, довольно сильно отличающийся от того, который был мне известен, — отличающийся и целями, и методами и даже внутренней философией, не побоюсь этого слова.
В частности, для меня оказалась неподходящей позиция “ребенок должен нести ответственность за то, чтобы не отстать от мамы”. Напротив, я всегда исходила из того, что именно взрослый несет за ребенка ответственность в потенциально опасной среде. Также мне не показалось хорошим решением обучать ребенка следовать за мамой с помощью окружающих, которые возвращают отошедшего ребенка маме и побуждают его следовать за ней, — уж очень пассивной и безответственной выглядит в такой позиции мама.
Главной целью обучения следованию для меня стала такая цель: научить своего ребенка вне безопасной привычной среды, на городских улицах полностью в своем поведении ориентироваться на меня — не для того, чтобы не потеряться, а для того, чтобы по моей реакции определять, что можно сейчас делать, а что — нет. Чтобы ребенок держался рядом со мной не из страха, а по привычке, потому что “здесь, на улице, так принято себя вести”.
Описывая свой опыт, я буду привычно пользоваться словом “следование”, но вначале хочу дать свое определение. Следование — это совместная деятельность ребенка и мамы по освоению пространства вне дома.
Следование — важнейшая для ребенка возрастная сфера, наравне с освоением самостоятельной гигиены. По важности эти две сферы равны, по опыту — полярны. Гигиена дает ребенку пространство для инициативы и проявления своих возможностей. Следование дает ребенку опыт комфортной ведомой, зависимой позиции, учит соглашаться отдавать инициативу маме, полностью полагаться на неё, доверять и зависеть от неё в своих действиях больше обычного.
Следование как совместная деятельность учит ребенка не столько “не убегать”, сколько ориентироваться на маму и передавать ей свою инициативу в освоении пространства. В совместной деятельности вообще основное — это подражание, “я как мама”. Следование дает следующий шаг для развития психики и личности — ребенок не просто подражает, но еще и активно учится, находясь в ведомой позиции.
То есть когда, например, мама с ребенком моет посуду или еще чем-то занимается, она его не учит специально — в основном ребенок сам берет и повторяет за мамой, изредка мама ему что-то показывает. Следование — такой вид совместной деятельности, где мама полностью берет на себя ответственность и учит ребенка непрерывно, до тех пор, пока он не осваивает основы поведения на улице в совершенстве. Пространство вне дома является для ребенка очень насыщенной информационной средой. Для мамы важно максимально полно знакомить ребенка со средой и расставлять ориентиры.
Начинаем: учим ходить за руку
Готовность ребенка к освоению поведения вне дома определяется тем, умеет ли он ходить за руку с мамой. Некоторые дети изначально охотно соглашаются ходить за руку, других и этому надо учить — годовалые дети очень чувствительны к границам и из-за этого могут воспринимать хождение за руку как посягательство на личную неприкосновенность.
У меня сын был таким — хотя пошел он в 9 месяцев, но за руку стал ходить со мной только после 1 года 3 месяцев. Я удачно воспользовалась зимними прогулками, когда Юра был вынужден держаться за мою руку из-за сугробов и скользких дорожек. Так и привык, и к теплому времени года уже уверенно держался за мою руку и не протестовал.
В общем, пока ребенок не ходит за руку — носим на руках, коляска — только лицом к маме. Если уже умеет ходить, но за руку не держится — сначала учим ходить за руку, потом начинаем ходить на прогулки. Ходит за руку — выходим осваивать улицу.
Двор своего дома или огороженная детская площадка для следования не подходят, так как пространство, скажем так, не агрессивное, защищенное. В таком пространстве ребенок может проявлять инициативу и реализовывать познавательную активность сколько хочет. Т.е. для того чтобы реализовать концепцию следования, надо выходить в незащищенную среду — ходить по тротуарам, ходить в магазины и т.п.
Сначала ребенок ходит строго за руку, гуляет вокруг мамы — только в безопасном пространстве. Хождение надо много тренировать — это навык, который закрепляется постоянными повторениями, как, впрочем, и любой другой в возрасте от года до двух. Собственно говоря, никакого другого способа для таких малышей что-либо закрепить просто не бывает!
Если ребенок вырывает руку или быстро устает и просится на ручки — несем его мелкими перебежками. Пронесли — прошли, пронесли — прошли. Носим только в удобном для ребенка положении. Если вы читали советы противоположного толка, то, я думаю, вам будет полезно узнать, что мамины руки и мамины объятия не должны ассоциироваться у крохи с напряжением, неудобством и подавлением. Только с комфортом и надежным пристанищем, иначе поводов убегать от мамы и не обращать внимания на её призывы будет еще больше.
Второй навык: останавливаться и подходить на зов
Когда малыш привыкает ходить за руку, мама очерчивает вокруг себя мысленно небольшой круг, в котором ребенок может осваивать пространство. Это уже к полутора годам или даже чуть позже — прямой физический контакт за руку сменяется контактом глаз и контактом через речь. В том случае, если такой вид связи с ребенком уже хорошо освоен.
Как это выглядит? Мама и ребенок постоянно смотрят друг на друга, ловят взгляд друг друга, мама сопровождает все действия ребенка словами. К этому моменту ребенок уже должен уметь останавливаться по слову “Стой” и подходить после слова “Иди ко мне” (годятся любые другие слова, подходящие по ситуации). Это второе, чему ребенка надо научить после хождения за руку: останавливаться и подходить на зов. Особенно это важно для темпераментных и возбудимых детей, которым трудно сосредотачиваться. Чем активнее ребенок, тем важнее для него четко ощущать границу — слово “стой”.
Как это работает?
Итак, в зависимости от защищенности пространства мама или ведет ребенка за руку (по тротуару, например), или отпускает в “свободное плавание” (на закрытой площадке), или очерчивает вокруг себя круг, внутри которого ребенок может находиться, не теряя при этом визуальный контакт с мамой (в парке, например).
Чуть ребенок переступает границу маминого мысленного круга — она его останавливает и возвращает, вначале физически и словами, потом только словами. Чем старше ребенок, тем шире может быть этот круг. На закрытой площадке или во дворе роль круга может играть забор, на оживленной улице — это четко рука мамы или её юбка (если нужна свободная рука, можно ребенка попросить держаться за юбку).
Если ребенок видит что-то интересное, что его манит, — он вначале смотрит на маму, на её реакцию. А потом либо подходит к ней ближе, если мама дает ему сигнал, что туда не надо ходить, либо мама замечает интерес ребенка и сама начинает двигаться в сторону того, что заинтересовало ребенка. Таким образом, ребенок в принципе не пересекает этот воображаемый круг вокруг мамы. Он может маме показать на что-то интересное, но инициатива и ответственность всегда полностью на маме: мама определяет, можно ли переместиться в какую-либо сторону, идет туда или не идет, и ребенок таким образом либо получает возможность исследовать пространство, либо получает сигнал о том, что подобных мест/предметов нужно избегать.
Плюсы следования
Следование как навык полностью сформировывается к двум годам, до этого возраста нет смысла говорить, что у мамы с ребенком есть проблемы со следованием или нарушения привязанности. Но учить следовать обязательно нужно — это важно и для безопасности, и для развития и куда важнее, чем любое другое обучение в этом возрасте. Некоторые мамы умудряются к двум годам натаскать ребенка на алфавит или счет, но совсем не учат поведению в разных местах. А после двух дети ох как быстро могут убегать!
Коляску вперед лицом, по моим ощущениям, можно использовать не раньше полутора, а лучше — после двух лет, когда поведение следования уже полностью закрепилось. От эпизодических прогулок в коляске следование не пострадает, но все-таки стоит помнить, что навык следовать за взрослыми закрепляется регулярными многократными повторениями, т.е. чтобы ребенок следовал — надо ходить с ним побольше, а не просто гулять в одних и тех же безопасных местах.
Закрепленный навык следования хорошо способствует укреплению и развитию привязанности. Привязанность, в свою очередь, еще лучше мотивирует ребенка держаться недалеко от своих близких. “Хорошо привязанный” ребенок от мамы далеко не отойдет, потому что ему это не нужно и не интересно: привязанность — этот тот эластичный шнур, который удерживает людей рядом друг с другом.
Что делать, если…
И в заключение приведу здесь несколько наиболее часто задаваемых вопросов, на которые мне приходилось отвечать в разговорах про обучение ребенка следованию.
— Нормально ли, когда ребенок тащит за руку маму туда, куда ему хочется? Поощрять или пресекать такое поведение?
— Я считаю, что такое поведение на прогулке нормально и даже желательно для малышей младше двух лет. Ребенок не просто идет, куда хочет — он при этом сохраняет максимально прочную связь с мамой, несмотря на захватившее его страстное желание двигаться в сторону какого-то предмета или явления. Не думаю, что стоит этого бояться и пресекать. Напротив, ребенок, который привлекает внимание мамы к тому, что ему интересно, помнит о том, что именно мама (или папа) — это тот человек, который должен участвовать во всем, что происходит с малышом. А значит, связь прочна, и все на своих местах.
— Является ли ошибкой периодически ходить за ребенком, если он в “свободном плавании”?
— Если зона безопасная, огороженная, изученная — только тогда можно свободное плавание осуществить. И тогда можно и ходить за ребенком, если интересно, но не с целью оберегать (раз безопасно, значит, оберегать не надо), а просто за компанию, а можно сидеть на скамеечке и т.п. Если зона потенциально небезопасная — действует “правило круга”: когда ребенок заступает за мысленную черту, мама подзывает ребенка, и если считает возможным, дальше мама с ребенком продолжают путь в интересном ребенку направлении уже за руку или поддерживая контакт глазами и словами, т.е. обсуждая направление движения и его цель.
— А ребенок сам как-то сможет дифференцировать, почему мама у дороги не отпускает руку, а в парке можно уйти далеко?
— Да, ребенок со временем может сам дифференцировать, почему тут — так, а тут — вот так. Окружающаяся среда ведь меняется, ребенок связывает: если тихо, парк, дорожки, то можно бегать вокруг мамы и т.п., а если шумно и много людей, то мама держит за руку. А если заборчик — то можно внутри заборчика бегать, а за заборчик без мамы — нельзя и т.п.
Но сам определять нужное поведение он пока не в состоянии, поэтому должен доверить маме эту функцию — определять, как себя здесь можно вести. Собственно говоря, это цель нашего обучения: научить ребенка связывать разные условия с разным поведением и доверять функцию слежения за окружающей средой маме.
Источник