Поведение ребенка 3 года жизни

Поведение ребенка 3 года жизни thumbnail

В 3 года ребенок по-прежнему радует, удивляет и забавляет родителей, но произвести впечатление на взрослых так, как это получалось в первые месяцы жизни, у него уже не выходит. Так, раньше мама и папа восторгались всем, начиная от первой улыбки и заканчивая первыми шагами и первым словом, словно ребенок сделал небывалое достижение. А в 3 года родители привыкают к тому, что малыш уже многое умеет, активно развивается и не требует такого контроля и ухода, как раньше. Результат – пусть несознательное, но уменьшение внимания. ребенок 3 года психология особенности поведенияЕстественно, что ребенок это замечает, и в соответствии с этим появляются некие новые особенности его поведения, свойственные именно трехлеткам.

Отношения между взрослым и малышом становятся нестабильными. Инициатором ссор и конфликтов в основном становится ребенок. Его настроение непостоянно, он попеременно испытывает радость и печаль, скуку и эмоциональное перевозбуждение.

Кроха в 3 года начинает осознавать, что мир не вращается вокруг него одного и у родителей, для которых на протяжении долгих месяцев он был самым главным и важным человечком на свете, есть свои дела, свои разговоры, куда его могут не допускать. Это понимание выводит из себя малыша, заставляет его злиться, терять контроль над эмоциями, тосковать и пытаться все вернуть на свои места.ребенок 3 года психология особенности поведения Такие особенности поведения малыша в 3 года можно охарактеризовать просто: это кризис третьего года жизни.

Кризис – сложный период в жизни ребенка и его семьи, но он обязательно пройдет. Именно поэтому родителям нужно быть готовыми к его проявлениям, выработать для себя правильную линию поведения и постараться повременить с детским садом, который может только усугубить ситуацию.

Об особенностях кризиса трехлеток

«Кризис» как понятие в психологии не имеет негативного посыла. Скорее речь идет о кратковременном активном видимом периоде, на протяжении которого с личностью человека происходят стремительные изменения. Кризис не возникает внезапно. Изменения личности копятся ребенок 3 года психология особенности поведенияна протяжении продолжительного времени и, когда наступает пора, начинается перестройка сознания и личности, в данном случае – трехлетнего ребенка.

Кризис – это необходимый переход от одного этапа развития ребенка к следующему. Поэтому избежать его не получится. Другое дело, что проявляется кризис в каждом случае индивидуально. Один ребенок реагирует на изменения остро и болезненно, другой переживает новый этап своей жизни относительно спокойно.

В 3 года, когда развитие малыша переходит на новый уровень, кризис – это момент появления на свет новой, полноценной личности. Именно в это время психология малыша позволяет ему осознавать себя как самостоятельного человека, учиться принимать нормы социального поведения, нащупывать границы дозволенного. В такой период маленький человек начинает строить новую систему отношений с окружающим его миром и людьми.

Продолжительность кризиса, а также степень его интенсивности будут иметь прямую связь с поведением взрослых и их реакцией на поведение ребенка.

Ниже будут описаны основные особенности поведения малышей, характерные для этого возрастного периода.

Негативизм – одно из основных проявлений кризиса

Под влиянием негативизма малыш начинает вести себя непривычным для родителей образом. Особенность его – это отказ поступать так, ребенок 3 года психология особенности поведениякак его просят взрослые, часто даже вопреки своему желанию и лишь потому, что он не хочет выполнять просьбы.

В особенно тяжелых ситуациях, когда негативизм ребенка яркий и безапелляционный, общение с ним может зайти в тупик. Малыш будет говорить и делать все наоборот, не задумываясь о том, действительно ли он этого хочет, и о последствиях такого поведения.

Часто взрослые считают, что негативизм – это еще одно проявление непослушания. На самом деле это не так. Психология непослушания ребенка подразумевает его отказ от выполнения поручений или требований взрослых только потому, что он чего-то делать не хочет, занят чем-то более для него важным или просто элементарно ленится. В случае с негативизмом кроха противится воле взрослых даже в ущерб личным желаниям, независимо от содержания просьбы.

Стоит отметить некую особенность негативизма – его избирательность. Это означает, что в 3 года малыш противится поручениям и просьбам только некоторых взрослых, например одного из родителей или сразу обоих. При этом с остальными представителямиребенок 3 года психология особенности поведения мира взрослых малыши отлично ладят и с удовольствием идут на контакт, выполняя просьбы и поручения.

Мощным провоцирующим фактором проявления острого негативизма является жесткая авторитарная манера обращения с ребенком. Каждый раз, выслушивая замечания в приказном тоне, малыш может отказываться от послушания, отстаивая принципиальную позицию независимой от указов личности.

Проявление упрямства во время кризиса

Что таит в себе психология упрямого малыша? Обычно такие дети настаивают на своем каждый раз только для того, чтобы отстоять свое мнение, а вовсе не потому, что они в этом заинтересованы. Так, например, когда мама будет утром звать малыша завтракать, он может упрямо отказываться от этого, несмотря на то, что ужеребенок 3 года психология особенности поведения проголодался. Таким образом ребенок хочет доказать себе и взрослым, что он вполне взрослый и самостоятельный и может сам принимать решения.

Родители, в таких ситуациях пытающиеся подавить «я» ребенка, только навредят ему. Пользуясь авторитетом, а порой и силой, взрослые усугубляют проявление упрямства, не оставляя малышу шансов найти выход из ситуации без потери личного достоинства.

О проявлениях строптивости и своеволия

Многие путают понятия «негативизм» и «строптивость». На самом деле это далеко не одно и то же. В отличие от негативизма строптивость не связана с каким-либо конкретным человеком. Обычно строптивые дети протестуют против всего, что их окружает, начиная от режима дня и заканчивая меню и выбором места для прогулок.

Таким образом,ребенок 3 года психология особенности поведения в маленьком человечке зарождается бунтарь, который не желает жить так, как жил раньше, и всей душой жаждет перемен. Так же как и в случае с упрямством, строптивость больше проявляется у детей, которых взрослые воспитывают в жесткой манере.

Своеволие – это искреннее желание ребенка все делать самостоятельно, причем для него не важно, справится он с заданием или нет. Проявление своеволия в три года – нормальное явление. Именно так, пробуя себя в разных сферах деятельности, малыш рано или поздно научится быть самостоятельным.

Бунт и обесценивание – дополнительные проявления кризиса

Эти симптомы кризиса проявляются не так ярко, как предыдущие, и не во всех случаях. Бунтуют обычно особенно чувствительные дети, которые не могут ребенок 3 года психология особенности поведенияв этот период найти общего языка со взрослыми, в первую очередь с родителями, поэтому самостоятельно провоцируют конфликты.

Часто бунты сопровождаются обесцениванием, в результате чего для малыша теряют ценность когда-то важные для него вещи, люди, нормы поведения. Малыш может сознательно произносить прилюдно ругательные слова, плохо относиться к игрушкам и личным вещам, как к своим, так и родительским, обзываться, отказываться спать в своей комнате или на своей кроватке и так далее.

О проявлении деспотизма

Деспотами в период кризиса трех лет часто становятся малыши, которые в семье не имеют сестер и братьев. Воспитанные в избытке любви и заботы, такие дети желают, чтобы все оставалось так, как было, поэтому основной их целью является подчинение себе взрослых, которые будут ребенок 3 года психология особенности поведениявыполнять любые их прихоти. В таких цель малыша – стать главным в семье человеком, который будет диктовать свои правила.

Итак, подытоживая, отметим, что кризис – это сложный период, в первую очередь для самих детей. Конфликтуя с близкими, отстаивая свое мнение, переоценивая ценности, малыш хочет одного: стать самостоятельным человеком, которому родители будут доверять во всех отношениях.

Сталкиваясь с непониманием и нежеланием взрослых доверять, малыши протестуют. Естественно, что родители должны понимать психологию малышей в этот период и тщательно выбирать надежную и результативную тактику поведения.

Что нужно знать родителям?

Самое главное – не пытаться подавить «я» малыша с помощью угроз и уж тем более физической силы, унизительных ребенок 3 года психология особенности поведениянаказаний. Чем больше родители будут пытаться подавлять личность ребенка, тем больше он будет им противиться.

Нужно понимать, что в 3 года у детей особенно активно протекает психосексуальное развитие. Малыши начинают осознавать свою половую принадлежность, что некоторым образом влияет на их отношения с окружающими.

Противоречиво в этот период отношение ребенка к маме. Малыш чувствует агрессию, проявляет упрямство и в то же время нуждается в ее поддержке и близости. Неудивительно, что именно в это время кроха может нарочно пытаться обидеть маму для того, чтобы проверить, будет ли она его любить после плохих поступков или нет.

Если реакцией матери на такое поведение будет наказание или выговор, то ребенок будет чувствовать себя несчастным, нелюбимым, что, в свою очередь, усилит проявление вышеописанных качеств.

Чтобы успокоить малыша в этот непростой жизненный период, можно предлагать ему игры:

  • с водой;
  • с камнями;ребенок 3 года психология особенности поведения
  • с песком;
  • с красками;
  • с кубиками, которые можно выстраивать и разрушать;
  • с бумагой, которую можно рвать на куски;
  • с шумными музыкальными инструментами.

Все эти развлечения помогут малышу снять стресс, поднимут ему настроение и отвлекут от грустных мыслей. Также здорово будет устроить с ребенком импровизированные бои с подушками или шариками из бумаги, поролона, легкого пластика, в ходе которых он сможет избавиться от чувства агрессии.

Важным этапом завершения кризиса в 3 года станет способность малыша контролировать свои импульсы, принимая себя как личность.

Как правильно вести себя родителям?

Главная ошибка взрослых в период кризиса 3 лет – общение с детьми как со взрослыми. Родители ребенок 3 года психология особенности поведениятвердо верят в то, что раз ребенок умеет говорить, значит, способен понять то, что ему объясняют.

В результате они начинают ему рассказывать о том, что делать можно, что нельзя, приводить логические доводы, убеждать так, как убеждали бы взрослого человека. На самом деле совсем не обязательно приводить доводы, оправдывающие запрет. Если запрет есть, то он должен быть постоянным и не зависеть ни от чего.

Ниже приведены полезные рекомендации, которые помогут легче пережить сложный переходный возраст ребенка в 3 года.

  1. Если родители что-то запрещают, они обязательно должны предложить альтернативный вариант. Это необходимо для того, чтобы не спровоцировать у малыша проявление негативизма.
  2. Предлагая малышуребенок 3 года психология особенности поведения альтернативные варианты, нужно оставить окончательный выбор за ним. Свобода выбора поможет крохе вырасти самостоятельным человеком, уверенным в себе и своих решениях. В 3 года ребенок уже в состоянии выбрать, во что он оденется, в какое время будет есть, какими аксессуарами воспользуется. Важно не смеяться и не критиковать выбор крохи, воспринимая его с уважением и на полном серьезе.
  3. Необходимо поручать ребенку небольшие задания по дому. Например, кроха может ухаживать за домашним питомцем, помогать накрывать и убирать со стола, вытирать посуду, пыль и так далее. Прежде чем поручить малышу что-либо, предложите ему несколько вариантов дел на выбор – пусть выберет самое интересное для себя.

Последствия халатного отношения к проблемам кризиса трех лет

Если взрослые не проявят понимания в сложный период взросления ребенка, он, скорее всего, разочаруется не только в семье, но и во всем окружающем мире, отношения с которым у крохи могут серьезно расстроиться.

Если у малыша появится брат или сестра, которому родители будут вынуждены уделять много времени, нужно будет стараться не обделять его вниманием, приобщая к уходу за новорожденным.

Считается, что 3 года – это самое подходящее время для оформления малыша в детский сад. На самом деле это не совсем так. Переживая сложные моменты в своей жизни, малыши могут соотнести такой поступок родителей с предательством и затаить на них злость и обиду.

Необходимо будет побеседовать с ребенком о том, действительно ли он хочет сейчас ходить в детский сад, привлекает ли его перспектива новых знакомств, времяпровождения вне дома, после чего сделать соответствующие выводы и назначить подходящую дату для этого важного события.

Источник

Психология детей в 3 года- сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.

Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис

фото 1286

В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.

Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.

Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.

Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса – узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет – «Это Я».

Перечень главных признаков кризиса представлен:

  • негативом;
  • упрямством, строптивостью;
  • своеволием;
  • деспотичным поведением;
  • обесцениваем взрослых;
  • истерическими припадками.

Значение родительского запрета

Запрет -граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией- он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка – злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета- привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано – если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое – это тип нервной системы, данный природой, второе- это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые – они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Холерик

Ребенок с таким темпераментом – вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых- быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

Трудности воспитания

Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.

фото 1287

Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.

Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.

Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.

Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:

  1. Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
  2. Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.

Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4-5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.

Как правильно выйти из кризиса

Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка – естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:

  • развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
  • наблюдается подражание старшим;
  • развивается социализация;
  • формируется базовое понятие ощущения безопасности.

В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.

Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.

Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.

Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.

Использование положительного примера для воспитания

Пережив кризис, важно понимать, что ребенок – отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.

Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.

фото 1288

Психолог поможет

Если родители не преуспевают в воспитании ребенка, им лучше посетить детского или семейного психолога. Под руководством специалиста семья сможет найти источники проблем, искоренить их. Возможно, эффект появиться не сразу, но работа над собой и желание добиться успеха поможет исправить даже сложную ситуацию.

Источник